Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка thumbnail

Логопедические занятия для детей 3 лет

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй – для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.
Читайте также:  Методики для развития внимания ребенка

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

В следующем видео предлагается артикуляционная гимнастика от логопеда, которая поможет быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук – такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» – необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком …» – игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук …» – развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Читайте также:  Основные задачи диагностики развития ребенка

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Хочется посоветовать авторов, произведения которых наиболее понятны и интересны детям. Это А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С.Маршак, А.Пушкин и др.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное – систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям.

Развитие речи детей 3 года в доме ребенка

Пример логопедических занятий с ребенком в 3 года вы можете увидеть в следующих видео.

Источник

лариса пискарева
Конспект НОД по развитию речи для детей 2–3 лет в доме ребёнка «К Мишке в гости»

Государственное учреждение здравоохранения

«Тульский областной специализированный дом ребенка для

детей с органическим поражением центральной нервной системы

с нарушением психики №1»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

в образовательной области «Развитие речи»

для детей 2-3 лет

Тема: «К Мишке в гости»

Автор: Пискарёва Лариса Викторовна

Должность: воспитатель

Тула

2019

Организационно методическая информация

№ Организационно методическая информация

1 Тема образовательной деятельности «К гости к Мишке»

2 Доминирующая образовательная область Речевое развитие

3 Виды деятельности детей Игровая (игра с Мишкой,коммуникативная (общение с Мишкой, речевое развитие (повторение слов, восприятие художественной литературы и малых форм фольклора, двигательная активность (физкультминутка, подвижная игра, художественно-творческая деятельность (рисование пальчиковыми красками)

4 Методы и приёмы Наглядные: рассматривание игрушки, показ движений.

Словесные: чтение стихотворений, беседа, напоминание, поощрение, вопросы к детям.

Практические: дидактическая игра»Узнай, где Мишка?»,

5 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие: развивать познавательные интересы детей,

Социально- коммуникативное: развитие игровой деятельности, формирование положительного отношения к себе.

Речевое развитие: продолжать учить понимать слова, активизировать и обогощать словарь детей.

Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Художественно-эстетическое развитие: учить рисовать пальчиковыми красками.

6 Возрастная группа Дети раннего возраста (2-3 года)

7 Цель Продолжать развивать речь детей посредством знакомства с игрушечным мишкой. Создать условия для свободного выбора действий ребёнка.

8 Задачи обучающие

1 Учить находить знакомый предмет на картинке среди 4 знакомых картинок, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией.

2. Способствовать закреплению умения совершать действия с предметами

3. Учить выполнять подражательные движения в соответствии с текстом игр.

Развивающие:

1. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу.

2. Расширять представления о животных.

3. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

4. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

.Воспитательные:

1Ввоспитывать аккуратность в работе с красками.

2. Воспитывать доброе отношение к животным,

3. Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом.

Педагогические технологии,

используемые на занятии:

Здоровьесберегающая технология: обеспечение социально – психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со взрослым). Динамическая пауза, музыкотерапия

Читайте также:  Диски для развития ребенка 4 лет

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми: организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

10 Словарная работа 1. Формировать четкое произношение звука «э»;

2. Закреплять использование в активной речи звукоподражание «топ-топ»

3.Обогощение словаря: нос, глаза. Уши, мишка, шишка.

11 Организация среды для проведения

занятия (образовательной

деятельности)

1 Домик, игрушка Мишка, Корзина с шишками, пёрышко, лист с рисунком стебелька, пальчиковые краски.

12 Подготовка к образовательной

деятельности на занятии в

режимные моменты. 1. Разучивание имитационных движений, изображающих неуклюжую ходьбу медведя.

2. Игра «Мишка косолапый»

3. Игра с пёрышком.

4. Собери шишки на улице.

5Рисование пальчиковыми красками.

Структура НОД

I Вводная часть. 2 минуты.

1. Сюрпризный момент.

2. Динамическая пауза «Поезд»

II.Основная часть: 6 минут

– Рассматривание игрушки Мишки.

-Игра»Подуем на пёрышко»

– Физкультминутка «Мишка косолапый»

-Игра «Найди мишку»

– Рисование ягод пальчиковыми красками.

III.Заключительная часть: 2 минуты

-обобщение воспитателя

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель привлекает внимание детейи радостным голосом говорит:

Ребята! Какое замечательное сегодня утро, правда? Солнышко светит в окошко. Да?

Дети: Да!

Сегодня мы с вами отправимся в лес на паровозе. Как паровоз едет? Чух- чух. Повторяйте за мной. Чух-чух. Встанем паровозиком и поедем. Ту-ту-ту (если у них не получается друг за другом я беру их за руки)

Песня» Паровозик»

Паровоз,паровоз

Новенький,блестящий,

Кто едет в поезде

Вика и Никита

В гости поехали

Все детишки к Мишке.

II Мотивация к деятельности.Воспитатель: Ребята, посмотрите это домик Мишки. – Топ-топ-топ, топ-топ-топ, это кто же к нам идет?

Из-за домика появляется мишка.

– Дети, кто же к нам пришел? Как топает мишка? (Педагог побуждает к ответу каждого ребенка).

Мишка умеет петь песенку.

Мишка ротик открывает,

Мишка песню напевает: «Э-э-э!»

Шире ротик открывай,

И Мишутке подпевай:

«Э-э-э-э!»

Дети произносят звукоподражание сначала хором, затем воспитатель побуждает произнести звук каждого ребенка, следя за четкостью произнесения.

Молодцы! Посмотрите, у медведя есть глазки? А у вас есть глазки? У медведя есть носик? А у вас где носик? У медведя есть ушки? А у вас где ушки (и т. д.) (дети показывают части тел). Молодцы, вы всё показали.

III Самостоятельная деятельность детей

Развитие произвольного выдоха. Игра «Подуем на перышко».

Мишка что-то принес нам.

Мишка шел, шел, шел,

Мишка перышки нашел.

– А что делать с перышками, мишка не знает. Сейчас детки подуют на перышки, и перышки полетят. Вытягиваем губки в трубочку. Посмотрите на меня.

Воспитатель. Все пёрышки улетели. Молодцы.

Мишутка хочет играть, поиграем с ним?

Физкульминутка «Мишка».

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою – топ! (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Развитие активного и пассивного словарного запаса, зрительного внимания.

Игра «Найди мишку

– А еще мишка принес картинки. Он не знает, где его картинка. Найдите мишке его картинку.

Воспитатель помещает на доску 4 картинки с изображением мишки, куклы, собачки, кошки. поощряет называние картинок детьми доступными им средствами. Дети подходят к доске, выбирают нужную картинку. Остальные картинки воспитатель убирает.

– Кто нарисован на картинке? (Дети произносят слово или звукоподражание. Педагог побуждает к ответу каждого ребенка).

– Вот, мишка, твоя картинка.

Воспитатель показывает картинку мишке. Мишка благодарит детей.

А теперь мы тоже нарисуем мишке рисунок. Подойдите к столу. у нас есть красная краска. Мы будем пальчик опускать в краску и рисовать ягодки Посмотрите, как я рисую. Теперь вы. Ягодки получаются красного цвета. Молодцы!.(помогаю каждому ребёнку, держа его руку в своей) Молодцы! Какие красивые получились ягодки.

Воспитатель. Очень красивая картина получилась. Отнеси Вика её мишке. Ему пора домой. Мишутке так понравилась с вами играть.

IV Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мишка так рад, что мы к нему в гости сегодня пришли. Ему очень понравилось,как вы играли: и с пёрышком, пели с ним песенку Как пели эээ. (Слушаю ответы детей, играли в игру Вспомните, как мишка ходит. Топ топ. (смотрю на детей, рисовали ему ягодки. Вы – молодцы!Давайте погладим себя по головушке и скажем: «Я- Молодец!» Давайте скажем мишке «Спасибо» и «До свидание

Дети встают паровозиком, машут Мишутке и уезжают

Загудел паровоз и вагончики повёз

Чу-чу-чу-чу, далеко я укачу.

Источник