Развитие речевой культуры ребенка в семье
Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Аннотация
В статье изучаются речевые традиции семьи и их значение в формировании языковой картины мира ребенка. На основе комплексного педагогического подхода анализируются традиции русского речевого этикета как средства формирования личности маленького человека.
Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy
Abstract
In this paper speech traditions family and their importance in shaping the linguistic world of the child. Based on an integrated pedagogical approach examines the traditions of Russian speech etiquette as a means of identity formation a little man.
Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Формирование речевой культуры ребенка в семье // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3164 (дата обращения: 14.09.2020).
Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины.
И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.
Об этой удивительной способности человека познавать «живую плоть предметов и явлений, даруя ей имена» (А. Тарковский) упоминается еще в Библии. Ветхозаветный Адам получает от Бога право назвать своими именами все Его творения. Таким образом, через этот дар слова человек становится со-работником Всевышнего. Когда же, выполнив волю Творца, первый человек оглядывается вокруг, то он искренне удивляется красоте и величию мира, в котором ему предстоит жить.
Возможно, близкий к этому дар словотворчества мы можем наблюдать в раннем детском возрасте. Поэтому так важно в этот период научить ребенка не только словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но – главное – научить его различать семантическое значение слов и выражений, то есть умению отличить доброе высказывание от дурного.
Ведь одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.
Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.
Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.
Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания [1].
Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [2].
Анализируя данные обстоятельства, следует обратить внимание на проблему определяющего влияния семьи на формирование речевой культуры ребенка.
Следует отметить, что речевая культура неразрывно связана с таким явлением как речевой этикет(термин В.Г. Костомарова) – одним из направлений языкознания, изучающим национальную специфику речевой вежливости. «Смысл речевого этикета, – пишет Т.В. Матвеева, – сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованием речевой ситуации и национально-культурной традицией» [3, с. 289].
Как отмечает автор «Словаря русского речевого этикета» А.Г. Балакай: «Отличительная особенность семантики этикетных слов и выражений заключается в том, что они являются не столько знаками, называющими понятия, сколько знаками-перформативами (словами-поступками)» [4, с. 4].
Таким образом, речевой этикет понимается нами как важнейшая часть культуры, в которой заложена созидательная сила народа. Ведь это не только и не столько слова-формулы, закосневшие в языке, а по своей сути высказывания, с ярко выраженной положительной семантикой.
Исходя из этого, в русском речевом этикете можно выделить особую группу высказываний, близких по коммуникативному намерению к перформативам – словам-поступкам, и обозначить ее как традиционные благопожелательные высказывания.
«Под традиционным высказыванием понимается традиционный способ выражения в языке какого-либо речевого намерения, – читаем в статье В.В. Плешаковой «Традиционные формы русской речи как национальное достояние» [5, с. 32].
Характерными примерами таких традиционных высказываний могут служить благопожелания, благословения, благообращения, молитвенные прошения, наставления, советы, благодарения, приветствия и просьбы.
Изучение благопожелательных высказываний свидетельствует о высоких духовно-нравственных традициях народа. Как правило, по своему коммуникативному намерению такие выражения предназначены для пожеланий в чей-либо адрес осуществления какого-либо блага, причем часто это благо для собеседника испрашивается у Бога:
– благопожелания: «дай Бог тебе здоровья», «храни тебя Господь», «будь счастлив», «да будет тебе день в радость», «желаем вам мира и здоровья», «в час вам добрый»; «ешьте на здоровье и другие;
– благословения (дар родителям по отношению к детям и священству по отношению к пастве): «мир вам», «благословен будь», «Бог благословит доброе творить»;
– благообращения: «радость моя», «голубушка», «милый мой», «солнышко ясное»;
– молитвенные прошения: «Господи, спаси и помилуй»;
– наставления: «береги платье снову, а честь смолоду», «так и поступай … не обижай никогда людей»;
– советы: «мой совет тебе: живи, смекая себя, а за другими не тянись»;
– благодарения: «спасибо», «благодарю вас»;
– приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «с добрым утром»;
– просьбы: «помоги мне, пожалуйста», «извините меня», «простите за беспокойство».
Безусловно, использование таких благопожелательных высказываний в речи способно оказать существенное влияние на формирование положительно окрашенной речевой культуры личности. Ведь исходя из лингво-философского осмысления данного понятия, речевая культура антропологична по своей сути, представляя собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями и проявляясь в текстах, создаваемых данным человеком.
Поэтому обучение детей основам русских традиционных благопожелательных высказываний является важнейшей воспитательной задачей, стоящей перед современной семьей.
Такое воспитание можно осуществлять и на материале устного народного творчества, которые пронизано национальным духов и традициями [6].
И речь идет не только о частично устаревших выражениях, а о самом стремлении пожелать благо собеседнику. Таким образом, ребенок научится понимать, что другому человеку можно подарить доброе слово и доброе дело.
Возможно, именно с этого пожелания блага другому и начинается нравственное воспитание личности в семье.
Способов такого обучения семейным речевым традициям можно рассматривать множество, но мы остановимся на трех самых распространенных.
Первым и наиболее существенным может считаться прямое обучение детей основам речевого этикета и традиционных высказываний, беседы родителей, проводимые на эту тему, рассказы о значении слов с благопожелательной семантикой и т. д.
Вторым не менее значимым способом является использование взрослыми в собственной бытовой и официальной речи таких благо-высказываний по отношению к окружающим людям и самому ребенку.
И, наконец, третьим способом обучения речевым традициям может стать домашнее чтение. Ведь при внимательном изучении произведений русской классической литературы, в том числе рассказов и повестей, обращенных к детям, становится понятно, что они хранят в себе настоящие сокровища традиционных благопожелательных высказываний.
Таким образом, речевые традиции семьи могут помочь родителям не только в воспитании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относится к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.
Библиографический список
- Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 // https://www.2mm.ru/vospitanie/516/
- Нодель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
- Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта, 2003. 432 с.
- Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-пресс, 2001. 672 с.
- Плешакова, В.В. Традиционные формы русской речи как национальное достояние // Русский язык: прошлое и настоящее: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 22–25 мая 2000 года / РГПУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2000. – 60 с.
- Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»
Источник
Слайд 1
Формирование речевой культуры в семье
Слайд 2
1. Как развивать языковые способности малыша? 2. Как учиться говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием?
Слайд 3
Когда начинается развитие речи ребенка?
Слайд 4
Что же такое «развитие речи»?
Слайд 5
Мифы о развитии речи детей 1. Пока ребенок не говорит – развивать речь не надо 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен 3. Развитие речи – это логопед 4. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. 5. Развитие речи – обучение грамоте (чтению) 6. Развитие речи — это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам
Слайд 6
Развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи? Звуковая культура речи Развитие словаря Усвоение грамматического строя речи Развитие связной речи Подготовка к обучению грамоте
Слайд 7
Цель развития речи детей в дошкольном возрасте – помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления
Слайд 8
Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать – обогащение словарного запаса ребенка – накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) -.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова Для малышей: Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.) Для детей постарше: -называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце – длинное , пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа – гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике ) Используем всегда: -во время купания (какое полотенце – мягкое , пушистое, большое, красивое…, мыло – душистое , ароматное, белое, овальное…, действия – намылим , смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса)
Слайд 9
Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие мышления и словаря -ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных Правильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?» Неправильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)» Правильно : «Надень брюки (шорты, гамаши)» Неправильно: «Надень штаны» В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении
Слайд 10
«Непонимание речи малыша» (1-2 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -стимулировать активную речь ребенка Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: « «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко».Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать. Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу ? Скажи – да? Нет?» Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку». -когда малыш обращается к Вам с просьбой – в специально созданных ситуациях Этот способ не сработает, если: -сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость, -этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать, -предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться.
Слайд 11
Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря -умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…) Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д. Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» Используем: – во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)
Слайд 12
Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (с 2-4 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря и его активизация -развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи -при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки) -накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка – нет , чашка сделана из фарфора, стакан – из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево ( дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) -во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан) -во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)
Слайд 13
Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи. Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой» Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение – называем жанр). Она называется… Ее написал писатель… Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки. Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз.
Слайд 14
Домашний театр (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -Развитие связной речи -умение вести диалог -умение пересказывать текст по ролям -развитие творческих речевых способностей Какие бывают театры https://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html с 2 лет – любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок. Как сделать домашний театр и как в него играть в https://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close https://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html https://dabber.ru/deti/332-teatr2.html Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечательно.
Слайд 15
А как ты думаешь? (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» – «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д. – всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы -когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях. Для использования данного приема необходимо , чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить
Слайд 16
Развернутый ответ (с 3лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение Неправильно: «Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?» Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается. -по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?») -дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?») -после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось? А что не понравилось?»)
Слайд 17
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей? С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается. Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное), а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би » Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК ! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять! Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Слайд 18
Рекомендации по использованию данных способов: Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Важнее начать с 1-2-3 способов, делать это легко и непринужденно и дойти до результата, чем переусердствовать в начале и всё бросить. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства. Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись – бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня, а потом присоединяйте другие способы. Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится!
Слайд 19
Желаем успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Источник