Развитие речевой функции у ребенка
Первая сигнальная система начинает формироваться у детей сразу после рождения, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с развитием психики – позднее.
Устная речь основана на образовании сложной системы условных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, участвующих в произнесении слов. Эта система называется артикуляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.
Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голосового аппарата, дети до 12-16 лет, изолированные от человеческого общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, свисты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают лепетать, гулить. Гуление – постепенное упражнение голосового и дыхательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобразуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхательного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем – условные и заменяют безусловные и условные раздражители.
С 5-6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6-7 месяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ребенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раздражителей. Физиологической основой формирования речевых двигательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время произнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно развивается собственная речь. Первоначально слово имеет ограниченный характер и относится только к данному явлению или предмету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысловым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том случае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствующими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).
У ребенка 1-1,4 года еще не образуется условный двигательный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функция формируется и без непосредственной связи с первой сигнальной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбуждения, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5- 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами требует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0-3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми словами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5-10 слов; в 1,5 года – 10-15, 2 года -300; 3 года- 1500; 4 года – 3000; 5 лет – 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружающих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выражнию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим посредством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мышление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому постепенный переход к абстрактному мышлению совершается у ребенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными различиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у большинства детей подражание в произнесении слышимых слов совершенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стереотипы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование понятий.
У детей 1,5-2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегетативных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации возбуждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточняется их произношение. В этом возрасте важно обогащать словарный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2-3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3-5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 -15 лет – урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а следовательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4-5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связанные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое изменение вегетативных функций – учащение сердцебиений и повышение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5-7 годам. У дошкольников большую роль в формировании речи приобретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3- 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молчании играть молча. В этом проявляется постепенное развитие торможения у детей, но еще в 7-8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6-7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные увеличиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мышления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, которые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкретное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в процессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточняется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них появляются условные рефлексы и на слова, отображающие эти конкретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Некоторые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздражители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспринимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и наоборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раздражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на конкретные раздражители и на выраженные словами понятия, отображающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12-16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на действие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2-5 подкреплений. Но динамическая передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раздражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15-16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.
По мере того как ребенок становится старше, развитие отвлеченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигнальной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с интонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный рефлекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращенных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.
Источник
Возраст малыша от нуля до трех лет – это период интенсивного физического, психического и речевого развития. Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребенка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении.
Каждый ребенок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Тем не менее, есть определенные усредненные нормы формирования речи малыша, которые могут служить ориентиром для родителей.
На втором году жизни ребенок проявляет интенсивную физическую активность. Он уверенно держится на ногах, подбирает, наклоняясь, предметы с пола, умеет ударить ногой мяч, начинает бегать вприпрыжку, совершает первые прыжки. У ребенка формируется указательный жест, который принадлежит к важным показателям психического развития.
Для формирования речи огромное значение имеет развитие моторики, которая включает крупную моторику, тонкую и мелкую моторику руки, артикуляционную и лицевую моторики. Наиболее важным для своевременного формирования речи является мелкая моторика руки. Под этим явлением подразумевают умение совершать разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развитие мелкой моторики начинается с формирования хватательных движений, когда малыш учится брать и удерживать в руках игрушки и другие небольшие предметы. На втором году жизни мелкую моторику формируют при помощи игр. Малыша учат хлопать в ладони, сжимать и разжимать пальчики, играют с ним в потешки, такие как «Идет коза рогатая». В дальнейшем руку тренируют такими активными занятиями как игра с кубиками, собирание пирамидки, нанизывание бусинок, катание машинки, действия с лопаткой, рисование пальчиковыми красками.
В три года ребенок уже может лепить несложные фигурки из пластилина, собирать конструктор, рисовать фломастерами, вырезать из бумаги.
Если от года до полутора лет ребенок проявляет большую физическую активность, то, что называется «всюду лезет», то после полутора лет в его развитии наблюдается формирование личности и характера.
Для психического развития этого возраста характерны:
- активное манипулирование игрушками и другими предметами;
- начало освоения сюжетной игры, с подражанием действиям взрослых;
- восприятие себя как отдельной личности;
- эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи;
- умение различать пол человека;
- проявление самостоятельности, особенно в одевании, принятии пищи, пользовании горшком;
- проявление негативизма, что может проявляться в повышенной раздражительности, капризности, непослушании.
Такие волевые качества как стремление к самостоятельности, игнорирование чрезмерных запретов со стороны взрослых также являются показателями психологического развития ребенка, что служит главным показателем личностного роста и готовности к развитию речи.
Задача родителей заключается в активном стимулировании ребенка в процессе формированию речевых навыков.
Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет
Формирование речи ребенка начинается с первых минут его жизни. Новорожденный младенец на первом месяце уже положительно реагирует на ласковый голос и речь матери.
Ко второму-третьему месяцу младенец начинает издавать звуки, такие как -аааа, -ооо, -уууу. Это начальный этап формирования лепета.
Лепет, то есть проговаривание отдельных слогов, характерен для малышей в возрасте от трех до девяти месяцев. Это могут быть отдельные звуки и слоги, такие как -ба-ба-ба, -ма-ма, -агу-гу.
Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте 9-12 месяцев. Обычно это слова «мама», «баба», «дай», «на» и подобные, состоящие из простых для произношения звуков -а, -б, -у, -о, -б, -м. В речи ребенка появляются звукоподражающие слова, такие как «ав», «му-му», «тик-так».
Первый год жизни ребенка является подготовительным на этапе формирования речи. Второй и третий годы жизни – это ранний этап формирования речи.
Речь ребенка от 12 до 18 месяцев
В этом возрасте малыш овладевает произношением всех гласных и большинства согласных. Главный способ формирования речи в этом возрасте – это имитация и подражание взрослому. Ребенок, как эхо, воспроизводит многие слова, которые слышит от взрослых, а также пытается повторить их по просьбе родителей.
Большинство слов, которые появляются в словарном запасе ребенка – это названия окружающих его предметов. К полутора годам запас расширяется глаголами, например «взял», «поехал», «дал». Количество активных слов, употребляемых в речи, составляет от 7 до 30-40.
Речь ребенка от полутора до двух лет
Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.
Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.
В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как -г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук -р, многие не выговаривают звук -л.
Таким образом, к двум годам ребенок умеет:
- выполнять различные просьбы;
- пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
- использовать в речи слова в различных падежах;
- называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
- произносить свое имя, имена членов семьи;
- задавать простые вопросы;
- пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
- выражать просьбы;
- употреблять слова «да», «нет», «еще»;
- согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).
Если в начале второго года жизни речь ребенка состоит главным образом из имен существительных, к двум годам он уже умеет употреблять почти все части речи – глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, междометия и другие. Сложности могут возникать с местоимениями, многие дети еще называют себя в третьем лице.
Речь ребенка на третьем году жизни
На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.
Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как -р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).
К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.
Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.
Таким образом, на третьем году жизни происходит активное формирование речевых навыков, завершается процесс усвоения звуков, расширяется словарный запас, подходит к завершению ранний этап развития речи как основы для дальнейшего обучения чтению и письму.
Задержка речевого развития
В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.
Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.
Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:
- отсутствие указательного жеста после полутора лет;
- неумение показать предметы по просьбе родителей;
- использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
- отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
- скудный словарный запас;
- механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
- невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
- отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.
Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.
Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом. Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.
Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
- родовые травмы;
- неврологические заболевания;
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
- генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
- тяжелые психологические травмы;
- опухоли головного мозга;
- нарушения слуха.
Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства. Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.
Куда обращаться при задержке речевого развития
В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.
Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.
Когда нужны занятия с логопедом
В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.
Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.
Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки -р или -ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.
Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.
Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие
Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.
1. Искажение собственной речи
Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.
2. Игнорирование нечеткой речи ребенка
Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.
3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого
При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.
4. Завышенные требования к ребенку
Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.
Как стимулировать речевое развитие ребенка
Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.
Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.
1. Создание благоприятной речевой среды
Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.
2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря
Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.
Пример проговаривания на прогулке
«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».
Пример проговаривания во время игры
«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».
Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:
- следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
- разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
- указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
- исключайте сюсюкание;
- объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
- задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
- используйте мимику и жесты;
- рассказывайте истории;
- разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
- предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».
Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.
Источник