Развитие речевого аппарата ребенка

Развитие речевого аппарата ребенка thumbnail

Человек обладает уникальным речевым аппаратом, который устроен очень тонко и надежно. Он подобен музыкальному инструменту, который способен передавать в звучании тончайшие оттенки наших чувств или настроения. Чем лучше человек знает и ощущает свой “инструмент”, тем богаче его речь.

Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Это сложнейшая структура с центром в головном мозге.

У каждого музыкального инструмента есть специальное приспособление, которое необходимо для того, чтобы он звучал. Как правило, это полое тело, полость, которая служит для усиления звука. Называется она резонатор. Роль резонаторов в речевом аппарате выполняют носовая и ротовая полости.

Звук окончательно формируется в ротовой полости. Объем ротовой полости может изменяться в зависимости от движения челюсти, языка и губ. В процессе говорения челюсти могут двигаться вверх и вниз, вперед и назад. Губы могут округляться, растягиваться в улыбку или вытягиваться в трубочку и т.д. Без участия языка никогда не получится членораздельный звук. Язык и губы – самые активные органы речи. Зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы относятся к более пассивным органам речи, они служат точкой “приложения” для более активных органов – языка и губ.

Детям дошкольного возраста, у которых в это время активно идет становление речи, часто трудно дается произношение некоторых звуков. А если имеются нарушения в произношении звуков родного языка, то это сказывается и при изучении иностранного языка.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематических слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще не очень устойчив, и ему не так – то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, губы и язык должны принять определенное положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удается детям, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

При образовании различных звуков каждый орган речи занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться только тогда, когда органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

Точное и четкое произношение возможно лишь при безупречной работе всех органов речевого аппарата. Поэтому особое значение в работе над развитием речевого аппарата дошкольника имеет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения для подготовки органов артикуляции к произношению, способствующие развитию речевого аппарата.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, уменьшить напряженность артикуляционных органов.

В процессе обучения дошкольников ведущее место занимает игра. Так, знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Например, игра “Сказочка – указочка” (педагог читает стихотворение и вместе с детьми показывает части лица и артикуляционные органы):

Не устала ты пока,

Покажи, моя рука:

Это – правая щека,

Это – левая щека.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там – к прогулкам не привык –

Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа.

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

А вокруг – то – целый ряд –

Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,

Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта –

В них улыбка заперта:

Вправо – правый угол рта,

Влево – левый угол рта.

Небо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я.

Наиболее активную роль в процессе речи играют три связанных между собой компонента: дыхание, голос, дикция.

Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ребенок представляет себе технологию звукоизвлечения, тем более стабильных он достигает результатов. Мы призываем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своем теле и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы дети научились слушать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.

Для этого также используются специальные упражнения, которые начинаются с правильного вдоха в живот. Например,

Упражнение “Бамбук”:

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. В каждое звено мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне – прерывисто произнося звук “м”. Но в тот момент, когда берется дыхание, не должно возникать жестких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.

Упражнение “Корни”

После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук “а”.

Упражнение “Фонарь”

Представим себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со звуком “я” на выдохе выпускаем наружу, освещая все пространство вокруг.

Дикция – произношение, степень отчетливости произношения слов в речи или пении. Дикция может быть хорошей или плохой. Хорошая дикция, то есть ясность и чистота произношения, зависит от правильной и активной артикуляции звуков.

Тренировке дикции способствует разучивание и повторение рифмовок.

На занятиях с младшими дошкольниками целесообразно использовать рифмовки, в которых отсутствуют звуки, обычно искажаемые детьми. Если у ребенка имеются недостатки речи, то заучивать с ним стихи с неправильно произносимыми звуками нельзя. В противном случае дефекты речи могут стойко закрепляться. Для работы с рифмовками выполняются следующие условия:

– Каждую рифмовку нужно повторить трижды. Говорить четко, громко, не торопясь. Постепенно можно увеличивать скорость проговаривания рифмовки.

– Произносить рифмовку так, как будто спрашиваешь у взрослого. Чтобы получились рифмовки – вопросы, выделить голосом некоторые слова.

– Произносить рифмовку сначала обычно, а затем так, как будто сообщаете радостную весть. Чтобы получились рифмовки – восклицания, нужно выделять голосом каждое слово.

– Произносит рифмовки так, как будто их говорит робот. Чтобы получились “механические” рифмовки, все слова произнести ровным, резким, одинаковым голосом.

Особое место в развитии речевого аппарата дошкольника отводится фонетической ритмике — системе специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Фонетическая ритмика – особый метод работы над произношением.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более “древние” свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, работа в направлении от движения к речи, что успешно реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный и речевой, является очень продуктивной.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение занятий на основе фонетической ритмики показывает, что:

– у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

– улучшается фонематический слух;

– нормализуется речевое дыхание;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– улучшается ритмико – интонационная сторона речи;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

– повышается речевая активность.

Источник

Развитие речевого аппарата и речевой моторики у детей дошкольного возраста

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Дети, в основном, при нормальном развитии к 5 годам правильно произносят все звуки, в том числе свистящие, шипящие, р.

К 6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь 6 – летнего ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуативной.

Часто родители необъективны к оценке речи своего ребенка. Родители реагируют на неправильное произношение звуков детьми по-разному.

Одних умиляет искаженное произношение, родители сами повторяют с радостью «детское» произношение. Закрепляя в речи неправильное произношение, лишают ребенка правильного звукового образца. Такие родители ошибочно полагают, что ребенок подрастет и у него все звуки появиться.

Другие родители наоборот пытаются очень рано добиваться от малыша чистого звукопроизношения, когда его речевой аппарат еще не готов к произношению сложных звуков.

Родители должны знать, когда их ребенок должен правильно произносить различные звуки.

Примерные сроки окончания усвоения гласных и согласных звуков детьми:

1-2 года – а, о, э, п, б, м

2-3 года – и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й

3-5 лет – с, з, ц, ш, ж, ч, щ

4-5 лет – р, л

Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. А если звукопроизношение формируется с задержкой, то необходима помощь логопеда, консультация и сопровождение невролога в более раннем возрасте.

Речь – сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

Большое влияние на ребенка оказывают окружающие, ребенок учиться на примере родителей, воспитателей, друзей.

Значение имеют психические особенности ребенка. Ребенок должен четко воспринимать слова и звуки, запоминать их, точно воспроизводить.

Необходимо хорошее состояние слуха и развитое слуховое внимание.

Дети с нарушением внимания, гиперактивные, рассеянные часто совершают ошибки в звукопроизношении и слоговой структуре слов.

Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, тогда необходимо вырабатывать правильную, полноценную артикуляцию для постановки недостающих звуков, выполняя специальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Проводить ее следует под контролем логопеда.

Речевой аппарат состоит из трех основных частей:

Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути – бронхи, трахея.

Гортань с голосовыми связками.

Система воздушных полостей, расположенных над гортанью – глотка, носоглотка, рот, нос.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

Улучшить кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию (нервную проходимость);

Улучшит их подвижность;

Укрепит мышечную систему языка, губ, щек;

Увеличит амплитуду движений;

Уменьшит спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

Научит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу и подготовит к правильному произношению звуков.

Все упражнения необходимы для развития артикуляционного аппарата. Но специалист подбирает упражнения исходя, из правильной артикуляции звука и объединяет их в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного произношения звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых и для четкого, правильного произношения всех звуков. Подробное описание данных комплексов и правильность их выполнения можно найти в специальной литературе или на логопедических сайтах.

  1. Общая артикуляционная гимнастика:

Улыбочка (Заборчик)

Хоботок (Трубочка)

Домик открывается

Чередование: Хоботок, Улыбочка, Домик открывается

Любопытный язычок

Лягушка

Зайчик

Окошко

Язычок здоровается с подбородком

Язычок здоровается с верхней губой

Обезьянка

Бульдог

Прятки (Чередование: Обезьянка – Бульдог)

Хомяк

Кружок

Чередование: Толстячки – Худышки

Шарики

Самовар (Паровозик)

Шлепаем губами по языку (Накажем непослушный язык)

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков

Покусаем язык

Кусаем боковые края языка

Чистим зубы снаружи

Загоним мяч в ворота

Лопаточка

Дуем на лопаточку

Горка (Мостик)

Ветерок дует с горки

Мостик построим – Мостик разрушим

Чистим нижние зубы (с внутренней стороны)

Катушка

Жуем блинчик

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке шипящих звуков

Чашечка

Вкусное варенье

Ступеньки ( Чередование: Чашечка на верхней губе – Чашечка на верхних зубах – Чашечка за зубами)

Чистим верхние зубы (с внутренней стороны)

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Р»

Маляр

Барабанщик

Лошадка

Грибок

Гармошка

Кучер

  1. Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Л»

Парус

Иголочка

Маятник

Змейка

Индюк

Качели

Пароход

Полноценное развитие личности ребенка возможно только при правильной речи.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется. Надеется на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере взросления ребенка ошибочно, так как они могут прочно закрепиться в речи и превратиться в стойкие нарушения.

Недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы. Родителям необходимо проявить заботу и терпение, чтобы избавить своих детей от недостатков произношения.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
  • Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник