Развитие ребенка звук з

К 4 годам в детской речи закрепляются свистящие звуки («С», «З», «Ц»), но в связи со сложностью их артикуляции возникают дефекты произношения. Для постановки звука «З» стоит обратиться к логопеду сразу после возникновения нарушений, т.к. неправильная артикуляция быстро превращается в привычку.
Правильная артикуляция звука З
Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.
Особенности артикуляции «З»:
- Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
- Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
- Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
- Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
- Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
- Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
- Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».
Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.
Виды неправильной артикуляции
Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:
- выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
- выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).
Виды сигматизмов:
- Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
- Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
- Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.
Виды парасигматизмов:
- Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
- Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
- Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
- Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.
Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.
Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.
Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.
Подготовительные упражнения
Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:
- подготовку детей к занятию;
- упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
- изучение органов речи;
- знакомство с приемами самомассажа;
- упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
- развитие мелкой моторики.
Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.
Подготовительный комплекс:
Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.
- Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз;
- от переносицы к ушам;
- по спинке носа вверх и обратно.
- Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
- Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
- Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
- Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
- По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
- С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
- С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
- Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
- Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
- «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
- «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
- «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
- «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
- «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
- «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
- «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках:
а-за-за, за-за-за.
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
Сено мы дадим козе. - В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Дифференциация от созвучных звуков
У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
- развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование фонематического анализа и синтеза.
Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.
Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.
Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.
На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.
Автоматизация в спонтанной речи
Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.
Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.
К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.
Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.
Источник
Виктория Балашова
Конспект занятия по развитию речи «Звук [З] и буква З»
Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложений с буквой З.
Задачи:
1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы З и закрепить образ буквы.
2. Развивать умения производить фонемно-буквенный анализ слогов и слов, фонемно-буквенный и слоговой синтез слов.
3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой З.
4. Учить писать строчную и заглавную букву З, некоторые слоги с этой буквой.
Оборудование: Разрезанные пополам карточки с буквами (Х, В, Ы, Э, К, У, кассы букв и слогов, предметные картинки (роза, береза, гвоздика, хризантема, мимоза, буква З, прописные буквы З, сюжетные картинки («девочка купает утку», «коза и козлята», материал для конструирования буквы (пластилиновые дощечки, гречка, калька, прописи, индивидуальные листы с заданиями.
Речевой материал:
слоги для анализа и чтения: ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ЭЗ ;
слова для фонемно-буквенного анализа: АЗУ, ЗОНА, ЗОВ;
слова для чтения: зонт, закат, замок, замок, таз, звонок;
предложения для чтения: Вот таз. В тазу утка. Ната … утку. Вот коза. Козу зовут Томка. У козы …;
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал – зайка прыг и убежал.
План-конспект урока
1. Организационный момент.
Логопед: Замечательный звонок позовёт нас на урок. (Логопед звенит в звонок). Дети, посмотрите внимательно, на доске прикреплены картинки.
Сядет тот, кто назовет и объяснит какая картинка лишняя. (Береза-это дерево, а не цветок).
А теперь сядет тот, кто назовёт название этого цветка (Логопед указывает на хризантему, затем аналогично на мимозу, гвоздику, розу).
2. Сообщение темы урока (подведение к теме).
Ребята, сегодня мы повторим пройденные буквы и узнаем новый звук и букву. Посмотрите еще раз на картинки, возможно, кто-то из вас догадался, что это за звук и буква?
Правильно, сегодняшняя тема урока звук [З] и буква З.
3. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука для буквы З.
Логопед: Ребята, буква З обозначает звук [З], давайте вспомним, как правильно произносить его.
Определите положение губ: они в улыбке или вытянуты трубочкой? (Дети: Губы в улыбке.)
Определите положение зубов: сближены или сомкнуты. (Дети: Они сближены.)
А где находится язык за верхними или нижними зубами? (Дети: Кончик языка находится за нижними зубами.)
Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук [з]. По ладошке пробежал холодный или тёплый ветерок? (Дети: Ветерок холодный.)
Молодцы, ребята, давайте произнесем звук З.
Скажите, а как вы думаете звук З согласный или гласный? (Дети: Согласный.)
Как мы можем определить звонкий или глухой этот звук? (Дети: Положить ладонь на шею и произнести звук. Звук [З] звонкий.)
Молодцы!
4. Повторение пройденных букв.
Логопед: Дети, давайте вспомним некоторые буквы которые мы проходили. Для этого на магнитной доске соедините нужные половинки и назовите получившуюся букву.
5. Знакомство с печатным вариантом буквы З.
а) Логопед размещает на доске карточку с буквой З,читает стихотворение: На эту букву посмотри! Она совсем как цифра три. З не просто завитушка, З – пружина, крендель, стружка!
Логопед: Ребята, посмотрите на букву З, на что она похожа? В какую сторону смотрит буква З?
б)Логопед: Обведите в кружок написанные правильно буквы З. (Логопед раздает детям индивидуальные листы с заданиями)
в)Логопед: Найдите все буквы З, подчеркните их. (Дети выполняют задание на индивидуальных листах)
г)Логопед: Дети, нарисуйте букву З в воздухе.
д)Логопед: Выложите из гречки на пластилиновых дощечках букву З.
(Вариант того,что должно получиться)
6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного, слогового анализа и синтеза с последующим чтением.
а)Логопед: Ребята, давайте составим слоги с буквой З из разрезной азбуки. Я называю слог, а вы составляете слог и хором читаете.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ЭЗ
б)Логопед:А теперь слова: АЗУ, ЗОНА, ЗОВ
в)Логопед: Дети, в слове ЗОВ переставьте буквы так, чтобы получилось новое слово. (Дети составляют слово ВОЗ).
г)Логопед: Посмотрите на картинки в ваших листах, определите первый звук в названии каждой картинки, запишите в клеточки и прочитайте.
(ЗВОН)
(ПАУЗА)
(ЗАКАЗ)
Логопед: Дети, а кто назовет слово, которое звучит одинаково при прочтении слева направо и справа налево?
д)Логопед: Ребята, соедините слоги и прочитайте получившиеся слова.
7. Чтение предложений.
Логопед: Дети, посмотрите на картинку и прочитайте предложения.
Вот таз. В тазу утка. Ната … утку.
Логопед: Кого моет Ната?
Вот коза. Козу зовут Томка. У козы …;
Логопед: Как зовут козу? Кто у козы?
8. Физкультминутка.
Зайка серенький сидит, (Дети садятся)
И ушами шевелит. (Шевелят ладонями изображая уши зайца)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. (Потирают ладони)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (Скачут на одной ноге)
Кто-то зайку напугал – зайка прыг и убежал. (Прыгают на двух ногах)
9. Знакомство с письменным вариантом заглавной буквы З.
Логопед: Посмотрите на картинку на доске с изображением буквы З. Из каких элементов состоит заглавная буква З? (Дети: Из двух полуовалов). Одинаковые овалы по размеру? (Дети: Нет, верхний меньше). Вот как выглядит процесс написания заглавной буквы З: Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)
а)Логопед: Попробуем написать букву в воздухе.
б)Логопед: А теперь посмотрите обведите все буквы З, которые вы видите. (Задание на индивидуальных листах)
в)Логопед: Обведите элементы буквы и букву в прописи. (Задание на индивидуальных листах)
10. Знакомство с письменным вариантом строчной буквы З.
Логопед: Давайте посмотрим как правильно писать прописную строчную букву З: Начинаем писать ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем руку чуть ниже верхней линейки, отклоняясь влево. Прописываем полуовальную линию вправо, коснувшись верхней линейки, опускаем руку вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки.
а)Логопед: Дети, давайте напишем букву в воздухе
б)Логопед: А теперь на ладошке.
в)Логопед: Обведите элементы буквы и букву в прописи. (Задание на индивидуальных листах)
11. Чтение и письмо слогов с строчной буквой З.
Логопед: Дети, прочитайте и обведите через кальку слоги. (Задание на индивидуальных листах)
(Мы потом найдем подходящие прописи)
12. Чтение и понимание слов написанных прописными буквами.
Логопед: Прочитайте слова и соедините с подходящей картинкой. (Задание на индивидуальных листах)
13. Итог занятия.
Логопед: Ребята, расскажите чему вы сегодня научились? (ответы детей) Вы все сегодня хорошо работали! Молодцы!
Источник