Развитие ребенка зимующие птицы

Сегодня хочу поделиться материалом, с помощью которого вы легко заинтересуете ребёнка такой темой, как “Зимующие птицы”. Уверена, что занятия будут не только познавательные, но и помогут вашему малышу развить логику, внимательность, творческие способности и мелкую моторику.

Эта тема актуальная для детей младшего и среднего возраста, поэтому здесь выложен разнообразный методический материал, который подойдет деткам разного возраста.

Также в одном занятии вы можете объединить несколько игр, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

Кстати, на моем канале есть пост с занятиями “Дикие животные зимой”. Он прекрасно подойдет, чтобы продолжить изучать данную тему. Переходите по ссылке!

Занятие 1

Изучаем зимующих птиц

Дидактические карточки “Зимующие птицы”

Первое занятие, посвященное этой теме, советую начинать с проговаривания причин, по которым некоторые птицы улетают в теплые края, акцентируя внимание на тех, которые остаются зимовать в своей полосе.

Тут незаменимые помощники – дидактические карточки. Их вы можете распечатать или рассматривать на планшете. Советую первыми положить картинки тех птиц, которых ребенок уже знает, плавно переходя к тем, про которых еще не слышал.

Занятие 2

Обведи и раскрась

Все дети любят раскрашивать. Малышам можете предложить раскрасить картинки зимующих птиц. При этом сначала рассмотрите внимательно фото птицы, обсудите детали, какая у нее голова, грудка, лапки и т.п. После этого ребенок должен по памяти раскрасить картинку.

Детям постарше можно предложить обвести по контуру и раскрасить по образцу. Этот способ хорошо готовит руку к письму. Особое внимание уделите тому, чтобы при раскрашивании ребенок не выходил за границы объекта.

Ну и тем, кто уже умеет считать, несомненно придутся по душе раскраски по цифрам. Такие занятия не только развивают творческие способности, но и помогают закрепить математические знания.

Занятие 3

Кто спрятался в комочке?

Силуэты птиц

Силуэты птиц

Игра “Посмотри, кто спрятался в комочке?” направлена на развитие мелкой моторики и закрепления теоретических знаний по пройденному материалу.

Ход игры

Распечатайте шаблон с силуэтами птиц, разрежьте по линиям и получившиеся карточки сомните в комочки. Ребенок должен разгладить бумажные шарики с изображениями и по силуэту определить, какая эта птица, улетает ли она в теплые края или остается зимовать.

Занятие 4

Найди тень

Развивающая игра “Найди тень” развивает внимание и ассоциативное мышление.

Распечатайте карточки и предложите ребенку соединить птичку с его теню.

Занятие 5

“Найди лишнего” и “Найди одинаковых”

Эти игры развивают логическое мышление и внимательность. Распечатайте шаблоны и предложите ребенку выполнить поставленные задачи. При ответе попросите объяснить, почему он сделал такой выбор.

Занятие 6

Покорми зимующих птиц

Кормушка для зимующих птиц

Кормушка для зимующих птиц

Рассмотрите с ребенком картинку, вспомните, какие птицы остаются зимовать. Предложите малышу провести от зимующих птиц линии к кормушке. От этого задания можно перейти к Занятию 7.

Занятие 7

Заготовка корма для зимующих птиц

Перед началом игры обсудите с ребенком, что едят птицы. Предложите заготовить корм для пташек. Смешайте крупы в одной миске и дайте ребенку отдельные емкости для сортировки.

Эта развивающая игра прекрасно развивает мелкую моторику. В зависимости от возраста ребенка выбирайте размер круп для сортировки.

Самым маленьким подойдет белая и красная фасоль или макароны разных форм. Детям постарше можно смешивать более мелкую крупу, например, гречку и рис.

Также не стоит ограничиваться только двумя видами. Когда ребенок начнет с легкостью сортировать два вида крупы, смело добавляйте третий, четвертый…

Занятие 8

Птичьи следы на песке

Рисование на песке

Рисование на песке

Рисование пальчиками отлично развивает мелкую моторику. В продолжение темы про птиц предлагаю заняться с ребенком песочной анимацией.

Совсем маленькие могут рисовать птичьи следы, а дети постарше – самих птичек или целые картины с участием птиц.

Если у вас нет специального песка, то его можно заменить манкой или мукой.

Вам также могут пригодиться:

1.Учим с ребёнком геометрические фигуры

2. Развивающие игры с ребёнком на тему “Овощи, фрукты”

3. А Ваш ребенок знает рабочие инструменты? Интересные занятия в помощь!

Творческих успехов! Любите и развивайте своих детей!

Спасибо за лайки!

Источник

ЦИКЛ МИНИ-ЗАНЯТИЙ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Аннотация В статье представлен цикл мини-занятий по теме «Зимующие птицы» с играми, загадками, упражнениями, творческими заданиями, с помощью которых на основе интеграции образовательных областей речевого, физического, социально-коммуникативного и познавательного развития процесс познания можно сделать интересным и увлекательным для детей дошкольного возраста, так ка мир природы всегда интересовал, и будет интересовать ребенка. Как известно интеграция определяет один из путей достижения качества образования. В рамках современного дошкольного образования интеграционные процессы обеспечивают воспитаннику МДОУ целостное восприятие окружающего мира, активизируют мышление, развивают познавательные процессы, речевые навыки, способствуют самореализации.

Читайте также:  Речь как показатель правильного развития ребенка

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснение

В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017гг. в пункте 2.2. указано, что « Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности…», «…речевое развитие включает …развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества…». В физическом развитии надо стремиться к «…само регуляции в двигательной сфере…» «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного…), мира природы» [2]. Для решения познавательно-речевых задач можно проводить работу с использованием разных форм и видов деятельности. На современном этапе внимание уделяется индивидуально-подгрупповой работе, которая помогает шире, глубже раскрыть, сформировать и закрепить материал по определенной теме, активизировать словарь ребенка с позиции воспитатель «рядом и вместе». Мини-занятие отвечает целевым ориентирам образования на этапе завершения дошкольного образования. При проведении мини-занятия необходимо:

  • осуществлять интеграционную направленность заданий в соответствии с возрастными особенностями и контингентом детей;

  • осуществлять взаимодействие с воспитанниками на основе сотрудничества;

  • чередовать речевую деятельность с двигательными упражнениями;

  • формулировать вопросы, которые требуют от детей ответов-высказываний

  • разных типов предложений;

  • использовать игровые упражнения, загадки-отгадки, содействующие речевой коммуникации детей;

  • поддерживать активность каждого ребенка путем создания благоприятных условий для познавательно-речевой и двигательной деятельности;

  • вовлекать детей в контроль и самоконтроль за речью;

  • длительность мини-занятия 10-15 минут;

  • количество детей от 1 до 5;

  • проводится в любой отрезок режима дня.

Ключевые слова: зимующие птицы, поет, корм, признак, слоги, выставка птиц.

І. Мини-занятие “Загадка – отгадка”

Цель: развитие логического мышления, кругозора детей на основе расширения знаний о зимующих птицах города.

Задачи:1.Речевое развитие: обучать детей отгадывать загадки о птицах, уметь доказывать правильность своего ответа. Развивать слуховое внимание.

2.Социально-коммуникативное развитие: продолжать формировать культуру речевого общения.

3.Художественно-эстетическое развитие: формировать эстетическое восприятие мира природы.

4.Познавательное развитие: развивать образное мышление.

Материал: иллюстрации птиц, аудиозапись голосов птиц.

Игровые задания

1.Загадывание загадок. Как вы догадались? Какие слова помогли найти отгадку?

-Черная как вар, кричит «кар» (ворона).

-Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей).

-Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют: не боится он простуды – с первым снегом тут как тут! (снегирь).

-Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая, вещунья белобока, а зовут ее …(сорока).

-С грудкой желтой знаем птицу, называется…(синица).

-Кто в лесу деревья лечит? Постучит, им станет легче (дятел).

2.Прослушивание голосов птиц.

3.Дидактическая игра «Угадай-ка»:

– Кар-кар! (ворона), чив-чив! (воробей), ча-ча-ча (сорока), рюм-рюм-рюм! (снегирь), ци-ци-фи-ци-ци-фи (синица).

Приложение

ІІ. Мини-занятие. Словесные игры «Птицы, какие они?»

Цель: активизация познавательно-речевой деятельности детей на основе здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1.Речевое развитие: упражнять детей в употреблении сложных прилагательных,

антонимов, притяжательных прилагательных, в словообразовании; в согласовании существительных с местоимением.

2.Физическое развитие: развивать координацию движений, бег и ориентировку в пространстве.

3.Познавательное развитие: способствовать умению детей видеть особенности строения и поведения птиц, закрепить умение сравнивать птиц по выделенному признаку. Развивать творческое воображение. Воспитывать любознательность.

Материал: иллюстрации птиц, атрибуты с изображением птиц

Игровые задания

1.Предложить детям посетить выставку птиц. Что это за птицы, смелые, терпеливые, выносливые, которые остаются зимовать у нас? Вы их знаете? Назовите (воробей, ворона, снегирь, синица, дятел, сорока, ворона, голубь). Использовать иллюстрации.

2.Игра «Какой? какая?» Все птицы разные. Снегирь мало двигается, а синица…(подвижная). У синицы клюв тонкий, короткий, а у дятла…(толстый, длинный). Ворона большая, а воробей…(маленький). Снегирь красногрудый, а синица …(желтогрудая).

3.Игра «Хорошо думай, правильно отвечай». Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный). Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая). Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая). Если у снегиря красная грудка, то он какой? (Красногрудый). Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая). Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая).

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка старшего дошкольного возраста

4.Игра «Мой, моя, мои». О ком из зимующих птиц можно сказать мой? (дятел, снегирь, воробей, голубь). Моя? (ворона, сорока, синица, овсянка). Моя ворона – мои… (вороны); мой воробей – мои… (воробьи) и т.д. Вспомните, кто, как поет? (воробей – чирикает, сорока – стрекочет, голубь – воркует, ворона – каркает, синица – щебечет).

5.Подвижная игра «Птичья выставка». Дети представляют себя какой-то птицей, подражая их движениям, звукам. На вопрос воспитателя: «Что ты за птица?», ребенок отвечает: «Я – воробей, прыгаю, чирикаю».

ІІІ. Мини-занятие. Дидактическая игра «Накормим птиц»

Цель: конкретизация представлений детей об условиях жизни зимующих птиц, содействие радости и удовольствию от игр развивающей направленности.

1.Познавательное развитие: закрепить знания детей о зимующих птицах – название, способ питания, развивать ассоциативное мышление.

2.Речевое развитие: формировать умения составлять распространенные предложения. 3.Физическое развитие: развивать зрительно-моторную координацию.

4.Социально-коммуникативное развитие: формировать адекватную самооценку, самоконтроль.

5.Художественно-эстетическое развитие: совершенствовать навык нетрадиционного изображения корма для птиц.

Материал: тарелочки по количеству детей, силуэты зимующих птиц, цветная бумага (желтого, красного, коричневого, черного и белого цвета) 4х4см, белый лист бумаги 10х15 см.

Игровые задания

1.Назвать птиц по силуэтам. Например: « У меня на тарелочке снегирь», «Я вижу маленького воробья», «Мне положили сороку». Вспомнить обобщающее слово (зимующие птицы).

2.Вспомнить, чем питаются зимующие птицы.

3.Игра-ассоциация «На что похоже?» (черный лист – на семена подсолнечника, белый – сало, желтый – пшено, красный – ягоды рябины, коричневый – крошки хлеба).

4.Упражнение «Накорми птичку». Положить на белый лист бумаги силуэт птицы и нарвать мелкие кусочки бумаги, в зависимости от того, чем питается та или иная птица.

5.Ответить на вопрос: «Чем ты накормил птицу?» Например: «Я накормил воробья крошками хлеба».

ІV.Мини-занятие. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как синичка меня будит», стихотворений Р. Новиковой «Поможем птицам», И. Белякова «Не робей воробей!»

Цель: расширение представлений детей о зимующих птицах на основе произведений художественной литературы.

Задачи:1.Речевое развитие: вызвать желание воспитанников внимательно слушать художественные произведения, понимать текст. Вовлекать к активному самоконтролю и контролю над речью сверстников.

2.Познавательное развитие: способствовать осмысливанию значения охраны живой природы. Воспитывать бережное отношение к птицам.

3.Физическое развитие: способствовать предупреждению утомления детей.

4.Социально-коммуникативное развитие: содействовать выбору социально-приемлемой в данной ситуации линии поведения, получению детьми опыта коммуникативного взаимодействия.

5.Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные произведения.

Материал: рассказ, стихотворения, иллюстрации по содержанию.

Игровые задания

1.Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как синичка меня будит».

2.Ответы на вопросы: – Что тебе понравилось в рассказе? Как автор описывает синичку? Как думаете, кто накормил ее? Как понимаете выражение «заглядывает агатовым глазком»? Как можно оценить поступок автора? За что поблагодарила синичка?

3.Чтение стихотворений Р. Новиковой «Поможем птицам» и «Не робей воробей» И. Белякова. Ответы на вопросы: – Что ты запомнил? Как думаете, почему дети помогли птицам? Как это их характеризует? О каких птицах (зимующих, перелетных) говорится в этих стихотворениях?

4.Игра-перевоплощение «Птицы». Показать птицу: на основе невербальных средств (которая мерзнет; которая весело щебечет; которая клюет зерна; которая грустит по лету и т.д. ).

Приложение

Рассказ В. Сухомлинского «Как синичка меня будит»

Только посветлеет за окном, прилетает маленькая желтогрудая птичка. Это – синичка. Шапочка у нее черно-бархатная, щечки беленькие. На зеленовато-серых крылышках каждое перышко, будто кисточкой нарисовано. Синичка стучит острым клювиком в заплаканное стекло. Заглядывает агатовым глазком в комнату. Рассветает, я поднимаюсь с кровати, выношу кусочек несоленого сала. Синичка клюет сало и поет: «Пинь-пинь. Это она говорит: «Спасибо, завтра утром я снова прилечу»

Р. Новикова «Поможем птицам»

Летом птицы корм найдут, Мы поможем птичкам:

С голоду не пропадут. Воробьям, синичкам.

А зимой – с едой беда. Им кормушку смастерим

Снегом скрыта вся еда. И к карнизу прикрепим.

Прямо из окошка. Пусть пернатые снуют

Мы насыплем крошки Угощение клюют.

И смешаем их с зерном. Так поможем им опять

Читайте также:  Методичка по развитию речи ребенка 5 лет

Сало выложим потом. Зиму перезимовать

И. Беляков «Не робей, воробей!»

На дворе белым-бело, Видишь девочку? Она

Землю снегом замело. Принесла тебе зерна.

Трудно птицам зимовать, Подошла к крылечку,

Трудно пищу добывать. Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей, Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей! Угощайся, не робей!

V. Мини-занятие. Рассматривание сюжетной картины «Помоги птицам»

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми мира природы.

Задачи:

1.Познавательное развитие: способствовать пониманию детьми содержания сюжетной картины, установлению причинно-следственных связей. Стимулировать развитие памяти и внимания, уверенности в своих силах и способностях. Формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдениям.

2.Речевое развитие: формировать умения отвечать на вопрос сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Развивать пояснительную речь, умение делить слова на слоги. Использовать в речи предлог «на».

3.Физическое развитие: контролировать зрительную нагрузку детей,

4.Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки коллективного общения в игре, поощрять проявление взаимопомощи.

5.Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоции, эстетические чувства.

Материал: картина «Помоги птицам»; плоскостные фигурки (зимующие птицы, кормушки, дупло и ветка дерева, ягоды рябины), наборное полотно.

Игровые задания

1.Рассматривание картины.

2.Ответы на вопросы:

-Посмотрите на картину и скажите, кого на картине много? (птиц).

-Как вы считаете, почему много птиц?

-Почему на кормушке не могут поместиться все птицы?

-Как мальчик их кормит?

-Где птицы находятся? Какие?

– Как птицам приходится зимой?

-Какое животное еще есть на картине? (упражнение «Бинокль»).

-Какая птица увидела кота раньше всех? Почему так считаешь?

3.Упражнение «Телефон». Педагог предлагает воспитанникам поделить слова на слоги, способом хлопков по ладошке соседа по количеству слогов в слове (кот, птица, внимание), назвать количество.

4. Дидактическая игра «Кого не стало?» Птиц расположить на наборном полотне, дети закрывают глаза, а педагог убирает одну птицу. Ответ: «Не стало воробья, он сидел на ветке дерева».

5. Чтение стихотворения В. Приходько «Кормушка»

То не дождь стучит за рамой,

И капелям капать рано –

Зимний ветер лют!

То, слетевшись на кормушку, Размельченную краюшку

Воробьи клюют!

Приложение

VІ. Мини-занятие Беседа «Жизнь птиц зимой»

Цель: закрепление и обобщение знаний воспитанников по теме «Зимующие птицы» на основе интеграции областей развития.

Задачи:

1.Речевое развитие: активизировать словарь детей на основе представлений о природе,

окружающей действительности. Вызвать желание подбирать к определению слова-названия птиц. Продолжать обучать умению описывать птицу. Развивать навыки свободного общения с воспитателем и сверстниками.

2.Социально-коммуникативное развитие: содействовать развитию оценочно-контрольной деятельности, формировать навыки взаимопонимания, самостоятельности. 3.Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику рук, закрепить бег в разных направлениях.

4.Познавательное развитие: систематизировать знания воспитанников о внешнем виде, способе жизни зимующих птиц.

Материал: иллюстрации зимующих птиц, сюжетные картинки по теме, модель «Птицы».

Игровые задания

1.Отгадывание загадки: «У них есть крылья, голова, две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песни с деревца» (птица). Какие слова помогли отгадать загадку?

2.Дидактическая игра «Назови по признаку»: важный…(снегирь), большая …(ворона), трудолюбивый…(дятел), осторожная…(синица), шумный… (воробей), пугливый … (голубь). стрекочущая…(сорока

3.Игровое упражнение «Угадай по описанию». Ребенок, не называя птицу, описывают ее, а дети отгадывают (используется модель).

4.Подвижная игра «Вороны».

Ходят важно без тревоги

Три вороны по дороге: дети ходят в разных направлениях

-Кар, кар, кар.

Вот вороны испугались

Во все горло раскричались: легкий бег, взмахи руками

-Кар, кар, кар.

Быстро к дому полетели

И все вместе зашумели: присесть, прикрыть лицо руками

-Кар, кар, кар.

5.Игра «Придумай предложение» (по опорным словам):

-ветка, синица, сидит, на;

-прилетели, кормушка, на, птицы;

-снегирь, у, грудка, красная и т.д.

6.Упражнение «Накорми птиц». Предлагается выполнить вариативные движения – постучать пальцами рук по столу: одним, двумя, тремя, четырьмя; правой и левой рукой; двумя руками.

Приложение

Название птицы

Размер

Части тела

Чем покрыто

?

Литература:

1.Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Мозаика—Синтез, 2006, ст.94

2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017гг. (утвержден МОН ДНР 17.07.2015 г.)

3.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. ст.84.

4.Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_синица#.D0.9F.D0.B5.D0.BD.

D0.B8.D0.B5;

5.Source: https://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/122-detyam-stikhi-pro-kormushki-dlya-ptits.html;

6.https://xn--h1anjrz.zagadki.tel/.

Источник