Развитие ребенка зимние месяцы
Анна Павлуцкая
Конспект занятия «Зимние месяцы»
«Зимние месяцы»
Цель: Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, способствовать закреплению знания признаков осени и зимы, развитие речи.
Задачи: Расширить представление о времени года «зима», способствовать закреплению названий зимних месяцев. Учить сравнивать зиму и осень по отличительным признакам, характерным для каждого из этих времен года. Развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии.
Оборудование: картинки с изображением зимних пейзажей, магнитная доска, магниты, опорные карточки с изображением признаков осени и зимы. Снежинки (2 на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сбросили деревья листья,
Дождик капать перестал,
Улетели к югу птицы,
Снег на землю падать стал.
Спит медведь в своей берлоге,
Заяц шубку поменял.
Холод ходит за порогом,
За окном декабрь настал.
Воспитатель: Все внимательно слушали? А теперь скажите, какое время года пришло на смену осени?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно! А какая для вас зима? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, зима снежная, холодная, белая, морозная, праздничная. А почему она праздничная? (ответы детей). Верно, именно зимой мы отмечаем праздник Новый Год.
Молодцы, ребята. Зима пришла с первым зимним месяцем-декабрем. Хотите послушать сказку про зимние месяцы?
Дети: Да.
Сказка «Зимние месяцы».
Жила была на свете волшебница Зима. Да только стара она стала землю снегом укрывать, да за холодными ветрами приглядывать. Подумала Зима и решила все свои заботы да дела передать трем сыновьям.Звали сыновей: Декабрь, Январь и Февраль. Сыновей трое, и месяцев зимних тоже три, да только кому за каким месяцем приглядывать? Придумала тогда Зима дать сыновьям поручения, да посмотреть, кто с каким лучше справиться.
Позвала Зима сыновей и говорит: – Взрослые вы уже стали, вот и хочу я посмотреть, что вы умеете. Вот вам мое первое задание. Отправляйтесь в лес, да проверьте, все ли лесные звери к холодам готовы.
Первым быстрее всех вернулся средний сын – Февраль, не смог он за всеми зайцами и белками угнаться да проверить, сменили ли они шубки. Ни с чем вернулся и Январь – не уговорил проснувшегося медведя в берлогу обратно залезть. Зато Декабрь, самый младший, да озорной, дружбу с лесными зверями давно вел, везде успел – и шубки у всех проверил, теплые ли, и ветер попросил медведю колыбельную спеть. Решила тогда Зима – Декабрю быть хозяином первого месяцем. А Январю и Февралю дала другое задание – кто снега больше наметет, да речку крепче льдом скует. Оба сыновья хорошо справились, да Январь лучше. Решила Зима – быть ему вторым. А Февралю остался последний месяц.Так и стали три брата: Декабрь, Январь и Февраль, каждый в свой черед за зимними месяцами присматривать. Так ли дело было или нет, мне не ведомо, да только называем мы три зимних месяца так же как звали сказочных сыновей волшебницы Зимы – Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Ну а вы, ребята запомнили, как звали сыновей Зимы? Какие задания давала волшебница своим сыновьям? В каком порядке зимние месяцы идут друг за другом? (Ответы детей).
Молодцы, вижу, внимательно слушали, раз на все мои вопросы ответили. А теперь давайте превратимся с вами в снежинки и немножко разомнемся!
В каждую руку дети берут по снежинке, вырезанной из бумаги, встают в круг.
Физкульт минутка:
Дует ветер (Машут руками внизу)
Гонит тучи (Машут руками над головой)
А из тучек снег колючий (Бегут по кругу)
Падает и вьется, по земле несется. (Останавливаются, приседают)
Вьюжится и стелется белая метелица. (Кружатся вокруг себя)
К нам опять пришла она – государыня Зима.
Воспитатель: Молодцы, давайте поиграем в игру, которая называется «Осенью или зимой»
Ход игры: Воспитатель называет, когда это бывает осенью или зимой «Зима» и «Осень».
Воспитатель: А теперь давайте еще раз повторим, что происходит осенью, а что зимой.
Поздороваемся все вместе с первым зимним месяцем, «Здравствуй, декабрь!»
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Зимние месяцы»
С использованием современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, работа в малых подгруппах.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Антошкина Наталья Григорьевна.
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: Расширение знаний детей о смене времён года и месяцах года (зимних). Знакомить детей с периодами зимы, особенностями каждого зимнего месяца.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Закреплять обобщённые представления детей о зиме, её приметах и праздниках.
- Формировать знания детей о последовательности зимних месяцев, их сходство и отличие.
- Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев.
- Формировать знания детей о том, что год начинается с первого января.
- Активизировать словарь по теме: зима, зимние месяцы.
- Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными, правильно подбирать глаголы.
- Совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев» из цикла «Круглый год» о зимних месяцах.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Развивать умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
- Развивать мелкую и общую моторику, умение сочетать речь с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к народным приметам, пословицам, поговоркам.
- Воспитывать желание с пользой для здоровья проводить свободное время в зимний период.
- Прививать интерес к русским народным праздникам.
- Воспитывать умение замечать красоту природы зимой.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, послушайте начало замечательного стихотворения и скажите о чём в нём говорится?
Придумала мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна. (показывает сюжетные картинки)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. О временах года. Продолжите, пожалуйста, начатое мной стихотворение теперь о каждом времени года.
Дети читают стихи.
1. Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
2. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
3. Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
4. Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: А теперь отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Эта царица – зима. А почему её называют «белокожей»?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А на какой тройке прилетела зима? Что за кони в этой тройке?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это зимние месяцы. Давайте вспомним их названия.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Зима – царица трёх месяцев: декабря, января и февраля. Это очень красивое время года, но холодное и снежное.
Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.
Ребята, давайте встанем в круг и погреемся.
Психогимнастика:
Руки в кулачки сожмем и немножко подождем,
На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.
Губки надуваются, щечки улыбаются.
Воспитатель: Согрелись? Присаживайтесь на стульчики.
Давайте посмотрим на экран и поближе познакомимся с зимними месяцами.
(Презентация) (слайд-1,2)
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, первый месяц зимы.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, а сейчас мы посмотрим и назовём приметы декабря. (Слайд -3,4)
Воспитатель: Декабрь ещё в народе называют «хмурень». Ведь в декабре дни самые короткие, а ночи длинные. Но зато декабрь нас радует самым весёлым праздником.
«Только месяц наш пройдёт, мы встречаем … (слайд-5)
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным
пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики,
начиная с большого.)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй месяц зимы, который начинает новый год. (Ответы детей) (слайд-6)
Воспитатель: Январь – году начало, зиме середина. В народе его называют «лютень». Это самый холодный зимний месяц. Сейчас мы посмотрим на экран и закрепим приметы января с помощью стихотворения: В январе, в январе много снега на дворе…(слайд-7)
Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнём и станем детками матушки – Зимы.
Пластический этюд «Снежинки»
Воспитатель предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Дети пытаются передать образ лёгкой, красивой снежинки.
И/у (с мячом) «Скажи ласково»
Зима…(зимушка)
Снег…(снежок)
Звезда…(звездочка)
Снежинка…(снежиночка)
Солнце…(солнышко)
Снеговик…(снеговичок)
Воспитатель: Ребята, а какой ещё весёлый праздник есть в январе, кто может сказать?
(ответы детей), (слайд – 8)
Воспитатель: Это – Рождество. Старинный русский праздник. В этот день принято ходить к друзьям в гости, веселиться на улице: играть в снежки, строить снежную крепость, устраивать шуточные соревнования и конкурсы.
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель: Осталось вспомнить третий месяц зимы. Его в народе называют «снеговеем». У него самые большие сугробы. (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, об этом месяце есть пословица «У февраля два друга – метель и вьюга». (слайд-9)
Д/у «Назови действие»
Воспитатель начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель…(метет).
На зиму медведь в берлоге…(засыпает).
Зимой вода в реке…(замерзает).
Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк…(воет).
Ночью ветер в трубах…(завывает).
Логоритмическое упражнение «Вьюга»
Воспитатель читает стихи, дети выполняют движения.
Воет вьюга: У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб,
Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.
Делают круговые движения руками над головой ритмично.
Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу,
В чисто-поле приведу.
А потом улягусь спать
В свою снежную кровать.
Ритмично хлопают ладонями
по телу.
Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните. Давайте вспомним о празднике, который наступит 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день? (Слайд-10)
И/у «Что лишнее и почему?»
- Декабрь, январь, сентябрь, февраль.
- Санки, лыжи, льдинки, коньки.
- Зима, весна, декабрь, лето.
- Новый год, 8 марта, 23 февраля, Рождество.
- Гирлянды, шарики, кубики, хлопушки.
- Мороз, вьюга, радуга, метель.
Воспитатель: Пришла пора прощаться с зимними месяцами. Порадуем их загадками, а затем посмотрим, как уносятся в снежную даль три белых коня: декабрь, январь и февраль. (слайд-11)
Игра в загадки «Ты – мне, я – тебе»
- Сама я ледяная. Моя юбка – кружевная.
Я кружусь, как балеринка. Угадали? Я – …(снежинка). - Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
- Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька). - Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой.
Назови его, ответь. (Снег). - Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед). - Белые змеи над землей полетели.
По дорогам поползли и сугробы намели. (Метель).
Воспитатель: Молодцы! Прикрепите, пожалуйста, картинки- отгадки на ковролине рядом с «портретом» Зимы.
Вот видите, ребята, какая у нас зима волшебница. Недаром её называют царицей. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Она дарит вам красивые снежинки и вкусные леденцы. До свидания зима! Здравствуй… (какое время года?)
Ответы детей (слайд-12)
Воспитатель: Да, ребята, в конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, пекут вкусные румяные блины, похожие на солнышко, отмечают праздник Масленицы. Давайте вместе позовём весну.
Закличка:
«Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная,
С радостью, с радостью,
С великою милостью.»
Воспитатель: Ребята, вам хочется, чтобы царица – Зима покинула нас быстрее или жалко с ней расставаться? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте порадуем Зиму на прощанье. Вспомните и назовите, пожалуйста, сказки, которые вы знаете о ней. (ответы детей).
Источник
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
– обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
– воспитывать чувство любви к родной природе;
– воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
– развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
– развивать память и внимание.
Ход НОД:
– Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:
Глава первая.
Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц – февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.-Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.• Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)• Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)• По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.
Глава 2.
Природа зимой.
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой – настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.
-Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.
1 слайд
Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку – зиму.
• Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)• Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)• Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)• Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)• Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт. (Зима)
Глава 3.
2 слайд
Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
3 слайд кабаны зимой 4 слайд тетерев
Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
5 слайд
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» – это бодруствующие обитатели леса.
6 слайд
В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» – синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.
7 слайд
А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.
• Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)• В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)• По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)• Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)• Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Глава 4.
8 слад
Рыбы зимой.
Зимой происходят изменения и в жизни рыб. Рыба собирается на глубоких местах. Одни виды зимуют на дне водоёма, другие покрываются защитным слоем слизи и зарываются в ил на всю долгую зиму – это карась и линь. Менее подвижными становятся хищные рыбы: окуни, судаки, щуки. Ерши собираются в стаи и охотно набрасываются на мотыля. Только вот усачу-налиму зима не страшна: чем холоднее, тем лучше. Он оживился, поднялся из глубины своих «летовок» и пошёл на отмель метать икру. До миллиона икринок мечет крупный налим, но половина погибает.
Случается, в середины зимы на некоторых озёрах из-за недостатка кислорода начинается замор рыбы. Чтобы его предотвратить, надо устраивать проруби и не давать им потом замерзать.
Глава 5 .
9 слайд
Деревья зимой.
Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.
Источник