Развитие ребенка живое общение

Развитие ребенка живое общение thumbnail

Как помочь ребенку развить навык живого общения

Умение общаться за гранями интернета и гаджетов – по прежнему остается важным социальным навыком. Развитые разговорные навыки помогают делиться впечатлениями с друзьями, отвечать на вопросы учителей, делать доклады, отстаивать свои интересы в дискуссиях. Доктор Томас Армстронг в книге «Ты можешь больше, чем ты думаешь» goo.gl/78b6d4 рассказывает о девяти видах интеллекта, один из которых – вербальный. Из этой статьи вы узнаете, как можно помочь подростку развить вербальный интеллект, улучшить умение вести разговор и поверить в себя.

Чем полезен вербальный интеллект

Он позволяет устно и письменно общаться с разными людьми. Он помогает хорошо учиться, ведь многое из того, что ребенок делает в школе, связано с вербальным интеллектом: чтение, письмо, правописание, запоминание фактов, устные доклады перед классом. Благодаря ему ребенок попадая в незнакомую ситуацию или место, может быстро сориентироваться и познакомиться с интересными людьми.

Развитый навык живого разговорного общения пригодится ребенку в будущем в следующих профессиях: копирайтер в рекламном или маркетинговом агентстве, адвокат, журналист, юрист, политик, лоббист, музейный куратор, поэт, писатель, профессиональный оратор, специалист по связям с общественностью, диктор радио или телевидения, спичрайтер, переводчик.

Ниже 8 способов, как можно помочь ребенку развить навыки живого общения.

Читать книги вслух

Начать можно с самого простого. Чем больше человек читает, тем сильнее он хочет выражать свои мысли. Пусть ребенок читает вслух любимую книгу или стихи. Это поможет развить словарный запас, четко произносить слова, красиво и логично выстраивать свои мысли. При этом хорошо, если ребенок будет тренировать интонацию.

Вести дневник

Иногда ребенку кажется, что у него нет своих мыслей. Предлоите ему вести дневник, где он сможет высказывать свои идеи по любому поводу. Начав писать, он поймет, что у него есть свой «голос» – что-то, что делает его текст и его самого уникальным. Писать можно обо всем – о первом, что приходит в голову. О скейтбординге и старшем брате, математике или шоколадном мороженом – неважно! Нужно выбрать тему и писать пять минут без перерыва. Такой процесс называется «свободным письмом». Многие писатели используют его, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

Делиться историями

Как помочь ребенку развить навык живого общения

Заведите традицию регулярно рассказывать друг другу истории. Истории могут быть любыми: случаи из жизни семьи, пересказ отрывков понравившихся книг или придуманные сюжеты.

Играть в шляпу и в крокодила

Предложите ребенку поиграть в эти игры, которые развивают вербальный интеллект и и навыки актерского мастерства.

Копилка интересных слов и выражений

Пусть ребенок запоминает, а еще лучше, записывает любимые анекдоты, загадки, каламбуры, скороговорки, стихи, длинные и необычные слова, цитаты. И при случае ему легко будет поделиться всем этим в разговоре с друзьями, родными и одноклассниками. Можно потренироваться придумывать свои слова, выражения, каламбуры, стихи и рассказы.

Книжный или дискуссионный клуб

Как помочь ребенку развить навык живого общения

Если есть возможность, отдайте ребенка в книжный или дискуссионный клуб. Здесь он сможет обсуждать книги с другими участниками. А дебаты – отличный способ развить ораторские навыки, логическое мышление и научиться собирать информацию по теме. Они помогут ребенку расширить свой кругозор, ведь тема дискуссии может быть любой – наука, здравоохранение, история, общество или родной язык. Книжный клуб может быть организован при школе или библиотеке. А если не удастся его найти, можно организовать свой – в кругу друзей или семьи.

Учить иностранный язык

Изучение языков – еще один способ развить вербальный интеллект. Иностранные языки можно изучать в школе или на специальных курсах.

Импровизировать

Есть такое упражнение на развитие навыка публичных выступлений – выбираются наугад три слова и необходимо на основе них сделать связный рассказ, начав с первого слова и развив мысль, логически вплести в рассказ второе и третье. Желательно при этом, чтобы рассказ состоял из 5-10 предложений.

Больше о вербальном и других видах интеллекта читайте в книге «Ты можешь больше, чем ты думаешь» goo.gl/78b6d4 от издательства «Манн, Иванов и Фербер» goo.gl/BmxfB2.

Источник

Современные дети разбираются в технике намного лучше родителей и проводят за компьютером и гаджетами практически всё свободное время. Это негативно сказывается на их физическом и интеллектуальном развитии, ведь все интересы ребенка сосредоточены на виртуальном мире и играх. Важно научить детей правильно относиться к цифровой технике.

Предложенные в статье рекомендации помогут родителям разобраться в постоянно меняющемся цифровом мире и сформулировать у ребенка здоровое отношение к электронным устройствам.

Составьте собственный план использования электронной техники

Электронные гаджеты могут помогать вам, а могут и не соответствовать вашим семейным ценностям или стилю воспитания. Если использовать компьютерную технику правильно, она помогает успевать больше в течение дня. Но если использовать её бездумно, она заменяет много важных занятий, таких как живое общение, общение с семьей, игры на свежем воздухе, сон.

Разумно спланируйте свой досуг, уделяйте время всем необходимым занятиям. Относитесь к виртуальной жизни как к одной из сторон жизни ребенка. По отношению к ней используйте те же принципы воспитания, что и по отношению к реальной жизни. Установите разумные границы. Выясните, с кем дружит ваш ребенок в реальной и виртуальной жизни. Узнайте, какие программы и приложения он использует, какие сайты посещает и чем занимается в Интернете.

Установите границы и позволяйте ребенку отдыхать

Как и любое другое занятие, использование компьютерной техники требует разумных ограничений. Часть свободного времени ребенок, особенно в раннем возрасте, должен проводить, не используя компьютерную технику. По возможности проводите это время вместе с ним.

Играйте и учитесь вместе с ребенком. Участие родителей в компьютерных играх также важно – оно развивает у ребенка навыки социального взаимодействия, обучения и укрепляет связь с родными. Совместные компьютерные игры – хороший повод продемонстрировать спортивное поведение и этикет. Во время игры у вас также есть возможность поделиться собственным жизненным опытом и взглядами на будущее.

Будьте хорошим примером для подражания. Показывайте ребенку пример доброты и хороших манер поведения в Интернете. Поскольку дети склонны наследовать своих родителей, не сидите за компьютером слишком долго. У вас больше шансов сблизиться со своим ребенком во время игр и совместных занятий, чем когда вы смотрите на монитор компьютера.

Цените живое общение

Маленькие дети лучше всего учатся в процессе двусторонней коммуникации. Разговоры на различные темы очень важны для развития речи ребенка. Общение должно происходить вживую или хотя бы с помощью видеочата (если родители в отъезде или с ребенком общаются бабушка или дедушка, живущие далеко). Исследования показали, что разговоры на разные темы с ребенком развивают его речь гораздо лучше, чем «пассивное» слушание или онлайн-обучение.

Ограничивайте использование компьютера детьми

Не позволяйте сидеть за компьютером детям до двух лет (исключение может составлять только общение с близкими родственниками с помощью видеочата). Детям от двух лет можно сидеть за компьютером вместе с вами – так вы можете использовать компьютер в обучающих целях. Для детей дошкольного возраста ограничьте время пребывания за компьютером до одного часа. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок просматривал только качественный контент. Просматривайте его вместе с ребенком, помогите ему учиться на том, что он воспринимает с экрана компьютера.

Читайте также:  Направленность развития ребенка обеспечивает

Создавайте зоны, свободные от электроники

Не допускайте использования гаджетов во время приема пищи, общественных мероприятий и в детской спальне. Выключайте телевизор, когда не смотрите его, поскольку фоновые звуки мешают живому общению с ребенком. Заряжайте гаджеты ночью вне детской спальни, чтобы избавить ребенка от соблазна пользоваться ими. Такие правила способствуют тому, что семья больше времени проводит вместе, а у ребенка развиваются привычки здорового сна и питания. Это положительным образом скажется на его здоровье и самочувствии.

Не используйте электронные устройства для того, чтобы успокоить ребенка

Гаджет может отвлечь и успокоить ребенка, но при этом он не должен быть единственным средством. Ребенка следует научить распознавать сильные эмоции и управлять ими, справляться со скукой, успокаиваться с помощью глубокого дыхания, находить способы решения проблем и управления эмоциями.

Используйте обучающие приложения для детей. Более 80000 приложений признаны обучающими, однако исследования показывают, что не все они соответствуют заявленному качеству. Интерактивные приложения должны соответствовать ряду требований, а также возрасту ребенка.

Для подростка проводить время в Интернете – совершенно нормально

Онлайн-общение – это одна из составляющих развития подростка. Социальные сети помогают ребенку изучать себя и свое место в мире взрослых. Просто убедитесь, что он ведет себя правильно как в реальном, так и в виртуальном мире.

Многим подросткам приходится напоминать о том, что настройки приватности в Интернете не обеспечивают анонимность: их фотографии, мысли и поведение в Интернете формируют их виртуальный образ. Оставайтесь открытым и давайте понять ребенку, что вы рядом в случае, если ему потребуется совет или помощь.

Предупредите ребенка о необходимости соблюдения приватности в Интернете

Ребенок должен понимать, что как только он отослал сообщение или поделился фотографией, их нельзя будет полностью удалить. Особенно это касается сообщений и фотографий неприличного содержания. Дети также должны знать, что преступники часто используют социальные сети, чаты, электронную почту и онлайн-игры для того, чтобы втереться в доверие.

Помните: дети всегда остаются детьми

В виртуальной жизни они могут допускать ошибки. Постарайтесь воспринимать их с пониманием и извлечь из них урок для ребенка. Однако такие явления, как буллинг, сообщения или фотографии неприличного содержания и т. д., могут иметь серьезные последствия. Родители должны быть внимательными к виртуальной жизни ребенка и, если необходимо, обратиться за помощью к специалисту.

Электронные устройства – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Если использовать их правильно, они могут принести большую пользу. Однако исследования показывают, что живое общение с семьей, друзьями и учителями играет более важную роль в развитии ребенка. Уделяйте внимание живому общению и не позволяйте электронным устройствам заменить его.

Источник

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично», Книга Притчей Соломоновых 25:11.

Коммуникативные навыки имеют жизненно важное значение, особенно в наш век, когда роль информации колоссальна. Исследования показывают, что искусные собеседники счастливее, лучше учатся в школе, более успешны и зарабатывают больше, чем их менее красноречивые сверстники. Итак, как научить детей умению выражать себя?

Лучший способ научить детей чему-либо – делать это интересно, весело и, по возможности, вовлекать все пять чувств малышей. Далее представлен список из десяти игр и упражнений, которые будут способствовать развитию эффективных коммуникативных навыков ваших детей.

1. Играйте в «автоответчик»/«телефон». Чем чаще, тем веселее. Эта старая игра для начальной школы – восхитительно интересный и веселый способ развивать навыки аудирования вашего ребенка. Игра идеально подходит для любого возраста. Начните с простых сообщений, играя с детьми младшего возраста, и постепенно увеличивайте размер и сложность сообщений по мере взросления детей.

2. Маршрут удовольствий. Попросите вашего ребенка старшего возраста письменно проложить маршрут от вашего дома в какое-либо забавное место, например, в кафе-мороженое. Отдайте эти указания кому-либо, кто не знаком с районом, и попросите его точно следовать написанному. Удалось пройти по маршруту? Если так, получи мороженое! Если нет, обсудите, что пошло не так. Что следует изменить, чтобы в следующий раз точно прийти к цели? Это прекрасное упражнение, чтобы помочь детям научиться давать точные указания. Также это отличный урок общения. Ведь для того чтобы эффективно передавать информацию о том, чего вы хотите, вы должны научиться ясно формулировать то, что имеете в виду, чтобы другие люди могли в полной мере понять вас.

3. Одежда для успеха. Отправьтесь в магазин или любое другое публичное место, одевшись в лучший воскресный наряд. Обратите внимание, как к вам при этом относятся. Затем посетите тот же магазин или то же общественное место, одевшись бедно или несоответственно ситуации. Отметьте для себя разницу в отношении к вам в первой и во второй ситуации. Это показывает, что невербальное общение имеет определенные последствия. Укажите ребенку на странно одетого человека, идущего по улице, и прочитайте небольшую лекцию, которая его впечатлит. Опишите ему картину последствий той информации, которая посылается окружающим посредством бедной одежды или одежды, в которую одеваются хулиганы. Объясните ребенку, какой посыл несет его выбор одежды обычному человеку… потенциальному работодателю (в будущем). Представьте факты того, как это повлияет на его жизнь через год, два, десять лет. Расскажите об опасных ситуациях, которые могут случиться, если кто-то сделает нелицеприятные выводы, основанные на одежде, в которую одет ребенок.

4. Говори и слушай. Попросите ребенка спеть народную песню, в то время как другой человек будет петь романс. Проследите, как долго они смогут продержаться. Если у вашего ребенка это получается легко, то пусть тогда каждый читает разные книги. Затем попросите их соблюдать очередь при чтении, читая по одному отрывку. Это помогает проиллюстрировать старую поговорку, что Бог дал нам два уха и один рот для того, чтобы мы слушали вдвое больше, чем говорили.

5. Конкурс «Ну!». Пусть ваш ребенок выступит с небольшим монологом на знакомую тему. Любую тему, какую захочет. Например, о его любимом занятии или книге. Проследите за тем, как долго он сможет продержаться, чтобы не вставлять «гм», «э-э», «ну», «типа» или «ну, ты понял». Это развивает уверенность ребенка в себе, а также его красноречие. Устранение подобных «слов-паразитов» заставит ребенка сосредоточиться на отчетливом произношении и поработать над увеличением своего словарного запаса.

6. «Накорми меня тортом». Завяжите глаза одному человеку и попросите его накормить тортом другого человека с завязанными глазами. Пусть третий человек, у которого глаза не завязаны, дает инструкции первым двум. Это учит более эффективно давать указания.

Примечание. Это неопрятная игра! Веселая, но неопрятная! Убедитесь в том, что на детях не лучшая одежда, а также в том, что веселье происходит на голом полу, а не на ковре.

Читайте также:  Влияние педагога на развитие ребенка педагогика

7. Представление. Попросите ребенка дать маленькое представление в местном доме престарелых. Оно может включать демонстрацию поделок, игру на пианино в форме короткого концерта, пение или чтение стихотворений. Это научит ребенка представлять самого себя. При этом такое занятие доступно для детей всех возрастов. Чем раньше вы научите ребенка комфортно и свободно выступать на публике, тем лучше. Это станет его второй натурой, и он сможет избежать самого распространенного страха – страха публичных выступлений. Исследования показывают, что люди, которым нравится выступать на публике, более успешны, чем те, кому это не нравится. Так что выводите детей на публику, и пусть они демонстрируют таланты, которыми так замечательно наделены!

8. Что происходит на картине? Это способ хорош для самых маленьких. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит на картине. Пусть он опишет пейзаж, людей, цвета… все, что видит. Дети старшего возраста пусть обсудят то, что, по их мнению, предшествовало сюжету картины и что произойдет позже. Это возможность попрактиковаться в изложении мыслей в логической последовательности, которую легко поймут другие люди.

9. Заверши историю, рассказ. Этот способ тоже очень хорош для детей различных возрастных групп. Дети любят истории! Вы начинайте историю, а ваш ребенок пусть ее закончит. Для очень маленьких детей вы можете рассказать стишок и попросить их придумать другой финал или добавить в историю что-то свое. Это упражнение отлично подходит для обучения основам навыков устного общения.

10. Придумай выступление. Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, которая нравится вашему ребенку или с которой он хорошо знаком, и попросите его выступить в течение примерно двух минут. Через некоторое время пусть ребенок переходит к выступлению на более сложные темы и на более длительный период времени, за который ему необходимо будет изложить ключевые моменты выбранной тематики. Вы можете помочь ему начать, обсуждая его любимые фильмы и, в конечном итоге, подвести к более спорным вопросам.

«У вас могут быть блестящие идеи, но если вы не умеете четко излагать их, они ни к чему вас не приведут» (Ли Якокка).

Чем больше ваши дети практикуют коммуникативные навыки, тем более эффективными они будут при передаче своих идей и потребностей. Чем более веселым вы сделаете этот процесс, тем больше увлечете их и пробудите огромное желание практиковать эти необходимые навыки.

Источник

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Источник