Развитие ребенка зависит от его самостоятельности
«Какой у Вас самостоятельный ребенок: сам оделся, сам ложку взял, сам поел, сам нашёл себе занятие» – восхищенно говорят одни родители другим. «Как у Вас так получилось?» – задают они вопрос.
И действительно! Почему некоторые дети очень самостоятельные, а другие ждут, когда им разрешат что-то сделать. Некоторые могут сказать, что всё зависит от характера или темперамента малыша. В то время как другие будут доказывать, что всё зависит от воспитанника. Давайте разберемся, от чего всё-таки зависит самостоятельность ребенка? Как формировать самостоятельность ребенка? Нужно ли, чтобы ребенок был самостоятельным?
Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.
Часто родители говорят своим детям, что им делать: иди почисти зубы, умойся, переоденься. И так каждый день – ребенок выполняет ценные указания родителей, они довольно говорят о том, какой он у нас самостоятельный, но так ли это? Выполнить сказанное родителями – это не самостоятельность, а послушание. Ну и что тут плохого скажите Вы? Отвечу: послушные дети делают только то, что им говорят, они не инициативны, пассивны и бездейственны – отсюда и возникают многие психологические проблемы, с которыми сталкиваются в школьные годы. «Не может четко сформулировать мысль? Ничего сам не сделает без напоминания!» В будущем из таких детей получится прекрасный исполнитель, но такой ребенок никогда не будет лидером.
Самостоятельность у детей начинает формироваться довольно рано, уже в 2 года ребенок понимает, что некоторые вещи он может сделать сам без помощи родителей. Например, налить себе водички из кувшина, но что он слышит «Поставь, а то разольёшь, разобьешь, порежешься» или «Стой, туда не ходи – там опасно». Чем старше становится ребенок, тем запретов становится больше. В возрасте 3 – 4 лет, к крохе приходит понимание, что его желания могут отличаться от желаний взрослого. Когда они с мамой идут гулять, ему так хочется самому надеть сандалии, а мама делает всё сама. Из лучших побуждений, конечно. Изо дня в день ребенок начинает понимать, что ему не обязательно проявлять инициативу мама с папой сделают всё сами за него. Ребенок переходит в пассивную роль. Как не допустить развитие такой ситуации?
Условия развития самостоятельности у детей:
- Создаём развивающую среду – у крохи должны быть свои вещи для домашнего обихода в каждом помещении, будь то ванна или кухня, которыми он сам сможет распоряжаться. Например, в ванной – тряпочка для вытирания пыли, на кухне – скалка. Когда ему захочется проявить инициативу и помочь вам в домашних делах – он сможет воспользоваться своей вещью.
- Наберитесь терпения – самостоятельная деятельность детей может занять гораздо больше времени, конечно, у Вас бы получилось сделать всё намного быстрее и аккуратнее чем у малыша. Здесь нужно помнить о том, что Вы стараетесь воспитать самостоятельную личность.
- Право на ошибку — каждый человек ошибается, и вы не исключение. Когда человек делает что-то в первый раз, не всегда сразу выходит хорошо, иногда для этого нужна тренировка и поддержка. Поэтому, когда Ваш ребенок что-то прольёт или рассыпет – не ругайте, а скажите «не расстраивайся в следующий раз получится лучше, а это мы просто вытрем».
- Не делайте за ребенка, то что он может сделать сам – не мешайте ребенку, пусть сам ест, сам выберет одежду на прогулку и в детский сад, сам стелет постель.
“Нельзя”. Перед тем как сказать слово «нельзя», подумай. Говоришь ты для того, чтобы уберечь ребенка или себя от дополнительных забот? Например, переходить дорогу в неположенном месте или вылезать в открытое окно -нельзя, а вот попрыгать по луже в резиновых сапогах или поиграть с водяными пистолетами, когда на улице жара – можно.
Теоретические вопросы развития самостоятельности у детей мы с Вам разобрали, теперь изучим как применять их на практике. Конечно, проявление первых самостоятельных действий должны быть под присмотром родителей, особенно если это касается опасных предметов или дел. Поэтому лучше всего организовать самостоятельную деятельность детей в быту.
Навыки самостоятельного ребенка.
Инициатива в выборе одежды:
- Вещи малыша должны находится в его доступности, на нижней полке или в нижнем ящике комода.
- Покупая одежду, старайтесь выбирать с простыми застежками, чтобы кроха сам мог одеть или снять выбранные предметы гардероба.
- Покажите место куда нужно бросать грязное бельё и пусть малыш сам решает, какая вещь должна туда отправиться.
- В доме обязательно должно быть большое зеркало, в которое ребенок сможет посмотреть и решить, правильно ли он оделся и нужно ли ему причесаться.
Инициатива в умывании:
- В ванной комнате у малыша должны быть свои гигиенические принадлежности, которыми он сам сможет пользоваться без Вашей: помощи зубная щетка, паста, мыло, полотенце.
- Нужно поставить маленький стульчик или подставку возле раковины для того, чтобы ребенок мог сам достать всё необходимое и умыться.
- В туалете тоже должна быть подставка, чтобы кроха без посторонней помощи мог воспользоваться унитазом, горшок и насадка на унитаз должны быть всегда в досягаемости.
Инициатива в еде:
- Организуйте на кухне место, где будет стоять кувшинчик с водой и стакан, чтобы малыш без вашей помощи мог налить себе воды.
- Покажите ему, где лежит тряпочка для стола, чтобы мог сам вытереть разлитую воду и не ругайте его, если он не пролил что-нибудь. Ребенок и так сомневается в своих силах, а упреками и руганью вы отобьете у него охоту что-либо делать.
- Если малыш только начинает держать ложку – варите ему каши и густые супчики, но ни в коем случае не превращайте продукты в пюре, пусть учится жевать. Для этого можно отваривать картошку, морковь, брокколи и ломать их на кусочки.
- В обиходе используйте только стеклянную или керамическую посуду, так кроха будет учиться осторожности.
- Готовьте еду вместе, детям очень нравится замешивать тесто, с помощью формочек вырезайте печенье и по мере взросления ребенка усложняйте задания: нарезать хлеб, почистить овощи, помочь сварить суп.
Инициатива в засыпании:
- С 1,5 лет ребенка можно положить в открытую кроватку, где он будет чувствовать себя свободнее, так как сможет сам лечь и сам встать с неё.
- Разработайте вечерний ритуал: тёплое молоко с печеньем, умывание перед сном, чтение книги или колыбельная – так ребенок будет знать, что пора идти спать.
Инициатива в игре:
- В квартире организуйте место для хранения игрушек: полки или ящики в досягаемости ребенка, чтобы он мог взять или убрать игрушку самостоятельно.
- Краски, пластилин, раскраски, карандаши и прочее материалы для творчества должны лежать так, чтобы кроха сам мог их взять.
- Самостоятельность детей в игре должна поощряться, чем больше интересных сюжетов для игры он придумает, тем продуктивнее будет игра.
Самостоятельная деятельность детей должна поощряться родителями: сам залез на горку, сам поехал на велосипеде, сам сварил макароны к обеду. И в таком случае инициатива и самостоятельность детей будет развиваться. Когда ребенок становится самостоятельным, мама и папа становится чуть-чуть свободнее, они знают, что малыш не будет голодным, так как может сам жевать и держать ложку. Он не будет ходить в грязной одежде, так как сам сможет поменять ее.
Самостоятельный труд детей развивает чувство любопытства, которое в дальнейшем будет способствовать успешной учебе. Активный самостоятельный ребенок не будет ждать разрешения родителя решить возникшие у него затруднения, а примет самостоятельное решение.
Самостоятельность детей дошкольного возраста, не должна ограничиваться общепринятыми рамками дети исследователи и в силу этого придумывают массу новых способов пользования вещами. Самостоятельность ребенка в 7 лет может выражаться в его активности, например, желании участвовать в эстафетах, концертах, проводимых в школе.
Развитие и формирование самостоятельности у детей полностью зависит от поведения родителей. От того, какого будущего они хотят для своего ребенка. Да, послушные дети — это удобно, с ними меньше проблем, но тогда и не ждите от них инициативы, самостоятельно принятых решений, активности в социальной жизни и ответственности за свои поступки.
Будьте немного ленивыми родителями и тогда у Вас будут самостоятельные и ответственные дети!
Развивайтесь с нами!
Развивайтесь.ру
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели. Когда ребенок начинает ходить, а затем и говорить, родители видят, как он с каждым днем старается больше узнать об окружающем мире и часто хочет сделать это сам. Конечно, родителям радостно смотреть, как растет их малыш.
Хочется во многом ему помочь, но при этом вырастить его самостоятельным. Как найти эту грань между опекой, родительской помощью и необходимой свободой? Как должно проходить развитие самостоятельности у детей, поговорим в этой статье.
Что такое самостоятельность?
Пред тем как говорить о воспитании самостоятельности и о том, с какого возраста лучше начать, стоит определиться, что означает слово «самостоятельность». Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько ребенку лет.
Самостоятельность — это когда человек сам, без чьей либо помощи способен управлять и распоряжаться собственной жизнью, умеет сам принять решение и сам отвечает за последствия.
Однако такое определение нельзя применить к маленькому ребенку 2-3-х лет или дошкольнику, хотя у детей этого возраста уже есть определенный навык самостоятельности.
В случае с маленькими детьми самостоятельностью считается то, что ребенок может не на долго сам себя занять. Может делать какие-то простые и привычные действие или задания, не нуждаясь, при этом, в помощи родителей.
Кроме того, дети дошкольного возраста учатся действовать в новых ситуациях, исходя из предыдущего опыта. Могут оценить результаты деятельности и учатся самоконтролю.
Чаще всего взрослые задумываются о самостоятельности детей, когда те идут в школу. Однако начать развивать самостоятельность стоит намного раньше.
Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие довольно рано. Первые признаки самостоятельности появляются в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года. Многие, наверное слышали о кризисе 3-х летнего возраста, в это время дети все чаще заявляют:«Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно.
Уже ближе к 6-7 можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве, а не как об эпизодической характеристике поведения ребенка.
Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам.
Подростки понимают, что нужно отвечать за свои поступки. Как правило, осознают, что нельзя выходить за рамки законов и общественных норм.
Рассмотрим основные периоды развития самостоятельности.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ
- Помните, что не нужно делать за сына или дочь то, что они смогут выполнить сами. Если ребенок уже умеет убирать за собой игрушки или одеваться без вашей помощи, нужно позволить сделать это самостоятельно. Естественно, если это сделают взрослые, то все будет быстрее и лучше, но это помешает развитию самостоятельности.
- Помогайте ребенку лишь в тех случаях, когда он сам попросит о помощи.
- Если ребенок что-то делает и не просит вас помочь ему, не нужно вмешиваться, даже если вы знаете, как это сделать лучше или быстрее. Позвольте ребенку самому решить эту задачу, самостоятельно узнать какие-то вещи, сделать свои открытия. Конечно, это не относится к случаям, когда ребенку может угрожать опасность.
- Поощряйте стремление быть самостоятельным. Дети в 3 года часто заявляют: «Я сам!». Не препятствуйте этому (конечно, в пределах разумного). Всячески стимулируйте попытки действовать самостоятельно. Часто, если ребенок хочет помочь, но делает это неумело, взрослые говорят так: «Не мешайся!», «Отойди», «Ты пока маленький, не сможешь справиться» и т.д. У ребенка должна быть возможность попробовать свои силы. Если сын или дочь хочет помыть пол или постирать свой платочек, пусть сделают это. Конечно, получится далеко не безупречно и вам придется потом все переделывать, но сейчас конечный результат не имеет значения.
- Поддержите ребенка и похвалите то, как он это сделал — ведь дети нуждаются в вашей поддержке. Главное не ругать малыша за его ошибки, иначе вы отобьёте охоту делать это в будущем. Это, кстати, ответ на вопрос родителей: «Почему мой сын или дочь не помогают по дому?». Подумайте, что вы обычно делаете или делали, когда ребенок стремился вам помочь? Помогали или запрещали и критиковали за ошибки. Ведь в первое время для ребенка будет сложной та работа или те действия, с которыми взрослые могут легко справиться.
- Когда ребенок пытается помочь или сделать что-то сам, он, возможно что-то разольет или рассыпет, а может быть испортит. Помните, что дети делают это не специально, а просто потому, что для них это тяжело или просто не хватает опыта и практики. Спокойно и деликатно объясните ошибки и подбодрите малыша.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- В этот период можно разрешать детям самим выбирать то, что можно сегодня надеть. Но стоит помогать с выбором. Объясните ребенку, например, что сейчас весна, еще прохладно и летние майки или шорты не стоит одевать, зато из весенних вещей ребенок может выбирать то, что ему нравится. Покупая вещи в магазине, учитывайте выбор ребенка.
- До ребенка нужно донести мысль, что в для всех семье есть необходимые правила, которым он тоже должен следовать. Для этого закрепляйте за ребенком постоянные поручения, соответствующие его развитию. Естественно, что возможности детей дошкольного возраста еще невелики, тем не менее они есть. Даже самые маленькие дети 2-3-х лет, а тем более дошкольники, могут убрать, скажем, свои игрушки. Ребенок 5 — 7 лет может поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол или ухаживать за домашними питомцами и др.
- Не ограждайте ребенка от всего на свете: позвольте ему, в разумных пределах, самому понять, что некоторые действия или бездействия могут иметь отрицательные последствия.
- Ребенок в этот период должен постепенно учиться самостоятельно занимать себя какое-то время, не привлекая к этим занятиям маму или папу. Например, рисовать, собирать конструктор.
- Гиперопека, ограничение активности ребенка и то, что родители не верят в его возможности — вот, пожалуй главные причины несамостоятельности ребенка в дальнейшем.
Помните об этом, доверяйте своему ребенку, помогайте ему делать новые открытия, пусть он знает, что вы верите в его способности.
Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться информацией с друзьями, нажав кнопки соцсетей.
Я желаю Вам хорошего дня
Источник
Вы, наверное, не раз слышали от своего ребёнка слова: «Я сам!» Часто они больше похожи на требование, нежели на попытку попросить разрешение. Я сам буду кушать, сам полью цветочки, сам вымою посуду, сам погуляю с собакой, сам дойду до школы, сам встречусь с друзьями в другом конце города, сам стану работать, не закончив учёбу… В каждом возрасте то, что ребёнок хочет, может и должен делать «сам», представляет собой разные по степени сложности, ответственности и риска вещи. Например, для двухлетнего крохи покушать самостоятельно и не перепачкаться – уже достижение. А в пятнадцать лет и в комнате убрать надо, и посуду помыть, и уроки выполнить на «отлично», и питомца выгулять… Да мало ли какие обязанности возложили на плечи подростка родители!
Каждый взрослый примерно помнит, как он становился самостоятельным. Опираясь на личный опыт, он пытается составить примерную воспитательную схему, которой будет придерживаться. Но вот вопрос: не являясь ни психологом, ни педагогом, сможет ли он сделать всё правильно? Не превратит ли своего малыша (конечно, исключительно из лучших побуждений!) в избалованного лентяя или в человека с гипертрофированным чувством ответственности? Без всяких сомнений, искать ответы на важные вопросы, связанные с воспитанием детей, нужно у профессионалов. Среди них – учителя, врачи, психологи и детские писатели.
Мы обратились за разъяснениями к современному поэту Аркадию Млынашу, автору сборника стихов «Страна Ясами» и «Добрые соседи». Значимая часть его творчества посвящена детской самостоятельности. Многие произведения пытаются объяснить, как действовать правильно и как не попасть в скверную ситуацию. Кроме того, писатель является отцом и дедушкой, то есть имеет не только теоретический, но и практический опыт общения с малышами.
Итак, что и с какого возраста ребёнку можно делать самому?
«Если исходить из опыты себя теперешнего – то всё и как можно раньше, – говорит Аркадий. – Но это называется – «так бы мне хотелось» (улыбается) Однако жизнь диктует свои условия. Не буду оригинален, если скажу, что все дети в раннем возрасте стараются помогать родителям в работе по дому. И тут главное – своими словами и действиями не дать потухнуть той маленькой искорке их желаний. Ведь не секрет: когда приходишь усталый, если на работе не ладится, передача по телевизору, которую ждёшь с нетерпением… Да мало ли причин, чтобы отказать ребёнку из соображений, что сам сделаешь быстрее, лучше, и ничего не разобьётся, не надо будет переделывать – так этого не хочется… Начинать можно и нужно с малого. Первое «поле деятельности» – это собрать игрушки, сложить свою одежду аккуратно перед сном. Поставить тапочки, чтобы утром они быстро нашлись. Кстати, о тапках:
Всё из-за тапок
Я утро всегда начинаю с зарядки,
Ищу под кроватью пропавшие тапки –
Ползу по-пластунски, сдирая коленки.
Чего только нет на полу возле стенки:
Солдатики, мячик, игрушки, машинки,
Детали от «Лего», наклейки, резинки…
Мне хочется всё посмотреть и потрогать,
Но мама мне сверху твердит очень строго:
«Давай обойдёмся сегодня без ссадин,
А то опоздаем опять в детский садик!»
А тапки судачили тихо в сторонке:
«Не дали с утра наиграться ребёнку».
Одна моя знакомая, коллега по цеху, устроила проверку этого стихотворения в детской аудитории. Ребята очень любят посмотреть на такие ситуации со стороны. И часто случается так, что себя они узнают в литературном герое, но посмеяться над забавной историей не отказывают себе в удовольствии. И на таком «отрицательном» смешном примере родителям проще привить ребёнку элементарные правила поведения и необходимые бытовые навыки. Кроме того, чувство юмора – не последний фактор в развитии интеллекта. И развивать его психологи рекомендуют именно на таких смоделированных ситуациях. Одним словом, насмеялась она со своими учениками от души над тапочным квестом, что меня очень порадовало! Да и мыть посуду вполне по плечу маленьким помощникам. И не надо бояться за посуду. Всякое случается, но с возрастом понимаешь, что разбитая посуда – это такая малость. Даже любимая чашка или тарелка из сервиза, или даже ваза – как
говорили в Одессе: «Чтобы только такое горе и было!» Я до сих пор мою всю посуду – так приучила меня моя мама. И дети мои, и внучки, а битые тарелки – да кто их считал? (улыбается) А какая получается при уборке квартиры охота с пылесосом на пыль и паутину! Нужно подкрасться незаметно и захватить в плен, чтобы не портили здоровье домочадцев. А соревнование – конкурс Бабы Яги: кто быстрее заметёт – вполне по силам юным дарованиям (на мётлах прилетели, убрали и улетели…).
Одно из простых, но очень ответственных дел – это охрана накрытого для принятия пищи стола от домашних, и не совсем, питомцев. Дети ответственно подходят к доверенным им поручениям.
Цена победы…
Скатерть в складках, всюду пятна.
На полу – яичко «всмятку».
Этикеткой «Орбит с мятой»
Забавляется сквозняк.
В луже пролитого чая
Муха плавает большая.
Чашка с чуть надбитым краем
Дополняет кавардак.
Вся семья в дверях застыла,
А в глазах: «ЧТО ЭТО БЫЛО?
Чья неведомая сила
Разорила завтрак наш?
Взбунтовалась скороварка?
Ей на печке стало жарко?
Или соковыжималка
Вдруг пошла на абордаж?»
Сын сказал, взяв веник в руки:
«Не пугайтесь, это – мухи!
Им набить хотелось брюхи,
Съесть наш праздничный пирог.
Переносчики хворобы
Не попробовали сдобы…
Жаль, готовить надо снова:
Сами видите ИТОГ!»
Дети любят помогать готовить, им можно доверять такие несложные вещи, как разбить и взбить яйцо для пирога или омлета, сделать несложные бутерброды, украсить их. Я с детства любил готовить и приучил к этому своих детей. Это не обязательно, но неплохо – в жизни всегда пригодится (улыбается). Иногда, конечно, случаются курьёзы, как это произошло с героем моего стихотворения:
Помощник…
Не вышел красным борщ у мамы.
Такое с ней случалось редко:
Томат забыла. Эту драму
Поведала она соседке…
Я думал: будут мной гордиться.
Считал, что цвет исправить нужно!
Напрасно, вглядываясь в лица,
Я ждал, когда наступит ужин.
В кастрюле жидкость – цвета розы.
Но мама этому не рада.
Вопрос ко мне звучал серьёзно:
«Не знаешь, где моя помада?»
Да мало ли, что может делать ребёнок сам, главное, чтобы он принял решение самостоятельно. А дело родителей – поддержать его начинания:
Я умею
В детской бродит сонный лучик.
Строгий взгляд с утра у мишки!
У меня несчастный случай:
Порвалась на части книжка.
Я собрал её, жалея,
Может, плохо, может, косо.
Взял у папы тюбик клея.
Взял тихонько, взял без спроса.
Мне хотелось по секрету
Излечить её страницы,
Чтобы снова в сказке этой
Расцвело перо Жар-птицы…
Почему-то хвост у волка
Оказался возле шеи.
Пусть накапал клей на полку…
Мама, видишь – я умею!»
Ещё один камень раздора в большинстве семей, где есть дети – это домашние питомцы. Завести кошечку, собачку или хотя бы хомячка – мечта каждого малыша. Да и психологи в один голос советуют удовлетворить эту просьбу. Ведь от животного очень много пользы в воспитательном процессе! Теоретически, родители с этим согласны. Но на практике они понимают – кормить, поить, мыть, выгуливать, убирать – всё придётся делать им. А откуда взять время? Так нужен или не нужен питомец, и кого лучше завести своему ребёнку? Аркадий Млынаш делится своим мнением:
«Что касается домашних питомцев – сразу возникает извечный вопрос: кто за ними будет ухаживать? Опять же: птички, рыбки, хомячки – всё, что находится в замкнутом пространстве: клетке, аквариуме, банке и так далее – это с самого раннего возраста. Ухаживают малыши вместе с родителями, им это нравится, и это – здорово. Домашние питомцы приучают детей к самоорганизованности, заботе о ближних. Мои дети, и я сам, выросли среди попугайчиков, черепах, рыбок, кошек и собак.
Короче, полный набор. Не весь «набор» одновременно, но два-три разных вида питомцев присутствовали. Внучки тоже растут с собачками и кошками. Конечно, это зависит от жилплощади, терпения. Кошки – это желание знакомить элементы мебели с их когтями, собак – необходимо выгуливать в любую погоду… Нюансов хватает. Не все родители готовы идти на эти «жертвы». Некоторые дети очень изобретательны в своих попытках заполучить питомца:
Питомцы бывают разные
Друга-щенка попросила в подарок:
В школе и дома прилежной была.
Мама сказала: «А как же порядок –
Площадь у нас для собаки мала.
Ты – не принцесса, квартира – не замок,
Где все тебе угодить норовят…»
Выслушав это, ответила маме:
«Я заведу дождевого червя!
Червь не подвержен печали и грусти,
Не поцарапает новый диван.
И никого никогда не укусит,
Ищет себе пропитание сам.
Думаю, выход отличный, что надо!
Выполню заданный на дом урок –
И поищу червяка у ограды…»
Утром проснулась, а рядом – щенок.
А вообще есть немало случаев, когда питомцы успешно защищали и спасали своих хозяев. Тут нет единых рецептов. Можно только сказать, что ребёнок рядом с животным растёт более самостоятельным и серьёзным. Хотя это может быть только моим мнением».
С домашними делами и детской самостоятельностью всё более или менее понятно: главное для родителей – запастись терпением и разрешать крохам потихоньку приобщаться к хозяйству и нести ответственность. Но едва ли не страшнее кошки с самыми длинными когтями и ящика разбитой посуды для любых мам и пап – позволить своему ребёнку самостоятельность за пределами уютной и безопасной квартиры.
«Когда ребёнка можно отпускать одного гулять или в школу, чтобы это было безопасно? – уточняет Аркадий Млынаш. – Всё зависит от места, где вы живёте, где находится школа, надо ли переходить улицы с активным движением автотранспорта, наличия игровых площадок возле дома. Сам я с раннего возраста был самостоятельным. Если кто-нибудь знает, что означает словосочетание «одесские дворы», тот меня поймёт. Все гуляли без присмотра и одновременно все друг за другом приглядывали (улыбается). В школу ходили всей улицей, поэтому в дополнительном присмотре со стороны родителей не было необходимости. То же могу сказать и о своих детях. Что касается внучек, стараемся привить им самостоятельность. Очень им хочется поступать по-своему».
Пока ребёнок маленький, любое дело фактически является проявлением доброй воли и желания. Но стоит ему подрасти, и появляется то, что он обязан делать. Прежде всего, речь идёт о домашних заданиях. Немало анекдотов сложено на эту скользкую и проблемную тему. И соседи выучат урок, и собака повторит материал, а школьник так и будет смотреть на родителей и хлопать длинными ресницами. Знакомая ситуация? Возможно, результат окажется лучше, если допустить, что ребёнок сам способен решить все задачи правильно, и даже позволить ему ошибиться, может быть, несколько раз получить плохую оценку, но тем самым сформировать чувство ответственности за свои поступки? Показать на собственном примере, что учитель – не добрая мамочка, и вряд ли разрешит переделать завтра то, что поленился сделать сегодня?
«С какого возраста разрешать детям делать уроки самостоятельно, опять же, зависит от родителей и детей, – убеждён Аркадий Млынаш. – От их доверительных отношений в семье. От школы, от подачи учебных дисциплин. От желания учиться и от целей, которые ставит перед собой сам ребёнок, от совпадения их с целями и желаниями его родителей. Помогать детям лучше, чем их контролировать. Но не каждому такое счастье… Очень хорошо помогают примеры для сравнения:
А в нашей школе – лучше!
Костёр, пещера, полумрак.
Учитель дышит в спину.
Не угодишь ему никак.
Указка – как дубина.
Ни на минуту не уйдёт,
Стоит всё время рядом.
Нагнётся к уху и орёт:
«Что задавали на дом?
А это чьи следы? Медведь?
Какой: пещерный, бурый?»
Попробуй только не ответь –
Мгновенно «спустит шкуру».
А может за ногу держать
Вниз головой над кручей…
Проснулся, начал размышлять:
Нет, в нашей школе лучше!
И, наконец, новомодная тенденция, пришедшая к нам с Запада и вызывающая массу споров – когда молодым людям пора начинать работать? Традиционно в русских семьях этот момент наступает после колледжа или университета. Однако всё больше и больше ребят хотят стать независимыми как можно раньше, встречая всяческие предубеждения и сопротивление со стороны старших родственников.
«Мои дети – сын и дочь – начали зарабатывать на карманные расходы с 14-ти лет, – делится опытом Аркадий. – В то время это было очень сложно реализовать. Но им очень хотелось доказать в первую очередь самим себе, что могут заработать какие-либо деньги на свои нужды. К слову сказать, сын купил себе велосипед, дочь – купальные принадлежности для поездки на море. В стране, где я сейчас живу, школьники с 14-ти лет во время каникул почти все работают. Это в порядке вещей. Кто тратит на себя, а кто помогает своей семье».
Воспитание малыша – основная и одна из самых сложных задач для каждого человека. Есть даже мнение, что ребёнок – это экзамен родителя перед Богом. Вырастить цельную, счастливую, самодостаточную и самостоятельную личность, которая сумеет добиться успеха – разве не мечта каждой мамы и каждого папы?
«Я считаю, что если вовремя поддержать детей-«Ясамов», то есть детей, желающих в раннем возрасте делать всё самостоятельно, то это само собой перейдёт в понимание необходимости выполнения некоторых обязанностей, желание что-то делать. И слово «должно» тут несколько, на мой взгляд, неуместно. Можно, конечно, заинтересовать, но лучше, если желание помочь близким людям прививается с детства».
Купить сборники стихотворений Аркадия Млынаша «Страна Ясами» и «Добрые соседи» можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».
Источник