Развитие ребенка время года лето
Время года – Лето.
Лето
Лето
(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)
Рассказ про Лето:
Летние месяцы – июнь, июль, август – самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные, теплые.Густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая.
Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими.
Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки. В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика.
Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые (боровики). в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах – морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.
Порхают над лугом бабочки, стрекозы, пчелы и шмели.Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что умеют сами.
Летом у людей немало дел: прополоть, окучить и полить гряды в огороде, скосить сено в лугах.
Лето – чудесная пора для ребятишек! Можно вдоволь накупаться в речке, позагорать на теплом песочке, поудить рыбу, поиграть в веселые игры, собирать грибы и ягоды.
Вопросы про Лето:
Какие растения цветут летом? Какие летом заботы у лесных птиц и зверей? Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом? Какие ягоды и грибы появляются в лесу летом? Чем люди занимаются летом?
Стихи про Лето:
***
Летом
Вот и лето. Жарко, сухо,
От жары нет мочи.
Зорька схлдится с зарёю,
Нет совсем и ночи.
Поднялось и заиграло
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами.
По лучам с травы высокой
Росу собирает.
И от солнечного зноя
Поле высыхает.
(Иван Суриков)
***
Лето
Сколько запахов у лета!
Сладкий – липового цвета,
Горький – листьев тополиных,
Нежный, еле уловимый
Запах зреющей малины.
***
Я рисую букет
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек луговой.
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я зарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке
Ромашки расцвели,
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Ползут в траве букашки,
Скользит по веткам свет,
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки,
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки.
Их нарисую тоже,
А рядом – колоски,
Чтобы припомнить позже
Июльские деньки,
Пропахшие цветами,
И зноем, и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.
***
Жаркая пора
Лето – жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт –
Вокруг сияет всё, поёт.
Летом – синяя река
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.
***
Лето
Лето – это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето – яркие цветы
Необычной красоты,
Лето – тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.
***
Здравствуй, ЛЕТО!
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!
(Татьяна Бокова)
***
Вот и лето
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
(М. Ивенсен)
Задания про Лето:
Задание 1
Подбери признак:
Лето (какое?) – … Солнце летом (какое?) – … Море (какое?) – … Лес (какой?) – … Речка (какая?) – … Небо (какое?)-…
Задание 2
Подбери предметы к признакам.
Зелёная…(трава, лягушка, ботва, кофта).
Зелёный…,зелёные…,спелая…,спелые…,спелое…,тёплая…,тёплые…,тёплое…
Задание 3
Ответь на вопросы:
Как называется время года после весны? Перед зимой?
Какое время года между зимой и летом?
Какое время года называют белым? Жёлтым? Зелёным? Почему?
Загадки про Лето:
***
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?(Летом)
***
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
***
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я – … (Лето)
***
Зеленеют луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …(Лето)
***
Хочешь в воду ты ныряй,
Хочешь на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что за место это? …(Пляж)
***
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.(Колокольчик)
***
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.(Ромашка)
Источник
Для ребенка дошкольного возраста плавный переход от теплой погоды в мае к июньской жаре часто происходит незаметно. Задача воспитателя – научить малыша распознавать основные признаки лета, чтобы отличать это время года от весенней поры.
Жаркие дни
Главным летним признаком является жара. Солнце расположено высоко над землей, его лучи тщательно прогревают все вокруг, включая почву и водоемы. Дни становятся такими жаркими, что тепло сохраняется даже ночью. Небо приобретает ярко-голубой цвет. Оно бывает чистым или с белыми, как снег, облаками.
Увеличивается дневной отрезок времени. Это наблюдается до 22 июня, после чего светлая часть суток начнет постепенно убывать.
Ливни и грозы
Время от времени идут теплые ливневые дожди. Обычно они сопровождаются раскатами грома и вспышками молний. Это летняя гроза. Когда дождь заканчивается, из-за облаков выглядывает солнышко и на небе зажигается радуга. Она состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Утренняя роса
Выйдя ранним утром во двор, можно заметить на траве мелкие капельки воды. Это утренняя роса, которая образуется ночью из находящегося в воздухе водяного пара. Днем под палящими лучами солнца она испаряется и полностью исчезает.
Звездопад
Если вдруг повезет прогуляться с родителями в поздний час, нужно обязательно взглянуть на ночное небо. Накануне ясного солнечного дня оно полностью покрыто звездами. В летнее время от них струится такой яркий свет, что даже без фонарика отчетливо видны окружающие предметы.
Бывает, на небе появляется одна или несколько падающих звезд. На самом деле это частицы космических тел, однако в народе такое явление называют звездопадом.
Многообразие растительного мира
Природа в летние дни отличается обилием красок и ароматов. Городские парки, скверы украшены зеленью деревьев и кустарников. Клумбы пестрят разноцветным убранством: розы, маки, гладиолусы, гвоздики. На полях и лугах красуются ромашки, лютики, колокольчики, васильки.
В начале лета на садовых участках созревают ягоды клубники, вишни, смородины. На овощных грядках появляется молодой картофель, морковь, редис. Немного позже спеют абрикосы, персики, кукуруза, вслед за ними – дыни, арбузы, виноград. Ближе к концу сезона можно собирать ежевику, бруснику, клюкву, шиповник. В это же время дозревают лесные орехи.
Большое количество насекомых
Летом сады, поля и луга наполняются многоголосым жужжанием и шелестом крыльев. Шмели, пчелы, бабочки, жуки летают, ползают, копошатся в цветках, собирая нектар. Наклонившись, интересно понаблюдать, как суетятся неугомонные муравьи. В траве не так-то легко заметить зеленую гусеницу, которая скоро превратится в куколку, а затем – бабочку.
А вот божьих коровок никак не обойти вниманием. Красное тельце с черными точками хорошо видно на свежей траве. И, конечно, никакое лето не может обойтись без кузнечиков и сверчков, которые дружно стрекочут теплыми вечерами.
Множество птиц
Непрерывный гул насекомых дополняется пением птиц. Летом их особенно много, большинство из них – те, что вернулись после холодной зимы весной. Это жаворонки, скворцы, кукушки, чибисы. В жаркие месяцы для них достаточно корма, так как птицы питаются семенами, ягодами и насекомыми.
Активность диких животных
В летнее время обитатели лесов ведут активный образ жизни: обустраивают жилища, заводят потомство, воспитывают детенышей.
- В начале июня выходят из нор молодые суслики. В скором времени им предстоит расселяться по отдельным домикам и вести самостоятельную жизнь.
- А вот ежиха уже сейчас заботливо мастерит гнездо. В июле у нее появятся детки.
- В середине лета рождаются малыши у зайцев и белок. Самки вскармливают детенышей молоком.
Интересно, что некоторые животные меняют окрас в зависимости от сезона. Например, шерсть зайца русака летом и зимой имеет разные оттенки. Его серовато-коричневая летняя шубка с наступлением холодов станет гораздо светлее.
Подведение итогов
В конце первой – познавательной – части урока рекомендуется обобщить материал, выделив из него основную информацию.
Отличительные характеристики – 15 признаков лета:
- Дневная жара.
- Теплые ночи.
- Увеличение продолжительности дня.
- Высокое расположение солнца.
- Ясное голубое небо, иногда с белыми облаками.
- Прогревание водоемов.
- Ливневые дожди с грозами.
- Появление на небе радуги.
- Образование утренней росы.
- Множество звезд на ночном небе.
- Разнообразие цветущих растений.
- Обилие ягод, фруктов и овощей.
- Большое количество насекомых.
- Стрекотание кузнечиков по вечерам.
- Активность животных и птиц.
Закрепление знаний
Чтобы ребенок хорошо запомнил материал, необходимо его закрепить с помощью наглядных пособий. Для этого можно воспользоваться иллюстрациями на тему «Лето красное». Вначале малыш пусть сам изобразит время года таким, каким он его представляет. Готовый рисунок нужно подробно обсудить, останавливаясь на характерных деталях.
Полезно выучить песню или несколько коротких стишков о лете, а затем, в процессе урока, подобрать к ним подходящие картинки. Ну и, конечно, загадки, которые так любят дети! Для каждой из них нужно заранее подготовить карточку с рисунком-разгадкой.
В зависимости от уровня развития ребенка можно расширить объем информации с помощью дополнительных инструментов. Хорошо, например, записать на аудионоситель голоса животных и птиц, чтобы малыш учился их распознавать. Для формирования наблюдательности следует приучать ребенка вести календарь погоды, грамотно пользуясь условными обозначениями.
Эти простые приемы помогут дошкольнику прочно усвоить материал и превратят серьезное занятие в увлекательную игру, которую юный ученик непременно захочет повторить.
Источник
Тема периода: «Лето»
Тема занятия: «Времена года. Лето.»
Цели и задачи:
– расширять словарный запас по теме «Лето »
– закрепить знания детей о последовательности времен года, названии летних месяцев, характерных признаках лета как времени года
– упражнять в образовании форм родительного падежа имен существительных множественного числа
– продолжить работу по составлению предложений, верному согласованию слов в предложении
– упражнять в образовании антонимов по лексической теме «Лето»
– развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.
– воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма
Словарь: июнь, июль, август, долгожданный, жаркий
Оборудование и материалы: сюжетные картинки «Времена года. Лето», разрезные картинки «Лето», предметные картинки с изображением трех яблонь.
Интеграция о/о: «С.-К. Р.», «Х.-Э. Р.», «П. Р.»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о каком времени года мы будем говорить сегодня.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я – …
Дети: Лето.
Воспитатель: Верно. Сегодня наше занятие будет посвящено лету.
II. Основная часть.
1. Воспитатель: Послушайте стихотворение о лете
Лето Я. Ким
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Воспитатель: О каких признаках лета говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»
Весна и лето.
Июль и август.
Воспитатель: Дети, какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. (Ответы детей)
2. Пальчиковая гимнастика
Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть:
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать
И грибочки собирать.
3. Дидактическая игра «Собери предложение»
Купаться, мы, в, любим, речке. (Мы любим купаться в речке.)
Лесу, летом, в, много, и, грибов, ягод. (Летом в лесу много грибов и ягод.)
Лета, после, осень, наступает. (После лета наступает осень.)
4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Лето – зима.
Весна – осень
Тепло – холодно
Жарко – прохладно
Светлый день – тёмный день
Солнечная погода – пасмурная погода
5. Физкультминутка «Лето»
Лето… Лето… Лето. (Хлопки в ладоши.)
Какого оно цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
– Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. (Прыжки на месте.)
Желтого, желтого, как песок у речек.
Голубое, синее, самое красивое.
Вот какое лето!
– Лето… Лето… Лето… (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
– Яркого, жаркого, как лихая пляска! (Приседания.)
Звездного, звездного, как ночная сказка!
Светлое, зарничное, сладко-земляничное.
Вот какое лето!
– Лето… Лето… Лето… (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
– Красного, красного, как на мачты флаги! (Махи руками над головой.)
Гордого, ясного, как слова присяги!
Дружное и братское, наше октябрятское.
Вот какое лето! (Хлопки в ладоши)
6. Дидактическая игра «Что не так?»
Лето – самое холодное время года.
Когда на улице жарко, мы тепло одеваемся.
Гулять надо только в дождливую погоду.
7. Дидактическая игра «Подумай!»
На трех яблонях – желтые, зеленые и красные яблоки. На самой высокой – не зеленые и не красные, на самой низкой – не желтые и не зеленые. Какого цвета яблоки на средней яблоне? Раскрась яблоки.
Дети на заранее розданных предметных картинках должны раскрасить яблоки зеленым цветом.
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: О каком времени года говорили на занятии?
Назовите летние месяцы.
Какое задание понравилось вам больше всего?
Какое задание вызвало затруднения?
Источник
Автор admin На чтение 5 мин. Просмотров 31 Опубликовано 15.01.2014 Обновлено 20.04.2020
Развитие ребенка летом посредством игр для детей на улице – это не только интересное времяпровождение, но и естественное развитие ребенка.
Лето – время, когда гулять можно практически весь день напролёт. Конечно, просто наслаждаться теплой погодой уже хорошо. А если разнообразить свои летние прогулки увлекательными играми? Для этого необходимы идеи полезных и интересных игр с детьми на свежем воздухе. Лето, пожалуй, наиболее интересная пора, как для ребенка, так и для взрослых. В самое светлое и теплое время года можно находиться на улице достаточно долго.
Природные материалы в играх
Для полноценного развития ребенка в играх должны присутствовать развивающие моменты. На помощь приходят различные природные материалы. Они разнообразят игру.
Варианты игр из природных материалов для самых маленьких
Играем в сортировку
Ребенку предлагается разделить веточки на длинные и короткие, а листочки на большие и маленькие. Соответственно закрепляются понятия «большой»/«маленький». Можно придумать и другие условия сортировки: по цвету, твёрдый/мягкий и т.д.
Сбор различных природных материалов
Ребенку предложено найти нужный предмет. Можно напечатать дома картинки с теми предметами, что необходимо искать на улице.
Выкладывание узоров из палочек, шишек, из лепестков опавших цветов. Или создание картины, рисование букв и цифр.
Изучение счета
Рядом с написанной взрослым цифрой нужно положить соответствующее количество предметов. Например: 2 листика, три камешка.
Запоминание геометрических фигур
Выкладывание их камешками и веточками.
Игры в песочнице
Дети очень любят играть с песком. Кроме того, что с ним можно изобрести увлекательные игры, это еще и полезно. Психологи считают, что песок может снимать напряжение, способствует развитию мелкой моторики, развивает воображение.
Вот некоторые варианты игр с песком:
поиск спрятанных в песке предметов – шишки, камешки, мелкие игрушки;
готовка: «лепятся» пирожки и «пекутся» многоярусные торты с начинкой, которые потом украшаются камешками и листиками, делятся на определенное количество гостей;
стройка песочного замка или целого города;
выращивание сада из природных материалов, мха, веточек, листочков;
игры с отпечатками: отставляют отпечатки рук или ног, а затем придумывают и дорисовывают картинку, чтобы получилось какое-то животное или забавная рожица.
Мелки в играх
Мелки для рисования также неотъемлемый атрибут летних игр. Игры с ними:
обводятся и раскрашиваются тени: деревьев, забора, велосипеда;
игры на асфальте в крестики-нолики;
разметка точками контура, который ребенок обведет и получит фигуру;
мама может нарисовать лабиринт или запутанную дорожку, а ребенок должен пройти по ней;
«классики»: веселая игра, которая к тому же развивают координацию и глазомер;
рисуются на асфальте разноцветные круги, задача ребенка прыгать в круги названного цвета;
поиск отличия в двух картинках, нарисованных мамой на асфальте.
Летние игры с инвентарем
Если подготовиться и приобрести соответствующий инвентарь, можно организовать активное и веселое времяпрепровождение на свежем воздухе.
Мини-гольф – игра с соревновательным характером, развивает координацию движений и точность. Играть в неё будет интересно не только детям, но и взрослым. Можно устроить целый гольф-турнир, пригласив в игру друзей малыша.
Детский боулинг. Ещё одно соревнование на меткость. Кстати, его можно подготовить самостоятельно, используя вместо кегель бутылки с водой, а вместо шаров теннисные мячи.
Берется на прогулку переносное баскетбольное кольцо, и привязывается к дереву или забору (если кольцо на площадке для вас пока высоковато). По очереди соревноваться с ребенком в меткости. Конечно, можно изготовить кольцо и из подручных материалов.
Бадминтон – игра для детей постарше, развивает быстроту, ловкость, точность и координацию движений.
Можно придумать игры с водяным пистолетом, например, сбивать им шарики для пинг-понга, или целится в нарисованную на стене мишень.
Конструктор изо льда, налить лёд в формочки и добавить краситель. Чтобы получился цветной прозрачный лёд лучше взять кипяченую воду и пищевой краситель.
Заморозка воды с игрушками. Можно предложить ребенку «добыть сокровище», используя, к примеру, детский молоток. В жару такая игра будет кстати.
Кольцеброс – это увлекательная игра, цель которой набросить кольца на оси. Оси могут иметь разную высоту, можно предложить ребенку набросить кольцо на большую или маленькую ось, на ближнюю или дальнюю, развивая ловкость и пространственное мышление. В игру можно играть компанией.
Надувание мыльных пузырей – это не только весело, но и полезно для развития артикуляционного аппарата ребенка. А если ребёнок пока сам не умеет их надувать, (или что бы разнообразить эту забаву), можно предложить малышу ловить мыльные пузыри сачком.
С мячом можно сыграть не только в футбол. Предлагается сыграть в игру «съедобное – несъедобное» как с одним малышом, так и компанией. Ведущий называет существительное и бросает мяч. Если оно съедобное, то игрок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.
Увлекательным занятием для малышей является бросание косматого мячика друг другу и ловля его «липучей тарелочкой».
Можно соорудить целую полосу препятствий для ребёнка, опутав деревья веревками. А если играть в эту игру на даче, то можно использовать для этой цели много разных предметов: ведра, пеньки, старые шины. Задавать условия прохождения трассы: проползти, перепрыгнуть, попрыгать на одной ноге и т.д. Такая игра развивает ребенка физически, позволяет осваивать новые возможности своего тела, искать выход в незнакомой ситуации.
В теплую погоду удовольствие доставит детям катание на самокате, велосипеде.
Казалось бы, на улице после дождя, когда кругом сырость и грязь, остается ходить по дорожкам. Однако для детей составляет большое удовольствие бросать камни в лужу, прокапывать каналы между лужами, палочками ковырять грязь. От такого «серьезного занятия» отвлечь ребенка непросто. Бродить по лужам в резиновых сапогах или ездить на велосипеде по лужам, прокладывая мокрые дорожки от колес велосипеда – занимает детей надолго.
Так что летней порой ребенок естественным образом познает мир не в меньшей степени, чем когда он посещает занятия в детском саду или клубные занятия по развитию детей.
Источник