Развитие ребенка времена года зима

Развитие ребенка времена года зима thumbnail

Время года – Зима

 

Время года – Зима

 

(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)

 

Время года – Зима

 

Время года – Зима

  

Текст о Зиме: 
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Вопросы: Куда прячется белка в сильные морозы? Что делает зимой медведь? Какой праздник отмечают зимой? Как готовятся к встрече Нового года? Назвать зимние игры и забавы. Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?

Стихи о Зиме:
 ***
Зима (А.С. Пушкин)

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

***
Снегопад (Глушев Г.)

Маленькие ёлки
И большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет:
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки
Говорят друг дружке:
-Слишком много снега-
Тяжело макушке.

***
Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

***
На лыжах

Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.

***
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?

Подбери слово о Зиме:
 Снежный (что?) — …
Снежная (что?) — …
Белый (что?) — …
Холодная (что?) — …
Морозный (что?) — …
Ледяная (что?) — …
Трескучий (что?) — …
 Сильный (что?) — …

Подбери признак о Зиме: 
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Составь рассказ про Новый год: 
Что ты знаешь об этом празднике. Дети наряжают (ёлку). Дед мороз принёс детям (подарки). Ёлка украшена разноцветными (ёлочными игрушками).

Загадки о Зиме:
 ***
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)

***
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

***
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.(Снег)

***
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

***

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

***
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Источник

Наталья Болотова
Конспект НОД по познавательному развитию «Времена года. Зима»

Тема. «Времена года. Зима».

Цель: совершенствовать знания детей о времени года – зима и связанных с ней природных явлениях и изменений жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

– совершенствовать представления о природе родного края;

– использовать для описания зимы образные слова, прилагательные;

– активизировать употребление однокоренных слов.

Развивающие:

развивать умение заканчивать предложения, используя противопоставления;

развивать внимание, логическое мышление, память, расширять словарный запас.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к объектам и явлениям природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, поэзии по теме «Зима», разучивание пословиц поговорок о зиме, рассказывание по картине, продуктивная деятельность по теме «Зима».

Оборудование:

Картины «Зимние пейзажи Урала», иллюстрации по темам «Животный и растительный мир родного края».

Словарная работа: поземка, пороша, вьюга, снегопад, заснеженный, пейзаж.

Ход НОД:

Подготовительный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель входит в группу со сказочным персонажем – Почемучкой. Все здороваются.

Звучит запись «Вьюги».

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята наш гость ничего подобного раньше не слышал, покажем и расскажем, Почемучке, в какое время года приходят к нам морозы, вьюги, метели?

(Ответы детей.)

Основной этап.

Воспитатель: Мы с вами совершим путешествие в самое загадочное время года – зиму. Давайте вспомним, что бывает зимой, какие зимние явления вы знаете?

(Ответы детей: вьюги, метели, снегопады, гололедица, снежные бури, пороша, поземка).

Воспитатель: Ребята, расскажите Почемучке об этих явлениях природы, чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Я для вас приготовила две тарелки, в одной – снег, а в другой – лед. Чем они отличаются?

(Ответы детей: снег – белый, холодный, искрящийся, плотный, рыхлый; лед – прозрачный, ломкий, скользкий, бесцветный).

Воспитатель: Молодцы, а вы знаете, наш гость очень любит играть в слова и хочет поиграть с вами в игру «Подбери слово», согласны?

(Ответы детей)

Почемучка: Давайте попробуем подобрать слова, которые образованы от слова снег и зима, а за правильный ответ я буду давать снежинки, посмотрим, кто больше снежинок соберет.

(Ответы детей: снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, белоснежный, подснежник, зимний, зимушка, зимовать, перезимовать).

Физкультминутка:

Мы ногами топ, топ, топ,

А руками хлоп, хлоп, хлоп,

Головою круть, круть, круть,

Постучали в грудь, в грудь, в грудь,

Мы конфетку ам, ам, ам

И погладим по – бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

А на улице мороз,

Заморозит деткам нос,

Заморозит ушки,

Щечки, словно плюшки.

Воспитатель: Почемучка приготовил для вас загадки,давайте их отгадаем:

Из овечьей шерсти тонкой,

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Что за нелепый человек,

Пробрался к нам в двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла, боится солнца и тепла?

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Белый дед, белее нет

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

Никто не поднимает

Весна придет, он сам уйдет.

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

На окне, как на картине

Все в узорах светло синих

Что за мастер тонких дел,

Ночь без дела не сидел?

Воспитатель: У меня для вас тоже есть интересная игра «Закончи предложение», Почемучка, присоединяйся к нам.

Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).

Зимой бывает снег, а летом (дождь).

Зимой снег падает, а весной (тает).

Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).

Зимой лес спит, а весной (просыпается).

Зимой бывает холодно, а летом (жарко).

Зимой деревья белые, а осенью (желтые).

Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).

Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что по поведению птиц, некоторым явлениям природы можно предсказать какая будет погода зимой?

Народные приметы о погоде зимой

– длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к спокойной погоде распрямляются;

– шумит дубравушка – к непогодушке;

– лес шумит зимой – к снегу, к оттепели;

– воробьи дружно прячутся в хворост – на мороз или перед метелью;

– воробьи дружно расчирикались – к оттепели;

– ворона кричит на полдень (в сторону юга) – к теплу, на север – к холоду;

– ворона купается – к ненастью;

– ворона кричит: летом – к дождю, зимой – к метели;

– ворона под крыло клюв прячет – к холоду;

– ворона всегда садится клювом к ветру;

– вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели; садятся на вершины

деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру;

– зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

Заключительный этап. Подведение итогов НОД.

Воспитатель: Зима – замечательное время года. Вы любите зиму? Посмотрите на эти картины, на них изображены зимние пейзажи родного Урала. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей.)

Дети прощаются со сказочным героем и приглашают его в гости на праздник зимы.

Источник

Приходит время, и желтую осыпавшуюся листву застилает белое одеяло. Признаки зимы для детей самые узнаваемые и ожидаемые. Все знают, что это пора Нового года, Деда Мороза, елки с разноцветными огнями. Но не только праздники и снег характеризуют самое холодное время года. На самом деле зиму отличает многое: поведение зверей и птиц, состояние растений, погода, длительность светового дня. Но как рассказать о зимних признаках увлекательно – так, чтобы ребенок проявил неподдельный интерес? Стоит вооружиться подборкой игр, загадок и народных примет, добавив капельку собственного артистизма.

По каким 15 признакам распознать зиму?

Изменения природы зимой – самые глубокие и значительные. Все живое засыпает, а неживое замерзает, становится холодным и твердым.

15 признаков, которые характеризуют время года:

  • холодная погода;
  • деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях;
  • короткие дни и длинные ночи;
  • ледяная корка на лужах, гололедица;
  • сугробы и снег;
  • низкие, серые, тяжелые облака;
  • трескучие морозы;
  • метелица;
  • зимние забавы – катание на коньках, санках, игра в снежки;
  • из труб домов валит дым (в современном мире без печного отопления – пар);
  • отчетливо видны следы зверей и птиц на снегу;
  • морозный воздух и пар изо рта;
  • зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещение;
  • обилие синиц, грачей, ворон, появление снегирей, клестов и других перелетных птиц;
  • зимняя спячка у насекомых, рыб и некоторых зверей (медведей, ежей, сурков).

Первым признаком зимы издавна в народе считались заморозки, а ее окончание предвещало таяние снега. При установлении минусовой температуры живая природа впадает в анабиоз – деревья и кустарники сбрасывают оставшуюся листву, а рыбы, насекомые и отдельные животные впадают в спячку. У других зверей отрастает теплый подшерсток, а серый заяц становится белым, чтобы сливаться со снегом и маскироваться таким образом от хищников.

Когда-то наши предки дали названия зимним месяцам по характерным для них признакам. Декабрь раньше называли грудень – от слова «грудки» или замершие комья грязи. В начале зимы еще снега мало, а земля уже начала промерзать. Второе его название – студень, от слова студеный, холодный. Январь называли сечень. Это была пора рубки (сечи) деревьев. Для февраля характерны лютые морозы, поэтому его именовали лютый.

Отличия от других времен года

Часто от детей можно услышать утверждение, что если снег выпал, то уже пришла зима. Но на деле этот признак встречается и поздней осенью, и ранней весной. Важно заострить внимание, что один только снег не свидетельствует о наступлении зимней поры.

О смене времени года мы можем говорить при совпадении 5 признаков:

  • плотные, низко нависающие облака, хмурое небо;
  • покрывало из снега и льда на земле и деревьях;
  • короткий световой день;
  • спячка живой природы;
  • появление «зимних» птиц.

Как наблюдать изменения в природе с детьми?

Чтобы рассказ об отличительных признаках зимы получился интересным и запомнился детям, важно использовать живые примеры, визуальный ряд, разные игровые задания. С наступлением сезона полезно посетить знакомые места и спросить ребенка, что, по его мнению, изменилось:

  1. Как преобразились деревья? (оголились, исчезла листва)
  2. Как поменялась земля? (стала холодной, твердой)
  3. Как греет солнце? (светит, но не греет)
  4. Какими стали облака? (серыми, низкими)
  5. Что исчезло? (насекомые, некоторые птицы, цветы)
  6. Появились ли новые птицы? Какие? (да, снегири, чечетки, клесты, синицы, вороны, грачи).
  7. В какой одежде ты гулял здесь раньше, а в какой сейчас (майки, шорты, а теперь куртка, шапка, варежки)

С дошкольниками подготовительной группы полезно вести зимний календарь. Каждый день в нем нужно отмечать новые увиденные признаки. Например, 4 декабря замерзли реки, 10 декабря выпал снег, 13 декабря был гололед, 17 декабря ребенок заметил синицу и т. д.

Занятие покажется вдвойне интереснее, если при этом рассказать о народных зимних приметах, которые в старину имели огромное значение и передавались из поколения в поколение. Они помогали определить, какая погода будет весной, чтобы удачно засеять поля и получить богатый урожай.

  • Ясный день в Сочельник (6 января) – к хорошему урожаю. Тропинки черны – уродится греча. Звездист небосвод – ждет ягодный год.
  • Полный месяц в ночь на Крещение (с 18 на 19 января) – к большому разливу рек по весне.
  • Метель 19 января – будет мести и через 3 месяца. День теплый – хлеб будет густой.

Картинки и задания для закрепления знаний

Рассказ по теме следует подкреплять наглядными примерами. Картинки с признаками зимы:

Игровые занятия:

    • Отгадай загадки. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло – скользко, весело, светло. (Лед). Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам… (мороз). Две сестренки, две плетенки из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать. Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).
    • Найди ошибку. Для игры можно использовать любой рисунок с характерными признаками зимы: птицами, снежинками, снеговиком, фигурками людей на коньках и просто в зимней одежде. Взрослый дорисовывает несколько признаков из другого времени года (ежика с яблоком, осенний лист, цветок) и дает детям изучить изображение. Суть задания в том, чтобы найти подвох.
  • Нарисуй. После обсуждения признаков дети рисуют зиму. В конце взрослый определяет победителя. Им становится тот, кто задействует в рисунке как можно больше характерных для этого времени года деталей.

В канун Нового года актуально играть с детьми в игры «Задания Мороза». Можно попросить помочь Дедушке Морозу сделать снежинки, назвать для него зимние забавы, украсить елку, сделать своими руками поделки и открытки родным.

Дидактическая игра «Признаки зимы»

Для детей 5-6 лет полезно проводить игры, расширяющие словарный запас и дающие представления о свойствах живой и неживой природы.

Яркий пример – дидактическая игра «Признаки зимы». Для ее проведения понадобятся карточки с объектами природы: облако, небо, земля, солнце, воздух, осадки. А также звери, растения, насекомые, деревья, рыбы. Ведущий раздает карточки детям, каждый должен подумать и назвать 3 слова, которые описывают, каким бывает этот объект зимой.

Зимняя пора – самая суровая и холодная. На 3 месяца природа буквально «засыпает», чтобы набраться сил. Ее основные признаки – сокращение светового дня, заморозки, снег и хмурое низкое небо. Зима может наступить независимо от календаря. Различают зиму календарную и климатическую. Наблюдайте за изменениями живой и неживой природы вместе с детьми – это очень познавательно, увлекательно и интересно!

Источник

Мадина Тава
Конспект занятия по ознакомлению с временами года «Зима»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Образовательные задачи:закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

В: Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку. Послушайте стихи о волшебнице – зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

В: Это стихотворение написал наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (показываю портрет поэта). Ребята, но о зиме не только сочиняют стихи, но и пишут музыку. Так, композитор Петр Ильич Чайковский, чей музей находится в нашем городе, потому что жил и работал здесь (показываю фотографию, сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку). Ребята, правда, чудесное произведение! Хочется помолчать, подумать, помечтать после прослушивания такой музыки. Ребята! Какие картинки зимней природы вы себе представляли, когда слушали стихотворение и музыку? Можно ли, прослушав их, составить рассказ о зиме? (ответы детей; дети составляют небольшие рассказы).

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

– Небо серое, солнце светит мало. Если светит – то не греет.

– Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

– Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

В: Как называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

– А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Физкультминутка «Зимой». (координация слов с движением)

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

«Снежок – загадка»отгадывание загадок:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Под гору — лечу,

В гору — тащу.

(Санки)

В: Молодцы, ребята! А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Угадай явления природы»».

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением природных явлений, характерных для разных времен года и большой лист белой бумаги.

В: Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись,а вы должны определить: звуки каких природных явлений вы услышали (воспитатель включает звуки вьюги, метели и т. д.).

– Что вы услышали? Звук чего?

Д: Вьюги.

– А это что за звук?

Д: Метель.

В: Правильно, ребята! А в какое время года можно услышать эти звуки?

Д: Зимой.

В:Вы все сегодня большие молодцы.

Источник