Развитие ребенка времена года осень
Время года – Осень.
(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)
Рассказ об Осени:
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
Стихи об Осени
***
Осень. Осыпается весь наш: бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
***
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
***
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***
Осень. (А.С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
***
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
***
Стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
***
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.
Закончи предложение об Осени
На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из—за туч).
Деревья надели … (разноцветный наряд).
… (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
Загадки Осени
***
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
***
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)
Подбери действие
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
Источник
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
«Время года – Осень»
Подготовила воспитатель: В.А.Анисахарова
Цели: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень. Учиться видеть красоту осенней природы, любить природу.
Ход:
Воспитатель приглашает детей поиграть. Проводится игровое упражнение
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а теперь садимся на свои места.
Отгадайте мою загадку, о каком времени года моя загадка?
(воспитатель загадывает загадку)
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается
Как же это чудо в природе называется? (осень)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Правильно, это загадка об осени! Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.
– А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
– В каком месяце началась осень? (в сентябре)
– Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
– Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем (Дети по желанию читают стихотворение «Заглянула осень в сад»).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природы
– Какое сегодня солнышко?
– Какое сегодня небо?
– Сравните осенние денечки с летними
– Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
– Что называют листопадом?
– В какую погоду листочков облетает больше?
– Много ли насекомых сейчас?
На доске появляется первая картинка.
Вот осень художница нарисовала свою картинку для нас.
Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
какие птицы от нас улетают (гуси, грачи, журавли…)
Появляется вторая картинка на доске
А как изменилась жизнь животных в лесу? (медведь, еж будут спать, зайчик и елочка меняют окрас шерстки)
Появляется третья картинка на доске
А какие перемены принесла осень в жизнь человека (урожай в саду, на огороде, делают заготовки, варят варенье, в лесу собирают грибы)
Что делают люди на огороде?
Зачем люди ходят осенью в лес?
А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду)
Вот оказывается у людей сколько осенних хлопот и забот.
Появляется четвертая картинка на доске
Вот сколько картин нам о себе нарисовала осень
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая)?
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.
Проводится игра
Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №169
Интегрированное занятие
для детей 4-5 лет
Тема: «Осень».
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Смолина Татьяна Владимировна
Ульяновск, 2017 г.
Цель: закрепить полученные ранее детьми знания об осени.
Задачи:
Познавательна – создать условия для закрепления и упорядочения накопленных детьми представлений об осени.
Развивающая – создать условия для развития у детей умений устанавливать связи между природными явлениями;
обогащения словарного запаса детей; формирования образных представлений, развития мышления;
создать условия для развития творческих способностей через использование нетрадиционных методов рисования.
Воспитательная – способствовать воспитанию у детей любви к природе, народной культуре, уважения к взрослому и сверстникам.
Ход занятия.
Воспит.: Дети, сегодня мы с вами ещё раз поговорим об осени.
В. Послушайте, ребята, о каком времени года я вам прочитаю стихотворение?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льётся,
Это время года, как у нас зовётся?
Дети: (ответы)
Воспит. Правильно. Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Дети: (ответы)
Воспит. Сейчас поиграем в игру «Угадай примету». Я буду называть приметы или действия, а вы, хлопните в ладоши, если это говориться об осени или делают это осенью.
~ Покатаюсь я на лыжах, разноцветные листья на деревьях, птицы стали гнёзда вить, загораю на песке и купаюсь в речке, птипы улетают на юг, дети Новый год встречают, листья жёлтые летят, в санках мчусь я по горе.
Воспит. Молодцы. Вы точно хлопали, когда я говорила об осени.
Вам нравится осень? А почему? Чем вам нравится осень? За что вы любите осень?
Дети: (ответы)
Воспит.: Из того, что вы сказали, давайте мы с вами назовем самые слова, которые
говорят о том, какая может быть осень.
Дети: (дождливая, хмурая, пасмурная, печальная, золотая, разноцветная..,)
Воспит.- Давным – давно люди замечали особенности осени. Мы с вами много народных примет называли об осени. Сейчас некоторые вспомним. Вот одна из них:
– Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сытна. Как вы думаете, почему так говорят?
Дети: (ответы).
Воспит. Ребята, осенью в садах и огородах созревает урожай фруктов и овощей. Я вам предлагаю поиграть – давайте пойдём и соберём урожай (читаю рифмовку и одновременно со словами выполняем движения).
Мы пойдём в огород, (шагают на месте)
Много там всего растёт: (разводят руками)
Огурцы сорвём мы с грядки, (наклоны вперёд)
Помидоры с кожей гладкой, (поднимают руки кверху)
Толстая репка засела в землю крепко, (руки на пояс, качаются вправо, влево)
Дёргай, дёргай из земли, Всё собрали, посмотри! (имитируют движения – тянут репку,
разводят руками).
Воспит. Вот наш сад-огород, только не знаю, что в нём растёт? Давайте отгадаем загадки и узнаем, что здесь растёт.
– Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
– Развалились в беспорядке на своей перине-грядке
Сто зелёных медвежат, с сосками во рту лежат
Беспрерывно сок сосут и растут. (Огурцы)
-Вкусное и сладкое, я расту на ветке,
любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко)
– Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) – Этот фрукт на вкус хорош, он на лампочку похож. (Груша)
– Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)
Воспит. Замечательный урожай подарила нам осень.
А теперь в лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу осеннем
Мы кого-нибудь найдём? (Дети встают и шагают на месте).
– Послушайте, ребята, кто это говорит?
Игра «Отгадай, кто это о себе говорит?» (Детям предлагается послушать магнитофонную запись о том, что рассказывают о себе звери в осенний период).
1.Пора мне, линять, пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу — меня заметно на снегу. В. Кто это? Дети: зайчик. В. Как вы догадались?
Дети отвечают (потому, что зайчик осенью меняет шубку). (Следующее задание проводиться аналогично.)
2.-А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу. Орешков делаю запас, вот так стараюсь. В добрый час!
3.-В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять. Пусть мне во сне присниться мёд, проснусь, когда весна придёт.
4.-Я тоже буду спать, как мишка. Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил, мне нужно отдохнуть за это. Устал я, выбился из сил, сучков себе я принесу, квартиру сделаю в лесу, проснусь – пойду встречать весну. Опять охотиться начну.
Воспит. Какие молодцы, правильно узнали всех зверей по тому, как они готовятся к зиме осенью.
Дети, мы поговорили о том, как встречали осень природа и животные. Сейчас мне бы хотелось узнать о том, чем люди занимаются осенью. Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра называется «Угадай, что я делаю». Но есть одно правило, которое необходимо соблюдать. Действия нужно показывать, характерные для действий людней осенью.
Сначала я буду водящей – показываю вам, что я делаю осенью, а вы отгадываете.
(Выбор водящего при помощи листочка – кто показал действие, передаёт листочек другому).
Игра « Отгадай, что я делаю?»- начинаю сама, затем предлагаю детям, дети показывают жестами различные действия, а другие – отгадывают.
Воспит. Молодцы, всё, что делает человек осенью вы показали правильно.
В старину в деревнях когда собрали весь урожай и всё было готово к зиме – люди могли отдохнуть, заняться своим интересным делом. Они приходили друг к другу в гости, пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины шили, вышивали.
Давайте мы с вами попробуем, как в старину заняться любимым делом украсим осенними листочками салфетки, мы с вами любим заниматься этим рукоделием. А в это время мы будем слушать русские народные песни.
Дети проходят за столы и украшают платочки, нанося узор штампами. (Во время работы, включаю звукозапись русская народная песня).
В. – Какие чудесные узоры на платочках. Для кого вы приготовили эти платочки? У нас сегодня много гостей, может быть кто-нибудь хочет подарить свой платочек гостям?
Воспит.: Ну что ж. Сегодня мы вспомнили всё об осени, очень прекрасной и замечательной поре. Вы видите, что уже зима постучалась к нам в окно. Но нам очень жаль расставаться с золотой осенью и я думаю, что она нам не откажет в последней нашей встрече, если мы её пригласим. Давайте позовём её. – Осень, осень, в гости просим!
Воспит.: А вот и Осень (под музыку входит Осень – воспитатель).
Осень. – Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, а вы рады? Вы сегодня обо мне говорили.
Дети: Да.
Воспит.Осень: А чем же я вам нравлюсь? За что вы меня любите?
Дети: (ответы)
Осень: Мне очень приятно это слышать. Я тоже вас очень люблю, что вы умные, послушные, добрые, гостеприимные. Принесла я вам подарочки и зашла попрощаться, пора мне на покой, теперь пришло время Зимы. – «От осени к лету повороту нету». (Дети прощаются с Осенью).
Источник
Ирина Попова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Время года — осень»
Программное содержание.
Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы и умению правильно выделять особенности времени года.
Проводить наблюдения за живой и неживой природой, растительным и животным миром, уметь находить сходство и различие, проводить сравнительный анализ между летом и осенью,обогащать словарный запас: ливень, листопад, пасмурно.
Предварительная работа:
Заучивание стихов про осень, чтение рассказа «Листопадничек».
Проводились наблюдения за природой во время прогулок, рассматривались иллюстрации.
Материал к занятию: иллюстрации – осень, признаками осени; картинки с изображением животных, растений, насекомых, сельскохозяйственной техники.
Игра «Времена года»
Ход занятия.
Дети, давайте вспомним какое сейчас время года? (Осень). А по каким признакам мы можем определить, что сейчас время года – осень? (Падают листья, листья стали жёлтые, часто идут дожди, солнце светит, но не греет). Ребята, а солнце светит и греет так же, как и летом? (Нет, солнце светит реже, оно прячется за тучи, его лучи мало освещают землю. А какой у нас ветер? (Прохладный, сильный, качаются сильно деревья, быстро плывут облака). А какой был ветер летом? (Слабый, тёплый, верхушки деревьев чуть качались).
А какие осенью облака? (Серые, тяжёлые, низкие, они медленно плывут по небу). А, что ещё бывает на небе кроме облаков? (Тучи и из них идёт дождь).
Молодцы, ребята всё правильно!
А какие осадки бывают осенью? (Осенью идёт дождь, он идёт медленно, моросит и всё становится мокрым). Да, вы правильно говорите. Но летом тоже шёл дождь, каким он был? (летом бывает ливень и гроза и дождь идёт тёплый, а осенью холодный. Правильно.
А что же происходит с деревьями, травой осенью? (Листья на деревьях желтеют, падают, трава прижимается к земле и желтеет).
А с насекомыми, что происходит осенью? (Они прячутся в кору деревьев и под землю, чтобы там перезимовать). А летом насекомые тоже прячутся? (Нет они летают и ползают, потому что тепло).
А птиц осенью так же много как летом? (Нет, птицы осенью улетают в тёплые края и их называют перелётными птицами). А у птичек есть осенью еда? (Нет они перебираются ближе к людям и люди их подкармливают).
Что же происходит с животными в лесу осенью? (Животные готовятся к зиме, мишка – медведь роет сладкие корешки и строит берлогу, белка запасает орехи и грибы).
Правильно все животные осенью готовятся к зиме, строят домики, делают запасы еды.
А чем занимаются люди в это время года? (Люди собирают урожай овощей и фруктов, убирают хлеб) Кто же помогает людям в сборе урожая? (Техника: трактора, уборочные машины, комбайны).
Хорошо, дети мы сегодня много говорили об осени. Теперь на каждой прогулке мы с вами будем наблюдать как меняется погода и отмечать её у себя в календаре природы.
Давайте теперь поиграем с вами в игру «Времена года». (На ковре лежат карточки с изображением времён года, дети заполняют их разрезными картинками). По окончании игры дети проверяют всё ли они сделали правильно.
Ну, а теперь наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята о чём мы сегодня говорили? (Об осени)
А ещё о чём? (О деревьях, растениях, погоде, дожде, ветре, животных и о труде людей осенью).
Дети, зато что вы на занятии активно отвечали и много рассказывали вам белочка принесла вот такие вкусные орешки!
Источник
Лилия Тедтова
НОД по ФКЦМ «Времена года. Осень»
НОД по фкцм
Тема Занятия:
” Времена года. Осень “.
Воспитатель : Тедтова Л. А
Цель. Формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи.
Учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени, устанавливать предметно – следственные связи на примере образования плода, различать некоторые лиственные деревья.
Расширять представление детей о характерных признаках осени, уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Оборудование. Презентация на тему «Осень», картинки с изображением деревьев
Ход занятия:
“День добрый, день добрый,
Слова эти мы говорим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям эти слова повторим”.
Ребята, прослушайте рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь
“В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто – то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.
Просмотр презентации
Беседа:
– О каком времени года идет речь?
– Как вы догадались?
– Что изменилось в природе с приходом осени? (ответы детей)
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые, да алые кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пестрые лежат.
Воспитатель.
Ребята, давайте рассмотрим деревья в нашем осеннем парке.
Загадка. Стоят столбы стройные
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят. (береза).
Расскажите, что вы знаете о березе.
Березу любят за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Из березы делают прочную мебель. Белый цвет коры защищает дерева от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
А это что за дерево?
Темный он покрытый корой
Лист красивый вырезной
И на кончиках ветвей
Много, много желудей. (Дуб).
Живет дуб очень долго, древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И галдя, ее клюют! (Рябина)
На ветке рябины много маленьких листочков на одной веточке сидит.
Люди эти ягоды не кушают, а птички очень любят зимой.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели.
Опавшие литья клена, как теплая перина, защищают корни от морозов.
Еж и медведь собирают сухие душистые листья и утепляют ими свое зимнее жилье.
Воспитатель. А сейчас мы немого отдахнем
Физминутка : “Мы – осенние листочки“.
Мы – листочки, мы листочки
Мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали
А потом летали устали!
(дети стоят кружком с листочками в руках, разбигаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой).
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок,
Ветер снова вдруг по дул.
И листочки быстро сдул.
(разбигаются, помахивая листочками)
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут).
Воспитатель.
Ребята, наши растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются. (их становится много).
Береза – сережки, клен – вертолетики, дуб – желудь, рябина – ягоды.
Внутри каждого плода семена. Они попадают в землю, и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастит молодое дерево.
Дети подходят к дереву и прислоняются к ниму ладошками. Подпитываются энергией, так как дерево тянется к солнцу.
Итог занятия:
Где мы с вами сегодня побывали?
Почему говорят “Осень золото роняет“?
Какие деревья рассматривали?
Что необходимо делать зимой, что бы деревья весной проснулись?
(ответы детей)
Молодцы, ребята на этом мы сегодня заканчиваем своё занятие.
Источник