Развитие ребенка возраст 5 лет
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры – «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они – самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте – это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет – возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы – по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать – со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке – например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей – всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.
1. Физическое развитие
Рост и вес детей 5 лет
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
110,0 | 109,4 |
Вес (кг) | |
18,3 | 18,2 |
Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.
1.1 Моторное развитие
Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.
Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.
1.2 Навыки самообслуживания
К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.
2. Физическое развитие
Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.
Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.
В мышлении:
Девочки | Мальчики |
– мыслят более точно и целостно; – больше конкретизируют; – внушаемы; – тщательны в мелочах; – подробно излагают; – субъективны в оценках произошедшего; – все неизвестное вызывает настороженность; – при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации. | – видят суть; – производят обобщения; – любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное; – почти не обращают внимания на качество выполнения; – незнакомые ситуации воспринимают позитивно; – любят разнообразие; слабо организованы. |
Речь:
Девочки | Мальчики |
– имеет предметно-оценочный характер; – наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями. | – наполнена глаголами и междометиями; – используются обобщения. |
В применении норм поведения:
.
Девочки | Мальчики |
– с удовольствием подчиняются общепринятым правилам; – любят подражать авторитетным для них взрослым; – любят брать на себя роль наставников; – быстро адаптируются к новой обстановке. | – не придерживаются авторитетов; – преобразовывают все вокруг себя; – неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности. |
3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок
3.1 В области «Окружающий мир»
Знает:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
- название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
- о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
- виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.
Умеет:
- определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
- делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).
3.2 В области элементарной математики:
К пяти годам ребенок научился:
- сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
- различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
- называть времена года, их признаки, последовательность.
Чему следует научиться.
Сформировать понятия:
- о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
- о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
- о еще одной геометрической фигуре – овал.
Научиться:
- уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
- отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
- познакомиться с цифрами от 1 до 9;
- понимать, как составить число 5 из единиц;
- соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
- выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
- сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
- проверять сравнение путем наложения и приложения;
- ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
- называть времена года, части суток, дни недели.
В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.
ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.
3.3 В области развития речи
К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!
Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.
Пятилетка может:
- называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
- рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
- заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
- исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
- составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
- подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
- определять место звука в слове;
- сравнивать слова по длительности;
- на слух определять слово с заданным звуком;
- принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
- высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
- в разговоре использует все части речи;
- подбирает к заданному существительному прилагательные;
- находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).
Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:
- «Подбери вопрос – кто? или что?» на определение живого и неживого;
- «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
- «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
- «Письмо бабушке» – составление связного рассказа;
- «Огород» – классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
- «Подбери красивые слова» – подобрать прилагательные к существительному «яблоко» – красное, круглое, вкусное, полезное;
- «Путешествие в азбуку» – знакомство с буквами.
Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.
Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.
Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, “Приключения Чиполлино” Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.
Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.
4. Социализация
В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.
Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.
Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.
Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:
- собрать постель;
- посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
- оплата мелких покупок;
- уход за питомцами (кормление и уборка);
- помощь в сервировке стола;
- помощь в уборке чистого белья в шкаф;
- полив домашних растений;
- умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.
5. Изобразительная деятельность
Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.
В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).
Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.
Юный художник может:
- задумывать сюжет и название своему рисунку;
- пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
- использовать цвет для передачи настроения;
- передавать форму и цвет предметов в рисунке;
- композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
- смешивать цвета;
- ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
- конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
- соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.
6. Музыкальное творчество
Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.
Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».
Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.
7. Режим дня
Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).
8:00-8:15 | пробуждение, гигиенические процедуры |
8:15-8:45 | утренняя зарядка |
8:45-9:15 | завтрак |
9:15-10:30 | развивающие занятия |
10:30-12:00 | прогулка |
12:00-12:30 | подготовка к обеду |
12:30-13:00 | обед |
13:00-15:00 | сон |
15:00-15:30 | подъем, одевание, гигиенические процедуры |
15:30-16:00 | игры, общение с взрослыми |
16:00-16:30 | полдник |
16:30-18:30 | прогулка |
18:30-19:00 | игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов |
19:00-19:30 | ужин |
19:30-20:30 | общение с взрослыми, чтение книг, игры |
20:30-21:30 | водные процедуры, подготовка ко сну |
21:30-8:00 | ночной сон |
8. Питание
Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.
Примерное меню на 3 дня
Понедельник
Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.
Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.
Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.
Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.
Вторник
Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.
Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.
Полдник: пирожок с повидлом, молоко.
Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.
Среда
Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.
Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.
Полдник: ватрушка, молоко.
Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.
Что почитать
На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:
- Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться
- Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
- Размеры детской одежды по возрасту
Загрузка…
Источник