Развитие ребенка во внеурочное время

Развитие ребенка во внеурочное время thumbnail

Развитие творческого потенциала ребенка

во внеурочной деятельности

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих учителей.

Немного истории . Школа по-гречески буквально – «досуг». До Каменского так и было – школой считалось не учебное заведение, не помещение или место, а свободные от обязанностей занятия. Эти внеурочные занятия предназначались для самопознания, поиска себя, приобретения чувственного опыта. Случайно или нет, мудрые греки, внесшие в сокровищницу культуры людей огромный вклад, назвали так учебное заведение для детей. Полагаю не случайно.

Как бы случайно самая яркая звезда в созвездии Сириус имеет название «Каникулы». Громадный опыт развития цивилизации случайностей не допускает. «Досуг – ребёнку друг», «Живи, не скупись, досугом делись», «Умей дело делать, умей и позабавиться», «У нашего молодца нет забавам конца», «Что кого веселит, тот про то и говорит», «Хороший досуг – мудрости друг», наконец – «Приобретёшь на досуге, пригодиться в жизни», – так говорит народная мудрость.

У замечательного сельского педагога Сухомлинского В.А. школа была досугом. Не зря же он свою Павлышевскую школу назвал Домом Радости. Не зря же он расширил досуговое пространство за пределами учебной работы детей. Тридцать разных кружков и клубов действовали в его школе. Четыре мастерских, в том числе одна открытая ( приходи, делай что хочешь); три сада – один сад вдов, весь урожай которого отдавали женщинам, потерявшим мужей и детей; три голубятни, комната сказок, библиотека с читальным залом. А ещё были «Страна Лилипутия», «Изумрудное царство», «Пещера сокровищ», – мир восьмого чуда – детской игры. А ещё пять праздников цветов; аэродром с миниатюрной техникой, беседки для занятий на воздухе, «школа природы» для детей шестилеток. Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб…..все было посвящено развитию творческой личности….

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Творческую личность можно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение

Что это значит развивать творческие способности?

– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.

Занятия в кружках , участие в конкурсах предметных неделях позволяют детям приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от учебы время. Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь, созданная на занятиях кружка , имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении творческих заданий .

Из опыта работы:

Предметные недели я считаю одной из самых действенных форм внеурочной деятельности . Почему? Во – первых, как я уже говорила, детей надо удивлять. Поэтому межпредметные недели: технология + физкультура, технология + история+ краеведение, технология + математика всегда вызывают неподдельный интерес … . Так в межпредметном школьном фестивале «Мы разные, но мы вместе» приняли участие 100% учащихся .Скажете так не бывает?!Бывает! А все потому, что каждый мог выбрать себе конкурс или мероприятие по своему интересу: участвовать в краеведческой викторине , конкурсе на лучший национальный рецепт , мастерить народных кукол или соревноваться в веселых стартах с элементами национальных игр. Совместно с учителем математики, в рамках математической недели мы проводили игру «Школа ремонта», В рамках недели экологии проводили конкурс «Вторая жизнь вещей».. .. Я думаю , что ребёнок , увидев такую тесную связь между предметами не только творчески развивается , но и может изменить свое отношение к тому или иному предмету, например к «скучной математике».

Ну и немного о кружковой деятельности. Я веду занятия 3-х кружков: « Краски, кисточка, бумага» ( нетрадиционные виды рисования), « Основы проектной деятельности», «Музейное дело». На работе последнего я хотела бы остановиться. Казалось бы, что творческого может быть в разговоре о музейных фондах, архивах, этикетаже и т.д. Но мы с ребятами сумели внести в работу кружка творческую нотку. Во -первых исследовательская деятельность: не было Героя и вдруг , спустя, 70 лет после войны появляется информация о Герое -земляке… Кто , где в доступных источниках информации -ноль. Кое как по крупицам « наскребли» информации для музея.но с каим интересом, творческим задором мы разгадывали эту загадку: герой есть – а информации о нем нет…

Хотелось бы рассказать еще об одной музейной акции, которая вызва неподдельный интерес именно благодаря творческому началу. Это школьная акция «А превратились в белых журавлей…», которую мы проводили в год 70-летия Победы. Ребята проводили экскурсию , по окончании которой , каждый посетитель музея мастерил журавлика, в память о погибшем земляке -участнике ВОВ. Учеников у нас чуть больше 80-ти , а погибших 287…. Журавликов мы все -таки смастерили, попутно делали костюмы для танца «Голуби мира». На митинге у памятника погибшим односельчанам мы выпустили в небо шары с привязанными к ним журавлями….

Ну и последняя музейная акция: «Бессмертный полк» . В интернете нашли информацию о том, как правильно оформить транспаранты для акции, сделали их, отреставрировали фотографии участников войны, которые нашлись у нас в музее и которые принесли ребята. И 9 мая, провели акцию – от школы до памятника в центре села. Надо ли говорить , что все это навсегда останется в памяти ребят…..

Музей для нас не просто кружковые занятия, экскурсии, стенды… Он стал для ребят клубом, центром, где растут и творчески развиваются настоящие патриоты своей малой родины.

Заканчивая свое выступление, опять обращусь к словам Сухомлинского В.А.: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Источник

  • 2) Что такое внеурочная деятельность?

    2) Что такое внеурочная деятельность?

    Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

    Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

    Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

    Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

    Задачи организации внеурочной деятельности:

    • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
    • оказание помощи в поисках «себя»;
    • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
    • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
    • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
    • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
    • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
    • расширение рамок общения с социумом.

    Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

    • спортивно-оздоровительное;
    • духовно-нравственное;
    • социальное;
    • общеинтеллектуальное;
    • общекультурное

    Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    1) игровая деятельность;

    2) познавательная деятельность;

    3) проблемно-ценностное общение;

    4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

    5) художественное творчество;

    6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

    7) трудовая (производственная) деятельность;

    8) спортивно-оздоровительная деятельность;

    9) туристско-краеведческая деятельность.

    Внеурочная деятельность организована:

    · По следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность в следующих организационных формах: кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.

    Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью составляет не должна превышать 25 человек. Группы формируются на основе изучения потребностей обучающихся (анкетирование родителей).

    Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

    Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.

    Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

    Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

    Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

    Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

    Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

    Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

    Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

    Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

    Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

    2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

    3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

    Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

    • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

    • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

    • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

    • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

    • оценивать качество программ внеурочной деятельности.

    Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности.

    Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

    Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень – более сложны­ми, третий уровень – самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

    Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).

    Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гой игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

    Такая необходимость диктуется другой формой – проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

    ć

    Гузалия Зинурова,

    1 нояб. 2015 г., 22:03

    Источник