Развитие ребенка внутри педагогической системы
Педагогическая система раннего обучения детей.
В настоящее время специалисты придерживаются мнения, что наследственность даже меньше влияет на умственные способности, че обучающая среда. Стремительно стимулировать указанные выше процессы у ребенка целесообразно в возрасте до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, и к трем годам мозговая структура уже формируется на 90 %.
Если ребенок в раннем возрасте не слышит человеческой речи, он практически не способен ее освоить в дальнейшем, например, случаи детей, -выросших в среде диких животных в джунглях; у мальчика Маугли, созданного фантазией Киплинга реальный прототип – агрессивный дебил, передвигающийся на четвереньках.
Педагогические системы раннего обучения появились в практической педагогике в конце прошлого века (М. Монтессори, Ф. Фребеля, и др). Интенсивные исследования раннего детства с начала 50-х годов, нашедшие отражения в работах Г. Домана, К. Орфа, Б. Эльконина, Р. Фьюэлл, П. Вэдэзи, и др, привели к убеждённости необходимости раннего обучения. Однако, такого рода знания не вошли в широкую педагогическую практику. В реальной же действительности подавляющее большинство родителей до поступления ребенка в детский сад не уделяют внимание интеллектуальному развитию, а сосредотачиваются на уходе за ребенком и удовлетворении его физиологических потребностей.
Идея обучения детей раннего возраста сформировались благодаря результатам, полученным в ходе реабилитации детей с задержкой в развитии, которые в дальнейшем воплотились в первые программы для здоровья детей. Целью такого рода программ обучения не является обмануть природу и достигнуть каких – либо фантастических навыков у ребенка в раннем возрасте, хотя и это возможно. Более важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций – внимание, память, воображение, логическое мышление – формирование основы способностей к творческой переработке информации и к творчеству в целом. В смысле развивающих занятий с малышом надо рассматривать как процесс формирования интеллектуальной базы умственных способностей взрослого возраста.
Наряду с интеллектуальными навыками навыками в до трёхлетний период у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежность, коммуникабельность, осторожность, трусость или смелость, аккуратность, чистоплотность, и др. Если в более позднем возрасте обнаруживается недостаточный уровень этих качеств, то перевоспитать будет иметь мало шансов на успех и вне сомнения не пойдет на пользу психике ребенка. Сейчас многие дети, поступая в школу, уже умеют читать и считать. Но, в большинстве случаев эти навыки еще не гарантируют высокого уровня сформированности интеллектуальных функций. Ребенок может быть не очень внимательным, иметь не достаточно развитую координацию пальцев рук, необходимую для овладения письмом; возможны даже более серьезные проблемы, которые обнаружат себя только в школе – например, дисграфия.
Человечество давно задумывается о природе одаренности, считая ее случайным, непредсказуемым явлением. Само слово «одаренность» в буквальном смысле означает – подаренные способности. С достаточной степенью уверенности уже сейчас можно утверждать, что одаренность есть не что иное как выдающиеся интеллектуальные способности, база которых закладывается в раннем детском возрасте под воздействием внешних обучающих факторов. Само же понятие одаренность в обыденном понимание с позиций формальной логики можно отнести к так называемым пустым понятиям. Поэтому метод раннего обучения можно рассматривать как один из путей познания природы одаренности и не только прогнозировать, но, возможно, и планировать ее.
Источник
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. В.А. Сухомлинский Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка. Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма. Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив- ность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности. К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности’ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. Например, ведущей формой познавательной активности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения дошкольников и первоклассников. Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др. Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка. В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста. Педагогическая характеристика возрастных периодов Период новорожденности Новорожденный ребенок- от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье. Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию. К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает предметность и константность восприятия. Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни. Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать. Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей. Раннее детство Раннее детство- от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать. В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет. Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить. Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст. Дошкольный возраст Дошкольный возраст- от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника. Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками. Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло. Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5-7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика. |
Источник
Замечали ли вы, что у беременной женщины особое выражение лица, взгляд, движения, мысли. Она как будто знает великую тайну и самый важный жизненный секрет. Это не зависит от социального положения и места жительства, всех женщин – будущих мам объединяет одно – великое таинство рождения новой жизни. Они становятся другими, теперь каждая мысль и поступок посвящены ему – ребенку в своей утробе.
Беременная женщина испокон веков вызывала почтение и поклонение. Самые гениальные творения скульпторов и художников – женщина в ожидании ребенка или женщина с младенцем. Это великое таинство удивительно меняет женщину, с ней происходят чудесные метаморфозы. Ее больше привлекает искусство, музыка, живопись, природа, и все, к чему можно добавить эпитет – прекрасное. Ученых всегда интересовала эта удивительная взаимосвязь женщины и ребенка, которая впоследствии вылилась в раздел науки – «Внутриутробная педагогика».
Современная женщина в стремительном ритме жизни зачастую пренебрегает опытом предков, которые обожествляли женщину, носящую под сердцем дитя, и создавали ей особые условия на период беременности. Достаточно часто современных мамочек интересуют совсем другие вопросы – об анализах на беременность и тому подобных мероприятиях, кремы от растяжек и как от них избавиться (растяжек), отказ от вредных привычек – стоитне стоит и как отказаться, как использовать свободное время в декрете, роды с мужем «за и против», выбор роддома и многое другое. Часто за внешним теряется внутреннее, ведь сам факт беременности должен в итоге подарить миру умное, доброе, гармонично развитое дитя.
Внутриутробная педагогика – наука, суть которой заключается в гармоничном развитии маленького человека еще до его рождения и основывается на закономерностях развития ребенка во время беременности. Первый триместр беременности, когда у малыша формируется головной мозг и вегетативная нервная система, оказывает огромное значение на его развитие и способности в будущем. На развитие такого важного органа малыша, как головной мозг, оказывают влияние не только гены, но и огромный поток информации, которую получает женщина во время беременности. Конечно, знать об анализах на беременность и тому подобное тоже необходимо, но это не настолько важно для развития малыша. Отказ от вредных привычек – стоитне стоит и как отказаться – бесспорно, важно, но нельзя заменять одно другим. Все это должно быть гармонично и взаимосвязано, так как малыш получает информацию из внешней среды посредством органов чувств матери. Именно поэтому на этом этапе особенно важно, чтобы женщину окружала красота в виде природы или искусства, свежий воздух и позитив, а не смог города, гудки клаксонов, громкая музыка и прокуренный бар.
Пятый месяц внутриутробного развития малыша знаменуется первыми ощутимыми шевелениями. Именно эти толчки являются реакцией малыша на состояние, которое напрямую зависит от мамы. Если женщина расстроена, подавлена, возбуждена или обеспокоена, ее состояние передается малышу, который чувствует дискомфорт и возбужденно «топает» ножками. Именно в этот период у малыша появляются эмоции, и он удовлетворенно сосет пальчик, спокойно засыпая под ровный стук маминого сердца. Поэтому в ответ на чересчур эмоциональные споры по вопросу – роды с мужем «за и против», вы рискуете провести беспокойную ночь, убаюкивая встревоженного малыша.
Внутриутробная педагогика особенно эффективна именно в этот период, так как ваш малыш активно познает мир и внимательно прислушивается к звукам. Пойте, пойте свои любимые, мамины колыбельные, даже если у вас нет слуха. Не хотите петь, читайте стихи, сказки, легкую литературу. Различные F.A.Q. по беременности, всякие советы психологов и педагогов рекомендуют массу полезной для ребенка, на этом этапе развития, литературы. В интернете всегда можно найти информацию и скачать не только классическую и детскую музыку, но и шум дождя, пение птиц, всплеск волн. И у вас не будет вопросов, как использовать свободное время в декрете.
Для подрастающего малыша крайне необходимо общение. Самое важное, что у малыша с мамой удивительным образом выстраивается диалог. Он вас хорошо понимает, слышит, чувствует, он является частью вас, но уже индивидуальностью и личностью. У вас целых девять месяцев, чтобы рассказать ему об удивительном мире, которые его ждет и о тех заботливых и добрых людях, которые вас окружают. Ваш оптимистический настрой и позитивное отношение к окружающему миру передадутся и вашему ребенку. Оградите его от негатива, шума, стресса и агрессивной окружающей среды. Творите, используйте свободное время в декрете с пользой, возможно, вы откроете в себе новые таланты. Займитесь плаванием и йогой, или просто гуляйте. Общайтесь с малышом, и записывайте свои ощущения, разговаривайте и прислушивайтесь. Возможно, подросшему ребенку вы прочитаете ваши беседы.
Источник