Развитие ребенка вне детского сада

Развитие ребенка своими силами.Этот вопрос волнует очень многих молодых родителей. Вы замечали когда-нибудь, как на детской площадке молодые мамочки собираются в группки и что-то всё время обсуждают, пока детишки гуляют и развлекаются?
Дошкольное развитие вашего ребенка
Ещё пару десятилетий назад родители вынуждены были отдавать своего малыша в детский садик, потому что самим нужно было ходить на работу и зарабатывать деньги. Сейчас же многие мамы могут позволить себе сидеть с ребёнком дома, но некоторые из них всё равно отводят кроху в сад, поскольку переживают, что их чадо будет отставать в развитии от своих сверстников.
Есть ещё очень болезненные детки – неделю отходят в детское учреждение, а потом пару месяцев сидят на больничном дома. Мамы и папы таких малышей начинают подумывать о том, чтобы отдать карапуза в какой-нибудь развивающий центр. Но они далеко не всем родителям по карману.
Как же быть в данной ситуации? Этот вопрос волнует очень многих молодых родителей. Вы замечали когда-нибудь, как на детской площадке молодые мамочки собираются в группки и что-то всё время обсуждают, пока детишки гуляют и развлекаются? Это своего рода «клуб молодых мам» под открытым небом. И одна из тем, которая постоянно обсуждается в таком «клубе», как развивать малыша в домашних условиях.
Выход здесь один – взять развитие ребенка в свои руки. В последнее время издаётся множество литературы развивающего характера для детей и заботливых родителей. Все эти пособия подразделяются на разные возрастные группы. В них детально описывается, что и в каком порядке необходимо изучать с малышом данного возраста. Некоторые предприимчивые мамочки покупают методические пособия, предназначенные для воспитателя детского сада.
В них представлена не только программа обучения детей, то есть, что ребёнок должен знать и уметь в этом возрасте, но есть уже готовые конспекты занятий со стишками, загадками и пр. Не нужно ничего придумывать – берите и пользуйтесь.
Можно, чтобы малышу было не так скучно, пригласить кого-нибудь из его друзей. Только обязательно объясните, что баловаться нельзя, а необходимо всё внимательно слушать и делать то, что скажет мама.
Особенности развития ребенка в домашних условиях
Что же вам потребуется, чтобы домашнее развитие ребенка было интересным и результативным?
1. Желательно приобрести игрушки, предназначенные для развития главных психических процессов: внимания, речи, памяти, воображения, мышления, восприятия, а также сенсорики, мелкой моторики и творческих способностей.
2. Для каждого возрастного периода характерно развитие определённых знаний, умений и навыков. Поэтому постарайтесь не упустить этот момент, так как в дальнейшем это будет сделать гораздо труднее. Обратитесь в книжный магазин, где есть опытные продавцы – консультанты, и они подберут вам всю необходимую литературу, игры и пр., соответственно возрасту вашего малыша.
3. Если вашему крохе меньше двух лет, то следует покупать развивающие игрушки из расчёта на шесть месяцев вперёд. Если же малышу больше двух с половиной лет, то игрушки выбирайте на год вперёд.
Необходимые правила, которые должна для себя запомнить каждая мамочка, взявшая развитие ребенка в собственные руки.
– Составьте график ваших занятий. Желательно на месяц вперёд. Чётко определите дни недели и часы для обучения. Малыш должен понимать, что сегодня вторник, и значит в 10 часов я с мамой буду заниматься. Занятия ни в коем случае не должны носить случайного характера: «Сегодня я устала, давай завтра позанимаемся».
Когда у вас будет чёткий график, ребёнок будет себя уже заранее готовить к тому, что скоро он будет «учиться». Это его в какой-то мере дисциплинирует.
– Определитесь с направлениями, по которым вы будете обучать своего малыша. Обязательно составьте себе небольшой план занятия и игр. Для этого можно использовать специальные книги, диски или интернет-курсы.
– Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что он сделал сам. Тогда у него будет дополнительный стимул в следующий раз что-то ещё новенькое сделать самому.
– Старайтесь закончить занятие немного раньше, чем оно надоест ребёнку. Ощущение некоторой незавершённости гораздо приятней, чем переутомление.
– Планируя различные задания и упражнения, не забывайте о том, что для детей ведущим видом деятельности является игра. Поэтому постарайтесь в малыше разбудить это желание – играть. Например, если вы готовите еду на кухне, можно в этот момент посадить малыша рядом с собой и дать ему поиграться с мелкими предметами (гречкой, горохом, семечками и пр.)
Это очень хорошо развивает мелкую моторику. Ребёнок может раскладывать их в разные стаканчики, распределить на группы по размеру или цвету. А можно предложить ему творческое задание, например, взять стеклянную бутылку, покрыть её слоем пластилина, а ребёнок затем будет украшать эту вазу арбузными семечками, рисом, горохом, гречкой, а может быть и ягодами рябины.
– Обязательно в конце занятия подведите итог, расскажите малышу, каких результатов ему удалось сегодня достичь.
– Каким бы ни было ваше обучение, результативным или не очень, не забудьте похвалить вашего маленького ученика, а ещё лучше поощрить.
Развитие и обучение детей вне садика
Чтобы вам проще было сориентироваться, какой материал отбирать для занятий, внимательно ознакомьтесь с тем, что должен знать ребёнок к поступлению в школу.
Дети в садике всю эту информацию получают на специальных занятиях. А вы со своим малышом постарайтесь дома отработать следующие моменты.
1. Развитие математических представлений.
Ребёнок должен знать следующие понятия: спереди – сзади, слева – справа, вверху – внизу, посередине. Уметь различать геометрические фигуры и желательно их рисовать (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник). Знать цифры от 0 до 9 и уметь их писать. Считать от 1 до 10 и в обратном порядке.
Подбирать к определённому количеству предметов соответствующую цифру. Мог расставить цифры от 1 до 9 по порядку. Понимать, что такое больше, меньше, поровну. Желательно, чтобы малыш мог уравнивать число предметов, то есть добавить один или убрать один.
2. Развитие речи.
Словарный запас ребёнка должен быть не менее одной тысячи слов. Он должен уметь выстраивать фразу из шести – восьми слов. Речь должна быть чёткая и ясная, чтобы его понимали не только мама и папа, но и другие взрослые тоже. Также малыш должен уметь правильно изменять имена существительные с единственного числа во множественное, особенно трудные случаи (человек – люди, дерево – деревья, лист – листья и др.).
Необходимо научить ребёнка описывать предметы и искать предмет по его характеристике, например, лимон – овальный, жёлтый, кислый. Должен уяснить смысл предлогов и верно их использовать в своей речи (под, над, перед, за, между, на, около и др.). также желательно малышу знать профессии людей и чем они занимаются.
Должен поддержать разговор (уметь отвечать на вопросы и задавать их). Знать несколько стихотворений наизусть, уметь пересказывать прослушанную сказку. Обязательно должен знать свои личные данные (фамилию, имя, отчество, свой возраст) и полный домашний адрес.
3. Окружающий мир.
Развитие ребёнка не будет полноценным без сведений об окружающем мире. Он должен знать, различать и называть овощи, фрукты и ягоды, когда они созревают. Названия домашних животных и их детёнышей. Названия диких животных и где они обитают.
Также должен знать названия насекомых и говорить, как они двигаются (гусеница ползает, пчела летает, кузнечик прыгает). Определять по картинкам, какое время года там изображено, рассказывать о приметах этого времени года.
4. Логическое мышление.
Ребёнок должен уметь находить, чем похожи и чем отличаются две картинки или две игрушками между собой. Составлять из конструктора модели по образцу. Складывать разрезанную картинку из двух – четырёх частей. Складывать пирамидку. Должен называть группу предметов одним общим словом или словосочетанием (свинья, кошка, собака – домашние животные; яблоко, груша, банан – фрукты).
Находить лишний предмет и пару для каждого предмета. Необходимо, чтобы малыш мог давать ответы на вопросы такого плана: «Можно ли летом кататься на лыжах? Зачем нужна дверь в квартире? и др.» Должен уметь подбирать противоположные слова: толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий.
Надеемся, что наши советы помогут вам сделать обучение дома интересным и эффективным. Успехов вам!
Загрузка…
Источник
- Главная
- Семья и дети
- Дома как в саду: 14 способов организации развивающей среды
Водить ребенка в сад или нет – выбор каждого родителя. А вот обеспечить малышу такое же развитие, как в дошкольном учреждении – его прямая обязанность.
zahod В настоящее время детский сад не является обязательной ступенью в системе образования. И наверняка вы знаете таких детей, которых в сад не водили. Родители делают это исходя из разных причин и руководствуясь различными соображениями. Плохо это или хорошо – вопрос до сих пор спорный. Ясно одно: ходит ребенок в сад или нет, его развитием нужно заниматься.
Поэтому, если вы приняли такое решение – не водить малыша в сад до школы, то позаботьтесь о его качественном домашнем образовании.
Как же создать дома условия, максимально приближенные к условиям дошкольного учреждения и благоприятные для развития ребенка?
1. Режим дня.В дошкольном возрасте это одно из самых важных условий психологического и физического благополучия малыша. На нарушения режима дошкольник может отреагировать плачем, скандалом, снижением аппетита и настроением, раздражительностью и даже температурой. Поэтому старайтесь всегда соблюдать режим, но, разумеется, не вечного праздника, когда ребенок ложиться спать за полночь, встает ближе к полудню, обедает фастфудом перед телевизором. Старайтесь хотя бы в будни приблизить режим дня дома к тому, который соблюдается в группе детского сада, соответствующей возрасту вашего малыша.
2. Тихий час и прогулки. В отношении дневного сна домашние условия более щадящие для ребенка, чем в детском саду. К сожалению, не в каждой группе воспитатель разрешит малышу, который в силу своих индивидуальных особенностей не спит днем, встать и тихо играть в группе. Дома у вас такая возможность есть. Если ребенок спокойно переносит отсутствие дневного сна, настаивать на нем не стоит.
А вот прогулки пропускать категорически не рекомендуется. В саду дети гуляют по 2 раза в день. Стремитесь к этим показателям. Гулять можно в любую погоду, даже в дождь, только в соответствующей погодным условиям одежде. Играйте в игры, наблюдайте за природой, устраивайте экологические экскурсии.
3. Развивающие занятия вне дома. Даже если вы разбираетесь в дошкольной педагогике, отдайте своего малыша в студию дополнительного образования или детский центр. Общение со сверстниками, педагог, чьим требованиям нужно учиться подчинятся, новый материал – все это только на пользу дошкольнику.
4. Развивающие занятия дома. Сделайте их частью своего ежедневного расписания. Регулярность и системный подход – ваши верные спутники. Старайтесь при этом не кричать на своего ребенка и не сходить с ума. Если домашние занятия даются вам совсем тяжело, «отдайте» ребенка в руки педагога, а сами дома делайте с ним то, на что хватит ваших сил: рисование, чтение, просто выполнение домашней работы или каких-то других посильных для вас рекомендаций. Обязательно приобретите для занятий различные плакаты, картинки и демонстрационные пособия.
5. Поощряйте общение ребенка с другими детьми. В детском саду это проблема решается сама собой – определенное количество детей в группе не дает ребенку заскучать и все время ставит в условия адаптации, общения, притирания и привыкания друг к другу. В домашних условиях ребенок растет в более тепличных условиях, что не всегда ему на пользу. Поэтому даже если вы считаете, что мама лучший друг для ребенка, ищете ему компанию по возрасту (или с небольшой разницей) и всячески поощряйте общение с ней.
6. За год до школы обязательно отдайте малыша в группу по подготовки к ней. Или наймите частного педагога, чтобы быть уверенным, что ваш малыш готов к поступлению в первый класс.
Олеся Гаранина
педагог-психолог
7. Устраивайте выставки детских работ, пусть даже для родственников и друзей. Храните самые интересные рисунки ребенка, делайте фото поделок и тех изделий, которые сохранить нельзя.
8. Читайте специальную литературу по развитию ребенка, чтобы знать о том как, чем и в каких объемах нужно заниматься с ребенком. Отдавайте предпочтения литературе для педагогов.
9. Выписывайте или покупайте детские развивающие журналы и регулярно занимайтесь по ним. Их можно взять в машину или использовать, чтобы скоротать время в очереди.
10. Регулярно посещайте выставки, концерты и детские спектакли. Беседуйте с ребенком об искусстве, развивайте в нем чувство прекрасного.
11. Читайте с малышом. Приобщайте его к различным видам литературы. Сделайте чтение вашей новой семейной традицией. Не забывайте обсуждать прочитанное.
12. Слушайте с ребенком не только ваше любимое радио, но и классическую музыку и музыку разных народов, специально подобранную и адаптированную для детей. Купите домой несколько детских музыкальных инструментов.
13. Помните о изобразительной деятельности – рисование, лепка или аппликация. Выбирайте такие занятия, которые по вкусу вам и ребенку.
14. Не забывайте о физкультуре – зарядка и физкультминутки, различного рода физическая активность в течение дня помогут укрепить здоровье ребенка и чувствовать себя хорошо.
Удачного развития вашему малышу!
Источник
Встречались ли вам домашние дети, которые не посещают детский сад? С увеличением количества детей в группах дошкольных учреждений и сложностями получения путевки в садик, а также появлением развивающих центров для детей с 6 месяцев, увеличивается число домашних детей. С момента рождения старшей дочери я также стала задумываться о том, стоит ли моему ребенку посещать дошкольное учреждение? Сейчас старшей дочери 5 лет, примерно год из них она ходила в садик, а последние полгода находится полностью на домашнем воспитании. Основываясь на собственном опыте и наблюдении за такими же домашними детьми, рада поделиться с читателями положительными и отрицательными, на мой взгляд, моментами одного и другого подхода.
Плюсы домашнего воспитания
- меньше болезней у ребенка и в семье . И даже не в два, а в три-четыре раза ребенок меньше болеет. Когда дочь отходила в садик 3 месяца, в нашей семье появился второй малыш. Уберечь его от вирусов оказалось очень сложной задачей. Небольшой насморк старшей за сутки набирал обороты в виде бронхита у младшего, несмотря на абсолютное грудное вскармливание. В итоге, за год младший перенял у сестры ветрянку, ангину и пару бронхитов, что конечно, сказалось на общем анамнезе малыша.
- постоянная психологическая поддержка со стороны мамы. Находясь дома, у ребенка есть все шансы быть услышанным и получить поддержку и опору в любом необходимом случае (демонстрация нового умения, ласка во время падений и т.д.). В детском саду воспитатель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку. Как итог: психологические сложности у детей.
- адаптивность ребенка к домашним обязанностям и быту. Наблюдая за мамой, ребенок перенимает опыт самообслуживания, учится трудиться и помогать.
- чистота языка и полезные навыки коммуникации. Если в вашей семье табу на использование ругательных слов и мата, есть большая вероятность, что ребенок узнает их из сада и даже будет употреблять. Также узнают дети и негативные способы коммуникации: кусание, удары друг друга, неадекватный крик – всё это обратная сторона «школы выживания». Понятно, что ребенку всё равно предстоит узнать обо всём этом, но хочется, чтобы это произошло, когда дети уже имеют какие-то представления о мирных переговорах, а это возможно примерно к 5- летнему возрасту.
- собственный режим дня. Например, вы можете не вставать в 7 утра, если в вашей семье поздний подъем, а выстраивать свой собственный график, исходя из личных потребностей.
- экономия на одежде и обуви. Целый день находясь в садике, ребенку может потребоваться гораздо больше вещей, чем дома: спортивная форма и кроссовки в зал, чешки, юбочка для девочек на музыкальные занятия, сменные комплекты (в группу и на улицу), сезонные сменные вещи и т.д. Кроме этого, канцелярские товары и бытовая химия для группы, а также подарки на праздники детям и воспитателям и персоналу тоже могут иногда доходить до внушительных сумм.
- есть возможность погрузиться в настоящее детство и прожить его ещё раз. Это, пожалуй, самый непрактичный, но важный пункт для осознанных взрослых. Не у каждого из родителей было столько возможностей в детстве, как у современного ребенка, поэтому выстраивая домашнее развитие-воспитание, можно вдоволь осчастливить самого себя.
- взаимопонимание между детьми в одной семье. Когда дети находятся друг с другом целый день, то близость и взаимопонимание тоже будет увеличиваться. Хотя, конечно, хорошие отношения между братьями-сестрами возможны и в семьях, посещающих детские сады.
- качественное общение с ребенком. После садика многие дети чувствуют себя уставшими – огромное количество детей в группах, шум, перенапряжение дают о себе знать. Вечером такие дети капризничают, а у уставших родителей нет сил психологически «разгрузить» ребенка. Такое общение сложно назвать радостным.
Кроме этого, мы рады предложить вам несколько советов для домашних мам и детей:
- Обязательно общайтесь с такими же детьми и мамами. Их можно встретить на детских площадках, а также на форумах мам и в соответствующих сообществах социальных сетей.
- Ходите в гости и на разные мероприятия. Это полезно и для социализации ребенка, и в качестве профилактики усталости мамы.
- Водите ребенка на развивашки и в секции. Там ребенок будет знать, что существует главенствующие взрослые, помимо мамы, что положительно скажется в адаптации к школе.
Несмотря на все положительные стороны воспитания детей дома, есть и обратная сторона.
Минусы жизни без садика
– выгорание мамы – особенно это актуально, если нет в близком окружении реальных помощников в виде бабушек, сестер, няни, соседей. 24 часа в сутки находится в напряженном/контролирующем всё я вся состоянии довольно сложно. Даже три месяца до рождения второго малыша я вспоминаю, как райское наслаждение. Пока дочь была в садике до обеда, я могла сходить в бассейн, поболтать с подругами, посмотреть кино, и элементарно полежать, вытянув ноги. С двумя домашними детьми мне приходится постоянно отстраивать границы и вспоминать, что помимо мужа и детей у меня есть «Я».
– скука ребенка. Да, и это случается, несмотря на развивашки, чтение, игры, прогулки, походы по «маминым делам». В садике у детей есть возможность подключиться к играм друг друга, принимать активное участие в занятиях, замечать новое в ежедневном облике воспитателя и ребят. И чем старше ребенок, тем больше нравится ему в садике.
Многие родители решают отдавать детей в детский сад позже обычного распределения – в 5-6 лет, перед школой. Психологи и педиатры очень поддерживают данную стратегию: меньше физиологических и психологических проблем в раннем возрасте и достаточная социализация ближе к школе. Психологи советуют также подготовить ребенка к дошкольному учреждению путем введения примерного режима садика (вы можете найти примеры в интернете), знакомством с воспитателем, а может и с детьми в группе и создать положительный настрой.
Какую бы стратегию вы не выбрали, главное – это спокойствие и радость всех участников процесса. Желаем удачи в воспитании ваших детей!
Автор: Ирина Газизова
Статьи по теме:
Подготовка и адаптация к школе. Советы психолога
Перефразируй это: правила общения с ребенком
Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях
Чем заняться с ребенком дома:
Новое хобби: живопись на камнях
Играем в ученых:собираем гербарий с детьми
5 финансовых уроков для детей
20 мелочей, которые делают ребенка счастливым
27 августа 2018 г. 11:28 Редакция / 0 / 2304 /
Источник