Развитие ребенка вместе с мамой

Татьяна Бесчастная
Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2-х лет в группе раннего развития «Вместе с мамой»

Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2х лет

В группе раннего развития «Вместе с мамой»

Разработана воспитателями :

Бесчастной Татьяной Васильевной

Садовниковой Светланой Леонидовной

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Малыши от 1 года до 3 лет посещают группу «Вместе с мамой».

Длятся занятия по 45 минут. В отличие от групп более старшего возраста, учебный процесс организуется в присутствии родителей, и на этом принципиальном моменте мы бы хотели заострить внимание. Отводя своего ребенка в студию раннего развития, многие родители рассчитывают не только дать малышу начальное образование, но и самим получить новые знания о методах, способах, материалах развития дошкольника. Часто случается, что мамы, имея возможность заниматься с малышом, жалуются на нехватку фантазии. Мы поможем обеспечить Вам и малышу насыщенную, интересную деятельность.

Мамы, бабушки, папы, бабушки присутствуют на каждом занятии. Но не стоит думать, что ваше присутствие необходимо лишь для того, чтобы показать качество работы наших педагогов. Прежде всего, мы основываемся на том убеждении, что никакой, даже самый квалифицированный педагог, не способен самостоятельно дать малышу полноценный объем знаний и умений. Тому, кто проводит с ним наибольшее количество времени нужно понимать,что помимо организованных в группе занятий, необходимо повторять предлагаемые игры и упражнения дома, на прогулке, а если позволяет игра — по пути на дачу, к врачу… А еще — никто, кроме мамы, не может буквально понять малейшее движение ребенка, и даже во время занятий педагог-психолог служит неким «образцом для подражания», которому стоит следовать сопровождающим ребенка взрослым. Мы всегда рады тем родителям, которые вместе со своими крошками готовы ползать по паласу, кидать мячики в корзинки, кормить куклу и размазывать акварель пальцами по ватману. Ведь общая деятельность теснее сблизит Вас с собственным ребенком!

И еще немного о содержании занятий.

Поскольку внимание крохи еще очень неустойчиво, мы не вправе заставлять его заниматься одними и тем же типом деятельности на протяжении более 5 минут. Но разве можно себе представить 5-10-минутное результативное занятие? Детишки, бодрствующие по нескольку часов кряду, уже требуют ежеминутной полноценной жизни, а жизнь для них заключается в постоянном действии с предметами и взаимодействиях с людьми.

Поэтому каждое занятие, длящееся 45 минут,включает в себя как можно больше видов деятельности: это и подвижные игры, и мастерилки, и речевые упражнения, и действия с игрушками, и музыкальные игры. Для ребятишек возрастной группы2-3 лет многие занятия организованы по сюжетному принципу: каждую тему презентует определенный кукольный персонаж, и его приключения сопровождаются определенными заданиями для малышей.

Периодичность занятий для детишек 1-3 лет — 2 раза в неделю.

Общими для младшего дошкольного возраста являются задачи:

развития мелкой и общей моторики (ходим, ползаем, прыгаем, хватаем, размахиваем, бросаем, шевелим и т. д.);

•коммуникативных навыков (обращаемся к взрослому, демонстрируем, делимся эмоциями, сообщаем информацию, просим и т. д.);

•формирования правильной и грамотной речи и обогащение словарного запаса (понимаем чужую речь, произносим слова, формулируем предложение и т. д.);

•эстетического развития (понимаем красоту, стремимся к созиданию красоты, наблюдаем и восхищаемся или ужасаемся, воспринимаем музыку, пластическую форму, движение, художественное слово);

•интеллектуального развития (ориентируемся в пространстве, считаем, читаем, сортируем, оперируем предметами и т. д.).

1,5 года

Учимся:

• ходить и подпрыгивать (с помощью взрослого);

• отличать основные цвета;

• понимать и выполнять просьбы взрослого;

• различать величину предмета;

• считать в пределах 5;

• называть предметы;

• звукоподражать;

обращаться с игрушкой (причесывать куклу, качать мишку, кормить неваляшку, катать машинку, варить обед в игрушечной посуде и т. п.);

• кидать мячик;

• петь простые песенки, приговаривать потешки;

• мастерить (мазать красками по листу бумаги, наклеивать заготоваленные шаблоны и т. д.).

1,5 — 2 года

Учимся:

• отличать основные цвета и их оттенки;

• понимать и выполнять двух- и трехсложные просьбы взрослого (возьми куклу, посади ее за стол и дай ей чашку);

• различать величину и форму предмета;

• считать в пределах 5 — 10;

• называть предметы полным словом («машина», а не «хи»);

• звукоподражать;

обращаться с игрушками (поить куклу из чашки, катать в машине пассажира или возить груз, складывать кубики);

• кидать мячик;

• петь простые песенки, приговаривать потешки;

• различать некоторые буквы и цифры;

• мастерить (рисовать красками — обращаться с кистью, «калякать» фломастерами и карандашами, делать аппликацию из заранее заготовленных шаблонов, подражая взрослому).

Примерный план занятий в группе «Вместе с мамой»

1

«Знакомство»

Знакомство с игрушками

Собираем и разбираем пирамидку

Цветные дорожки (передвигаем предметы)

рисование на манке (дорожка для колобка)

найди домик (распознаем машинку, паровозик, самолетик, автобус)

лепка (знакомство с пластилином)

стаканчики (кладем шарики в стаканы-распознаём цвет)

2

«Покорми птичку»

Игры с настольными развивающими игрушками

Деревянные счеты

Деревянные домики (машинка, паровозик, телефончики)

Поймай рыбку удочкой

Стаканчики с разноцветными колечками от пирамидок. Собираем и разбираем пирамидку

С. Р. игра «Покачай, покорми, пожалей куклу»

Матрешки на дорожке (построить дорожку из кубиков) Расставить маленьких матрешек

покорми курочку (пластилин, отрываем, приклеиваем на картинку)

Рисование – покорми петушка горошком (ватными палочками)

3

«Мы-котята»

Настольные развивающие игры (счеты. Дорожки, деревянные домики)

Мягкие модули (строим домик для котенка)

Прятки с котенком (кто сказал мяу)

Смотай клубочек (котенок размотал клубочки)

Собери клубочки в корзину (игра)

Рисуем клубочки для котенка (фломастеры)

Играем на музыкальном инструменте

4

«Рыбки»

Развиваем мелкую моторику «Зернышки»(выбрать горошки из манки)

настольная игра «Рыбалка», «Домики», «Молоточки»

Аппликация «Аквариум»

Игры с водой:

достань рыбку

поймай ложечкой

подуй на рыбку (бумажка плавает)

учимся вытирать руки после игры с водой

Рисование пальчиками «Золотая рыбка»

Кукольный театр «как мячик друзей искал»

5.

«Мой мишка»

Сюрпризный моментм: В группе построен домик из мягких модулей. В нем сидит мишка.

Игра «Найди мишку» (прятки)

Построим для мишкиных друзей домики-(лисенок, зайчик)

Стихотворение «Мишка косолапый» с имитацией движения

Песенка «мишка подружился»

Игра с пальчиками «Пальчик, пальчик –тук, тук»

Рисование «угощение для мишки (ягодки на кустиках)

Угощения от мишки (сюрприз в рюкзачке)

Поблагодарили мишку за угощение (спасибо мишка)

Попрощались с мишкой (пока, пока, мишка)

6.

«Я люблю свою лошадку»

Сюрпризный момент-лошадка (качалка)

Стишок-«Я люблю свою лошадку» имитация движений

Игра «Солнышко и дождик»

Маленькие лошадки и кубики (строим заборчик для лошадки)

Рисование «Заборчик»-фломастерами

Покорми лошадку краски и листочки

Лошадки испачкались их надо помыть. Моем лошадок губкой и мылом. Вытираем полотенцем.

Физ минутка Ходим по дорожкам

7.

«Машинка»

Машинка-каталка. Рассматривание колеса, кабина,кузов

Покатаемся на машинках

Катание маленьких амартизац. Машинок

Рисование Дорожка для машинок-фломастером

Грузовик с кирпичами рассыпаем и собираем

Аппликация «Собираем кирпичики» Наклеиваем в кузов

Ситуация-машинка сломалась- починим инструментами

Аппликация починим машинку –приклеиваем колеса

Музыкальное пауза: хоровод с ленточками, игры с лентами, музыкальные упражнения-движения.

кукольный театр «колобок с друзьями»

8.

«Мамы и детки»

Здороваемся (Здравствуйте глазки, здравствуй носик… -дети показывают)

Массажные мячики-катаем в руках

Пересыпаем крупу ложками

Рассматриваем картинку «домашние животные»

Как говорят животные

Разрезные картинки (из двух частей)

Рисуем травку для коровы

Читайте также:  Поиск развитие ребенка в матери

Пластмассовые игрушки :Мама, папа. Я- (курица, петушок. Цыплята)

Курочку покормим –лепим тарелку, вдавливаем зернышки

Потерялись детки – играем с картинками

Аппликация -мама ищет деток

9.

«Рукавички»

Приветствие «Здравствуйте глазки…»

Кукла Аня принесла много рукавичек. Разные. Рассмотреть, померить

Стихи «Маша варежку надела»

Перепутались варежки. Игра «Найди пару»

Кукольный театр «Теремок»

Аня принесла снежные комочки «Поиграем в снежки»

Ручки замерзли «Потрем ладошки. Теплое дыхание.

Аппликация «Варежки на ручки»

Игра «Спрячь в кулачке поролон»

Игра «Из руки в руку «Перекладываем мелкие предметы»

Рисование штампами «укрась варежки»

Игра «Спрячь руки» (За спину)

Упражнение «Сними варежку» (стереть влажной салфеткой краску с ламинированной картинки)

Попрощаемся с Аней

10

«Игрушки»

Приветствие

Волшебная коробка с игрушками (неваляшка, мячик, пирамидка, погремушка)

Достаем из коробочки, рассматриваем, называем

Слушаем песенку про неваляшку

Игрушки устали хотят отдохнуть. Аппликация «найди стульчик»

Упражнение «Большой-маленький» (разные коробочки, разложить по размеру)

найди шарики в тесте

Стихи «Мой веселый звонкий мяч»

Катаем мячики ладошкой по столу

Рисование Мячики»(рисуем красками)

Собираем игрушки в коробку

11.

«Паровозик»

Здороваемся (называем по имени)

Звучит аудиозапись (шум паровозика, гудок)

Играем в паровозик (встаем друг за другом, озвучиваем движения)

Коробка с паровозиками и вагончиками на магнитах, собираем паровозик, катаем)

Рассматриваем картинку паровозик (называем части)

Строим дорожку для паровозика из кирпичиков -закрепляем названия цветов, понятие длинный-короткий.

Аппликация «Потерялись вагончики» Учим пользоваться клеем.

Рисование фломастером «Рельсы, рельсы.»

Прибежала кошка с котятами. «Покатаем котят на поезде»-наклеиваем наклейки котят.

Игра с водой: «Рыбалка»(шумовкой выловить рыбок из тазика)

12.

«Ёлочка-красавица»

Приветствие

Рассматриваем маленькую елочку с игрушками

Упражнение «Кто там?» (кто пришел к нам на праздник: мяу-кошка)

Угощение для друзей (лепка «Конфеты»)

Рисование «Снежинки» жесткой кисточкой

Развитие мелкой моторики – упражнение «Развяжи бантик – дети находят бантики завязанные на разных предметах

Наша елочка-красавица Аппликация

13.

«Шапочки и шарфики»

Приветствие

По группе разбросаны разноцветные помпоны. Упражнение «Собери помпончики в трубу»

Рисование «разноцветные помпоны-губки, гуашь

Упражнение «Подбери к шапочкам шарфики»

Гуляем по дорожкам под музыку

Пошел снежок (вата, сдуваем снежок с о стола

Идем домой. Снимаем шапки с кукол, вешаем сушить.

Рисование на манке «Снежинки2

Игры с пирамидкой

14.

«Мы играем»

Много коробочек

Упражнение «Большой и маленький» (1 коробочка)

Упражнение спрячем крышечки (по цветам-2 коробка)

Упражнение «Сделай ежика» (вставляем ватные палочки в дуршлаг)

Упражнение «по кочкам» 9ходим по подушкам и дорожкам

Упражнение «Бусы» колечки из картона – покрасить разным цветом, повесить на веревочку

Упражнение «Найди игрушки» в тесте мелкие игрушки

15.

«я мама»

Рассматриваем корзину с ягодами и фруктами –цвет

Варим варенье для кукол

Угощаем куклу

Купаем куклу

Стираем одежду

Укладываем куклу спать

Варим компот для куклы. Аппликация – наклеиваем картинку на банку

16.

«Мамин день»

Собираем цветы (разложенные в комнате)

Настольная игра «Лото»– мама-малыш, матрешки, пирамидка

Полянка с цветами. Упражнение на дыхание

Собираем цветы в вазу (аппликация)

Игра «дождик и солнышко»

Поздравляем маму с праздником «мимоза» – рисуем тычками

Упражнение «солнышко» с прищепками

Сюрприз- воздушные шары. Игры с шарами

17.

«Солнышко»

Сюрпризный Момент. Солнышко-игрушка. (Поет песенку)

Упражнение «Здравствуйте, глазки…»

Аппликация «солнышко»

П. и. «Солнышко и дождик»

Рисование «Лучики»

Сказка «маша и медведь»

Матрешки (найди малышку)собираем и разбираем

Прощаемся

19.

«Петушок и его семья»

С. М. Пришел Петушок с семьей

Рассматриваем. Как поет (громко,Тихо)

Потешка про петушка

Подв. игра «Курочка с цыплятами»

Упражнение для ммр (выбираем фасоль)Угощаем гостей

Лепка «Золотое яичко»

Счет-один, два, много

20.

«Игрушки»

чтение сказки колобок

с. М. Петушок под платочком. Кто там?

Чтение стишка «Петушок»

Угощение для петушка (выбираем орехи из манки)

Кто там? Корова. Найди такую, но маленькую

Угощение для коровы (Обрываем салфетку, наклеиваем на клейкую полоску)

Кто там? Мишка (повтор) Игра «Собери из крышек бусы»

Угощение для мишки. Лепка «Ягодки»

Пирамидка (собираем –разбираем)

Аппликация пирамидка

.Убираем игрушки. прощаемся.

21

«Теремок»

Игрушечные домики. Рассматривание-крыша, стены, окна, дверь.

Аппликация коллективная. «Теремок»

Кто жил в теремочке. Вспоминаем, подбор картин

Аппликация Приклеиваем животных

Новоселье. Пироги. Оттиск.

Моем руки прощаемся

22.

«Птички-невелички»

Разминка «Ты похлопай вместе с нами»

Рассматривание картин «Птицы»

Упражнение «большой-маленький»

Упражнение покорми птичку (большиее – маленькие зерна, тарелочки)

Пальчиковое рисование. «Семечки для птиц»

Инсценировка «Гуси-гуси»

Аппликация «Птичкина на веточках»

Игра «Воробышки и автомобиль»

23.

«Насекомые»

Рассматривание картинок «Насекомые»

Упражнение «найди половинку (бабочки)

Рисование : «Укрась бабочку» (фломастером)

Рассматривание божьих коровок Упражнение. Разложи по порядку.

Рисование «Заплатки»

Песенка божья коровка

Аппликация –Фигурки – подбор по цвету и форме

Коллективная работа «На солнышке»

24.

«Лей, лей, поливай»

Встреча детей

Игры с манкой Кто спрятался? (цыпленок и утенок)

Сказка «Цыпленок и утенок»

Семья уток и гусей – один-много

Бутылки –налить воды- много- половинку, чуть-чуть

Переливаем воду из тазика в бутылочку разными предметами – ложка, стакан, воронка

Волшебная пена (пищевой краситель, краски, губки)

Запуск корабликов из пенопласта, дуем через трубочку, приводим в движение.

25. Цветочная поляна

С. М. паровозик с котенком. Рассматриваем цветы на паровозике – один-много

Упражнение «собери цветочки» большие-маленькие

Рисование Цветы и дождик – стебелек и дождик

Найди игрушки в манке (листочки и цветы)

Упражнение «найди такой же»

Найди фигуру

Аппликация «цветы для бабочки»

Подв. Игра «Поймай бабочку»

Прощаемся с котенком и бабочкой.

25.

«Колобок»

Сказка «колобок. Рассматриваем героев

Рисование «колобок» мелками

Лепка «дорожка из камушков

Мишка и пчелки. Звукоподражание ж-ж-ж

Ягодки для мишки (мозаика)

Бусы для лисички» Аппликация. Закрепляем цвета.

.

Источник

О раннем развитии в наше время не думает разве что самый нелюбознательный. Однако у некоторых родителей словосочетание «раннее развитие» до сих пор вызывает ассоциации с замученным ребенком и мамой, машущей перед грустным малышом алфавитом, таблицей умножения и картинкой с изображением Юлия Цезаря… И в результате занятия с крохой часто откладываются до того момента, когда можно будет отдать отпрыска в руки педагогов группы раннего развития и наслаждаться результатами.

На самом же деле обучение ребенка раннего возраста – процесс очень увлекательный как для самого малыша, так и для его воспитателей, будь то мама, папа, бабушка или старшая сестричка. Имея представления о некоторых особенностях малышей и принципах и приемах, на которых строятся занятия, можно легко и весело обучать кроху не только самым элементарным вещам, но и разным премудростям.

У маленького ребенка с рождения заложено стремление к развитию и обучению, и достаточно создать оптимальные условия для удовлетворения этой потребности – и малыш с удовольствием воспользуется предоставленными возможностями и удивит вас острым умом, цепкой памятью и яркими проявлениями творчества. Кто знает, сколько тех, кому предназначено было стать гениями, стали обычными, а то и вполне посредственными людьми, лишь потому, что в самом начале жизни не было условий для расцвета их талантов…

Развивая и обучая вашего малыша, вы закладываете основы его жизненного успеха. На это стоит потратить силы и время, не так ли?

Лучший педагог для крохи – мама
Ребенок развивается в деятельности и общении. Постепенно, шаг за шагом малыш входит в мир людей, вещей, отношений и знаний. Ваша помощь и поддержка сейчас ему нужна, как никогда. И чем бы вы ни занимались со своим крохой, это пойдет ему на пользу. Только помните, что у малыша, в отличие от вас, нет собственного опыта и багажа знаний. Ваша задача – не вести ребенка за собой, а приглашать, наблюдая, комфортно ли ему идти по предложенной вами дорожке.

Читайте также:  Ребенок 4 года задержка умственного развития

Прежде всего, не бойтесь навредить ребенку. Любящая мама, конечно, не усадит полуторагодовалого кроху за стол и не заставит часами рассматривать буквы и цифры. Да и сам ребенок не допустит такого насилия над собой: дети раннего возраста очень непосредственны в эмоциональных проявлениях. Малыш просто откажется заниматься тем, что не соответствует его интересам и потребностям.

Занятия с крохой дадут вам возможность ненадолго вернуться в собственное детство, ведь для того, чтобы придумывать для малыша увлекательные игры и задания, вам придется приложить максимум фантазии и смекалки, снова научиться видеть чудо в самых обычных вещах и явлениях. Да и когда ещё можно будет вслух восхищаться голубым небом, ярким солнцем, симпатичным червячком, вызывая у прохожих не недоуменные взгляды, а понимающие улыбки?

Здравствуй, мир!
Главное, о чем нужно позаботиться – это ознакомление крохи с окружающим миром. Чем ярче и разнообразнее будут впечатления малыша, тем интенсивнее будет развиваться его мышление и речь. Увы, популярные карточки Домана, как и любые другие картинки, будут абсолютно бесполезны, если ребенок большую часть времени проводит в кроватке или манеже, а на прогулке тщательно упакован в коляску. Даже самое реалистичное изображение предмета – это лишь образ, а не сам предмет. И показывая крохе десять раз в день множество картинок, мама лишь напрасно теряет время, если при этом у малыша очень скудный опыт наблюдений за окружающей действительностью.

Вы и сами заметите, что 6-7 месячный карапуз будет гораздо эмоциональнее реагировать на изображение знакомых ему вещей и живых существ. Попробуйте показать ребенку картинку с изображением воробья. Малыш, едва взглянув на неё, либо тут же попытается заняться изучением свойств бумаги, на которой изображена птица, либо через секунду найдет себе более интересное занятие.

Однако, если вы предварительно обратите внимание карапуза на настоящего воробья (на прогулке или наблюдая мир за окном) – малыш совершенно по-другому воспримет изображение: начнет улыбаться, лепетать, взглядом и звуками призывая вас разделить его удовольствие. Рассматривание картинок с предварительным наблюдением хорошо развивает память малыша и мышление в целом, способствует более быстрому появлению первых обобщений, развивая память и воображение.

На первых порах демонстрируйте ребенку не стилизованные изображения (типа мультяшных героев), а реальные, достаточно крупные и выразительные. Чуть позже можно предлагать для узнавания и разные типы изображений, вплоть до абстрактных и схематичных. Хорошо бы приобрести также наборы игрушечных животных, растений, предметов быта, похожих на реальные (учитывая относительные размеры и окраску).

Вначале малыш будет изучать игрушки на ощупь и пробовать на вкус, но при регулярных занятиях уже к годовалому возрасту будет знать названия, показывать по вашей просьбе детали предметов и части тела животных, а к двум годам — с легкостью группировать их по основным признакам и классам (животные, птицы, насекомые, мебель и т.д.).

Не забывайте комментировать то, что предлагаете малышу для ознакомления, то, что кроха видит, слышит, трогает: называйте не только сам предмет, но и его форму, цвет, качества и свойства. Все это будет способствовать развитию понимания речи и сенсорных способностей (восприятия). Делайте это не в поучительной манере, а весело и эмоционально, привлекая внимание малыша интонацией и мимикой. На первом году жизни занятия органично вплетаются в ваше общение с малышом, но уже с 9-10 месяцев можно специально выделять время, планируя занятие с определенной целью, отбирая необходимые материалы, задания и игры.

Королева всех наук
Итак, на первом году жизни основные задачи – знакомить с окружающим миром, развивать сенсорику и понимание речи. Все это подготовит кроху к знакомству с математикой. Для малыша мир – цельный и гармоничный. Это потом знания о мире начнут дробиться на разные «области». А пока математика – наука живая и веселая, помогающая познать окружающий мир. Не стоит сводить обучение детей математике к счету и цифрам. Уже в раннем возрасте важно дать ребенку следующие представления:

  • Величина — ширина, высота, длина, объем. Двухлетний малыш вполне способен сравнивать предметы по величине, расставлять по возрастанию и убыванию.
  • Обязательно нужно помочь крохе научиться ориентироваться во времени (сначала, потом, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь) и пространстве (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Некоторые исследователи утверждают, что эти понятия легко формируются именно в возрасте до трех лет, и более старший малыш усваивает их с большим трудом.
  • Уже на втором году жизни можно вводить кроху и в мир элементарной геометрии. С вашей помощью малыш научится называть геометрические фигуры, выделять и показывать вершины и стороны в плоскостных, ребра, грани и вершины – в объемных фигурах.

Обязательно находите цвета и формы в окружении малыша, называйте их, обращайте внимание на схожесть. Используйте в речи слова «такой же, одинаковые, разные». Пусть фигуры станут для малыша не просто хорошими знакомыми, а славными друзьями, с которыми можно играть, к примеру, в прятки: «В чем прячется квадрат? А его дружок шар? Давай отыщем их вместе!» Здесь отличным средством может стать https://www.shop.rastem.ru/naimenovanie/igrushki/konstruktori/ для конструирования (кубики, кирпичики, призмы и т.д.) Стройте простые сооружения – мосты, предметы мебели, дорожки – сравнивайте детали и постройки по величине, произносите названия деталей, рассказывайте последовательность построения, обыгрывайте свои творения вместе с малышом.

Запаситесь большим количеством мелких игрушек, которые можно будет использовать не только для обыгрывания построек, но и для обучения карапуза счету. Хорошо бы иметь два строительных набора разных по размеру, а также мелкие и более крупные игрушки – это позволит малышу легко понять значение величин. Ваша фантазия поможет вам придумать и разыграть увлекательные спектакли, в которых будет активно участвовать и малыш, незаметно усваивая математические понятия и даже некоторые термины.

Конечно, займемся цифрами и счетом. Но прежде дадим возможность крохе наиграться с множествами предметов. Малыш с вашей помощью быстро поймет, что значит «много», «мало», «один», «ни одного», научится замечать равенство и неравенство предметов по числу («столько же», «больше», «меньше») – и тогда счет и цифры не станут для него ненужными словами и значками. Вводите малыша в мир цифр и математических знаков постепенно, не забывая, что цифра – это всего лишь обозначение вполне определенного количества предметов, а знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» — запись отношений между множествами предметов.

При умелом и терпеливом подходе трехлетние малыши легко решают простейшие математические задачи и примеры. Наблюдайте за крохой: если малышу скучно, если он не пытается с удовольствием выполнять ваши задания – значит, необходимо изменить подход, ввести в занятия игровые, сюрпризные моменты, сделать вашу речь и действия более эмоциональными, использовать яркие, привлекательные материалы, давая ребенку возможность не только рассматривать, но и действовать с ними.
Кто знает, может быть, благодаря вашим стараниям малыш полюбит математику и удивит мир потрясающими открытиями в этой удивительной науке?

Чтение с пеленок
Конечно, нельзя не сказать несколько слов и о раннем обучении чтению. Некоторые методики предлагают учить ребенка читать едва ли не с первых дней жизни. Рекомендуется даже подписывать все окружающие малыша предметы. Утверждается, что уже в двухгодовалом возрасте ребенок легко будет читать целые слова и даже предложения, а то и пересказывать прочитанные тексты.

Читайте также:  Центр развития ребенка 139 сада омск

Однако эти утверждения вызывают некоторые сомнения. Вспомним, что метод обучения чтению целыми словами был предложен англоговорящими специалистами. А большинство английских слов, в отличие от русских, — неизменяемые. Следовательно, этот метод вряд ли подходит для обучения чтению на русском языке. Ведь слова «стол» и «столом, столами, столы» будут восприниматься как абсолютно разные. И если вы предложите малышу прочесть незнакомое слово (то есть то, которое ребенок ещё ни разу не читал), то кроха, скорее всего, не справится с заданием.

Значит, нужно писать на карточках не только огромное количество слов, но и их формы. Мозг ребенка, конечно, уникален, но стоит ли загромождать его таким объемом информации? Двухлетний читающий малыш, несомненно, произведет впечатление на ваших знакомых и станет источником гордости его родных и близких. Но подумайте, так ли уж важно малышу уметь читать в столь раннем возрасте? Вряд ли даже умеющий читать кроха будет делать это для собственного удовольствия. Ведь чтение – процесс достаточно сложный, включающий не только механическое запоминание и воспроизведение буквосочетаний, но и понимание прочитанного. А это требует не только осознания смысла всех прочитанных слов, но и развитого воображения, чтобы в процессе чтения суметь представить себе все события и героев, о которых идет речь.

Поэтому в раннем возрасте разумнее говорить о подготовке к чтению, нежели об обучении непосредственно процессу чтения. Что же можно сделать для того, чтобы к моменту, когда малыш будет готов учиться читать, обучение было быстрым и легким? Конечно, читать крохе вслух сказки, стихи и потешки. Книги обязательно должны быть с иллюстрациями: это поможет ребенку научиться соотносить текст с образами, а впоследствии — представлять эти образы самому. Читая, обращайте внимание на буквы, чтобы он понял связь между этими значками и произносимыми вами словами. Объясняйте незнакомые слова, обыгрывайте прочитанное, активно используйте интонацию и мимику.

Если есть желание – познакомьте кроху с буквами. Любой малыш уже к двум, а то и к полутора годам способен узнавать и называть практически все буквы алфавита (исключая, пожалуй, твердый и мягкий знаки). Правила, которые рекомендуется выполнять, изучая с крохой буквы русского алфавита, очень просты:

  • малышу следует предлагать не название буквы, а звук, который она обозначает (не «бэ», а «б»);
  • не следует использовать азбуку с картинками, иначе у малыша может образоваться ненужная ассоциативная связь буквы и изображения (например, увидев букву «а», малыш тут же назовет ее арбузом, вспомнив картинку);
  • желательно предлагать малышу буквы строчные и заглавные, написанные разным шрифтом, сделанные из разных материалов.

Когда кроха с удовольствием будет показывать и называть вам некоторые буквы, можно поиграть с ним в забавную игру «У буквы – день рождения». Возьмите лист бумаги, в центре напишите выбранную букву, и предложите малышу нарядить именинницу к приходу гостей. Пусть малыш отрывает небольшие кусочки цветной бумаги и с вашей помощью приклеивает их на лист, украшает букву своими милыми каракулями, закрашивает красками… Когда буква будет готова, пора приглашать гостей, которыми будут другие знакомые крохе буквы.

Буквы-гости поздравят именинницу и захотят спеть свои песенки вместе с ней (ведь у каждой буквы есть своя любимая песенка). К примеру, буква «А» вместе с нарядной «Б» споет песенку «баааа», а следом за ней придет буква «Ы», и буквы запоют песенку «быыы». Когда песенка получится «со смыслом», привлеките к этому внимание малыша: «Послушай-ка, что получилось: «биии»! А ведь это песенка твоей любимой машинки!»

Эта и подобные игры помогут впоследствии легко перейти к слоговому чтению, а также будут способствовать решению главной задачи – развивать интерес ребенка к самому процессу чтения. Малыш сам подскажет вам, когда он будет готов учиться читать. И тогда процесс обучения чтению не потребует от вас больших затрат сил и времени.

Ду ю спик?
Ещё одна популярная тема – обучение малышей иностранному языку. Большинство специалистов считают раннее (примерно до 5 лет) начало обучения нецелесообразным, мотивируя это тем, что у ребенка этого возраста ещё не сформирована грамматическая структура речи, многие малыши ещё не научились правильно произносить звуки родного языка. И вмешательство в этот процесс может навредить речевому развитию ребенка, привести к смешению двух языковых систем. (Здесь речь не идет о «необходимом» билингвизме, к примеру, в случае проживания в иноязычной стране).

Если ваше желание обучать кроху иностранному языку все же не угасло – что ж, дерзайте. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам свести к минимуму возможные неприятности:

  • Придумайте для малыша игровую мотивацию для изучения языка. Ведь иностранный язык сам по себе малышу абсолютно не нужен. Здесь может помочь сказочный герой, который приехал издалека и говорит «по-другому», просмотр коротких мультфильмов на иностранном языке… Помните, что малыш живет в том мире, который его окружает, и ему очень трудно представить себе, что где-то существует другая страна, в которой люди называют знакомые ему предметы иначе.
  • Для того, чтобы в какой-то мере предотвратить смешение языков, при переключении с одного языка на другой используйте какой-либо атрибут. Это может быть игрушка, от лица которой вы будете говорить, предмет одежды, значок – все, что угодно. Главное, использовать его всякий раз, когда вы произносите слова на иностранном языке. Этот совет неактуален в том случае, когда с ребенком один и тот же человек постоянно говорит на этом языке, т.е. сам говорящий является таким «атрибутом».
  • Первое время развивайте у малыша только пассивный словарный запас. Пусть ребенок учится слушать и понимать иноязычную речь. Наберитесь терпения: постепенно малыш начнет сам употреблять знакомые слова и выражения.
  • Ваше произношение должно быть идеальным, иначе впоследствии очень трудно будет переучить ребенка правильно произносить звуки иностранного языка. Однако не требуйте от маленького ребенка идеального произношения в ответ, если звуковая система родного языка ещё не сформирована.

И подумайте ещё раз: может быть, все же лучше направить свои усилия на развитие родной речи?

Интеллект – ещё не все.
Развивая интеллект вашего крохи, ни в коем случае не забывайте и об эстетическом развитии. Пусть музыка и художественное творчество станут частью вашей жизни. Предлагайте ребенку слушать разнообразную музыку, рассматривать репродукции произведений искусства, книги с хорошими иллюстрациями. Пойте, танцуйте, рисуйте, лепите, конструируйте вместе с ним.

Главное, помните о том, что ранний возраст – не время для «обучения» ребенка навыкам художественной деятельности. Малыш пока творит, для него ещё не существует рамок «правильно-неправильно», «похоже-непохоже». Пусть этот период творчества продлится как можно дольше.

Истоки всех талантов лежат именно в раннем возрасте. И благодаря особой, творческой атмосфере в семье маленькие дети порой вырастают в больших художников и музыкантов. Но даже если ваш кроха не станет Бетховеном или Рембрандтом, он научится воспринимать музыку и искусство, испытывать целую палитру чувств, ценить прекрасное, а это, несомненно, сделает его жизнь богаче.

Семенихина Ирина Степановна,
педагог-психолог Центра семьи и детства «Растем вместе»

Источник