Развитие ребенка в субкультуре детства

Развитие ребенка в субкультуре детства thumbnail

Детская субкультура и ее особенности в современном социуме

Детство – это феномен, который имеет биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского средой развития и воспитания ребенка признается культура. Осваивая основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных. Среди способов инкультурации выделяется детская субкультура.

Под субкультурой понимается устойчивая совокупность специфических культурных черт, характерных для определенной социокультурной группы и влияющих на стиль жизни, мышление ее членов. Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам детства, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Специфика детской субкультуры определяется многочисленными объективными и субъективными факторами. Особенную роль в формировании детской субкультуры, по мнению Е.Ю. Копейкиной, играют пространственно-временные характеристики бытия ребенка в системе культуры – «социокультурный хронотоп».

Социокультурный хронотоп включает в себя три элемента: 1) все, что создано человечеством, – общую культуру, 2) все, что создано человеком в конкретное историческое время – хронос и 3) все, что создано конкретным этносом в конкретном историческом пространстве – топос. По замыслу автора, социокультурный хронотоп демонстрирует не только то, на чем строится культура вообще и субкультура детства, в частности, но и то, как осуществляется вхождение ребенка в мир взрослой культуры–инкультурация. Каждый ребенок живет и в общем физическом (календарном времени) и пространстве, и в конкретном социокультурном времени и пространстве. Соответственно, каждый ребенок «включается» в культуру своего народа через свое физическое время (возраст); через социокультурное время (культура человечества); и через историческое время и пространство этноса (местная культура).

Как особый специфический этап в развитии личности детство, по утверждению И.С. Кона, можно понять только лишь с учетом возрастного переживания символизма, т.е. через систему детских представлений, образов, чувств и настроений, в которых ребенок и воспринимает культуру взрослых людей, осмысливая свой собственный жизненный путь.

Возрастной символизм предстает, с одной стороны, как способность ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет, а, с другой– рассматривается как подсистема культуры, строящаяся на нормативных возрастных критериях, стереотипах, представлениях, обрядах, ритуала и наборе ценностей– на всем том, что и составляет содержание любой возрастной субкультуры.

В общечеловеческой культуре детская субкультура играет, по всеобщему признанию, хотя и подчиненную, но относительно автономную роль. Об автономии детской субкультуры свидетельствует и тот факт, что взрослые зачастую не замечают ее проявлений.

Собственный мир «для себя» представляет собой неинституционализированную форму социального образования детства, регулирующую социальное взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.

Содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как: традиционные игры, ставшие детскими; детский фольклор; детский «правовой кодекс», раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками; детский юмор, так называемый смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы); своеобразные увлечения (детское коллекционирование; способы и формы свободного времяпрепровождения) и др.

Особое место занимают субкультурные формы, играющие решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир. Исследователи выделяют также детскую картину мира – особую систему мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Мировоззрение ребенка в значительной степени отличается от мировоззрения взрослого: между ребенком и реальностью выдвигается промежуточный мир. Собственная система мировоззренческих знаний складывается у ребенка благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия его с предметами и совместной деятельности его со взрослым и сверстниками. Это достаточно характерный для ребенка мир эгоцентрического мышления и фантазии.

Важным способом формирования, сохранения и трансляции картины мира служит детский фольклор и другие разновидности языка детской субкультуры. Перечисленные компоненты детской субкультуры почти не существуют отдельно, а лишь в различных сочетаниях.

Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные, социогенетические инварианты – относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, передаваемые детьми из поколения в поколение. Приспосабливаясь к этим пластам субкультуры, ребенок вступает в диалог культур, логик, моральных представлений, языков.

Основными функциями детской субкультуры, по В.В. Абраменковой, являются: социализирующая; самореализации; психотерапевтическая; культуроохранительная; прогностическая.

Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

Современное детское сообщество, по признанию исследователей, претерпевает значительные изменения. Наблюдается сокращение пространства для детских игр и детского быта, как в городах, так и в сельской местности, что негативно отражается на социальном содержании деятельности и психологическом состоянии детского сообщества.

Территориальное разъединение детей и разрыв между детскими поколениями приводит к невозможности реализации детьми своей групповой жизни, к сужению игрового пространства детства, ограничению передачи детского опыта, всего богатства форм детской субкультуры от одного поколения к другому.

К фактам дисгармонии современной детской субкультуры относится утрата или обеднение отдельных ее проявлений – игр, фольклора, правовых норм и др., что происходит под влиянием средств массовой информации. Особенно критичной выглядит ситуация, касающаяся игровых традиций – групповых подвижных игр, детского игрового фольклора.

Содержание и формы игр значительно обеднели, зачастую сводятся к простому манипулированию игрушками, чему в немалой степени содействуют современные игрушки типа «Барби», маленьких копий предметов бытовой техники, оружия и т.п. Технически оснащенная игрушка зачастую выступает не средством игры – разнообразных действий и переживаний ребенка, а самой достаточной вещью, не оставляющей простора для собственного творчества и активности ребенка.

Детская субкультура испытывает серьезные изменения и в плане развития разнообразных видов детского творчества. Если раньше в потребности старших дошкольников превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе в познавательной сфере, то сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более нравственных потребностей почти утрачен.

Исследование Р.И. Яфизовой, проведенное в России, показало, что независимо от того, какое дошкольное учреждение посещал ребенок старшего дошкольного возраста, из какой он семьи, какой национальности, и из какого по величине и значению города или региона, – все они устойчиво выделяют игру как желаемый вид деятельности; продуктивные виды деятельности занимают почетное второе место и включают рисование, конструирование, лепку, аппликацию, ручной труд. В позицию не любимого попадают такие виды деятельности, как учиться, читать, писать, т.е. нетипичные для дошкольников. Познавательная деятельность, детское экспериментирование привлекают внимание детей, но только в том случае, когда не происходит замены познавательной деятельности на учебную. На вопрос, чему бы ты хотел научиться, больше половины ответов связано с умениями практической деятельности (лепить, рисовать, играть).

Единичными называются творческие умения (петь, играть на гитаре, писать масляными красками) и умения, связанные с неосуществимыми желаниями (летать, как птица, жить на дереве, научиться волшебству и т.п.).

В настоящее время наблюдается все углубляющийся разрыв между культурой для детей, создаваемой взрослыми, и детской субкультурой. Зачастую книги, фильмы для дошкольников, на самом деле, не учитывают возрастные возможности детей этого возраста, не рассчитаны на детское восприятие ни по форме, ни по содержанию. Насаждается так называемое «раннее развитие» ребенка посредством обучения его иностранным языкам, началам математики, грамоты, начиная с раннего возраста, ведет лишь к перегрузке памяти ненужными ребенку сведениями. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с коммерческим продуктом в чистом виде.

С другой стороны, к особенностям детской субкультуры относится то обстоятельство, что под влиянием средств массовой информации детское сообщество как носитель субкультуры детства перенасыщается элементами культуры взрослых, обедняя содержание собственной субкультуры. Среди факторов, влияющих на содержание детской субкультуры (на тематику, содержание разговоров детей между собой) на первом месте находится телевидение. Телевизионный или компьютерный экран все больше подменяет для маленького ребенка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми. Около 50% детей любят смотреть боевики, сериалы, «ужастики». Значительное место занимают мультфильмы иностранного производства. Дошкольники знают имена персонажей этих фильмов, проигрывают их сюжеты, подражая далеко не лучшим образцам речи героев. Многие дети смотрят развлекательные передачи, ток-шоу типа «Пусть говорят». В то же время передачу «Спокойной ночи, малыши» смотрят лишь 20% дошкольников (По неопубликованным данным О.Н. Сомковой).

Особое место в формировании содержания детской субкультуры играет реклама, влияющая на память, внимание ребенка. Дети знают наизусть от 2-3 до 4-5 текстов рекламы. Выражения из них часто используются в детских разговорах. В то же время книга, особенно поэзия в жизни современного дошкольника занимает едва ли не последнее место. Как отметила О.Н. Сомкова, дошкольники имеют предпочтения в рекламе, но в поэтическом творчестве – нет.

Происходят изменения в сфере детского коллекционирования. Если раньше дети собирали открытки, марки, позже книги – часто вместе с родителями, то теперь ведущее место в этом виде детской субкультуры занимают фантики (например, обертки жвачек), наклейки, вкладыши. Излишне говорить, что художественная ценность этих «произведений» крайне низкая.

Существенные, причем не, всегда позитивные, изменения культурных и ценностных традиций во взрослом сообществе также сказываются на содержании детской субкультуры. К проявлениям антикультуры относятся ненормативная лексика, жаргонизмы, взрослые игры, шутки, анекдоты, низкокультурные песни, танцы, мультфильмы и кинофильмы, перенасыщенные насилием и агрессией. Все это не может не отразиться на художественно-эстетическом вкусе детей.

Психологи (Б.Д. Эльконин и др.) считают состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества важными индикаторами положения детства. Рассмотренные особенности детской субкультуры как элемента детства свидетельствует о тенденциях ее трансформации в современном социуме. В этой связи важнейшем перспективой для научных исследований является разработка критериев психолого-педагогической экспертизы товаров для детей в широком смысле этого слова, включая информационные, с целью создания полноценных условий для полноценного развития личности ребенка.

Источник

Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»

Слайд 2.

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.

Мы все с детства помним слова:

Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…

Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…

Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.

В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей. Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.

Цель исследования: изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста.

Теоретические основы исследования: В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры, М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры, Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста.

Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.

Слайд 3.

В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры, её признаки и компоненты.

Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями, и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура». Понятие вы видите на слайде.

Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры.

Слайд 4.

Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.

Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры. Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.

Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.

Слайд 5.

По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультурысоставляют такие компоненты как:

• традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры);

• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

• детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

• эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

• детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и пр.);

• детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории – небылицы);

• детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

• наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры, а Абраменкова на ее внешнее проявление.

Слайд 6.

А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры, которые вы видите на слайде.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

7 слайд.

Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста.

Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.

Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры, как института социализации детей дошкольного возраста.

Слайд 8.

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.

Итак, благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

Слайд 9.

В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников»

С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование – занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.

Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).

В работах И. А. Бурлаковой, Е. Е. Клопотовой, Т. В. Коптевой описаны возможности использования дворовых игр для формирования разновозрастного сообщества детей. Цель проекта «Возрождение традиций дворовых игр» – повышение мотивации и интереса к общению через такую игру. Это предполагает участие в проекте людей разного возраста: дошкольники и младшие школьники, подростки и родители, педагоги и люди пожилого возраста, которые могут поделиться воспоминаниями, научить играть и с удовольствием посмотреть, как играют их дети и внуки. Следующие опыты, которые мы изучили, представлены на слайде.

Слайд 10.

В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований,какие события сохранит их память: «секретики», игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.

Источник