Развитие ребенка в социуме шпоры
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный
университет природы, общества и человека
«Дубна»
Факультет экономики
и управления
Кафедра социальной
работы
Доклад
по
социальной педагогике
ТЕМА: Развитие ребенка
в социуме
Выполнила: студентка
группы 2051
2 курса
Мурадова Айнур Мурад Кызы
Руководитель:
доц. Александров
Е.А.
Дата защиты: _______________________
Оценка: ____________________________
___________________________________
(подпись
руководителя)
Дубна, 2013
Оглавление
Введение 3
Понятие о
развитии ребенка 4
Биологические
факторы 5
Социальные
факторы 6
Влияние среды
на развитие ребенка 7
Заключение 9
Список использованной
литературы 10
Введение
Тема доклада «Развитие
ребенка в социуме».
Цель: раскрыть понятие развития
ребенка в социуме.
Задачи:
- дать определение понятию развития ребенка;
- охарактеризовать биологические и социальные факторы;
- определить влияние среды на развитие ребенка.
Понятие о развитии ребенка
Развитие человека — очень сложный
процесс. Оно происходит под влиянием
как внешних воздействий, так и внутренних
сил.
К внешним факторам относятся окружающая
человека естественная и социальная
среда, а также специальная целенаправленная
деятельность по формированию у детей
определенных качеств личности; к
внутренним — биологические, наследственные
факторы.
Развитие ребенка — не только
сложный, но и противоречивый процесс
— означает превращение его как
биологического индивида в социальное
существо — личность. В процессе
развития ребенок вовлекается в
различные виды деятельности (игровую,
трудовую, учебную, спортивную и др.)
и вступает в общение (с родителями,
сверстниками, посторонними людьми и
пр.), проявляя при этом присущую ему
активность.
Установлено, что для каждого
возрастного периода развития ребенка
один из видов деятельности становится
главным, ведущим. Совсем маленький
ребенок полностью зависит от
взрослых, даже на самые яркие предметы,
игрушки ребенок обращает внимание
только после того, как на них
указывают взрослые. Поэтому вначале
ведущую роль играет эмоциональное
общение ребенка с взрослым. Затем предметы
начинают привлекать внимание ребенка
сами по себе, а взрослый становится только
помощником в овладении ими. Ребенок осваивает
новый вид деятельности — предметный.
Постепенно интерес ребенка перемещается
с предметов на действия с ними, которые
он копирует у взрослых, — так формируется
игровая деятельность, или сюжетно-ролевая
игра.
При поступлении в школу ребенок
осваивает учебную деятельность,
в этом ему помогают и педагоги,
и другие взрослые. Наряду с учебной
деятельностью у ребенка сохраняются
сюжетно-ролевые игры и формируются
новые виды деятельности: трудовая,
спортивная, эстетическая и др. Для
нормального развития ребенка с
самого его рождения важное значение
имеет общение. Только в процессе общения
ребенок может освоить человеческую речь,
которая, в свою очередь, играет ведущую
роль в деятельности ребенка и в познании
и освоении им окружающего мира.
Биологические факторы
Биологическая наследственность определяет
как то общее, что делает человека
человеком, так и то отличное, что
делает людей столь разными и
внешне и внутренне. Под наследственностью
понимается передача от родителей к
детям определенных качеств и
особенностей, заложенных в их генетическую
программу.
Великая роль наследственности заключается
в том, что по наследству ребенок
получает человеческий организм, человеческую
нервную систему, человеческий мозг
и органы чувств. От родителей к
детям передаются особенности телосложения,
окраска волос, цвет глаз, кожи —
внешние факторы, отличающие одного
человека от другого. По наследству передаются
и некоторые особенности нервной
системы, на основе которых развивается
определенный тип нервной деятельности.
Говоря о роли наследственности
в формировании и развитии ребенка,
нельзя игнорировать тот факт, что
существует ряд болезней и патологий,
которые могут носить наследственный
характер, например, болезнь крови,
шизофрения, эндокринные расстройства.
Наследственные заболевания изучает
медицинская генетика, однако их необходимо
учитывать и в процессе социализации
ребенка.
В современных условиях наряду с
наследственностью отрицательно влияют
на развитие ребенка внешние факторы
— загрязнение атмосферы, воды, экологическое
неблагополучие и др. Все больше
рождается физически ослабленных
детей, а также детей, имеющих
нарушения в развитии: слепых и
глухих или потерявших слух и зрение
в раннем возрасте, слепоглухонемых,
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата и др.
Для таких детей деятельность и
общение, необходимые для их развития,
значительно затруднены. Поэтому разрабатываются
специальные методики, позволяющие их
обучать, что дает возможность таким детям
иногда достигать высокого уровня умственного
развития. Занимаются с этими детьми специально
подготовленные педагоги. Однако, как
правило, у этих детей существуют большие
проблемы общения со сверстниками, непохожими
на них, со взрослыми людьми, что затрудняет
их интеграцию в общество.
Социальные факторы
Чтобы стать человеком, одной биологической
наследственности мало.
Превращение биологического индивида
в социального субъекта происходит
в процессе социализации человека,
его интеграции в общество, в различные
типы социальных групп и структур
посредством усвоения ценностей, установок,
социальных норм, образцов поведения,
на основе которых формируются социально
значимые качества личности.
Социализация — непрерывный
и многогранный процесс, который
продолжается на протяжении всей жизни
человека. Процесс социализации ребенка,
его формирования и развития, становления
как личности происходит во взаимодействии
с окружающей средой, которая оказывает
на этот процесс решающее влияние
посредством самых разных социальных
факторов.
Различают макро- (от греч. «большой»),
мезо- (“средний”) и микро- («малый»)
факторы социализации личности. На социализацию
человека оказывают влияние мировые, планетарные
процессы — экологические, демографические,
экономические, социально-политические,
а также страна, общество, государство
в целом, которые рассматриваются как
макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование
этнических установок; влияние региональных
условий, в которых живет и развивается
ребенок; тип поселения; средства массовой
коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные
учреждения, группы сверстников и многое,
многое другое, что составляет ближайшее
пространство и социальное окружение,
в котором находится ребенок и в непосредственный
контакт с которым он вступает. Эту ближайшую
среду, в которой происходит развитие
ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Наиболее важное значение для социализации
ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную
среду ребенок осваивает постепенно. Если
при рождении ребенок развивается, в основном,
в семье, то в дальнейшем он осваивает
все новые и новые среды — дошкольное
учреждение, затем школу, внешкольные
учреждения, компании друзей, дискотеки
и т. д. С возрастом освоенная ребенком
«территория» социальной среды все больше
и больше расширяется.
Влияние среды на развитие
ребенка
Среда – самые разные общности людей,
которые характеризуются особой системой
отношений и правил, распространяющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной стороны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени влияет
на нее, изменяет ее, но в то же время, и
среда влияет на человека, предъявляет
ему свои требования. Она может принимать
человека, какие-то его поступки, проявления,
а может и отвергать; может относиться
к нему доброжелательно, а может и неприязненно.
Отношение среды к человеку определяется
тем, насколько его поведение соответствует
ожиданиям среды. Поведение же человека
во многом определяется тем, какую позицию
он занимает в обществе.
Человек может занимать в обществе
одновременно несколько позиций. Так,
женщина может быть учительницей,
женой, матерью. Каждая позиция предъявляет
человеку определенные требования и
в то же время дает ему какие-то
права. Такая позиция человека в
обществе, характеризующаяся определенными
правами и обязанностями, в социологии
называется социальным статусом.
Некоторые статусы нам даны от рождения.
Так, статус человека может быть обусловлен
полом, национальностью, местом рождения,
фамилией и другими факторами. Такие
статусы обычно называются врожденными,
или предписанными.
К позитивным ролям следует отнести
роль члена семьи. В семье ребенок
усваивает несколько таких ролей:
сына или дочери, брата или сестры,
племянника, внука, а также знакомится
с ролями отца и матери, бабушки и
дедушки и др.
Следующая важная роль, которую осваивает
ребенок в процессе своего развития,
— это член коллектива. В детском
саду и школе, в спортивной секции
и детских общественных организациях,
в общении со сверстниками ребенок
усваивает роли члена коллектива,
товарища, друга, ученика, лидера и многие
другие.
К негативным ролям относятся такие,
как бродяга, чаще всего это беспризорные
и безнадзорные дети. На улицах, особенно
крупных промышленных городов, в
магазинах, на рынках, в транспорте
мы встречаем детей-попрошаек, которые
свыклись с этой ролью и часто довольно
умело выпрашивают деньги у прохожих.
Среди них появляются те, кто занимается
воровством, иногда к этому их толкают
взрослые, иногда этим дети промышляют
самостоятельно.
Освоение ребенком механизма ролевого
поведения обеспечивает ему успешную
включенность в социальные отношения,
поскольку дает ему возможность
приспосабливаться, адаптироваться к
каждой новой для него ситуации или позиции
на протяжении всей последующей жизни.
Этот процесс приспособления индивида
к условиям социальной среды называется
социальной адаптацией.
Социальная адаптация является
непременным условием и результатом
успешной социализации ребенка, которая,
как известно, происходит в трех
основных сферах: деятельности, общения
и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит расширение
видов деятельности, ориентация в
каждом виде, ее осмысление и освоение,
овладение соответствующими формами
и средствами деятельности. В сфере
общения происходит расширение круга
общения, наполнение и углубление его
содержания, усвоение норм и правил
поведения, принятых в обществе, овладение
различными его формами, приемлемыми
в социальном окружении ребенка
и в обществе в целом. В сфере
сознания — формирование образа «собственного
Я» как активного субъекта деятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации, и в частности
социальной адаптации ребенка, проявляется
объективная потребность человека
быть «как все». Однако параллельно
с этим в процессе индивидуального
развития личности у ребенка постепенно
формируется другая объективная
потребность — проявить себя, свою
индивидуальность. Ребенок начинает искать
способы и средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его индивидуализация,
которая выражается в том, что те или иные
социально значимые качества и свойства
личности проявляются в индивидуальной,
присущей именно этому человеку форме,
что его социальное поведение при всей
общей внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты неповторимости,
уникальности.
Социальное развитие ребенка, таким
образом, происходит по двум взаимосвязанным
направлениям: социализации (овладения
социокультурным опытом, его присвоения)
и индивидуализации (приобретения самостоятельности,
относительной автономности).
В целом усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию ребенка, находящегося в
трудной жизненной ситуации, т. е.
на его активное приспособление к
принятым в обществе правилам и нормам
поведения или на преодоление
последствий влияния негативных
факторов.
Источник
Консультация для воспитателей ДОУ
«Развитие ребёнка в социуме»
Развитие ребёнка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Для каждого возрастного периода развития ребёнка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид вменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребёнок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребёнок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребёнка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребёнка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребёнок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребёнка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.
При поступлении в школу ребёнок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают педагоги и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребёнка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер, ведущий деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.
Для нормального развития ребёнка с самого его рождения общение имеет большое значение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребёнка и в познании и освоении им окружающего мира.
По ведущим видам общения и деятельности детей психологи выделяют такой возрастной ряд: непосредственно-эмоцианальное общение (младенческий возраст), предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст), ролевая игра (дошкольный возраст), интимно-личностное общение (подростковый возраст) учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребёнка.
Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребёнка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребёнка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребёнка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Социальное и биологическое в человеке – они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребёнка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребёнок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребёнка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатка. Проявление и развитие способностей ребёнка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Говоря о роли наследственности и формировании в развитии ребёнка, нельзя игнорировать тот факт, что осуществляет ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребёнка.
В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияет на развитие ребенка внешние факторы – загрязнения атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, не похожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребёнка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя сохранившиеся виды чувствительности – осязание. Вместе с тем, как отмечает А.А. Суворов – человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким людям, «слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает».
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали, в конце концов, в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?
В общем виде ответ на этот вопрос всем уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.
Таким образом, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладывается все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные и коррекционные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.
Использованная литература
- Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов. – Изд. 2. – М.: СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
- Альджев, Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки/Д.В. Альджев – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 30 с.
- Басов, Н.Ф. История социальной педагогики/Н.Ф.Басов – М.: Академия, 2007. – 253 с.
- Белоусова, О.В. Социальный педагог в школе: учебное-методическое пособие /О.В. Белоусова – М.: Перспектива, 2008. – 53 с.
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова – М.: Академия, 2008. – 439 с.
- Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов – М.: Владос, 2008. – 191 с.
- Липский, И.А. Социальная педагогика. Диссертационные исследования (1971-2007 гг.): научно-информационное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней / И.А. Липский – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2008 – 158 с.
- Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства/Т.В Лодкина – М.: Академия, 2008. – 208 с.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В Мардахаев – М.: Гардарики, 2008. – 269 с.
- Память сердца / под ред. Л.И.Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 127 с.
- Поддубная, Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства / Т.Н. Поддубная – М.: Феникс, 2008. – 282 с.
- Социальная педагогика /Под ред. И.Д. Зверевой. – Киев: Центр учебной литературы, 2008. – 336 с.
- Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» – 1).
- Циринг, Д.А. Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода / Д.А. Циринг // Психология человека в современном мире. Том 4. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 84 – 91.
- Шептенко, П.А. Введение в специальность “Социальный педагог” /П.А Шетенко – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 160 с.
- Шпаргалка по специальной педагогике.- М.: “Окей-книга”, 2008. – 48 с.
- Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов/ Г.Н. Штинова – М.: Владос, 2008. – 448 с.
- https://www.nii-etno.ru/pages/11-2009/21-problemy-socializacii-v-sovremennom-obshhestve.html.
Источник