Развитие ребенка в социуме галагузова
Содержание учебника
Замечание 1
Социальная педагогика в качестве научной области и соответствующая ей учебная дисциплина сравнительно молоды. При этом сегодня данная дисциплина является одной из ведущих в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.
Развитие социальной педагогики в России началось не с нуля. Истоки социальной педагогики есть в трудах многих российских педагогов, философов, психологов, таких как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. За рубежом эта наука развивается более ста лет.
Существует множество книг, освещающих различные проблемы социальной педагогики. Ученые-педагоги России высказывают в своих трудах авторское видение социальной педагогики. Не смотря на это, в данной области педагогической науки пока еще четко не определены предмет и объект исследования, дискуссии подвержены ее основные категории.
В книге Галагузовой Минненур Ахметхановны «Социальная педагогика» представлены материалы, которые являются результатом пятнадцатилетней преподавательской и научно-исследовательской деятельности автора в сфере социальной педагогики. Материал учебника сгруппирован в три больших раздела:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- Введение в профессию;
- Научные основы социальной педагогики;
- Основы социально-педагогической деятельности.
В первом разделе описываются культурно-исторические предпосылки возникновения в России социальной педагогики, специфические особенности и области профессиональной работы социального педагога и особенности его профподготовки.
Второй раздел учебника посвящен становлению социальной педагогики в качестве научной отрасли в России и за рубежом. В нем рассматриваются объект и предмет социальной педагогики, научная проблематика, базовые категории и принципы этой науки, особенности социально-педагогических исследований.
Третий раздел книги освещает основы социально-педагогической деятельности. Данная деятельность многоплановая, имеет большое количество направлений и разновидностей. Многие из них очень сложны и специфичны, объемны по содержанию, формам и функциям, что раскрытие их особенностей и даже общих основ в рамках главы учебника практически невозможно. Поэтому в соответствующем разделе учебника рассматриваются только отдельные проблемы, возникающие у детей с делинквентным и девиантным поведением, оставшихся без родителей и других категорий детей, в зависимости от социума, в котором находится ребенок. Выбор направлений социально-педагогической деятельности к рассмотрению определялся, тем, что в иных учебниках по социальной педагогике они практически не рассматриваются, а в практической деятельности многие социальные педагоги сталкиваются с такими проблемами.
В учебнике, в конце глав приводятся также вопросы для самостоятельной работы и дополнительная литература по пройденной теме.
Для кого написан учебник?
Замечание 2
По задумке автора эта книга должна помочь студентам не просто освоить базовые представления о социальной педагогике, а творчески подойти к пониманию и решению проблематики данной науки.
Рецензентами данного учебника выступали известные ученые-педагоги: Олиференко Людмила Яковлевна, Мардахаев Лев Владимирович, Назарова Наталья Михайловна, Литвак Римма Алексеевна.
В сложной работе над учебником авторы опирались не только на свои глубокие знания, но и на материалы исследователей различных ВУЗов.
Для России профессия социальный педагог новая. Только в $1990$ году началась подготовка кадров для этой сложной, но интересной профессии. В нашей стране развитие социальной педагогики было извилистым и драматичным. С этим связаны трудности в становлении социальной педагогики в качестве профессиональной сферы. К таким трудностям можно отнести практически полную утрату традиций милосердия и благотворительности в советском обществе, укоренившуюся в сознании людей ориентацию на некое общее благо при одновременном пренебрежении к отдельному человеку. Преодоление таких установок трудно, но необходимо, потому что идеология социальной педагогики построена на отношении к человеку и к ребенку, в частности, как к высшей ценности.
Многие проблемы порождаются и уже современной действительностью. Ее противоречивость и неопределенность приводят к тому, что на сегодняшний день в нашей стране практически отсутствуют социальные группы населения, которые чувствуют себя социально защищенными и уверенными в своем будущем. Такая ситуация значительно усложняет задачи, которые стоят перед специалистами в сфере социального воспитания и социальной помощи детям и молодежи. При этом данная проблема формирует высокий спрос на специалистов, которые умеют дать профессиональную оценку процессу социального становления, развития и адаптации в социуме молодых граждан, своевременно выявить возникающие проблемы и оказать помощь в их решении.
Источник
Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций
скачать (668.4 kb.)
Доступные файлы (1):
- Смотрите также:
- Галагузова М.А. Социальная педагогика (Документ)
- Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
- Мудрик А.В. Социальная педагогика (Документ)
- Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы. Курс лекций (Документ)
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
- Коваль Л.Г., Звєрєва І.Д., Хлєбік С.Р. Социальная педагогика/социальная работа (Документ)
- Презентация – социальная педагогика, предмет, цель, задачи, функции (Реферат)
- Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н. Социальная экология: Курс лекций (Документ)
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика (Документ)
- Haтopп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности (Документ)
- Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования (Документ)
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций (Документ)
n1.doc
ЛЕКЦИЯ 7
КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально—педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание.
Категории педагогики и социальной педагогики
Научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня развития теории, которая дает целостное представление о законах и закономерностях, объективно отражающих определенную область действительности и являющихся предметом изучения данной науки. Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на (объяснение предмета исследования данной науки.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия — это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Понятия в науке закрепляются не сразу. Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы той или иной науки. Чтобы определить сущность понятия, выделяются, прежде всего, его признаки, отражающие объект изучения науки.
Но реальная действительность многогранна и изменчива. Рассуждая о природе деятельности человека, следует помнить об определяющей роли потребностей, которые обусловливают возникновение той или иной деятельности. Человеческие потребности в различных исторических, социально-экономических условиях различны. Поэтому и понятия, отражающие эту изменчивую деятельность, не являются статичными. Они изменяются в зависимости от исторической обстановки, той объективной действительности, которую они призваны отражать. Понятия как бы проживают свою собственную жизнь. Значимость некоторых понятий в системе науки может то возрастать, то снижаться. Например, понятие «христианское воспитание» в педагогике было одним из ведущих до Октябрьской революции 1917 года, затем оно почти исчезло из педагогической лексики. Однако в конце XX века в России оно снова входит в научный оборот педагогики.
В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые
101представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.
Таким образом, в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в нее понятий. В то же время система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект. Не является в этом смысле исключением и социальная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педагогики и социологии, а также других наук, изучающих человека.
Как уже отмечалось выше, в России социальная педагогика была введена императивно «сверху» и с самого начала стала развиваться как ответвление педагогической науки.
Хорошо известно, что педагогика, имея свою ограниченную область исследования и являясь самостоятельной и достаточно разработанной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными науками, изучающими человека. Их достаточно много, однако среди них особо выделяются такие, которые связаны с педагогикой родственными узами. К ним относятся прежде всего те гуманитарные науки, категории которых входят в понятийную систему педагогики и активно используются ею как в теоретических исследованиях, так и непосредственно в практической деятельности педагогов. Взаимосвязь педагогики с другими науками можно представить схематично (см. стр. 103).
В верхней части схемы сплошными линиями показаны связи педагогики с теми науками, категориями которых она пользуется; пунктирными линиями обозначены ее многочисленные связи с другими науками, не имеющими постоянного характера.
По мере роста новых знаний, расширения сферы взаимопроникновения научной мысли и реальной жизни, возникновения новых потребностей и проблем общества, как отмечалось ранее, проявляется тенденция к дифференциации наук. В последние годы процесс дифференциации в педагогической науке значительно усилился. Возникло и находится в стадии становления множество новых научных областей, к числу которых относится и социальная педагогика. В нижней части схемы сплошными линиями показаны связи педагогики с ее «дочерними» научными отраслями, а пунктирными обобщенно обозначены об-
ласти педагогической науки, которые характеризуются относительной самостоятельностью и со временем могут также стать частными науками.
Очевидно, что каждая новая научная отрасль, отделившаяся от педагогики, имеет свои специфические особенности, которые находят отражение в системе ее категорий и понятий. Однако понятийный аппарат частной науки формируется не сам по себе, а на основе понятийно-категориальной системы педагогики и во взаимосвязи с ее основными категориями.
Исходя из этого можно утверждать, что, выделив собственные категории социальной педагогики и рассмотрев их во взаимосвязи с основными педагогическими категориями, мы тем самым обозначаем специфику этой области знания, позволяющую ее выделять в самостоятельную педагогическую отрасль. Для этого можно воспользоваться формально-логическим приемом: сначала выделим категории педагогики (как заимствованные ею из других наук, так и ее собственные); затем спроецируем педагогические категории на социальную педагогику и попытаемся разобраться, что она заимствует у других наук, а какие понятия являются ее собственными, отражающими предмет ее исследования.Педагогика, как известно, заимствует и широко использует такие междисциплинарные понятия, как «личность*, «развитие*, «деятельность*, «социализация», «общество».Классически ее собственными категориями являются «образование», «воспитание» и «обучение». В настоящее время также считается общепризнанной категория «педагогическая деятельность».
Попытаемся выделить и обосновать собственные категории социальной педагогики. К ним мы относим категории «социально-педагогическая деятельность», «социальное обучение» и «социальное воспитание».
Для наглядности сведем основные категории педагогики и социальной педагогики в сопоставительную таблицу и рассмотрим их в сравнении.
Категории педагогики и | социальной педагогики | ||
ПЕДАГОГИКА | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | ||
Заимствованные | Собственные | Заимствованные | Собственные |
Дети(ребенок) Личность Развитие | Образование Обучение Воспитание | Образование Обучение Воспитание Дети(ребенок) Личность Развитие | Социальное обучение Социальное воспита ние |
Деятельность Общество Социализация | Педагогическая деятельность | Деятельность Общество Социум Социальный институт Социализация Социальная адаптация Социальная реабилита ция | Социально педагоги ческая деятельность |
Рассмотрим подробнее каждую из собственных категорий социальной педагогики.
Социально-педагогическая деятельность
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.
Црофессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. — в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.
Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Социально педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является ад | респои, направленной на конкретного ребенка и решение его ‘ индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальнойпрограммы помощи ребенку, поэтому она локальна» ограниче- I на тем временным промежутком, в течение которого решается ] проблема ребенка.
Представим выделенные отличия сопоставляемых видов профессиональной деятельности в таблице:
It^lsrtUJl
деятельность
Вид | Цель | Характер | Объект | Учреждения, где |
профессиональной | деятельности | деятельности | деятельности | осуществляется |
деятельности | деятельность | |||
Педагогическая | Передача | Программ- | Все дети | Образовательны* |
деятельность | социокуль- | но-нормиро- | учреждения | |
турного | ванный, | |||
опыта | непрерывный | |||
Специально- | Помощь в | Адресный, | Ребенок с | Обраэовательньк |
педагогическая | социализа- | локальный | проблемами | учреждения, |
деятельность | ции ребенка | социализа- | социально- | |
ции | педагогические | |||
учреждений, | ||||
социальные | ||||
службы |
Источник
Страница 2
М.А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу [74, с. 381].
Социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
В словаре «Психология» адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [69, с. 10].
С точки зрения А.В. Мудрика, адаптация – это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [58, с. 147].
Адаптация рассматривается как проявление, процесс и результат.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По поведению человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.
Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.
Рекомендуем посетить:
Концепция памяти по видам информации
В последние годы стали приобретать большое значение факты о том, что хранение различных видов информации у человека и животных осуществляется разными мозговыми структурами. Результаты клинических наблюдений показали, что у человека сущест …
Возрастные особенности младшего подросткового возраста
Отрочество является периодом жизни, анализ которого требует использования понятия развития, и термины «изменение», «модификация», «преобразование» и другие постоянно используются при описании различных аспектов взросления. Как констатируе …
Классификации раннего детского аутизма (РДА)
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах:
как полная отрешенность от происходящего;
как активное отвержение;
как захваченность аутистическими интересами;
как чрезвы …
Источник