Развитие ребенка в раннем детстве моторное

Ключевые понятия раздела: моторное развитие, орудийная и предметная деятельность, развитие познавательной сферы детей, зрительное и слуховое восприятие, общая характеристика кризиса «трех лет», развитие импрессивной и экспрессивной речи.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В раннем возрасте, охватывающем период от 1 года до 3 лет, при нормальном онтогенезе продолжается начавшееся в младенчестве активное развитие моторики. В настоящее время все двигательное развитие ребенка рассматривается согласно теории динамических систем: двигательное развитие вовлекает множество отдельных навыков, которые организуются и через какое-то время реорганизуются, чтобы отвечать требованиям определенных задач (Леонова Л.А., Васильева О.Н., 1983). Качественное же улучшение регуляции движений в онтогенезе связано с изменением характера и объема обратных связей, участвующих в управлении движением. В соответствии с этим Л.А. Леонова и О.Н. Васильева разделили возрастной диапазон от рождения ребенка до 11 лет на следующие периоды:
- 1—4 месяца — характеризуется неспособностью младенца к организации произвольных движений из-за несформированносги зрительно-двигательной функциональной системы;
- 5 месяцев — 1 год — период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и становления вертикальной позы, характеризуется слабой координацией произвольных движений;
- 1—2 года — характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса мышц-антагонистов; в регуляции сложнокоординированных актов типа ходьбы и бега — это период «иннервационного примитива»;
- 3—4 года — программирование произвольных движений и текущий их контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи;
- 5—6 лет — происходит переход к текущему контролю за точностью движений с использованием проприорецептивной обратной связи; ведущим становится механизм кольцевого регулирования;
- 7—9 лет — хорошо развита способность к формированию пространственной программы движения; механизм кольцевого регулирования достигает значительного совершенства; в 9 лет начинается переход к использованию механизма центральных команд в регуляции произвольных движений;
- 10-11 лет — механизм центральных команд уже широко используется для организации произвольных движений, однако по уровню своего совершенства он еще уступает таковому у взрослых. Значительно повышается быстрота произвольных реакций за счет развития способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения. Вместе с тем, несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуется моторика, мелкие и точные движения, дети в этом возрасте не способны к длительной и продуктивной работе (цит. по Ильину Е.П., 2003).
Начиная с 10—12 месяцев наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребенка. К этому времени у него уже достаточно сформирован физиологический базис ходьбы – автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранять равновесие тела, вследствие чего ребенок начинает самостоятельно и без поддержки ходить. Игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, расческой «расчесываются», машину катают.
В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной. Ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.
Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. Сначала они просто играют ложкой, окуная ее в тарелку с едой или посасывая пустую ложку. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, все это время не поворачивая кисть. Напротив, двухлетние дети вращают кисть в запястье, зачерпывая ложкой еду и направляя ее в рот тем же движением, которым это делают взрослые (Кайл Р., 2002).
На втором году ребенок способен перешагивать через препятствие, самостоятельно подниматься по лестнице приставными шагами, бегать. В полтора года ребенок может выстроить башню из двух-четырех кубиков. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться. На третьем году ребенок осваивает перешагивание через предметы высотой 10-15 см; может подпрыгивать на месте, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы. «На данном этапе ведущим уровнем ЦНС, обеспечивающим интеграцию механизмов произвольной моторики, становится теменно-премоторный уровень» (Смирнов В.М., 2000, с. 182). В возрасте 2—3 лет тонкая моторика детей развита уже достаточно высоко. Ребенок может бросать мяч двумя руками, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В.А. Гатев различает два способа использования зрительной рецепции при выполнении произвольных движений:
- 1) обратная зрительная афферентация при непрерывном прослеживании рабочей точки;
- 2) предварительная зрительная афферентация — прослеживание не рабочей точки, а траектории движения впереди нее. Дети до 3 лет осуществляют управление произвольными движениями, как правило, на основе обратной зрительной афферентации. Предварительная зрительная афферентация практически ими еще не используется (Гатев В.А., 1973).
Основные особенности моторного развития ребенка от 1 года до 3 лет представлены в табл. 4.
Таблица 4
Моторное развития ребенка от 1 года до 3 лет (по Г.А. Волковой, 2005)
Возраст | Характеристика состояния моторного развития |
1 г. 1 мес. | Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске |
1 г. 2 мес. | Перешагивает через небольшие препятствия |
1 г. 3 мес. | Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь |
1 г. 4 мес. | Может расшнуровывать ботинок |
1 г. 5 мес. — 1 г. 7 мес. | Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч) |
1 г. 6 мес. | Умеет влезать на препятствие высотой 10—15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см |
Окончание табл. 4
Возраст | Характеристика состояния моторного развития |
1 г. 8 мес. – 2 г. | Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одевается, разде=вается |
2 г. 4 мес. | Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более |
2 г. 6 мес. | Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высотой 1, 5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см. Полностью одевается |
2 г. 9 мес. | Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу |
2 г. 10 мес. – 3 г. |
|
Источник
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • особенности физического и моторного развития ребенка в период раннего детства;
- • специфику структурно-функциональной организация мозга;
- • особенности развития восприятия и памяти;
- • основные стадии и характеристики процесса овладения речью;
- • особенности развития мышления в раннем возрасте;
- • особенности развития эмоциональной сферы и воображения;
- • закономерности формирования личности ребенка;
- • суть и причины кризиса трех лет и пути его преодоления;
уметь
• выявлять основные закономерности роста и развития организма в период раннего детства;
владеть
• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в период раннего детства с целью формирования оптимальной среды физического и психического развития ребенка и устранения причин возможных индивидуальных девиаций.
Физическое и моторное развитие ребенка
Важнейшим новообразованием возраста является прямохождение, которое расширяет возможности самостоятельного знакомства ребенка с окружающей средой, и усложнение его манипулятивной деятельности.
В период раннего детства происходит изменение темпов роста. По сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный темп развития, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Продолжают изменяться пропорции тела ребенка за счет уменьшения относительного размера головы (рис. 13.1). Соотношение между высотой головы и ростом является диагностическим показателем развития ребенка.
Развитие костно-мышечной системы подробно описано в главе 9 (параграф 9.3).
Маленьким детям сложно управлять движениями своего тела. Они быстро теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу, не упав. Достижениями первого года жизни ребенка являются способность к самостоятельному вертикальному удержанию позы и первые шаги. Стереотип ходьбы
Рис. 13.1. Изменение пропорций частей тела в онтогенезе
(по: Тур, 1967)
складывается в детстве и сложно поддается изменению. С первым шагом ребенка начинается его обучение ходьбе. Сначала ребенок неуклюже широко расставляет ноги, сильно сгибает их в коленях, разводит руки в стороны и сильно наклоняется вперед. Стопы йог развернуты вовнутрь, шаг неравномерный. При ходьбе ребенок все время отклоняется в разные стороны, не выдерживая указанного направления. На первых этапах овладения ходьбой ребенок проходит от 1 до 10 м, а уже к двум годам дети в состоянии проходить от 200 до 500 м с небольшими перерывами для отдыха.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни ребенок активно осваивает движения, связанные с перемещением в пространстве. Ходьба, лазанье, бросание, катание, ловля, прыжки и бег — перечень далеко не всех движений, выполняемых ребенком этого возраста. Требования к ходьбе детей 3-го года жизни увеличиваются: движения должны быть более свободными, необходимо держать тело прямо, не опускать голову, ноги ставить с небольшим разворотом наружу. К трем годам ходьба совершенствуется, происходит становление прыжка. Ребенок двигается более уверенно, бегает, поворачивается с большей легкостью.
Несмотря на то что физическая активность исключительно важна для нормального развития костей, в это время — период быстрого скелетного созревания — следует разумно подходить к физическим нагрузкам, так как легко причинить костной системе ребенка вред. Только в школьные годы, по мере изменения телосложения и постепенного перемещения центра тяжести в область таза, ребенок сможет продемонстрировать достаточно высокое качество локомоторных функций и сумеет адекватно справляться с возросшими нагрузками.
У ребенка хорошо развиты мышцы, обеспечивающие сгибание руки в локтевом суставе, и сгибатели кисти. Осуществление произвольных двигательных действий базируется на развитии двигательной зоны коры, нейронный аппарат которой достигает в этом возрасте значительной степени зрелости, и фронтальных отделов коры больших полушарий. В период от 12 месяцев до трех лет дифференцируются вставочные нейроны, увеличиваются длина и разветвленность дендритов во фронтальных областях коры. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организации и тем самым совершенствованию обработки информации и организании деятельности. Морфофункциональные изменения способствуют увеличению разнообразия манипулятивной активности, усложнению конструкторской деятельности (с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами) ребенка.
Ребенок этого возраста осваивает множество «инструментальных» движений — удержание п использование сначала ложки, затем вилки и ножниц. Характерно выполнение движений, связанных с самообслуживанием — одевание, застегивание, мытье рук, расчесывание волос п т.д.
Особую сложность для освоения представляют графические движения. Первоначально (в 1—1,5 года) ребенок сжимает карандаш (фломастер) в кулаке, его движения отрывисты, рисуемое изображение прерывисто. В 1,5—2 года карандаш уже удерживается ладонью, но движения спонтанные и нестабильные. Особенность этого периода развития, по сравнению с периодом младенчества, заключается в том, что на процесс выполнения движений ребенка начинает влиять речевая инструкция.
Источник
Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;
– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Источник