Развитие ребенка в ранней юности

Особенности юношеского (раннего) возраста
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
В науке юность определяется в границах 14 – 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 – 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.
Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая положение о том, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. Взросление проходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Возможно существование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ранней юности, который и всегда был дискуссионным, на сегодняшний день остается открытым.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.
Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению».
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности – понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие».
Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.
Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены, входя во взрослую жизнь.
Т. Томэ предлагает различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.
Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б. Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.
В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба – события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.
Юность ценят все – это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.
Но эта субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности. Исследователями называются различные задачи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исторических условий развития личности на данном возрастном этапе.
Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
2. Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;
3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.
Источник
Тема 9. Психология юношеского возраста
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.
2. Развитие личности юноши.
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте
Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.
Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.
Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).
Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.
Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.
Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.
Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.
Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.
2. Развитие личности юноши
Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.
В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).
По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.
Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.
Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.
Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.
Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
Задания для самостоятельной работы
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?
2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.
3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?
4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.
Список рекомендуемой литературы
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. – М., 2004.
Источник
Возрастные особенности раннего юношества.
а) В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития: -обретение чувства личной тождественности и целостности. Этот процесс в самом общем смысле понимается как обретение себя, своего Я, представление о том, где юноша (девушка) находится и куда идет;
-завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
-активное профессиональное самоопределение;
-развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.
б) Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
В пору ранней юности эмоциональная связь с родителями зачастую разрывается. Центром эмоциональной привязанности становятся не родители, а сам юноша (девушка). Родители жалуются на черствость, эгоизм, в свою очередь, юноши и девушки предъявляют претензии к недостаткам и противоречиям в поведении близких людей (например, расхождение слова и дела), но со временем это проходит, отношения восстанавливаются на более высоком уровне.
В отношениях со сверстниками сохраняется дифференцированный подход по интересам, симпатиям, увлечениям.
Родители и учителя часто отмечают в поведении юношей и девушек демонстративность: скандалы, капризы, нытье, неуместная обидчивость. Это чаще всего реакция на кажущуюся недостаточность признания взрослости.
в) В общем целом существует два полярных типа развития в ранней юности:
-прагматический тип – ориентация человека на целесообразность поступков, действий и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение
-творческий тип – интересы юноши (девушки) устремлены далеко в будущее, в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.
Важно отметить, что у любого молодого человека имеются обе тенденции, однако соотношение их может быть различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.
г) Внутренний мир, мировоззрение юноши (девушки) не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них другой набор ценностей, с которым они соотносят то, что видят и слышат, что делают и о чем размышляют. Для них важны предметы и обстоятельства, которые не имеют цены и значения для взрослого человека (общение со сверстниками, вольность в одежде, специфический интерес к внутреннему миру людей и т.д.).
д) Ранняя юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать и т. д. Именно в это возрасте возможно такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре, не связанное профессиональными, родительскими и иными обстоятельствами.
Таким образом, ранняя юность – это перестройка отношения к себе и к миру и это осложняется условиями современного мира.
Штрихи к портрету современного школьника.
Социальная ситуация 2000-ых в обществе отражается в следующих изменениях российского школьника 9-11 классов (и не только этих классов).
а) Сохраняются в поведении личностные и психологические особенности, свойственные младшим школьниками или подросткам. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не хотят и не могут взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего мира. Среди популяции юношества 20% демонстрируют, так называемую, «выученную беспомощность» (см.:https://www.psihologu-prakse.lv/bezpalidziba.shtml).
б) Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и способностей, как следствие неадекватной завышенной самооценки. Юноши склоны считать, что учеба в школе вообще далека от истинной, реальной, взрослой жизни, а потому скучна и монотонна.
в) Небывалые ранее трудности в построении взаимоотношений с взрослыми, неопределенность в их построении. Очень часто вина за это лежит на взрослых: из-за неразвитости родительских чувств, стремление проецировать на сына или дочь свои нежелаемые качества, предпочтение в юноше детских качеств.
г) Увеличивается число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения смертельно опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.
д) В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников появились функциональные нарушения чтения. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, но вся наша культура выросла и основывается на текстах и тексты, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.
В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом. В целом происходит расхождение системы взросления человека и образовательной системы. Наиболее очевиден этот разрыв в период ранней юности. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Для того чтобы облегчить тяжесть тех трудностей, которые выпадают на долю семьи и школы, мы должны, в первую очередь, быть вооружены знанием, которое очень кратко изложено в данной брошюре.
Что же можно порекомендовать?
Уважаемые взрослые!
Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если:
а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма.
б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми.
г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости.
д) Вы не критикуете ученика в присутствии других.
е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки.
ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.
з) Пытаетесь поставить себя на место ученика – это позволит избежать удара по его самоуважению.
и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.
к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках).
л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего.
м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).
Дорогие друзья!
Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
Использованы источники, которые можно и прочитать самостоятельно:
1. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1995
3. https://www.scipsy.ru/lichnost/1.html
4. https://www.rospsy.ru/
Источник