Развитие ребенка в процессе общения и деятельности

В современном мире развитию ребенка дошкольного возраста уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Все заботливые родители стараются как можно лучше подготовить своего малыша к школьной жизни, а для этого им необходимо знать, как проходит процесс развития ребенка во время общения, обучения, развивающей и игровой деятельности и какие особенности ему присущи. Эти знания помогают родителям следить за тем, как у ребенка развивается память, мышление, коммуникативные навыки и способности к обучению.
Развитие ребенка в процессе общения
Роль общения в развитии ребенка сложно переоценить. В первый год жизни именно оно является ведущим типом деятельности ребенка, благодаря которому он получает необходимую для нормального развития информацию. Доказано, что если в этот период малыш не получает достаточного тепла и внимания, его психическое развитие значительно замедляется.
Какие условия должны соблюдаться для нормального развития ребенка в процессе общения? В первую очередь стоит отметить, что чем ребенок младше, тем выше его потребность в общении со взрослыми. В первые годы жизни родители являются центром внимания малыша, поэтому его гармоничное развитие находится в прямой зависимости от их поведения. В этот период важно поддерживать теплый эмоциональный контакт с ребенком: ему необходимы разговоры, положительные эмоции, одобрение и похвала. Также следует помнить, что наиболее продуктивно происходит развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера. Во время игр со взрослыми и ровесниками малыш примеряет на себя различные роли и учится следовать правилам. В результате активно развивается его мышление.
Если родители правильно общаются с ребенком и направляют его игровую деятельность, у него развиваются такие качества, как инициативность, доброжелательность, общительность, адекватная самооценка, хорошие способности к обучению. В процессе общения малыш усваивает социальные нормы поведения. Также от общения зависит речевое развитие ребенка: чем больше взрослые разговаривают с малышом, тем быстрее и лучше он учится говорить сам.
Развитие ребенка в процессе обучения
Как показывают исследования, систематизированное обучение с первых лет жизни оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Процесс обучения должен быть продуманным, то есть направленным на получение и закрепление определенных знаний и умений, а также учитывать возраст ребенка. Дети раннего возраста обладают довольно высокой обучаемостью: они отлично воспринимают задания взрослого и способны действовать по приведенному образцу или инструкции, а также переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.
Методы обучения, необходимые для полноценного развития ребенка, напрямую зависят от его возраста:
- сначала обучение производится путем эмоционального взаимодействия и предоставления ребенку возможности самостоятельно исследовать предметы;
- когда у ребенка появляется способность подражать, основным приемом обучения становится показ образца какого-либо действия;
- в дальнейшем ребенок усваивает знания, подражая действиям и поведению взрослых, а по мере развития его памяти, внимания и мышления учится выполнять разнообразные задания и следовать определенным инструкциям.
Чтобы понять, как происходит развитие ребенка в процессе обучения, следует по отдельности рассмотреть особенности развития детской памяти, мышления и внимания.
Развитие памяти. У ребенка младшего и среднего дошкольного возраста процесс запоминания имеет случайный характер: малыш запечатлевает в памяти только что-то интересное, то, что вызывает яркие эмоции. Примерно в 4 года ребенок начинает понемногу контролировать свою память: он учится понимать и выполнять указания взрослых о том, что ему необходимо что-либо запомнить. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет пользоваться памятью сознательно, однако процесс запоминания все еще является механическим: ребенок запоминает что-либо при многократном повторении, а его память по большей части основывается на образах. Поэтому лучшим учебным материалом для запоминания для ребенка в этот период являются картинки.
Развитие мышления. Интенсивное развитие детского мышления происходит в начале второго года жизни ребенка, когда он начинает использовать в своих действиях первые обобщения. В процессе обучения ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и правила мышления, логические формы, а также учится правильно строить суждения и делать обоснованные выводы. Ему приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют распознавания связей и отношений между действиями, предметами и явлениями. При выполнении различных развивающих заданий, в процессе игры, конструирования или рисования ребенок не просто использует заученные действия, но постоянно изменяет их, получая новые результаты. Постепенно он учится планировать свои действия и предугадывать их итог. Так, ребенок младшего дошкольного возраста (3–4 года) при выполнении различных тестов и заданий сначала совершает ряд пробных действий, которые не всегда ведут к правильному результату. А 6–7 летний ребенок уже может выполнять задания, не прибегая к действиям, а просто описав их правильную последовательность словесно. Постепенно от понимания самых простых связей и отношений между предметами и явлениями ребенок переходит к установлению причинно-следственных связей. Как показывают исследования, в 3 года дети способны обнаруживать только такие причины, которые заключаются в каком-либо внешнем воздействии на предмет (если куклу толкнуть, она упадет). Однако в 4 года ребенок уже начинает понимать, что причины каких-либо явлений могут определяться свойствами самих предметов (если снег положить на ладонь, он растает). Дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет) могут выявлять более незаметные особенности предметов и явлений, достаточно хорошо устанавливая причинно-следственные связи.
Развитие внимания. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень неустойчиво: малыш способен сосредоточиться на каком-то предмете или занятии только до тех пор, пока не угаснет интерес к нему. Именно поэтому развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера является наиболее эффективным. Но даже самой интересной игрой малыш младшего дошкольного возраста может заниматься не больше 10–15 минут. Дети 4–5 лет могут сосредотачиваться на одном занятии в течение 15–20 минут, а интересные игры способны увлечь их на 30 минут. Также в процессе игры ребенок среднего дошкольного возраста может одновременно действовать с 2–3 предметами. Дети старшего дошкольного возраста способны непрерывно заниматься до 30 минут, а играть более часа.
Источник
Наталия Вячеславовна
Развитие личности дошкольника в процессе общения
Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности в целом. Общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из основных видов деятельности человека.
Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки и стимулирует развитие дошкольника.
В процессе эффективного общения воспитателя с детьми возникает понимание друг друга, затем соответственно принятие и признание. Как следствие диалога воспитателя и ребенка в качестве равных собеседников, ребенок становится уважающим себя и других, свободным, активным, открытым, инициативным и независимым.
Так же в процессе общения воспитателя и детей также осуществляется организованная форма обучения, которая заключает в себе беседы, развивающие и дидактические игры, упражнения, этюды, импровизации, рассказ педагога и рассказы детей. Благодаря всем вышеперечисленным формам занятий происходит обобщение детьми представлений о себе и окружающем мире, тем самым развивая личность воспитанников.
Процесс общения активно используется в ходе самостоятельной деятельности детей. В этот момент формируются коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения.
Проведение досугов и праздников
Проводимая работа по привлечению родителей в совместную деятельность с детьми показала свою эффективность. Я убедилась, что такие мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, в эти моменты активно происходит развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников и соответственно развитие личности дошкольника в целом.
Предметно-развивающая среда
Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, мы, воспитатели не только предоставляем пищу детскому воображению, развиваем малышей, но и приучаем их к общению в процессе совместной деятельности.
В каждом ребенке существует свои мир чудес. Мы взрослые, должны его хранить бережно и свято, помнить, что наше будущее – в наших детях.
Все вышеперечисленные условиях организации общения детей, считаю, что создают полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.
Источник
Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»
“Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности“
Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми – важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.
Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.
Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных
отношений.
Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность,как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)
Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)
Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)
В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)
В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)
Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через:
• оснащение центров активности соответствующими материалами;
• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;
Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную
Реализация проектов по видам деятельности
Виды деятельности Формы работы
Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»
Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» – соблюдение правил
Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один – много» – повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» – ориентировка в пространстве,
Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»
Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.
Конструирование «Наш участок» – конструирование из крупного и мелкого строительного материала
Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»
Музыкальная Слушание «Новая кукла»
Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»
Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».
Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.
Утренний сбор.
В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило,утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» – дети выбирают картинку из предложенных.
• Новости «Новости об игрушках».Приемы работы с новостями:
– рассказывают только 1 – 2(3) человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы
• Пальчиковая игра ««Игрушки»
• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.
Игра «Собери картинку» – дети работают в мини-группах.
Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла – … и. т.
•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»
Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»
• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор,и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?
Вечерний сбор.
Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг,дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.
Вечерний сбор, как и утренний,состоит из нескольких частей:
1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)
2. Игра по теме.
3. Подведение итогов.
Например:
1) Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»
3)Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.
Чтобы инициировать высказывания детей,мы предлагаем вопросы:
• Что тебе сегодня понравилось?
• Что сегодня узнал нового?
• Во что ты сегодня играл и с кем?
• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?
• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.
Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Оберемок С. М. –Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;
2. Свирская Л. Программа “Сообщество“;
3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;
4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;
5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;
6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna
Источник