Развитие ребенка в процессе деятельности информация

Развитие ребенка в процессе деятельности информация thumbnail

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

    Бытовая

    В младенческом возрасте:

    – у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

    человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

    – через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

    начинается процесс их очеловечивания;

    – выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

    положительное эмоциональное отношение к ним;

    – формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

    (нравится купаться, любит кашу);

    – закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

    процессами.

    В раннем возрасте:

    – бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

    – у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

    составят основу сложных форм поведения;

    – формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

    – ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

    – у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

    В дошкольном возрасте:

    – формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

    и общественной значимости их;

    – происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

    деятельности;

    – изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

    поведения в быту;

    – складываются первые бытовые привычки;

    – ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

    инициативе.

    В младенческом возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    – привлечение к аккуратности;

    -привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

    В раннем возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    -систематичность выполнения действий;

    – для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

    -постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

    начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

    простейшие причинно-следственные связи.

    В дошкольном возрасте:

    – режим дня

    – систематичность выполнения действий;

    – положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

    – объективность требований;

    – важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

    дошкольнику;

    -постепенное усложнение навыков;

    -систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

    известную самостоятельность.

      Трудовая

      В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

      Предпосылки трудовой деятельности складываются в

      предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

      Предпосылки:

      – освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

      трудовых умений и навыков;

      – стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

      В дошкольном возрасте:

      – складываются общественные мотивы труда;

      – расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

      – формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

      – расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

      трудовой деятельности;

      – складывается совместный со сверстниками труд;

      – появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

      трудолюбие;

      – формируется представление о труде взрослых.

      В дошкольном возрасте

      -постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

      -формирование общественного мотива труда («надо»).

      -объяснение смысла труда взрослых;

      -четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

      – давать ребенку посильные задания,

      научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

      – критерий оценки

      трудовой деятельности – качество труда;

      – поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

      предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

        Игровая

        В раннем возрасте:

        – формируются первые игровые умения;

        – складывается способность ставить и решать игровые задачи;

        – начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

        – формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

        В раннем и дошкольном возрасте:

        – игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

        – ребенок осваивает разные виды игры;

        – с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

        возможности познания этих сфер.

        У детей младшего дошкольного возраста:

        – предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

        – играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

        -формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

        -формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

        У детей среднего дошкольного возраста:

        -формировать у детей более сложные игровые умения.

        -учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

        -развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

        -использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

        У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

        -обеспечить условия для игровой деятельности детей.

        -дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

        -развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

          Изобразительная

          Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

          – изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

          – формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

          – развивается умение создавать и воплощать замыслы;

          – осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

          – целенаправленное обучение

          изобразительной деятельности;

          -постепенное освоение технических умений и навыков;

          – не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

          –  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

          – максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

          -доброжелательность во время занятия, похвала.

            Конструктивная

            Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

            – дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

            – дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

            – расширяется область творческих проявлений.

            – постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

            выполнять его назначение;

            –   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

            – развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

            деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

            -организовать  аналитико-синтетическую

            деятельность по обследованию предметов

            ( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

            каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

            -разнообразие конструкторов.

              Общение со взрослыми

              Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

              -воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

              –  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

              -активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

              – Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

              Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

              -практическое сотрудничество со взрослым;

              -экспрессивно-мимические средства

              дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

              жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

              эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

              В младшем дошкольном возрасте возникает

              внеситуативно-познавателъная форма общения.

              -главный мотив общения – познавательный;

              -возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

              – основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

              содержательную информацию.

              К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

              -главный мотив общения – личностный;

              -общение имеет «теоретический» характер и включено в

              познавательную деятельность;

              – ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

              людей», а не предметов.

              -потребность не просто в доброжелательном внимании,

              а во взаимопонимании и сопереживании;

              -темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

              – желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

              или отношение к обсуждаемым вопросам;

              В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

              форм общения, но не их связь с возрастом.

              -относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

              условие для становления коммуникативной деятельности);

              – важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

              контактов с ребенком;

              -доброжелательное

              внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

              – взаимопонимание и сопереживание ребенку;

                Общение со сверстниками

                Эмоционально – практическое общение

                – дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

                -стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

                -каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

                 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

                -развертывается инициатива детей

                -в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

                -расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

                Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

                – сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

                – сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

                – основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

                дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

                – дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

                – стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

                -соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

                – потребность в признании и уважении ровесника;

                 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

                – жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

                -взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

                -взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

                – ранние контакты со сверстниками;

                Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях

                Источник

                Что такое развитие ребенка:

                Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.

                Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.

                Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.

                Типы развития ребенка

                В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.

                Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.

                Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.

                Аффективное развитие

                Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.

                Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.

                Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.

                Когнитивное развитие

                Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.

                Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.

                Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.

                Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.

                Физическое развитие

                Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.

                В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.

                Социальное развитие

                С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.

                Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.

                Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.

                Узнайте больше о социализации.

                Фазы развития ребенка

                Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .

                Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)

                Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.

                Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.

                Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .

                Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.

                Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет

                На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.

                Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.

                В этот период развивается координация движений.

                Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.

                До операции: от 2 до 7 лет

                Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.

                На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.

                Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.

                В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.

                Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .

                Узнайте больше об эгоцентризме.

                Бетонные операции: от 8 до 12 лет

                На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.

                Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.

                В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .

                Формальная хирургия: с 12 лет

                В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .

                Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.

                Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.

                Основные этапы развития ребенка

                Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.

                Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.

                Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.

                Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

                Спящий новорожденный

                • Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
                • 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
                • 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
                • 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
                • 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.

                Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года

                Детские бутылочки

                • 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
                • 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
                • 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.

                Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет

                Девушка гуляет на спидометре

                • 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
                • 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
                • 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.

                Развитие ребенка от 4 до 6 лет

                Девушка прыгает через скакалку

                • 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
                • 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
                • 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.

                Что может повлиять на развитие ребенка?

                Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.

                Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:

                • Среда, в которой живет ребенок.
                • Наследственность.
                • Мощность.
                • Физические проблемы

                Психология развития ребенка

                Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.

                Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).

                Узнайте больше о психомоторных.

                Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.

                Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.

                Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .

                Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.

                Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.

                Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».

                Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .

                Важность игры в развитии ребенка

                Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.

                Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.

                Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.

                Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.

                Теория Пиаже против Теория Выготского

                В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.

                Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)

                Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.

                Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.

                Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.

                Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.

                Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.

                Источник