Развитие ребенка в процессе деятельности и общения с окружающими

Развитие ребенка в процессе деятельности и общения с окружающими thumbnail

Надя Мешкова
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. Но часто многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, по мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению, (расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др.

Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.

В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных и нормативных,т. е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Это арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую.» Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие –порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим. Угасает улыбка,взрослый укоряющее покачивает головой: «ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Читайте также:  Развитие ребенка 8 лет это

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним,но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.

К сожалению, бывает (и довольно часто, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенокбудет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Трудности и конфликты среди взрослых людей вытекают в частности, из-за невнимания к проблеме воспитания у детей умения сосуществовать в обществе. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Чрезмерная привязанность ребенка к родителям также должна обращать на себя внимание. Есть дети, которые, не желая расставаться с родителями, судорожно цепляются за них, плачут, не отпускают их на работу. Такое поведение характерно для детей со слабой нервной системой, уже имеющих «печальный опыт», например частые и длительные разлуки с родителями или неожиданные расставания, к которым ребенок не был подготовлен.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.

Специфические проблемы вызывает отношение ребенка к отцу и матери в тех семьях, в которых возникают частые конфликты, приближающие распад семьи, или там, где родители уже разошлись. В подобных случаях позиция ребенка зависит от поведения взрослых. На трудные ситуации ребенок реагирует так, как может, в зависимости от своего возраста, психофизических особенностей, стойкости нервной системы и жизненного опыта.

Отношения ребенок – родители – это лишь одно из направлений, правда очень важное, среди разнообразных контактов ребенка со взрослыми.Дети общаются ежедневно еще и с другими взрослыми членами семьи: бабушкой, дедушкой, тетей, дядей. В некоторых семьях существует привычка во всем винить ребенка без учета поведения взрослых. Однако не всегда взрослые люди по отношению к ребенку бывают безупречны. Они могут допускать различные ошибки, например излишне баловать ребенка, выполнять все его прихоти, а потом удивляться его поведению, его нежеланию признавать их авторитет.

Иногда окружающие ребенка люди применяют воспитательные методы, прямо противоположные своему поведению в таких случаях создается хаос в понятиях и убеждениях ребенка, в связи с чем он теряет ориентировку в суждениях и поведении, становится раздражительным, а иногда и лживым.

Дети, у которых есть старшие братья и сестры, обычно быстрее развиваются, так как в домашнем общении получают немало информации и жизненного опыта.

Чтобы регулировать отношения между братьями и сестрами, правильно их направлять. Надо наблюдать и изучать ребенка с момента его рождения. Перед появлением на свет второго ребенка старшему надо сообщить о том, что у него будет брат или сестра, при этом проследить за его реакцией на такое известие.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка начинается

Анализируя взаимоотношения между братьями и сестрами, следует учитывать весь комплекс особенностей их развития, духовных потребностей и положения каждого ребенка в семье (возраст, пол, разницу в годах, внешность, состояние здоровья, уровень умственного развития, способности, интересы, эмоциональность, черты характера). Весьма важный фактор, принципиально влияющий на семейную атмосферу, – это отношение родителей к детям.

Если родители выделяют кого-либо из детей, то братья и сестры часто относятся к этому ребенку недоброжелательно, несмотря на его возможные достоинства.

Общение с родителями, братьями и сестрами не исчерпывает социальных контактов ребенка. уже в первые годы жизни он проявляет интерес к своим ровесникам. В дошкольном возрасте ребенок охотно играет с детьми, еще не устанавливая с ними прочных дружеских связей. В младшем дошкольном возрасте ребенок также любит общаться с ровесниками. Подбор его друзей чаще всего носит случайный характер. В возрасте от девяти лет до одиннадцати лет дети охотно проводят время в больших группах, объединенных общей деятельностью, в первую очередь игрой. В подростковом возрасте контакты детей становятся богаче и дифференцированнее.

Дружеские отношения с ровесниками вне семьи имеют большое значение для каждого ребенка (даже имеющего братьев и сестер). Благодаря дружбе с детьми ребенок встречается с различными характерами, часто весьма не похожими на те, которые он наблюдал в семье. Ребенок учится действовать совместно с детьми, помогать им, получать от них помощь, жить в коллективе.

Родители должны понимать желание ребенка общаться с детьми, помогать ему в этом процессе, способствовать его дружеским контактам.

Одни дети нуждаются в дружбе с ровесниками, другие неохотно общаются с ними. Потребность в контактах зависит в определенной мере от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Конечно, не все свободное время ребенок должен проводить с детьми. Каждому ребенку надо предоставлять возможность некоторое время побыть одному, чтобы поиграть, порисовать.

Родители должны очень хорошо ориентироваться в отношениях своего ребенка с детьми. Особого внимания родителей требует также и чрезмерная общительность ребенка. Дети встречаются во дворе, в детском саду, в школе. В большом детском коллективе ребенок сам выбирает себе товарища. В младшем возрасте выбор проходит неосознанно, ребенок еще не может охарактеризовать своего друга, который ему нравится, он еще не знает, какие достоинства он хотел бы видеть у своих друзей. Постепенно, по мере интеллектуального развития и формирования общественного сознания, появляется умение наблюдать за другими людьми, способность анализировать их нравственные качества и сознательно осуществлять выбор товарищей. Чаще всего ребенок выбирает товарища или подругу среди детей того же пола. Дружба между мальчиком и девочкой должна побуждать родителей к размышлению, но не порождать у них сопротивления. Родители не могут выбирать своему ребенку товарища или подругу, однако они должны помочь в выборе, вовремя посоветовать, тактично поговорить, порассуждать с сыном или дочерью на эту тему.

Подготовка ребенка к жизни в обществе, в коллективе, к правильным взаимоотношениям с отдельными людьми осуществляется прежде всего в семье. К этой стороне воспитательного процесса родителям надо подходить серьезно, продуманно.

Источник

В современном мире развитию ребенка дошкольного возраста уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Все заботливые родители стараются как можно лучше подготовить своего малыша к школьной жизни, а для этого им необходимо знать, как проходит процесс развития ребенка во время общения, обучения, развивающей и игровой деятельности и какие особенности ему присущи. Эти знания помогают родителям следить за тем, как у ребенка развивается память, мышление, коммуникативные навыки и способности к обучению.

Развитие ребенка в процессе обучения

Развитие ребенка в процессе общения

Роль общения в развитии ребенка сложно переоценить. В первый год жизни именно оно является ведущим типом деятельности ребенка, благодаря которому он получает необходимую для нормального развития информацию. Доказано, что если в этот период малыш не получает достаточного тепла и внимания, его психическое развитие значительно замедляется.

Какие условия должны соблюдаться для нормального развития ребенка в процессе общения? В первую очередь стоит отметить, что чем ребенок младше, тем выше его потребность в общении со взрослыми. В первые годы жизни родители являются центром внимания малыша, поэтому его гармоничное развитие находится в прямой зависимости от их поведения. В этот период важно поддерживать теплый эмоциональный контакт с ребенком: ему необходимы разговоры, положительные эмоции, одобрение и похвала. Также следует помнить, что наиболее продуктивно происходит развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера. Во время игр со взрослыми и ровесниками малыш примеряет на себя различные роли и учится следовать правилам. В результате активно развивается его мышление.

Читайте также:  Развитие маленького ребенка по возрасту

Если родители правильно общаются с ребенком и направляют его игровую деятельность, у него развиваются такие качества, как инициативность, доброжелательность, общительность, адекватная самооценка, хорошие способности к обучению. В процессе общения малыш усваивает социальные нормы поведения. Также от общения зависит речевое развитие ребенка: чем больше взрослые разговаривают с малышом, тем быстрее и лучше он учится говорить сам.

Развитие ребенка в процессе обучения

Как показывают исследования, систематизированное обучение с первых лет жизни оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Процесс обучения должен быть продуманным, то есть направленным на получение и закрепление определенных знаний и умений, а также учитывать возраст ребенка. Дети раннего возраста обладают довольно высокой обучаемостью: они отлично воспринимают задания взрослого и способны действовать по приведенному образцу или инструкции, а также переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.

Методы обучения, необходимые для полноценного развития ребенка, напрямую зависят от его возраста:

  • сначала обучение производится путем эмоционального взаимодействия и предоставления ребенку возможности самостоятельно исследовать предметы;
  • когда у ребенка появляется способность подражать, основным приемом обучения становится показ образца какого-либо действия;
  • в дальнейшем ребенок усваивает знания, подражая действиям и поведению взрослых, а по мере развития его памяти, внимания и мышления учится выполнять разнообразные задания и следовать определенным инструкциям.

Чтобы понять, как происходит развитие ребенка в процессе обучения, следует по отдельности рассмотреть особенности развития детской памяти, мышления и внимания.

Развитие памяти. У ребенка младшего и среднего дошкольного возраста процесс запоминания имеет случайный характер: малыш запечатлевает в памяти только что-то интересное, то, что вызывает яркие эмоции. Примерно в 4 года ребенок начинает понемногу контролировать свою память: он учится понимать и выполнять указания взрослых о том, что ему необходимо что-либо запомнить. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет пользоваться памятью сознательно, однако процесс запоминания все еще является механическим: ребенок запоминает что-либо при многократном повторении, а его память по большей части основывается на образах. Поэтому лучшим учебным материалом для запоминания для ребенка в этот период являются картинки.

Развитие мышления. Интенсивное развитие детского мышления происходит в начале второго года жизни ребенка, когда он начинает использовать в своих действиях первые обобщения. В процессе обучения ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и правила мышления, логические формы, а также учится правильно строить суждения и делать обоснованные выводы. Ему приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют распознавания связей и отношений между действиями, предметами и явлениями. При выполнении различных развивающих заданий, в процессе игры, конструирования или рисования ребенок не просто использует заученные действия, но постоянно изменяет их, получая новые результаты. Постепенно он учится планировать свои действия и предугадывать их итог. Так, ребенок младшего дошкольного возраста (3–4 года) при выполнении различных тестов и заданий сначала совершает ряд пробных действий, которые не всегда ведут к правильному результату. А 6–7 летний ребенок уже может выполнять задания, не прибегая к действиям, а просто описав их правильную последовательность словесно. Постепенно от понимания самых простых связей и отношений между предметами и явлениями ребенок переходит к установлению причинно-следственных связей. Как показывают исследования, в 3 года дети способны обнаруживать только такие причины, которые заключаются в каком-либо внешнем воздействии на предмет (если куклу толкнуть, она упадет). Однако в 4 года ребенок уже начинает понимать, что причины каких-либо явлений могут определяться свойствами самих предметов (если снег положить на ладонь, он растает). Дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет) могут выявлять более незаметные особенности предметов и явлений, достаточно хорошо устанавливая причинно-следственные связи.

Развитие внимания. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень неустойчиво: малыш способен сосредоточиться на каком-то предмете или занятии только до тех пор, пока не угаснет интерес к нему. Именно поэтому развитие ребенка в процессе деятельности игрового характера является наиболее эффективным. Но даже самой интересной игрой малыш младшего дошкольного возраста может заниматься не больше 10–15 минут. Дети 4–5 лет могут сосредотачиваться на одном занятии в течение 15–20 минут, а интересные игры способны увлечь их на 30 минут. Также в процессе игры ребенок среднего дошкольного возраста может одновременно действовать с 2–3 предметами. Дети старшего дошкольного возраста способны непрерывно заниматься до 30 минут, а играть более часа.

Источник