Развитие ребенка в преддошкольный и дошкольный возраст

Развитие ребенка в преддошкольный и дошкольный возраст thumbnail

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

План

  1. Краткая характеристика периода
  2. АФО органов и систем
  3. Особенности питания
  4. Подготовка к поступлению в ДДУ
  5. Профилактика инфекционных заболеваний
  1. Краткая характеристика периода

Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.

Преддошкольный возраст или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет; характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.

Особенности и проблемы периода – высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет; характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.

Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются заболевания органов дыхания и нарушение осанки.

Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.

Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:

в 1 – 4 года – 2 раза в неделю;

с 4 лет – 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса – 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет – не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4-х).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:

– рациональному питанию

– соблюдению осанки

-достаточной двигательной активности

– адекватным физическим нагрузкам

– правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а, следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая – нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам – диафрагмально – грудной;

к 5 годам – грудной.

Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.

Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых – везикулярное.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет:

1 – 3 года – 105 – 115 уд. в 1 мин.

4 – 6 лет – 90 – 100 уд. в 1 мин.

АД составляет:

до 5 лет – 80 + 2п, п – число лет ребенка;

в 5 лет – 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет – 100 + п.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам – 16 см; емкость желудка: в 2 года – 300-400 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 5-6 лет – 1000 мл.

В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет – 1 раз в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет – 600+100 (п-1)

старше 5 лет 100 (п+5).

Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.

Относительная плотность мочи -1010-1020.

Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;

у мальчиков к 3-3,5 годам.

  1. Особенности питания

Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

1-3 года – 75%;

4-6 лет – 65%.

4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог – 50 г в сутки.

5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину – творог, каши, овощи.

3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4. Калораж распределить так:

– завтрак – 25%

– обед – 35-40%

– полдник – 10%

– ужин – 20-25%.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов:

1 – 3 года = 1 : 1,2 : 4

3 – 6 лет = 1 : 1 : 1,5.

6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

Для введения нового блюда – 2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.

Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.

  1. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение

У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.

Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.

Подготовка включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).

Читайте также:  Формы развития личности ребенка раннего возраста

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:

– в течение первой недели – 3 – 4 часа в день (до обеда);

– в течение второй недели – 5 – 6 часов (до дневного сна);

– с третьей недели – 8 – 9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний

Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей – важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

1. Организацию рационального питания.

2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).

3. Исключение контактов с инфекционными больными.

4. Адекватные физические нагрузки.

5. Закаливающие мероприятия.

Специфическая профилактика – это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

Результат – формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

– отсутствие заболевания;

– атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.

Группы риска при проведении иммунопрофилактики:

1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.

2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.

3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.

Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.

Источник

, – . , , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

: : , , .

, 2015 .

— 1 3 . , .

. 2–3 ( 200–250 ), — 11–12 ; — 2–2,5 , — 7–8 .

– .

, ( 0,25 ), . () . ( 0,2 ), 0,2 . : , .

. .

. 1–3 , , . . (, ) . .

. . , . , . 2 , .

2–21/2 , .

. , , 3 . . . — , . , .

. , . () . , . ( 4,5 5,3 ) ( 6,5 8,3 ) . , , , . , 2- 170–175 , 3- — 245 . ( 2 ). 2 , . 1 3 , ( 60 95 ), ( 2200 2900 ). 3 25–30 1 .

– . : 1 42 , 2 — 56 , 3 –70 ( 3 ). , .

, . , . . .

: 120 1 1 105 1 3 , ; 3 95 . . ( — 60 . ., .. , ); , .

. 12 1 14 3 , — 12 13 . , . , , 250 1 400–600 3 . . , , . , , , . , 2 , , . 2 , , . 3 , ( 3 2–3 – ).

: , , , . , 1–3 80–100 . 1–2 . ( ).

. . : 2 , ( 2–3 ) , ( 450 1 520 2–5 ). . . , . 3 90–100 ; . 2–3 10 . , .

. — , . ( 37 3 ). .

. . ( 1–3 23 ). . . . — 2 60% .

. . 1–3 . , . , , , . 1–2 , – .

. . 3 1012 1076 (.. ), ( 13 ) ( 21 ) , . , .

– : , – , , .

, . . (, , ). . , . , , , , , , 1- .

, , , .

— 3 6–7 . .

. — 4–6 , 4 51/2 6–7- — 6–8 ( ). , 1 5 .

2 : 4- — 1,6 , 5- — 2 , 6- 7- — 2,5 . .

– .

, , , . 6 , . 0,08 0,2 6–7 .

, . 5–7 , .

, , – . 6–7 , , .. 6–7 .

. , . , . 5–6 , , .

21/2 20 , 5–6 , . , ( ).

4 .

. , , , .

6–7 , . , . , , . 5–7 . 114 3 156 6 , — 2900 3200 3. 6 , . , 31/2–4 . 30–35 1 1 23–25 1 5–7 . 5–7 .

– . . , . , .

: 3 105 1 , 5 — 100 1 , 7 — 85–90 1 .

95/60 . . 3–4 100/65 . . 7 . : — 90 + 2n, — 60 + n (n — ).

– . 2 5 13 16 , — 13 15 , — 22,5–24 26–27,9 . , . , . 5–7- – 1–2 . , . — 1–2 .

. 5 , . 10 3 6–7 7 . 3 800–900 , 7 — 1000–1300 . .

, . : 4–5 , . , . , , – .

, . .

. . . , , …, . , (, ), .

. . … 3 , 3–5 .

. . 6 , . 6 0,86. , . . 6- , . — .

, . , , , . ; , , .

2 . . , ; . , , .

21/2–3 , . 3 , . 4–6 , -, , ( ) . . , .

.

, , , . , . . ., . , . . . 5-6 , 3 . 5 ( ) , , .

.

65% , — 15% .

4-. 25% , — 30–35, 15–20. , — , . , , . , , , , .

.

, , – . , . , , , . . .

. 3–4 2 , 5–7 — ; 37–39, — 15–20 .

6 , ( ) 3–6 — 12 .

, .

.

. 11/2–2 , — 1 . . , , , . , , . 3–4 ( ). , 5 . , : , , . 3–4 . 4–5 , — 5–6 .

. , , , . . , , . , .

6- , , . – , ( 5–7 15–20 ), () (), , .

. – , , . , , . , .

.

3–7 1 . ( , ), , . , , , — . , , (, , , ). , .

– . , . , .

(, ) – 7 11 ; , , . , .

– ,

. 3 8 , 8 , , .

– , , ( ). , , . 9 , 9-10 . 7 , . , , , .. . , .. – . 6-8 11-13 . 10-13 , 9-11 – ( , ). .

. 7 – . : – ; – . 20-25 1 , , .

– . . 7 . , – 80-90 1 . – , .. – .

. . 7-11 ; 7-10 1300 . , .

. 9 , . – 6-8 . , . – 150-200 .

. ; , , – . 7-8 ߔ. , .. .

, , . , , , . , , . – . , . , . , , , , .

– 5-6 , – 1,5-2 .

() : 8 : l = 130 – 7 (8 – n); 8 : l = 130 + 5 (n – 8); 5 10 : l = 110 + 6 (n – 5), n – .

12 m = 20 + 3 (n – 5), n – .

50 + 0,6 n ( 5 – 50 ).

: 10 : 63 – 1,5 (10 – n); 10 : 63 + 3 (n – 10), n – . 10 63 .

, .

, , , . 9-10 . – , 1,5-2 . 1 – , – , ; , . . 1,5-2 . – , , : , , .

. : , – , , . , . : , , . – 2 , 2,5-3 . , , , , – . – , .

(, , ). : : = 1 : 1 : 4. 3-4 , – 20 % , – – , . : , , . , . – 1700-2000 . : , , , , . , , .

. – , , -, , , . , – , , . 11-12 .

, , , – . , , , : , , , , , . , , . , .

, : , . .

, : , , (), , , , – . , .

(y) – 1217, , , : – 18 ; – 20-22 .

; , , .

12 , . – , (, , , , , ).

“߻ 7-8 . , . . , . , , .

, , , . , , ‘, .

, .

. 3 8 , 8 , , .

12- 13 , . 13-14 , . .

, , – .

, 20-22 .

– , , ,

9 , 9-10 .

7 , 12-14 – .

7 , ( ), . , – .

, – .

6-8 11-13 . .

10-13 , 9- 11 – ( ).

(28 + 4 ).

12 .

, , . .

3 : l- – ( );

2- – () ;

3- – .

8- 10 , .

, .

, 12-13 .

: – ; – . 7 11 -20-25 .; 12 -16-20 .

, .

– .

12 .

7 .

10 , 10 12 , 12 .

, , :

– 7 11 -.- 80-90 ;

– 12 – 70-80 .

11 , 100 + n, n – .

, , , , , , .

: max = 120 . . min = 80 . .

.

7-11 ; , 7-10 1300 , 12- 13 – 1500 .

, , – .

, .

– 8 , 1008-1022, 12 – 1015-1025.

, . – 150-200 . : 100(n + 5), n – , 5 .

, , , .

, . 12 . .

() . , , :

1. .

2. -, .

3. -.

4. . () , .

. . , .. . : , :

4 . , .

() , . 2-5 , 18 , , , , – .

: – ; – . , , .

– , . . , , , .

.

– . – . .

– . . .

– :

( , , , , , , );

(, , , , , -, , , , , , .., );

( : , , , , , , );

( : , , , , );

, .

– :

( , ; , , , , , , , , );

( , , );

, , , , ;

. , . ;

(, , , , , , , , , , , , );

( , , , , );

() (, , , , , , );

( , ,’ , ).

:

-, , :

();

, ;

– , .

. , . , , . , .

, 3 (): – 7 10 , – 11 13 – 14 17 . , – , , .

. , , .

4- , . : 25 % , 35-40% – 10-15% – .

, . , , .

, , .

, , , . . , . , 1,5-2 .

, , – 5-6 . , , , , .

, .

— ( ), . . — , . . , : , , , , , – , , – , . , , , .

  • . ” ” -. . .

    [532,4 K], 25.12.2015

  • , . . , .

    [65,2 K], 23.04.2012

  • . . , .

    [34,9 K], 19.10.2012

  • : , . – . .

    [1,4 M], 27.03.2014

  • . – . , . .

    [45,8 K], 26.06.2015

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 7

ТЕМА: «Преддошкольный и дошкольный возраст»

РЕБЁНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Физическое развитие. В течение второго года жизни отмечается дальнейшее уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его тела масса увеличивается примерно на 2,5 кг, а рост на 12 см. С 10-го месяца жизни часто снижается аппетит, что продолжается и на 2-м году жизни. В результате у ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожно-жировой слой, который достигает своего максимального развития на 9-м мес жизни. Ребенок начинает худеть. Небольшой лордоз и выступающий живот характерны для ребенка в возрасте 2-3 лет.

Во втором году жизни снижается и скорость увеличения головного мозга. Окружность головы (увеличивающаяся в первый год на 12 см) на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см и к концу второго года мозг достигает приблизительно 45 от размера мозга взрослого человека.

В течение второго года жизни прорезываются 8 зубов и общее число их, достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров.

Психомоторное развитие. На втором году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребенок мог ходить с поддержкой, он переходит к локомоторному контролю высокой степени. В возрасте 15 мес ребенок обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать.

В возрасте 18 мес ребенок может подниматься по лестнице, делая отдельные шаги и, придерживаясь одной рукой за перила, к возрасту 24 мес он способен хорошо бегать.

В возрасте 18-24 мес обычно наступает возраст «резвости». Ребенок может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле.

Дети, способные в возрасте 12 мес по просьбе взять шарик из рук, в возрасте 15 мес обычно могут положить его в небольшой сосуд. Они могут пытаться достать его из сосуда пальцем, а в возрасте 18 мес способны вытряхнуть шарик из сосуда.

В возрасте 15 мес ребенок способен положить один кубик на другой, подражая взрослым, а в 18 мес он может собрать башню из трех кубиков, а к 24 мес – из шести кубиков. Понятийное поведение у 18-месячнргр ребёнка продолжает развиваться в процессе самопроизвольного выписывания каракулей и копирования вертикальных линий. В возрасте 24 мес ребенок копирует круговые штрихи и может проводить горизонтальные линии.

Развитие речи. У здорового ребенка словарный запас к 18 мес жизни состоит обычно из 10 слов. Время, к которому ребенок начинает легко произносить слова, широко варьирует. Иногда и совершенно здоровые дети до возраста 18 мес и позднее произносят мало или вообще не произносят звуков, имеющих определенное значение.

Некоторые дети с задержкой развития членораздельной речи пользуются набором специфических звукосочетаний. Этот «язык» часто отличается интонацией и пунктуацией обычной речи, но звуки имеют иное значение.

У детей с задержкой развития речи до 18-20-месячного возраста часто по его достижении быстро увеличивается словарный запас и, как большинство их сверстников, к возрасту 2 лет они способны произносить три слова вместе («Мама, дай пить»)

Психосоциальное развитие. Начиная со 2-го года жизни ребенок, вступает в период, когда, подражая взрослым, энергично осваивает окружающие его предметы. (Он опустошает корзины для бумаг, выдвижные ящики и полки и может пытаться изучать все, находящееся в пределах его досягаемости). В связи с этим ядохимикаты, используемые в хозяйстве, медикаменты и другие химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

В течение 2-го года жизни характерно подражательное поведение (дети подражают не только матери, но и другим лицам, включая братьев, сестер и сверстников). Но до конца этого периода дети, тем не менее играют в одиночку, а их игры заключаются в активных манипуляциях с предметами. На 3-м году жизни они все больше участвуют в играх друг с другом (характерна сюжетная игра), к концу 4-го года более активно общаются друг с другом, и коллектив начинает играть роль образа для подражания. Эта тенденция к ролевым играм усиливается у детей школьного возраста.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.

В возрасте 18-24 мес большинство детей способны выразить словами потребность сходить в туалет и ведут себя в этих случаях по общепринятым правилам. Процесс обучения совершать туалет не должен включать в себя эмоциональное или дисциплинарное воздействие.

Необходимость подчиняться усиливающемуся контролю и воздействию социальных и культурных факторов вызывает у ребенка беспокойство и раздражение, что обычно обусловливает у него вспышки гнева, «закатывание» при крике. С этим легче справляются настойчивые и любящие родители, способные установить необходимые ограничения для ребенка.

Некоторые аспекты развития

Питание детей старше года.

При организации питания детей должны быть учтены следующие физиологические особенности детей этого возраста: достаточное число зубов, развитие жевательного аппарата, нарастание ферментативной активности ЖКТ, развитие вкусового восприятия. Дети могут усваивать твердую пищу, кушать самостоятельно, что предъявляет высокие требования к кулинарной обработке продуктов питания. Еда должна быть вкусной, возбуждать аппетит. В организации питания детей большое значение имеют обстановка, в которой ребенок принимает пищу, сервировка стола, оформление блюд.

С 2-3 летнего возраста уже нет необходимости в кормлении ребенка за отдельным столом

Набор продуктов для детей должен содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца.

Наряду с белым хлебом необходимо давать серый и черный, как источник витаминов группы В. Мясные пюре заменяются фрикадельками, котлетами. Для детей до 5 лет котлеты готовят на пару из нежирных сортов мяса. С 2-3-х лет дети получают мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов), а с 5 лет – в поджаренном виде.

В кашу и салаты добавляют сливочное и растительное масла или сметану.

Не следует детям дошкольного возраста давать крепкий чай, кофе (возбуждает сердечную и нервную деятельность), острые закуски, жирные сорта мяса (гусь, утка, баранина, свинина), т.к. из-за избытка жира они плохо усваиваются. Необходимо ограничить какао, леденцы и шоколад, пирожное.

Количество жидкости в сутки – 80 мл на 1 кг веса.

Суточный рацион пищи ребенка должен полностью покрывать его потребность, как в количественном, так и в качественном отношении.

Для усвоения белков большое значение имеет соотношение в пище белков, жиров и углеводов. Эталон сбалансированного питания детей грудного возраста – грудное молоко, в котором соотношение белков, жиров и углеводов равно 1:3:6. Дети с возраста 2-3 лет нуждаются в меньшем количестве жиров, поэтому следует соблюдать соотношение 1:1:4 (т.е. потребность в белках составляет 4 г на 1 кг веса, в жирах – также 4 г на 1 кг веса и в углеводах – 15-16 г на 1 кг веса)

Калорийность суточного рациона детей этого возраста составляет 1300-1500 ккал, т.е. по 100-110 калорий на 1 кг веса.

При 4-разовом питании на завтрак приходится около 25 % энергетической ценности пищи, на обед – 35-40%, на полдник – 10-15 %, на ужин – 25%. Рекомендуется соблюдать определенные часы приёма пищи, не следует ребенка кормить в промежутках между едой, особенно сладостями. Если ребенок не может дождаться установленного времени кормления, лучше давать фрукты и соки.

При составлении меню очень важно правильно распределить продукты в течение суток и сочетать. Продукты богатые белком (мясо, рыбу, бобовые) дают в первую половину дня – на завтрак и обед, т.к. эти продукты, особенно в сочетании с жирами, дольше задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков. А, учитывая, что во время ночного сна пищеварение замедляется, на ужин следует давать молочные, овощные и крупяные блюда, как легко усвояемые. Нельзя давать на ужин пищу возбуждающую жажду. Дополнительно в течение дня распределяют сыр, кефир, яйцо, сосиски, фрукты, соки.

Незнакомое блюдо вначале дают в небольшом количестве.

Режим дня.

Режим ( Франц., слово regime) – это система правил необходимых для достижения той или иной цели.

Режим – это закрепленное по времени дня повторяющееся чередование сна, бодрствования и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования.

Все физиологические процессы организма протекают ритмично. Твердо установлено существование суточного режима активности функциональных систем и отдельных органов начиная с первого года жизни ребенка. Рациональный режим дня как раз и учитывает ритм физиологических процессов, способствует такой организации взаимодействия организма с внешней средой, при котором развитие ребенка происходит оптимально. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит хороший, ребенок хорошо и быстро засыпает, физически и психически гармонично развивается, реже и легче болеет.

Режим зависит от возраста. Если для ребенка 1-ого месяца главным является удовлетворение его физиологических потребностей (кормление, сон, туалет), т.к. это способствует созданию уравновешенного бодрого эмоционального состояния. То у более старших детей в режиме происходят изменения, уменьшается время на сон, уменьшается частота приёма пищи, удлиняется и усложняется период бодрствования.

Если средняя потребность во сне у ребенка до 1 года около 3 часов днем и 11 часов ночью, то до 3 лет – 1 час днем и 11-12 ночью, а старше 4 лет: 9-11 часов ночью.

При организации бодрствования необходимо помнить, что важнейшим компонентом нормального развития ребенка являются движения

Подвижность ребенка тем больше, чем быстрее он растет. Поэтому совсем маленький ребенок подвижнее ребенка постарше. На 3-м году жизни в течение каждого часа ребенок активно движется примерно 24 минуты. У школьников старших классов и у взрослых в каждом часе таких «подвижных минут» самое большее 6-7.

Активность и подвижность маленького ребенка, которые буквально рвутся наружу, часто несправедливо воспринимаются взрослыми как раздражающий фактор, помеха, даже как ненормальность и болезнь ребенка.

5-7 летний ребенок может находиться в спокойном состоянии, без движений не более 15 мин, 8-10 летний может, сконцентрировано работать не более 20 мин. Поэтому, суммируя все действительно полезное школьное время, получается у 6-7 летних детей примерно 2 часа, у 8-9 летних самое большое 3,5 часа.

Длительное пребывание в сидячем положении во время занятий – большая физическая и нервная нагрузка для ребенка. Это легко заметить, если понаблюдать за школьниками в конце урока или в конце учебного дня. От нефизиологических противоестественных сдерживающих движения поз дети разряжаются на переменах, превращаясь, порой в бурлящую и орущую лавину.

Маленький ребенок должен ежедневно играть примерно 7-8 часов, причем в игры, которые наиболее полно отвечают его потребностям. К сожалению, многие родители забывают об этом, не учитывая, что и 6-7 летние дети нуждаются в игре, в активной деятельности, требующей и фантазии, и физической силы, и ловкости, и внимания. В среднем 6-7 летние дети, как выяснили исследователи, должны ежедневно играть 6 ч, 7-8летние – 5,5ч, 8-9 летние – 5ч, а 10-11летние 3,5ч, и 12-13 летние – не менее 3 часов.

Насколько важна игра, можно судить и по тому факту, что неуспевающим детям, которые не овладели навыками самостоятельной игры, назначались курсы «игротерапии», во время которых они вынуждены, были наверстывать упущенное. Современная психотерапия для детей включает в свой арсенал в первую очередь «игротерапии». Только после того, как отстающие в школе дети обучаются по настоящему играть, они начинают успешно учиться.

Профилактические прививки.

После проведенных вакцинаций на первом году жизни ребенка, для закрепления иммунитета на вакцин зависимые инфекции до 7 летнего возраста проводятся следующие ревакцинации:

· Против полиомиелита:1-я ревакцинация в 18 мес, 2-я – в 2 года, 3-я – в 6 лет.

· Против дифтерии, коклюша и столбняка: 1-я ревакцинация в 18 мес; 2-я – 6 лет.

· Против кори, эпид. паротита, краснухи – ревакцинация в 6 лет.

· Против гепатита – ревакцинация каждые 5-7 лет.

· Против туберкулеза 1-я ревакцинация в 7 лет (при отрицательной пробе Манту)

Проба Манту – метод диагностики туберкулеза для детей и подростков до 15 лет. Со второго года жизни ребенка данная проба проводится ежегодно, что позволяет на самых ранних этапах отслеживать возникновение туберкулезной инфекции в организме. Толковать результаты пробы Манту может только специалист.

Варианты нарушения адаптации ребенка в ДДУ.

· Дизадаптация легкой степени. Появляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка: плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. ( 1 месяца.)

· Дизадаптация средней тяжести. Эмоциональное состояние нормализуется более медленно. Ребенок подвержен заболеваниям ОРВИ.

· Дизадаптация тяжелой степни. Характеризуется длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто с осложнениями, появляются стойкие нарушения поведения.

ЛЕКЦИЯ № 7

ТЕМА: «Преддошкольный и дошкольный возраст»

РЕБЁНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Физическое развитие. В течение второго года жизни отмечается дальнейшее уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его тела масса увеличивается примерно на 2,5 кг, а рост на 12 см. С 10-го месяца жизни часто снижается аппетит, что продолжается и на 2-м году жизни. В результате у ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожно-жировой слой, который достигает своего максимального развития на 9-м мес жизни. Ребенок начинает худеть. Небольшой лордоз и выступающий живот характерны для ребенка в возрасте 2-3 лет.

Во втором году жизни снижается и скорость увеличения головного мозга. Окружность головы (увеличивающаяся в первый год на 12 см) на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см и к концу второго года мозг достигает приблизительно 45 от размера мозга взрослого человека.

В течение второго года жизни прорезываются 8 зубов и общее число их, достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров.

Психомоторное развитие. На втором году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребенок мог ходить с поддержкой, он переходит к локомоторному контролю высокой степени. В возрасте 15 мес ребенок обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать.

В возрасте 18 мес ребенок может подниматься по лестнице, делая отдельные шаги и, придерживаясь одной рукой за перила, к возрасту 24 мес он способен хорошо бегать.

В возрасте 18-24 мес обычно наступает возраст «резвости». Ребенок может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле.

Дети, способные в возрасте 12 мес по просьбе взять шарик из рук, в возрасте 15 мес обычно могут положить его в небольшой сосуд. Они могут пытаться достать его из сосуда пальцем, а в возрасте 18 мес способны вытряхнуть шарик из сосуда.

В возрасте 15 мес ребенок способен положить один кубик на другой, подражая взрослым, а в 18 мес он может собрать башню из трех кубиков, а к 24 мес – из шести кубиков. Понятийное поведение у 18-месячнргр ребёнка продолжает развиваться в процессе самопроизвольного выписывания каракулей и копирования вертикальных линий. В возрасте 24 мес ребенок копирует круговые штрихи и может проводить горизонтальные линии.

Развитие речи. У здорового ребенка словарный запас к 18 мес жизни состоит обычно из 10 слов. Время, к которому ребенок начинает легко произносить слова, широко варьирует. Иногда и совершенно здоровые дети до возраста 18 мес и позднее произносят мало или вообще не произносят звуков, имеющих определенное значение.

Некоторые дети с задержкой развития членораздельной речи пользуются набором специфических звукосочетаний. Этот «язык» часто отличается интонацией и пунктуацией обычной речи, но звуки имеют иное значение.

У детей с задержкой развития речи до 18-20-месячного возраста часто по его достижении быстро увеличивается словарный запас и, как большинство их сверстников, к возрасту 2 лет они способны произносить три слова вместе («Мама, дай пить»)

Психосоциальное развитие. Начиная со 2-го года жизни ребенок, вступает в период, когда, подражая взрослым, энергично осваивает окружающие его предметы. (Он опустошает корзины для бумаг, выдвижные ящики и полки и может пытаться изучать все, находящееся в пределах его досягаемости). В связи с этим ядохимикаты, используемые в хозяйстве, медикаменты и другие химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

В течение 2-го года жизни характерно подражательное поведение (дети подражают не только матери, но и другим лицам, включая братьев, сестер и сверстников). Но до конца этого периода дети, тем не менее играют в одиночку, а их игры заключаются в активных манипуляциях с предметами. На 3-м году жизни они все больше участвуют в играх друг с другом (характерна сюжетная игра), к концу 4-го года более активно общаются друг с другом, и коллектив начинает играть роль образа для подражания. Эта тенденция к ролевым играм усиливается у детей школьного возраста.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.

В возрасте 18-24 мес большинство детей способны выразить словами потребность сходить в туалет и ведут себя в этих случаях по общепринятым правилам. Процесс обучения совершать туалет не должен включать в себя эмоциональное или дисциплинарное воздействие.

Необходимость подчиняться усиливающемуся контролю и воздействию социальных и культурных факторов вызывает у ребенка беспокойство и раздражение, что обычно обусловливает у него вспышки гнева, «закатывание» при крике. С этим легче справляются настойчивые и любящие родители, способные установить необходимые ограничения для ребенка.



Источник

Читайте также:  Развитие ребенка в два и восемь