Развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей

по проблеме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

  1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

– По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты – с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

– По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

– По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

– По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

– По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

– По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

– По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

– По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

– По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

– По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

– По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

– действие показывает педагог;

– действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

– иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

– действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

– действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

– действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

– экспериментальная деятельность

– решение проблемных ситуаций

2. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы

для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

– максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с

– безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

– показ только существенных сторон явления или процесса,

– отчетливая видимость изучаемого явления,

– возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности

ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев – насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение,

оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным

эталонам и образцам.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:

полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует

формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском

саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети

должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,

костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Такая организация пространства является одним из условий среды,

которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не

только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме

центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями,

во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности,

направленной на познание окружающего мира.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В

ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток

на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев

даже не требуется специальное оборудование.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо

учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического

развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо

учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно

– образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно

увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной

процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

С этой целью в группах должны быть созданы мини – лаборатории, оборудованные всем необходимым:

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

3. Практическая часть

Педагоги делятся на 3 группы:

  • Младший возраст;
  • Средний возраст;
  • Старший возраст.

Опыт-эксперимент с воздухом для детей данного возраста.

4. Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Приложение 1

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком,водой,глиной)

4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

7.Ведется фиксация результатов эксперимента.8.Наблюдается системность в проведении экспериментирования . 9.Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

10.Оснащенность уголка соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Приложение 2

Исследование познавательных интересов ребёнка__________________

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл (по 3-х бальной системе)

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним

а) часто

б) иногда

в) очень редко

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Список использованной литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М.,

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта

работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

Источник

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

– интеллектуальные – логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение) , доказательства;

– эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

-регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

– творческие – воображение, создание новых моделей, образов. Для формирования и развития познавательного интереса следует: – развивать творческие способности детей, создавать для этого условия, – укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

Познавательные действия – активность детей, при помощи которой дети стремятся получить новый опыт. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действий для накопления, расширения знаний и кругозора.

А. С. Микерина раскрыла стадии познавательного развития это любознательность, любопытство, познавательный интерес и познавательная активность. До 3 лет у детей проявляется любопытство, стадия любознательности хорошо просматривается приблизительно в возрасте от 3 до 5 лет (возраст “Почемучек”, познавательный интерес характерен для старшего возраста. Познавательная активность является высоким уровнем познавательного развития. открытия неизвестного и его усвоение.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  • что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  • как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства элементы познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, “вплетаясь” в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего “действенного” экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы

Рекомендуются следующие виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие детей дошкольного возраста:

  • наблюдение
  • коллекционирование
  • экспериментирование
  • конструирование
  • моделирование
  • экскурсии
  • рассматривание
  • беседы
  • анализ и синтез
  • сюжетно-ролевая игра

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств, предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Исследовательская и экспериментальная деятельность решает следующие задачи:

  1. Активизировать интеллектуальный потенциал дошкольников посредством включения в образовательно-воспитательный процесс детского исследования и экспериментирования.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).

3. Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков, умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.

4. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

В условиях нашей ДОО используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в – третьих, они практически безопасны;

в – четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Эксперимент в ДОО имеет следующую структуру:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  • Формулирование выводов

Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:

  • хорошо видеть мелкие детали;
  • рассмотреть объект со всех сторон;
  • использовать для обследования все анализаторы;
  • реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
  • работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков;
  • эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
  • процесс обучения индивидуализирован.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОО оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В мини – лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

– для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

– для приборов;

– для выращивания растений;

– для хранения материалов (природного, «бросового»);

– для проведения опытов;

– для неструктурированных материалов (стол «песок – вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини – лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Очень важным моментом является позиция педагога при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

.

Источник