Развитие ребенка в поликультурной среде
В современном мире особую актуальность приобретает проблема воспитания дошкольников в условиях поликультурного общества. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Свое первое образование ребенок получает в детском саду. Поэтому задача дошкольного воспитания, научить детей понимать богатое многообразие культур нашей Родины. Знакомство с Республикой любовь и гордость за свою нацию, все это необходимо формировать в раннем детстве, когда только закладываются отношения личности ребенка к миру. Если сегодня мы не воспитаем в наших детях любовь к культуре родного края, то со временем, они не смогут передать эти чувства своим детям. Многонациональность, важнейшая особенность структуры населения республики, также важнейшее достояние республики, огромный потенциал ее дальнейшего развития. К.Д Ушинский в 19в писал, что второй язык ребенку можно изучать, только когда он выучить свой родной язык. Мы считаем, что это правильное высказывание, но только для того времени. В нашей современной эпохе, все его слова не актуальны. С рождения ребенок живет в родной среде, «впитывая, как губка» культурные ценности и моральные ориентиры. Со временем ребенок сам становится представителем своего народа, носителем языка своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом деятельности на втором языке может быть радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. В современном мире особую актуальность приобретает проблема воспитания дошкольников в условиях поликультурного общества. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в общении со взрослыми и другими детьми. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом деятельности на втором языке может быть радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками.
Хотим поделиться опытом работы по поликультурному образованию детей, посещающих детский сад, среди которых дети разных национальностей. Начальным этапом в нашей работе стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Каждая семья была удивительна и уникальна. В результате большинство детей, начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. Продолжением нашей работы стало то,что, в группе создали уголок краеведения, где находились альбомы, папки и дидактические игры такие как: «Моя Уфа», «Мой город», «Мой район – Сипайлово», «Государственная символика Башкортостана», «Уфа – столица Башкортостана», «Защитники Отечества», «Флаг и герб России, Башкортостана», мини-музей «Старинная татарская изба», «Убранство юрты» и другие. Подборки игр: дидактических («Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно»), сюжетно-ролевых, татарских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр («Тюбетейка», «Юрта»); создана коллекция кукол в народных костюмах, а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о героизме, смелости. Для молодых воспитателей проводились открытые занятия: «Мин кабартма», «Кич утыру».
В нашем детском саду двуязычие применяется и на музыкальных занятиях, на прогулках, на праздничных мероприятиях. Совместно с музыкальными работниками в нашем детском саду регулярно проводится такой народный праздник: «Каз эмэсе», где дети нашей группы, полностью продемонстрировали этот обычай для гостей детского сада, потом с большим интересом об этом читали в газете «Омет». Праздновали праздник весны «Карга буткасы», активными участниками которых являются и взрослые и дети, где дети видели, как готовят эту кашу и той самой кашей угощали птиц. Летом уже с детьми всего детского сада, празднуем праздник «Сабантуй», он проходит с большим размахом: с играми, плясками, народными песнями. Детям давали возможность выступить на татарском языке, надеть на праздник национальный костюм. Читали стихи на татарском, следом на русском языке. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в группе. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяли подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых произведений обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Большинство мальчиков хотят быть похожими на героев сказок: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Необходимо поддерживать и поощрять эти желания, вовлекая детей в театрализованные представления, спортивные соревнования, постоянно знакомя с обычаями башкирского, татарского, русского народа и воспитывая любовь к своей Отчизне. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к “малой” родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации. Прочитав с детьми все эти произведения, начинали заучивать роли, в итоге показывали по этим сказкам небольшие спектакли для детей других групп Инсценировали сказки “Гуси лебеди”, «Лиса-плотник», «Лиса и шурале». Разучивали татарские народные песни «Эпипэ», «Сандугач». Народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир татарских песен, русских танцев, башкирских обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
Следующей ступенью в развитии поликультурного образования было, изучение татарского языка, хоть и живем мы Башкортостане. Для детей проводили кружок татарского языка «Татар телен ойрэнэм». Изучение татарского языка начиналось с запоминания отдельных слов, правильного произношения и умение использовать их правильно в предложениях. Детям объясняли все с помощью картин, игрушек, даже приходилось использовать жесты, мимику. Татарский язык дети осваивали через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи. Всем известно, что главный вид деятельности у дошкольников – игра, в игре ребенок приобретает умение отстаивать свою позицию, умение рассказывать, развивает диалогическую речь. На закрепление материала использовала различные игры. Если тема «Кухонные принадлежности», то организовывали сюжетно-ролевую игру «Семья», если тема «Продукты», то тут же играли и закрепляли в игре «Магазин». Благодаря этому, дети могут отвечать на вопросы: «Кто это?», «Как тебя зовут?», отвечать на приветствия. Как результат кружковой работы вместе с детьми и родителями мы проводили «Посиделки», «Вечера загадок и отгадок» Конечно же для ребенка важно количество времени, сколько ребенок погружен в изучение языка. Хорошо если дома оба родителя говорят на этом же языке, это гарантия того, что ребенок будет знать свой язык. Хотим отметить, что дети с удовольствием изучали татарскийязык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на татарском языке.
Дети – это особый народ, они не видят разности между собой и воспринимают себя и окружающих людей, просто как друзей, товарищей по игре, а не как человека другой нации. Мы считаем, если детям вкладывать всю доброту, красоту творчества своего народа, своей нации, то в будущем они еще больше будут ценить, уважать своих родных, свой родной язык и будут гордиться тем, что знают не один язык, а несколько языков.
Источник
Автор: Мишкина Елена Петровна
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями – культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»
М.М. Бахтин
«Народ, который не знает своей культуры, истории, – презренен и легкомысленен»
Н.М. Карамзин
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
В концепции дошкольного воспитания ставится задача – приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:
– развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;
– формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
– привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
– воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
– воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире – как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа в д/с проводятся развлечения, различные беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: “Слепая сковорода”, “Жмачки”, “Куриная слепота”, “Кривой петух” и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: “Кот, кот, на чём стоишь?” – “На квашне”. – “Что в квашне?” – “Квас!” – “Лови мышей, а не нас!” Поговорят так с водящим, да ешё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, “Коршун”, “Курочка”, “Гуси-лебеди”, “Стадо”). А в играх типа “Много троих, хватит двоих”, “Горячее место” сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре “Краски” покупатель переговаривается с водящим: “Тук-тук!” – “Кто там?” – “Покупатель”. – “Зачем пришёл?” – “За краской”. – “За какой?” – “За голубой”.
Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признания достоинств или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.
Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить, о ребенке, как о достойном участнике игры.
Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.
Очень нравятся детям в русских играх различные попевки. В игре “Уголки” каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий – водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа “Горелки” текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх. Привлекают детей и игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Например, «Ехал Грека как – то через реку…» и др. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Доброжелательный смех партнеров – детей и близких взрослых, товарищей – действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Разученные игры на занятиях дети широко используют в самостоятельной деятельности.
Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.
Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.
Все педагоги ДОУ через различные формы работы должны знакомить детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Для этого в детском саду и группах должна быть создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
В каждой группе приветствуются уголки краеведения (альбомы, папки и дидактические игры: «Моя семья», «Мой город», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России, мини-музей «Русская изба» и др. ); подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.
В уголках для родителей должен обновляться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги, совместно с муз. работниками организуют праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именини т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха, Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Большинство мальчиков хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Необходимо поддерживать и поощрять эти желания, вовлекая детей в театрализованные представления, спортивные соревнования, постоянно знакомя с обычаями русского народа и воспитывая любовь к своей Родине!
Особое внимание нужно уделять укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: принимали участие в проведение различных утренников, развлечений, русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут разные национальности в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре. Используется фольклор, который подробно рассказывает о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
Библиографический список:
1. Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» – М.: 1995, – 224 с.
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
s powered by Hypers
Источник