Развитие ребенка в первом полугодии и во втором полугодии

Продолжается период быстрого физического и эмоционального развития, кроха осваивает всё новые и новые навыки.
Ваш малыш стремительно движется к своему полугодию.
Продолжается период быстрого физического и эмоционального развития: кроха осваивает всё новые и новые навыки, учится ползать, сидеть, вставать, стоять и начинает делать первые в своей жизни шаги.
6-ой месяц
Ребёнок умеет сидеть самостоятельно, без поддержки и пробует встать на четвереньки, может держать игрушку одной или двумя ручками, бросать, трясти ими, соединять ручки перед собой. К этому возрасту кроха уже отчётливо произносит отдельные слоги: «ма—ма-ма, па-па-па, да-да-да».
7-ой месяц
Малыш стоит на ножках с поддержкой, пытается ползать. Происходят изменения в поведении — ребёнок начинает с осторожностью относиться к незнакомым людям, расстраивается и плачет, когда чужие берут его на руки.
8-ой месяц
Восьмимесячный малыш отлично ползает, самостоятельно садится, встаёт при помощи взрослого, предпринимает попытки делать первые шаги. Из положения сидя может наклониться, чтобы взять в ручку игрушку или бутылочку.
Теперь ваш маленький ярче выражает эмоции, активно гулит, подолгу и увлечённо играет в игрушки, начинает повторять за взрослыми простые игровые движения — «ку-ку», «ладушки».
9-ый месяц
Ребёнок уверенно стоит на ножках при помощи опоры, пытается ходить, держась за руки мамы или папы двумя руками. Если раньше он брал предметы всей ручкой, то теперь пользуется для этого большим, указательным и средним пальцами, делая т.н. пинцетный захват. В этом возрасте ваше сокровище начнёт все движения повторять за вами, пытаясь быть похожим на маму и папу.
10 месяц
Малыш берёт предметы двумя пальцами — большим и указательным (щипковый захват), умеет листать страницы в книжке, показывает пальчиком. Кроха узнает предметы по звучанию — дверной звонок, телефон.
Теперь за маленьким исследователем нужен глаз да глаз — он попытается добраться до каждого доступного предмета в квартире, чувствуя себя настоящим первооткрывателем. Будьте готовы к тому, что содержимое ваших ящичков и полочек вы будете частенько находить на полу.
11 месяц
К этому возрасту большинство малышей умеют ходить, держась за мамину или папину ручку. Продолжает развиваться мелкая моторика — теперь кроха может рвать ручками бумагу, собирать пирамидки, выстраивать конструкции из кубиков.
Малыш уже выполняет простые просьбы: показать носик, глазки, ротик, помахать ручкой, похлопать в ладошки. Очень часто именно в этот период детки очень болезненно реагируют и плачут, когда мама уходит, даже кратковременное расставание для них — горе. Без мамы малыш может отказаться кушать или ложиться спать.
12 месяц
Ребёнок присаживается на корточки и выпрямляется без опоры, наклоняется за игрушкой, залезает на стул или диван, держит ложку. Кроха уже может играть с мячиком, открывать банки и коробки, нажимать кнопки в телефоне. Свой первый день рождения большинство малышей празднуют, уже умея самостоятельно ходить и произносить несколько слов.
Все эти сроки — лишь ориентир для молодых родителей, и небольшое отклонение от них в ту или иную сторону никоим образом не может свидетельствовать о том, что с вашим ребёнком что-то не в порядке. Если вы волнуетесь по поводу того, что ваш карапуз долго не может научиться сидеть или ползать, предлагаем вашему вниманию несколько советов.
Присаживать ли малыша?
Большинство крох стараются научиться сидеть как можно раньше — ведь сидя можно увидеть гораздо больше всего интересного! Многие из них постоянно пытаются занять удобное для этого место, найти позицию, чтобы обо что-нибудь опереться.
Если малыш, которому ещё не исполнилось 5-ти месяцев, начал самостоятельно присаживаться, старайтесь, чтобы он не находился в таком положении более одного часа подряд. Это касается не только игр «в подушках», но и нахождения в автокреслах, прыгунках, эргорюкзаках и т. д.
Но бывает, что проходит день за днём, а ребёнок почему-то не желает садиться. Вы должны помнить о том, что у каждого человека свои уникальные биоритмы. С самого рождения они влияют на скорость умственного, психического и физического развития ребёнка.
Стоит ли говорить о том, что костно-мышечная система каждого малыша тоже развивается по своему особому графику? Есть детки, которые уже в 4 месяца просто и легко начинают присаживаться, а к 6-ти отлично сидят без опоры.
А некоторые крохи решают эти проблемы по-своему — они сначала учатся ползать, ходить и лишь после этого начинают сидеть. Такие дети не менее здоровы, чем остальные, просто их спинки дольше не были готовы к тем нагрузкам, которыми сопровождается процесс сидения.
Не заставляйте малыша принимать неудобную позу, даже если все сроки вышли, и ему уже 8–9 месяцев. Лучше начните ежедневно заниматься с ним зарядкой, гимнастикой, делать оздоровительный массаж. Всего несколько минут в день — и спинка вашего малыша значительно укрепится.
Когда и как малыши начинают ползать?
Некоторые малыши, пропуская этап ползания, сразу пытаются становиться на ножки. А между тем, ползание очень полезно: оно тренирует ручки, что способствует налаживанию взаимосвязи между полушариями мозга, улучшению координации движений, исключает риск некоторых ортопедических заболеваний.
Так когда же родителям ожидать, что в их доме появится неугомонный ползунок? Считается, что это должно произойти в возрасте от 4-х до 8-ми месяцев.
Выбор, каким образом это делать, подскажет крохе интуиция:
- опираясь ручками и «шагая» на корточках;
- поочерёдно передвигая согнутые ножки и прямые ручки;
- работая только ручками, а ножки подтягивая;
- выбрасывая ножку вперёд и прокладывая ею дорогу;
- «рачком» — двигаясь задом наперёд;
- «червячком» — извиваясь по полу на животике;
- «лягушонком» — двигаясь на животике и отталкиваясь ступнями.
Учимся ползать
Перед тем, как начать заниматься с малышом специальными упражнениями для ползания, проконсультируйтесь с ортопедом, неврологом и педиатром.
Мы приведём вам пример двух несложных упражнений.
- Для улучшения опоры на прямых ручках положите малыша на животик и повесьте игрушку над ним таким образом, чтобы она оказалась немного выше его головки. Чтобы достать её, крохе придётся напрячь спинку и плечи, вытянуть ручку.
- Скатайте валик из одеяла и подложите под грудь ребёнку. Игрушки разложите справа и слева — чтобы малыш крутил головкой и брал их обеими ручками.
Существует ещё много полезных упражнений. А самое действенное — маме с папой встать на четвереньки и показать крохе, как это делается. Вот увидите — уже скоро вы будете ползать с детёнышем наперегонки!
Источник
Пишет katrinn_in_love (katrinn_in_love)
2015-03-25 23:06:00
katrinn_in_love
katrinn_in_love
2015-03-25 23:06:00
- Дети
- Отменить
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы –волосы, воротник, серьги и т. д.
Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например ≪в козу≫ (Идет коза Рогатая…) или ≪по ровненькой дорожке… В яму бух!≫. От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого ≪сюсюканья≫ ребенку уже недостаточно. Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативно-деловой.
Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно- личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
После шести месяцев дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, а иногда и плачут. Интересно, что сроки появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям зависят от условий воспитания детей.
После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым.
Во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различаются качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах).
Предпосылки развития речи
Во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь. Хотя до 12-15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя
путями:
1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);
2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово ≪ладушки≫, например он хлопает в ладошки, а на слово ≪до свидания≫ — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).
Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это ≪щебетание≫ достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: ≪ба-ба-та≫, ≪ма-ма-да-да≫ и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом.
Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению ≪человеческих слов≫.
Из экспериментов стало ясно, что слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми.
Развитие манипулятивных действий младенца
Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.
Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.
Развитие познавательной активности во втором полугодии
Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет ≪учит≫ руку подстраиваться под его свойства, а глаз ≪учится≫ у руки. К 10-11 месяцу это ≪обучение ≫ приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Таким образом возникает координация руки и глаза, складывается зрительное восприятие формы и величины.
К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до определнного момента новый предмет — это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление
интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.
В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные под платком или под крышкой предметы, и ≪прятки с игрушками≫ становятся любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов независимо от расстояния до них.
Становление образа себя
Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания.
Кризис первого года жизни
Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
От 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:
1) ≪трудновоспитуемость≫ ребенка — упрямство, иастырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;
2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отрицательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;
3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;
4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);
5) повышенная капризность ребенка.
Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.
На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.
Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.
Гэри Чепмен “5 языков любви”
Существует пять основных языков эмоциональной любви – пять способов, при помощи которых люди выражают и воспринимают эмоциональную любовь. У детей,…
М.Кодно «Искры радости. Простая счастливая жизнь в окружении любимых вещей»
Настоящая жизнь начинается только после того, как вы приведете в порядок свой дом. Для того чтобы успешно навести и поддерживать порядок в доме,…
Джон Готман “Карта любви” ч.4
Договоритесь, какую решаемую проблему вы хотите обсудить. Потом сядьте по отдельности и подумайте о ней. На листе бумаги нарисуйте две окружности -…
Источник