Развитие ребенка в онтогенезе физиология

ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ
(ФИЗИОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ)

1. Определение возрастной физиологии

1. Возрастная физиология— наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития).

2. Возрастная физиология раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития организма в процессе онтогенеза.

2. Основные понятия возрастной физиологии

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

Онтогенез

пренатальный – с момента зачатия и до рождения ребенка (280 дней)

постнатальный – от момента рождения до смерти человека

периоды: зародышевый (до 8 недель), плодовый

периоды: ранний, зрелый и заключительный (период старения).

описаны возрастной периодизацией

Рост – увеличение длины, объема и массы тела.

Рост осуществляется за счет процессов:

гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул,

гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых нервных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Закономерности роста и развития:

1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.

2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен.

3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса – осенью.

4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает “взрослых” параметров.

5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.

6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаи­модействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.

Периоды развития организма (Возрастная периодизация)

Возрастные периоды

Продолжительность периодов

Характеристика

Новорожденность

1-10дней

вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Грудной возраст

10 дней – 1 год

переходом к питанию «зрелым» молоком; наибольшая интенсивность роста, по сравнению с остальными периодами жизни; длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса тела – в 3 раза; в 1-й мес. начинает улыбаться взрослых; с 6 мес. прорезываются молочные зубы, пытается ползать на четвереньках; в 8 мес. – попытки ходить, к году обычно ходит.

Раннее детство

1-3 года

Конец второго года – заканчивается прорезывание зубов; после 2 лет

годичные приросты размеров тела уменьшаются

Первое детство

4-7 лет

с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. До 7 лет – периодом нейтрального детства (мальчики и девочки почти не отличаются размерами и формой тела).

Второе детство

8-12 лет (мальчики)

выявляются половые различия в размерах и форме тела; начинается усиленный рост (темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков); усиление

секреции половых гормонов (особенно у девочек), начало развития вторичных

половых признаков.

8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики)

период полового созревания (пубертат); увеличение скоростей роста – пубертатный скачок;

У мальчиков наибольшие прибавки в длине – с 13 до 14 лет, прибавка в массе тела – с 14 до 15 лет; интенсивное половое созревание; более продолжителен пубертатный период, сильнее выражен пубертатный скачок роста.

12-15 лет (девочки)

У девочек наибольшие прибавки в длине тела с 11 до 12 лет, по массе тела – с 12 до 13 лет; менее продолжителен пубертатный период, меньшее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст

17-21 год (юноши)

заканчивается основной рост и формирование организма, все размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст

І период

22-35 лет (мужчины)

форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела

остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

21-35 лет (женщины)

ІІ период

36-60 лет (мужчины)

36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины)

постепенные инволютивные изменения организма

56-74 года (женщины)

Старость

75-90 лет (мужчины и женщины)

Долгожительство

90 лет и выше

Читайте также:  Развитие для ребенка гения

3. Сенситивные (критические) периоды развития детей и подростков

1. Время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. Момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. Имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. Формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. Стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. Формирование функциональных систем организма и дифференцирование

мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. Момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. Период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. Подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

4. Предмет и задачи возрастной физиологии

Предмет исследования возрастной физиологии – закономерности и особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Главной теоретической задачей физиологии развития является выяснение основных закономерностей возрастного развития. Под биологическим созреванием человека следует понимать достижение такого уровня морфологического, физиологического, личностного и социального развития, когда индивид способен произвести здоровое жизнеспособное потомство и обеспечить его нормальное развитие.

Основные задачи возрастной физиологии:

– изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

– выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

– определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

– установление закономерностей индивидуального развития.

Прикладные задачи возрастной физиологии – две практические задачи педагогики и педиатрии:

Первая— оценка «возрастной нормы».

Для врача, и для педагога очень важно понимать, нормально ли развит ребенок, с которым ему предстоит работать. Любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к такому ребенку необходимо применять специальные, нестандартные приемы воспитания или лечения. Поэтому установление параметров возрастной нормы — одна из важнейших прикладных задач физиологии развития, решаемых уже многие десятилетия. По ходу решения этой задачи были выявлены многие феномены, в частности то обстоятельство, что темпы роста и развития детей зависят от большого количества известных и неизвестных факторов. Так, было убедительно доказано, что тяжелые социально-экономические ситуации (войны, революции, стихийные бедствия) крайне негативно сказываются на динамике возрастного развития детского населения. Напротив, благоприятное социально-экономическое положение общества способствует нормализации процессов роста и развития. Однако существуют и не вполне ясные науке обстоятельства, влияющие на темпы биологического развития. Так, явление акселерации роста и развития, которое наблюдалось почти 100 лет в странах Европы и Нового Света, прекратилось так же неожиданно, как и началось, причем его причины так и остались до конца не разгаданными.

Вторая — определение временных границ возрастных периодов, или возрастная периодизация онтогенеза.

Источник

ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ

Âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïåöèôèêè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà è ìåõàíèçìîâ, ýòó ñïåöèôèêó îïðåäåëÿþùèõ, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì îáåñïå÷åíèÿ íîðìàëüíîãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.

Ãëàâíûå âîïðîñû, êîòîðûå äîëæíû âîçíèêàòü ó ðîäèòåëåé, ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ ðåáåíêà äîìà, â äåòñêîì ñàäó èëè â øêîëå, íà êîíñóëüòàòèâíîì ïðèåìå èëè èíäèâèäóàëüíûõ çàíÿòèÿõ, — ýòî êàêîé îí, êàêîâû åãî îñîáåííîñòè, êàêîé âàðèàíò çàíÿòèé ñ íèì áóäåò íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì. Îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ñîâñåì íå ïðîñòî, èáî äëÿ ýòîãî òðåáóþòñÿ ãëóáîêèå çíàíèÿ î ðåáåíêå, çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî ðàçâèòèÿ, âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ. Ýòè çíàíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âàæíû è äëÿ ðàçðàáîòêè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîé ðàáîòû, âûðàáîòêè ó ðåáåíêà ìåõàíèçìîâ àäàïòàöèè, îïðåäåëåíèÿ âëèÿíèÿ íà íåãî èííîâàöèîííûõ òåõíîëîãèé è ò. ï.

Ïîæàëóé, âïåðâûå çíà÷èìîñòü êîìïëåêñíîãî çíàíèÿ ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè äëÿ ïåäàãîãà è âîñïèòàòåëÿ âûäåëèë èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Ê.Ä. Óøèíñêèé â ñâîåì òðóäå «×åëîâåê êàê ïðåäìåò âîñïèòàíèÿ» (1876). «Èñêóññòâî âîñïèòàíèÿ, — ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé, — èìååò òó îñîáåííîñòü, ÷òî ïî÷òè âñåì îíî êàæåòñÿ äåëîì çíàêîìûì è ïîíÿòíûì, à èíûì äàæå — äåëîì ëåãêèì, — è òåì ïîíÿòíåå è ëåã÷å êàæåòñÿ îíî, ÷åì ìåíåå ÷åëîâåê ñ íèì çíàêîì òåîðåòè÷åñêè è ïðàêòè÷åñêè. Ïî÷òè âñå ïðèçíàþò, ÷òî âîñïèòàíèå òðåáóåò òåðïåíèÿ; íåêîòîðûå äóìàþò, ÷òî äëÿ íåãî íóæíû âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü è óìåíèå, ò. å. íàâûê; íî âåñüìà íåìíîãèå ïðèøëè ê óáåæäåíèþ, ÷òî, êðîìå òåðïåíèÿ, âðîæäåííîé ñïîñîáíîñòè è íàâûêà íåîáõîäèìû åùå è ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ, õîòÿ ìíîãî÷èñëåííûå áëóæäàíèÿ íàøè è ìîãëè áû âñåõ óáåäèòü â ýòîì». Èìåííî Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîêàçàë, ÷òî ôèçèîëîãèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó òåõ íàóê, â êîòîðûõ «èçëàãàþòñÿ, ñëè÷àþòñÿ è ãðóïïèðóþòñÿ ôàêòû è òå ñîîòíîøåíèÿ ôàêòîâ, â êîòîðûõ îáíàðóæèâàþòñÿ ñâîéñòâà ïðåäìåòà âîñïèòàíèÿ, ò. å. ÷åëîâåêà». Àíàëèçèðóÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå çíàíèÿ, êîòîðûå áûëè èçâåñòíû, à ýòî áûëî âðåìÿ ñòàíîâëåíèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîä÷åðêèâàë: «Èç ýòîãî èñòî÷íèêà, òîëüêî ÷òî îòêðûâàþùåãîñÿ, âîñïèòàíèå ïî÷òè åùå íå ÷åðïàëî». Ê ñîæàëåíèþ, è ñåé÷àñ ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î øèðîêîì èñïîëüçîâàíèè äàííûõ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè â ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Åäèíîîáðàçèå ïðîãðàìì, ìåòîäèê, ó÷åáíèêîâ óøëî â ïðîøëîå, íî ïåäàãîã ïî-ïðåæíåìó ìàëî ó÷èòûâàåò âîçðàñòíûå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.

Читайте также:  Целостность и гармоничность развития ребенка

 òî æå âðåìÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî ôîðìû è ìåòîäû ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ àäåêâàòíû âîçðàñòíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì øêîëüíèêîâ, ñîîòâåòñòâóþò ëè óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà âîçìîæíîñòÿì äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ó÷èòûâàþòñÿ ëè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ áàçèñíûõ øêîëüíûõ íàâûêî⠗ ïèñüìà è ÷òåíèÿ, à òàêæå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå çàíÿòèé.

Ôèçèîëîãèÿ è ïñèõîôèçèîëîãèÿ ðåáåíêà — íåîáõîäèìûé êîìïîíåíò çíàíèé ëþáîãî ñïåöèàëèñòà, ðàáîòàþùåãî ñ äåòüìè, — ïñèõîëîãà, âîñïèòàòåëÿ, ó÷èòåëÿ, ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà. «Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå èìååò äåëî ñ öåëîñòíûì ðåáåíêîì, ñ åãî öåëîñòíîé äåÿòåëüíîñòüþ, — ñ÷èòàë èçâåñòíûé ðîññèéñêèé ïñèõîëîã è ïåäàãîã Â.Â. Äàâûäîâ. — Ýòà äåÿòåëüíîñòü, ðàññìàòðèâàåìàÿ êàê îñîáûé îáúåêò èçó÷åíèÿ, ñîäåðæèò â ñâîåì åäèíñòâå ìíîãî àñïåêòîâ, â òîì ÷èñëå… ôèçèîëîãè÷åñêèé» (Â.Â. Äàâûäîâ «Ïðîáëåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ». — Ì., 1986. — Ñ. 167).

Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ — íàóêà îá îñîáåííîñòÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, î ôóíêöèÿõ åãî îòäåëüíûõ ñèñòåì, ïðîöåññàõ, â íèõ ïðîòåêàþùèõ, è ìåõàíèçìàõ èõ ðåãóëÿöèè íà ðàçíûõ ýòàïàõ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. ×àñòüþ åå ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ôèçèîëîãèè ðåáåíêà â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.

Ó÷åáíîå ïîñîáèå ïî âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ âóçîâ ñîäåðæèò çíàíèÿ î ðàçâèòèè ÷åëîâåêà íà òåõ ýòàïàõ, êîãäà íàèáîëåå çíà÷èìî âëèÿíèå îäíîãî èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ — îáó÷åíèÿ.

Ïðåäìåòîì âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè (ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà) êàê ó÷åáíîé äèñöèïëèíû ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, èõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëÿöèè, æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà è ìåõàíèçìîâ åãî ïðèñïîñîáëåíèÿ ê âíåøíåé ñðåäå íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.

Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè:

Îðãàíèçì — ñëîæíåéøàÿ, èåðàðõè÷åñêè (ñîïîä÷èíåííî) îðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà îðãàíîâ è ñòðóêòóð, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ýëåìåíòàðíîé åäèíèöåé îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ êëåòêà. Ñîâîêóïíîñòü êëåòîê, ñõîäíûõ ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñòðîåíèþ è ôóíêöèè, îáðàçóåò òêàíü. Òêàíè îáðàçóþò îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îïðåäåëåííûå ôóíêöèè. Ôóíêöèÿ — ñïåöèôè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíà èëè ñèñòåìû.

Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ è òêàíåé, ñâÿçàííûõ îáùåé ôóíêöèåé.

Ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà — äèíàìè÷åñêîå îáúåäèíåíèå ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ èëè èõ ýëåìåíòîâ, äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå îïðåäåëåííîé öåëè (ïîëåçíîãî ðåçóëüòàòà).

×òî êàñàåòñÿ ñòðóêòóðû ïðåäëàãàåìîãî ó÷åáíîãî ïîñîáèÿ, òî îíî âûñòðîåíî òàê, ÷òîáû ó ñòóäåíòîâ ñôîðìèðîâàëîñü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà â ïðîöåññå îíòîãåíåçà, îá îñîáåííîñòÿõ êàæäîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà.

Ìû ñòàðàëèñü íå ïåðåãðóæàòü èçëîæåíèå àíàòîìè÷åñêèìè äàííûìè è â òî æå âðåìÿ ñ÷èòàëè íåîáõîäèìûì äàòü îñíîâíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðóêòóðå îðãàíîâ è ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ.  ðàçäåëå I — «Ââåäåíèå â ôèçèîëîãèþ ðàçâèòèÿ» — ðàñêðûâàåòñÿ ïðåäìåò ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ êàê ñîñòàâíîé ÷àñòè âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, äàåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î âàæíåéøèõ ñîâðåìåííûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ òåîðèÿõ îíòîãåíåçà, ââîäÿòñÿ áàçîâûå ïîíÿòèÿ, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïîíèìàíèå îñíîâíîãî ñîäåðæàíèÿ ó÷åáíèêà.  ýòîì æå ðàçäåëå äàåòñÿ ñàìîå îáùåå ïðåäñòàâëåíèå îá óñòðîéñòâå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà è åãî ôóíêöèÿõ.

Ðàçäåë II — «Îðãàíèçì è ñðåäà» — äàåò ïðåäñòàâëåíèå îá îñíîâíûõ ýòàïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ ðîñòà è ðàçâèòèÿ, î âàæíåéøèõ ôóíêöèÿõ îðãàíèçìà, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è ïðèñïîñîáëåíèå åãî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì, î âîçðàñòíîì ðàçâèòèè îðãàíèçìà è õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ ýòàïîâ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

 ðàçäåëå III — «Îðãàíèçì êàê öåëîå» — ñîäåðæèòñÿ îïèñàíèå äåÿòåëüíîñòè ñèñòåì, èíòåãðèðóþùèõ îðãàíèçì â åäèíîå öåëîå.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, à òàêæå âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ñèñòåìà ãóìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ôóíêöèé. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è åãî èíòåãðàòèâíîé äåÿòåëüíîñòè — êëþ÷åâîé àñïåêò ñîäåðæàíèÿ äàííîãî ðàçäåëà.

Ðàçäåë IV — «Ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» — ñîäåðæèò ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêîå îïèñàíèå îñíîâíûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî ïîäðîñòêîâî-þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Ýòîò ðàçäåë íàèáîëåå âàæåí äëÿ ïðàêòèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ ñ ðåáåíêîì, äëÿ êîòîðûõ âàæíî çíàòü è ïîíèìàòü îñíîâíûå ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà êàæäîì èç ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ. ×òîáû ïîíÿòü ñîäåðæàíèå ýòîãî ðàçäåëà, íåîáõîäèìî îñâîèòü âåñü ìàòåðèàë, ïðåäñòàâëåííûé â òðåõ ïðåäûäóùèõ. Ýòîò ðàçäåë çàâåðøàåò ãëàâà, â êîòîðîé ðàññìàòðèâàåòñÿ âëèÿíèå ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèòèå ðåáåíêà.

 êîíöå êàæäîé ãëàâû ïîìåùåíû âîïðîñû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îñâåæèòü â ïàìÿòè îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà, òðåáóþùèå îñîáîãî âíèìàíèÿ.

Источник

Ñèñòåìíûé ïðèíöèï îðãàíèçàöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé â îíòîãåíåçå

Âàæíîñòü âûÿâëåíèÿ çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà ðåáåíêà è îñîáåííîñòåé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ åãî ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà äëÿ îõðàíû çäîðîâüÿ è ðàçðàáîòêè àäåêâàòíûõ âîçðàñòó ïåäàãîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé îïðåäåëèëà ïîèñê îïòèìàëüíûõ ïóòåé èçó÷åíèÿ ôèçèîëîãèè ðåáåíêà è òåõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò àäàïòèâíûé ïðèñïîñîáèòåëüíûé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ íà êàæäîì ýòàïå îíòîãåíåçà.

Читайте также:  Заполнение индивидуального маршрута развития ребенка

Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì ïðåäñòàâëåíèÿì, íà÷àëî êîòîðûì áûëî ïîëîæåíî åùå ðàáîòàìè À.Í. Ñåâåðöîâà â 1939 ã., âñå ôóíêöèè ñêëàäûâàþòñÿ è ïðåòåðïåâàþò èçìåíåíèÿ ïðè òåñíîì âçàèìîäåéñòâèè îðãàíèçìà è ñðåäû.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ïðåäñòàâëåíèåì àäàïòèâíûé õàðàêòåð ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû îïðåäåëÿåòñÿ äâóìÿ âàæíåéøèìè ôàêòîðàìè: ìîðôîôóíêöèîíàëüíîé çðåëîñòüþ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì è àäåêâàòíîñòüþ âîçäåéñòâóþùèõ ñðåäîâûõ ôàêòîðîâ ôóíêöèîíàëüíûì âîçìîæíîñòÿì îðãàíèçìà.

Òðàäèöèîííûì äëÿ îòå÷åñòâåííîé ôèçèîëîãèè (È.Ì. Ñå÷åíîâ, È. Ï. Ïàâëîâ, À.À. Óõòîìñêèé, Í.À. Áåðíøòåéí. Ï.Ê. Àíîõèí è äð.) ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìíûé ïðèíöèï îðãàíèçàöèè àäàïòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû. Ýòîò ïðèíöèï, ðàññìàòðèâàåìûé êàê áàçîâûé ìåõàíèçì æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî âñå âèäû ïðèñïîñîáèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì è öåëîñòíîãî îðãàíèçìà îñóùåñòâëÿþòñÿ ïîñðåäñòâîì èåðàðõè÷åñêè îðãàíèçîâàííûõ äèíàìè÷åñêèõ îáúåäèíåíèé, âêëþ÷àþùèõ îòäåëüíûå ýëåìåíòû îäíîãî èëè ðàçíûõ îðãàíîâ (ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì).

Âàæíåéøèé âêëàä â èçó÷åíèå ïðèíöèïîâ äèíàìè÷åñêîé ñèñòåìíîé îðãàíèçàöèè ïðèñïîñîáèòåëüíûõ äåéñòâèé îðãàíèçìà âíåñëè èññëåäîâàíèÿ À.À. Óõòîìñêîãî, âûäâèíóâøåãî ïðèíöèï äîìèíàíòû êàê ôóíêöèîíàëüíîãî ðàáî÷åãî îðãàíà, îïðåäåëÿþùåãî àäåêâàòíîå ðåàãèðîâàíèå îðãàíèçìà íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ. Äîìèíàíòà, ïî À.À. Óõòîìñêîìó, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îáúåäèíåííóþ åäèíñòâîì äåéñòâèÿ êîíñòåëëÿöèþ íåðâíûõ öåíòðîâ, ýëåìåíòû êîòîðîé ìîãóò áûòü òîïîãðàôè÷åñêè äîñòàòî÷íî óäàëåíû äðóã îò äðóãà è ïðè ýòîì ñîíàñòðîåíû íà åäèíûé ðèòì ðàáîòû. Êàñàÿñü ìåõàíèçìà, ëåæàùåãî â îñíîâå äîìèíàíòû, À.À. Óõòîìñêèé îáðàùàë âíèìàíèå íà òîò ôàêò, ÷òî íîðìàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü îïèðàåòñÿ «íå íà ðàç è íàâñåãäà îïðåäåëåííóþ è ïîýòàïíóþ ôóíêöèîíàëüíóþ ñòàòèêó ðàçëè÷íûõ ôîêóñîâ êàê íîñèòåëåé îòäåëüíûõ ôóíêöèé, à íà íåïðåñòàííóþ èíòåðöåíòðàëüíóþ äèíàìèêó âîçáóæäåíèé íà ðàçíûõ óðîâíÿõ: êîðòèêàëüíîì, ñóáêîðòèêàëüíîì, ìåäóëëÿðíîì, ñïèíàëüíîì». Òåì ñàìûì ïîä÷åðêèâàëàñü ïëàñòè÷íîñòü, çíà÷èìîñòü ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííîãî ôàêòîðà â îðãàíèçàöèè ôóíêöèîíàëüíûõ îáúåäèíåíèé, îáåñïå÷èâàþùèõ àäàïòèâíûå ðåàêöèè îðãàíèçìà. Èäåè À.À. Óõòîìñêîãî î ôóíêöèîíàëüíî-ïëàñòè÷íûõ ñèñòåìàõ îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ïîëó÷èëè ñâîå ðàçâèòèå â òðóäàõ Í.À. Áåðíøòåéíà. Èçó÷àÿ ôèçèîëîãèþ äâèæåíèé è ìåõàíèçìû ôîðìèðîâàíèÿ äâèãàòåëüíîãî íàâûêà, Í.À. Áåðíøòåéí óäåëÿë âíèìàíèå íå òîëüêî ñîãëàñîâàííîé ðàáîòå íåðâíûõ öåíòðîâ, íî è ÿâëåíèÿì, ïðîèñõîäÿùèì íà ïåðèôåðèè òåëà — â ðàáî÷èõ òî÷êàõ. Ýòî ïîçâîëèëî åìó åùå â 1935 ã. ñôîðìóëèðîâàòü ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ïðèñïîñîáèòåëüíûé ýôôåêò äåéñòâèÿ ìîæåò áûòü äîñòèãíóò òîëüêî ïðè íàëè÷èè â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå â êàêîé-òî çàêîäèðîâàííîé ôîðìå êîíå÷íîãî ðåçóëüòàòà — «ìîäåëè ïîòðåáíîãî áóäóùåãî».  ïðîöåññå ñåíñîðíîãî êîððåãèðîâàíèÿ ïóòåì îáðàòíûõ ñâÿçåé, ïîñòóïàþùèõ èç ðàáîòàþùèõ îðãàíîâ, ñîçäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ñëè÷åíèÿ èíôîðìàöèè îá óæå îñóùåñòâëåííîé äåÿòåëüíîñòè ñ ýòîé ìîäåëüþ.

Âûñêàçàííîå Í.À. Áåðíøòåéíîì ïîëîæåíèå î çíà÷åíèè îáðàòíûõ ñâÿçåé â äîñòèæåíèè ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé èìåëî ïåðâîñòåïåííîå çíà÷åíèå â ïîíèìàíèè ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè àäàïòèâíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà è îðãàíèçàöèè ïîâåäåíèÿ.

Êëàññè÷åñêîå ïðåäñòàâëåíèå î ðàçîìêíóòîé ðåôëåêòîðíîé äóãå óñòóïèëî ìåñòî ïðåäñòàâëåíèþ î çàìêíóòîì êîíòóðå ðåãóëèðîâàíèÿ. Î÷åíü âàæíûì ïîëîæåíèåì, ðàçðàáîòàííûì Í.À. Áåðíøòåéíîì, ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåííàÿ èì âûñîêàÿ ïëàñòè÷íîñòü ñèñòåìû — âîçìîæíîñòü äîñòèæåíèÿ îäíîãî è òîãî æå ðåçóëüòàòà â ñîîòâåòñòâèè ñ «ìîäåëüþ ïîòðåáíîãî áóäóùåãî» ïðè íåîäíîçíà÷íîì ïóòè äîñòèæåíèÿ ýòîãî ðåçóëüòàòà â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíûõ óñëîâèé.

Ðàçâèâàÿ ïðåäñòàâëåíèå î ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìå êàê îáúåäèíåíèè, îáåñïå÷èâàþùåì îðãàíèçàöèþ àäàïòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ, Ï.Ê. Àíîõèí â êà÷åñòâå ñèñòåìîîáðàçóþùåãî ôàêòîðà, ñîçäàþùåãî îïðåäåëåííîå óïîðÿäî÷åííîå âçàèìîäåéñòâèå îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ ñèñòåìû, ðàññìàòðèâàë ïîëåçíûé ðåçóëüòàò äåéñòâèÿ. «Èìåííî ïîëåçíûé ðåçóëüòàò ñîñòàâëÿåò îïåðàöèîíàëüíûé ôàêòîð, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò òîìó, ÷òî ñèñòåìà… ìîæåò ïîëíîñòüþ ðåîðãàíèçîâàòü ðàñïîëîæåíèå ñâîèõ ÷àñòåé â ïðîñòðàíñòâå è âî âðåìåíè, ÷òî è îáåñïå÷èâàåò íåîáõîäèìûé â äàííîé ñèòóàöèè ïðèñïîñîáèòåëüíûé ðåçóëüòàò» (Àíîõèí).

Ïåðâîñòåïåííîå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ ìåõàíèçìîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ ñèñòåìû, èìååò ïîëîæåíèå, ðàçâèâàåìîå Í.Ï. Áåõòåðåâîé è åå ñîòðóäíèêàìè, î íàëè÷èè äâóõ ñèñòåì ñâÿçåé: æåñòêèõ (âðîæäåííûõ) è ãèáêèõ, ïëàñòè÷íûõ. Ïîñëåäíèå íàèáîëåå âàæíû äëÿ îðãàíèçàöèè äèíàìè÷åñêèõ ôóíêöèîíàëüíûõ îáúåäèíåíèé è îáåñïå÷åíèÿ êîíêðåòíûõ ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé â ðåàëüíûõ óñëîâèÿõ äåÿòåëüíîñòè.

Îäíîé èç îñíîâíûõ õàðàêòåðèñòèê ñèñòåìíîãî îáåñïå÷åíèÿ àäàïòèâíûõ ðåàêöèé ÿâëÿåòñÿ èåðàðõè÷íîñòü èõ îðãàíèçàöèè (Âèíåð). Èåðàðõèÿ ñî÷åòàåò â ñåáå ïðèíöèï àâòîíîìíîñòè ñ ïðèíöèïîì ñîïîä÷èíåíèÿ. Íàðÿäó ñ ãèáêîñòüþ è íàäåæíîñòüþ äëÿ èåðàðõè÷åñêè îðãàíèçîâàííûõ ñèñòåì õàðàêòåðíà âûñîêàÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðíàÿ è èíôîðìàöèîííàÿ ýêîíîìè÷íîñòü. Îòäåëüíûå óðîâíè ìîãóò ñîñòîÿòü èç áëîêîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ ïðîñòûå ñïåöèàëèçèðîâàííûå îïåðàöèè è ïåðåäàþùèõ îáðàáîòàííóþ èíôîðìàöèþ íà áîëåå âûñîêèå óðîâíè ñèñòåìû, êîòîðûå îñóùåñòâëÿþò áîëåå ñëîæíûå îïåðàöèè è âìåñòå ñ òåì îêàçûâàþò ðåãóëèðóþùåå âëèÿíèå íà áîëåå íèçêèå óðîâíè.

Èåðàðõè÷íîñòü îðãàíèçàöèè, îñíîâûâàþùàÿñÿ íà òåñíîì âçàèìîäåéñòâèè ýëåìåíòîâ êàê íà îäíîì óðîâíå, òàê è íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ñèñòåì, îïðåäåëÿåò âûñîêóþ óñòîé÷èâîñòü è äèíàìè÷íîñòü îñóùåñòâëÿåìûõ ïðîöåññîâ.

 õîäå ýâîëþöèè ôîðìèðîâàíèå èåðàðõè÷åñêè îðãàíèçîâàííûõ ñèñòåì â îíòîãåíåçå ñâÿçàíî ñ ïðîãðåññèâíûì óñëîæíåíèåì è íàñëàèâàíèåì äðóã íà äðóãà óðîâíåé ðåãóëèðîâàíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ ñîâåðøåíñòâîâàíèå àäàïòàöèîííûõ ïðîöåññîâ (Âàñèëåâñêèé). Ìîæíî ïîëàãàòü, ÷òî òå æå çàêîíîìåðíîñòè èìåþò ìåñòî è â îíòîãåíåçå.

Î÷åâèäíà çíà÷èìîñòü ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê èçó÷åíèþ ôóíêöèîíàëüíûõ ñâîéñòâ ðàçâèâàþùåãîñÿ îðãàíèçìà, åãî ñïîñîáíîñòè ê ôîðìèðîâàíèþ îïòèìàëüíîãî äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà àäàïòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ, ñàìîðåãóëÿöèè, ñïîñîáíîñòè ê àêòèâíîìó öåëåñîîáðàçíîìó ïîèñêó èíôîðìàöèè, ôîðìèðîâàíèþ ïëàíîâ è ïðîãðàìì äåÿòåëüíîñòè.

Источник