Развитие ребенка в обществе человека

Развитие ребенка в обществе человека thumbnail

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

  • Развитие от А до Я

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Появившись  на свет, каждый человек (индивид)  начинает  постепенно  усваивать  человеческую  культуру,  приобретать  свои  особенности, входить  в  общество, самоутверждаться  среди  других  людей  и  становиться  личностью – т.е., происходит  его  социализация, которая  включает  в  себя  следующее:

–         приобщение к  культуре;

–          обучение  и  воспитание;

–         взаимодействие  с  другими  людьми;

–         освоение  им  ценностей   норм общества, различных   социальных  ролей  и  видов  совместной  деятельности;

–           приобретение  определенных  прав  и  обязанностей  взглядов,  привычек   и т.д.

В результате  человек  из биологического  существа  постепенно  превращается  в  существо  социальное, способное  жить  и  действовать  в  обществе.

Социализация  начинается  в  самом  раннем  детстве  и  не  прекращается  по  существу  до  глубины  старости.

В  раннем  детстве  закладывается  основа  человеческого характера, начинают  формироваться  определенные  черты  его  личности. Никогда  потом  ребенок  не  меняется  и  не  развивается  так  стремительно, как  в  первые  3-4 года. За  это  время  он  совершает  громадный  скачок  от  бессмысленного  создания, умеющего  только  пищать, сосать  соску  и  пачкать  пелёнки, к  человеку, конечно, маленькому  еще  и  беспомощному, но  обладающему  уже  всеми  человеческими  качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением  к  познанию  и  даже  творчеству. В  применении  к раннему  детству  психологи  и  ученые  чаще  произносят  слово   «старт» и  придают  ему  все  большее  значение. Некоторые  ученые   считают, что

«половина  общего  развития  умственных  способностей  человека  происходит  в  течение  первых  четырех  лет  жизни, 30 % – между  четырьмя  и  восемью  годами, а  остальные  20%   – между  восемью  и  семнадцатью.

Маленький  человек  ко  всему  присматривается  с  жадным  вниманием, он  чрезвычайно  наблюдателен, все  схватывает  на  лету, все  подличает, старается  как – то  «переварить»  и увязать  в  своей  голове, чтобы  разобраться  в  окружающей  действительности.

Глядя  вокруг, он  день за  днем  вырисовывает  для себя  картину  мира, решает, что  важно, а  что нет, что  хорошо, а  что  плохо, как  следует  вести  себя  в  той  или  иной   ситуации.  Воспитывая  малыша, важно постоянно  помнить, что  он  рядом, все  видит  и  слышит; помнить, что молчаливый  собственный  пример  вдесятеро  важнее, чем  самый  умный совет, чем  самые   красноречивые   словесные   поучения. Слова  могут,  что  называется,  пролетать  мимо ушей (особенно, если  все  время  надоедливо  твердить  одно  и  тоже), а  поступки  окружающих  врезаются  в  сознание  прочно  и  глубоко. Социализация в детстве  и  главным образом  в  семье, характеризуется  наибольшей  глубиной  эмоциональных  связей.       Воздействие  семьи  во  многом  определяется  последующее  участие ребенка  в  жизни  общества.

Другим  важным фактором  социализации личности  является  творчество.

« Творчество  является  уделом  всех  в  большей  или меньшей  степени, оно  же  является  нормальным  и  постоянным  спутником   детского  развития»   (Л.С. Выготский). Одним  из  основных  условий развития  творческой  личности  ребенка  является  игра  и  творческая  деятельность. Благодаря  творчеству  люди совершенствуют  себя  и  окружающий  мир. Создание  субъективно  нового  в  процессе  деятельности  порождает  оригинальные  идеи,  и  при  этом  возникают  нестандартные  способы  деятельности  и  человек  включается  в  процесс « познавательной  самодеятельности».

Важную  роль  на отдельных  этапах  становления  и развития  личности  ребенка  оказывают  детские  общественные  объединения. Влияние  их является  временным  и  продолжается  на  протяжении  всего  нескольких  лет.  Но годы  эти  приходятся  на самый  важный  период  жизни  человека.

Центры  детского  творчества  и  другие   УДО  ориентированы  на  реализацию  процесса  социализации  детей и  подростков. Способности  детей  формируются  и развиваются  в  деятельности. Поэтому для  развития  способностей  необходимо  включать    ребенка  с  ранних лет  в  доступную  его  возрасту  деятельность. Уже  в дошкольном  возрасте  дети  учатся  рисовать, заниматься  лепкой, учатся  правильно  петь  и  узнавать  мелодии, чувствовать  их  ритм.

Одна  из  задач  системы  воспитания – всестороннее развитие  способностей  детей.  Для  того, чтобы творческая  деятельность  положительно  влияла  на  развитие  способностей  она  должна  удовлетворять  некоторым  условиям:

1. Деятельность должна   вызывать  у  ребенка  сильные  и  устойчивые  положительные  эмоции, удовольствие.

2. Деятельность  ребенка должна  быть  по  возможности  творческой.

3. Организовать  деятельность  ребенка  так, чтобы  он  преследовал цели, всегда  немного  превосходящие  его  наличные  возможности, уже  достигнутый  им  уровень  выполнения  деятельности.

В  подростковом возрасте  ведущей  становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная  деятельность. Именно  она  является  способом  самоутверждения  для  подростка.

В связи  с  этим  передача  социального  опыта  должна  осуществляться  в  объединениях  УДО  посредством  организации  совместной  общественно – полезной  и  культурно – досуговой  деятельности   детей  и  взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий  тип  деятельности подростков  должен  быть организован  как творчество, в  процессе  которого  развиваются  их  способности. Основной  мотив   такой  деятельности – социальное  самоутверждение  среди  сверстников  и  взрослых. Участвуя  в сознательной  деятельности, подросток  решает  жизненно  важные  задачи: познает  себя, утверждается  в  среде  сверстников, определяется  в  плане  будущей  профессии, создает  круг  своего  общения  с  окружающими. Деятельность  подростка  в  объединении, где  собираются  близкие  по  духу  люди, способствует  самораскрытию  внутреннего  мира личности,  выявлению  в  нем  главного,  устойчивого,  и  внешнего –  того, от чего  можно  отказаться. На  занятиях  в  объединениях  происходит  знакомство  ребенка  с  ценностями  культуры, с  учетом  его  личных интересов, национальных  особенностей, традиций  его  микросоциума. Так  появляется  возможность  «погружения»   в  культуру.

На  занятиях  в  объединении  не  должно  творчество  подменяться  простой  учебной  работой  по  образцу  «делай, как  я». Педагог  д.о.  всей  своей  деятельностью  должен  побуждать  ребенка  к  творчеству. Нередко в  общении с  детьми  преобладает  авторитарный  стиль – все  держится  на  голосе  педагога. Необходимо  обращать  внимание  на  манеру  держаться, этические  нормы  поведения, правильную  и  образную  речь. Все  это, в конечном  счете, достигается  каждодневной  работой  над  собой, повышением уровня  образования  через  самообразование. 

Творческая  деятельность  в  большой  мере  способствует     социализации. В  процессе  творческой  деятельности  школьник  приобретает  качества, необходимые  ему  для  жизнедеятельности  в  обществе.

Активная  преобразующая  деятельность  учащихся  во  внешкольной  среде – реальная  сфера  проявления  социально  активной  позиции  личности, а  её  общественные  организации  и  коллективы   – реальные  и  социальные  явления, поле  тренировки  социально  – общественного  поведения  учащихся.

Источник