Развитие ребенка в образовательном процессе

Развитие ребенка в образовательном процессе thumbnail

«РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:ОПЫТ,ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ»

Викулова Ольга Леонидовна, vikulowaolia@yandex.ru МАОУ СОШ №2 /с. Абатское/

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащихся, но и как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта»

Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Российское государство действующим законодательством в области образования как одну из приоритетных задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка. Это особенно актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам. Наши дети овладевают комплексом компетенций, который позволит им уверенно жить и развиваться в условиях современного быстро меняющего мира. Такими, как умение учиться на протяжении всей жизни, эффективно работать с информацией, владеть навыками коммуникации и сотрудничества в самых разных ситуациях, проектировать собственную деятельность, принимать ответственные и продуманные решения там, где нельзя положиться на готовые шаблоны, сформировать основы гражданской идентичности, толерантности, нравственных норм поведения в обществе. Необходимо создать условия, при которых наши дети смогут получить подготовку, позволяющую им уверенно ощущать себя в современном обществе. [2] Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. /Е.Б.Лактионова/. Эта цель достижима в результате создания образовательной среды, в которой нацеленность на достижение успеха является одной из главных личностно значимых целей. Критериями успешности формирующейся личности, я считаю образовательные достижения учащихся, т.к достижение- это еще и процесс получения определенного результата, это рост успеваемости, заинтересованность ребенка, повышение самооценки. В «Портфель достижении» я включаю следующие разделы: 1. Кто и чего я хочу. 2. Чему я научился на разных предметах. 3. Достижения Вне учебы. 4. Лист самооценки. 5. Самооценка творческого дела. Благодаря этой технологии, дети развивают умение самооценки, а также ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, а родители смогут проследить реальные успехи и достижения ребенка.

Таким образом, современная образовательная среда становится одним из важнейших факторов формирования успешной личности при условии создания эффективной системы управления развитием достижений учащихся.

Современная образовательная среда помогает каждому ученику осознать значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире, проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий и интеллектуальный потенциал. Этому способствует глобальное образование, посредством которого у ученика образуется новое мышление, новое отношение к жизни, свое окружение, мир, в котором живет.

Модернизация современной образовательной среды создала определенные условия для развития ребенка, а это активное внедрение в практику различных педагогический инноваций, авторских программ и учебников, современных педагогических технологии, использование ИКТ в образовательном процессе, эффективных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения. Индивидуальная, парная и групповая формы работы организации учебного процесса применимы на уроках для развития компетенции, позволяющих учащимся уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Кроме того на уроках я применяю элементы « Технологии развития критического мышления», через чтение и письмо, где ученики не пассивные слушатели, они главные действующие лица урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное, учатся задавать вопросы. Благодаря этой работе учащиеся глубже понимают прочитанное, овладевают активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, повышается культура речи, эстетическое развитие, формируется активная личность, умеющая творчески и самостоятельно работать. Л.Н.Толстой утверждал «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилием мысли, а не одной только памятью». Действительно чем выше осознанность любых познавательных действий, тем выше их эффективность. Именно поэтому я использую на уроках активные формы и приемы обучения. С целью развития интеллектуальных способностей я применяю такие игровые приемы, как «Подтверди или опровергни информацию», «Фишбоун», «И это все о нем», «Криптограмма», «Кластер», «Дерево предсказаний» , «Корзина идей», «Инсерн», «Синквейн», «РАФТ». Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальность и создать условия для самореализации. В этом мне помогает приемы технологии РКМЧП.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Проблемой современной образовательной среды является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям узи

Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.

Китайская пословица гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». Именно на организации самостоятельной деятельности ученика на уроке я строю свои урок. В условиях ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие самостоятельности ребенка. На своих уроках я применяю технологии «Проблемно- диалогического обучение». Применение этой технологии позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Моя цель научить детей идти путем самостоятельных находок и открытии. Достигая результата, мои дети могут четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Как вариантом проблемного обучения использую поисковые и исследовательские методы.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную личность; развивали в ребенке: исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; развитие познавательного интереса учащихся; развивали бы принцип связи обучения с жизнью. Для достижения этих целей я использую технологию «Метод проектов».

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса к процессу обучения со стороны учащихся, поэтому необходимо искать новые методы, приемы и формы организации обучения, которые позволят решить многие проблемы в рамках классно-урочной системы. В своей работе для стимулирования интереса школьников к учебной деятельности использую «Метод проектов»- как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую). Одним из принципов является личностная ориентация содержания образования. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и особенностей предполагает особый акцент на запуск исследовательской программы.

В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело. «Метод проектов» дает возможность детям попробовать себя в новом качестве, в новой роли, что способствует развитию его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. Метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний

Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес является «Игровая технология». «Игровые технологии» являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Ученики очень любят игры. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, им интересен поиск недостающего. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Я считаю, благодаря использованию дидактических игр ученики становятся самостоятельнее, активнее, творческими.

Неотъемлемой частью систему обучения является внеурочная деятельность. Через внеурочную деятельность осуществляем:

-развитие интересов учащихся на основе свободного выбора;

-постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций;

-создание условии для физического , интеллектуального и эмоционального отдыха детей;

-развитие каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуациях;

-развитие инициативы и творчества детей;

-воспитание любви к родному краю

-развитие любознательности, познавательной деятельности.

Решая эти задачи, в моем классе проводятся такие кружки, как «Школа трудолюбия», «Одаренок», «Я гражданин России», «Здоровячек», «Ладушки». Занятия я провожу в различных формах, это и беседа, рассказ, деловая игра, диалог исторических или литературных персонажей, путешествие, ролевая игра, телепередачи, экскурсии. Через экскурсии в музей, в храм, в библиотеку решаю такие задачи как: развитие познавательной мотивации, эстетического вкуса, духовно- нравственные ценности. Общаясь с детьми, родителями, отмечают, что это дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представление об окружающем мире. Изучение классного коллектива по системе «Познай себя», классные часы «Мир моих увлечений», самовоспитание по системе «Сделай себя». В классе складываются доброжелательные отношения, что является формированием здоровьесберегающей среды. Большое значение в развитии ребенка являются занятия в учреждениях дополнительного образование. Это и спортивные секций, занятия хореографией, музыкой.

Читайте также:  Мытищи центры развития ребенка

Я считаю, что современная образовательная среда это центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Системная работа школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию, приводит к определенным системным изменениям и социальным эффектам:

100% учащихся заняты организационными воспитательными формами, 90% заняты в системе дополнительного образования, наблюдается положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, повышается удовлетворенность родителей деятельностью ОУ. В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема развития креативной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно- правовой культуры личности и ряд других проблем. Перспективы развития личности ребенка: взаимодействие с организациями всей социальной сферы, введение новых информационных технологии, приобщение потенциала родительской общественности в организации школьных дел. Задача школы в современных условиях- полноценное развитие личности.

Литература

  1. Астафьева Н.Г. «Формирование и развитие среды школы»/статья,-2012г

  2. Зубарева Е.В. «Актуальные проблемы развития личности в современном образовательном пространстве»/статья,-2011г

  3. Коротеньков Ю.Г. Информационная образовательная среда.//учебное пособие, академия АйТи,-152

  4. Назарова Т.С . Проблемы реализации Национальной образовательной инициативы «наша Новая школа»/ вестник образования России, №1,2012

  5. Румянцева О.А., О.В. Уханова. Современная образовательная среда начальной школы, 2012г

Источник

Зембеля Ирина Александровна,

воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44

Калининского района Санкт-Петербурга

Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога дошкольного воспита­ния. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации.

В последние годы образовательные учреждения получи­ли правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об об­разовании» коллективу детского сада дается воз­можность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разреша­ется создавать собственную программу, экспериментиро­вать. Но следует учитывать, что творчество в педагоги­ческом процессе плодотворно и оправданно, если педаго­ги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательны­ми стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образова­нии». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:

· развивающую;

· социализирующую (воспитывающую);

· информационную (обучающую);

· адаптивную.

Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:

· целенаправленность;

· многофакторность;

· вариативность;

· целостность;

· динамичность;

· диалектичность;

· субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка ступени развития

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.

Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:

· принцип целостности развития ребенка;

· принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;

· принцип систематичности и непрерывности;

· принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;

· принцип учета возрастных возможностей детей;

· принцип инди­видуализации и дифференциации;

· принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;

· принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;

· принцип гуманизации;

· принцип системности и оптимизации;

· принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.

Педагогический процесс – это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

  • оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
  • воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
  • учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  • осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
  • создание развивающей среды.

По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.

План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]

В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Поэтому при конструировании педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.

Литература и интернет источники:

1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Лобанова Е.А. – Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)

3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012

Источник