Развитие ребенка в норме и при дцп

Развитие ребенка в норме и при дцп thumbnail

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП —

это детский церебральный особенности развития детей с дцппаралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современномособенности развития детей с дцп мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность.  У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно,особенности развития детей с дцп что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши особенности развития детей с дцпмогут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной особенности развития детей с дцпдвигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое особенности развития детей с дцпне кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Читайте также:  Понятие социальное развитие ребенка

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,особенности развития детей с дцп ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика.  В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе особенности развития детей с дцппозволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится особенности развития детей с дцпнеустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.особенности развития детей с дцп

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того, особенности развития детей с дцпдля решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Источник

Родители не могут воспринять спокойно страшный диагноз «ДЦП», который врач поставил их малышу. Но главное в этом случае не опускать руки, а постараться найти то самое спасительное средство, с помощью которого можно победить болезнь или уменьшить ее последствия. У каждого ребенка заболевание развивается в индивидуальном порядке, поэтому метод лечения тоже должен быть уникален, подобран с учетом всех особенностей маленького пациента с ДЦП.

Читайте также:  Уровень развития ребенка интеллектуальный и культурный

Дети с ДЦП

Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития. Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери. Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Симптомы

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины – недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение – главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента – лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни. 

Источник

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

Ребенок  с ДЦПОт тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с детским церебральным параличом, каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Читайте также:  Центр развития ребенка в чайковском

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.развитие ребенка с ДЦП

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Особенности физического развития

работа в группахНарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько поврежденыРебенок и мама структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

Родителям необходимо:Эмоциональное развитие ребенка с ДЦП

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.

Источник