Развитие ребенка в норме и патологии в раннем возрасте

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник
Портрет гиперактивного ребенка.
В каждой группе детского сада встречаются дети. Которым трудно усидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. У таких детей часто плохая координация и недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, много говорит, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.
Правила работы с гиперактивными детьми.
– работать с ребенком в начале дня, а не вечером;
– делить занятия на более короткие, но более частые;
– во время занятий использовать физкультминутки;
– снизить требования к аккуратности выполнения задания, чтобы сформировать чувство успеха;
– посадить ребенка на время группового занятия рядом с взрослым;
– договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
– давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
– использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
– поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
– предоставлять ребенку возможность выбора;
– стараться всегда оставаться хладнокровным и спокойным.
Портрет агрессивного ребенка.
Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Такой ребенок становится «грозой» для всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей. Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным и никому не нужным. Педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Правила работы с агрессивными детьми.
– быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;
– демонстрировать модель неагрессивного поведения;
– наказывать ребенка только за конкретные поступки;
– наказания не должны унижать ребенка;
– обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева;
– давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;
– обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей;
– развивать способность сопереживать другим людям.
Портрет тревожного ребенка.
Тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается. Кажется, что он ожидает каких- либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Работать с такими детьми не легче , чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они иногда боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже всех во всем, что они самые неуклюжие, некрасивые, неумные. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Правила работы с тревожными детьми:
– избегайте состязаний, и каких- либо видов работ, учитывающих скорость;
– не сравнивайте ребенка с окружающими;
– чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
– способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
– чаще обращайтесь к ребенку по имени;
– демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения (будьте примером);
– не предъявляйте к ребенку завышенных требований;
– старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
– используйте наказание лишь в крайних случаях;
– не унижайте ребенка, наказывая его.
Причины возникновения онанизма (мастурбации) у детей:
– неукротимый темперамент, повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения;
– излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты, частые физические наказания;
– насильное кормление;
– психологическое заражение, склонности детей первых лет жизни к подражанию (в домах ребенка);
– недостаток положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности;
– расстройство сна, затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон, долгое нахождение в постели без сна;
– повышенная потливость вследствие болезни или чрезмерного укутывания, эксудативно – катаральный диатез с зудом, трение тесной одежды;
– заболевание неврозами.
Правила работы с детьми, страдающими онанизмом:
– наполнение досуга ребенка разнообразными впечатлениями;
– активная организация общеоздоровительных мероприятий;
– избегание резкого прерывания одной попытки онанизма (проходит крайне болезненно, вызывает у ребенка раздражение, злость и обиду, провоцирует влечение к онанизму);
– используется похвала ребенка за то, что он удерживается от нежелательных действий (самый эффективный способ помощи);
– давать ребенку возможность устать так, что сон наступит сам собой;
– регулярно применять водные процедуры, повышающие чувство тела: купание, душ, обтирание;
– обращение к гинекологу или урологу (в зависимости от пола ребенка), затем к невропатологу.
Сосание пальца, как патологическая привычка.
При сосании пальца, как и при грудном вскармливании, ребенок закрывает глаза, издает звуки, чмокает. Видно, что сосание доставляет ему удовольствие, и он находится в состоянии полузабытья, временами полностью отключаясь от окружающего. Оторвать его от этого занятия нелегко, и при малейшей возможности палец вновь оказывается во рту, пока не наступит на некоторое время состояние удовлетворения.
Причины возникновения сосания пальца:
– неудовлетворенность инстинкта сосания вследствие затруднений при грудном вскармливании или его отсутствии;
– сосание пальца, как способ уменьшения чувства беспокойства;
– резкие ограничения в желании сосать соску- пустышку;
– отсутствие ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание в учреждение;
– сосание пальца создает иллюзию удовлетворения, просто занятости (если ребенок один, или находится в кроватке без сна);
– является средством компенсации недостающего внимания к себе.
Правила работы с детьми, имеющими отрицательную привычку в виде сосания пальца:
– установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства;
– разумное пользование соской;
– отсутствие лишних ограничений;
– создание условий для разнообразия впечатлений и подвижных, эмоционально насыщенных игр;
– помощь ребенку при засыпании (покачивание кроватки, убаюкивание…);
– исключение раздражительного отношения со стороны взрослых к отрицательной привычке ребенку, (нельзя торопить, ругать и физически наказывать, – это вызывает у ребенка потребность сосать палец).
Энурез – ночное и дневное (во время сна) недержание мочи. Причины:
– нарушения сна (чрезмерно глубокий сон, почти невозможно добиться пробуждения; нарушения ритма сна…);
– повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре;
– наследственное предрасположение;
– замедленный темп развития ребенка (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить);
– минимальная мозговая дисфункция (дети, отличающиеся рассеянным вниманием и плохим запоминанием);
– наличие хронических заболеваний;
-педагогическая запущенность (недостаток соответствующего ухода в раннем детстве);
– результат пережитой травмы (разлуки с матерью, потеря семьи…).
Правила работы с детьми, страдающими энурезом:
– необходимо проконсультироваться с врачом о наличии энуреза у ребенка, а так же о перенесенных наркозах. При наличии этих проблем, высаживание ночью не только бесполезно, но иногда и опасно, так как может привести к стойкому нарушению сна. Такому ребенку рекомендуется надевать подгузник;
-если медицинских противопоказаний нет, можно понаблюдать за ребенком, определить в какое время сна происходит мочеиспускание, чтобы подобрать оптимальное время для высаживания;
-обратить внимание на то, случается ли у ребенка непроизвольное мочеиспускание вне сна. При отсутствии в анализах детей признаков воспалительного процесса целесообразно напоминать ребенку каждый час о необходимости сходить в туалет.
Источник