Развитие ребенка в неполноценной семье
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Сегодня с вами я, НМ, доцент кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И под прицелом данной статьи такое явление, как “неполные семьи”. Скажите, что вы знаете о неполных семьях и детях, вышедших из них? Несомненно, вы скажете, что дети из неполных семей растут неполноценными, ибо для ребёнка важно наличие обоих родителей. Вы скажете, что развод сильно бьёт по психике ребёнка. И я вас поздравляю, ведь это абсолютно… неправильный ответ.
Не поймите неправильно: НМ вообще сторонник традиционных семейных ценностей и считает, что гармоничная полная семья всегда лучше неполной семьи. Но, ключевое слово тут именно “гармоничная”. Гармоничные полные семьи неполными не становятся. Это лежит в самом условии задачи: зачем гармоничной полной семье вообще задумываться о разводе? О разводе задумаются только в той семье, где что-то пошло по звёздному маршруту в неведомые дали. И в такой ситуации любой психолог, чей коэффициент интеллекта хотя бы чуточку выше комнатной температуры никогда не употребит фразу “сохраните семью ради ребёнка”. Именно поэтому в рамках данной статьи, разбирая пугалки о неполноценности детей из неполных семей мы будем сравнивать судьбы таких детей с судьбами детей из полных, но неблагополучных семей, в которых мамы изменяют папам в надежде снова почувствовать себя женщиной, а папы бухают из-за того, что устали, что их пилят. Так же, я буду в качестве базового примера неполной семьи использовать именно наиболее распространённый по нашей стране случай, когда с ребёнком остаётся мама. Если будет спрос, когда-нибудь я коснусь и ситуации, с неполными семьями, в которых отсутствует мать.
Первая пугалка, относительно детей из неполных семей, это нарушение развития интеллектуальной сферы. Считается, что для гармоничного развития интеллекта необходим пример двух разных типов мышления. Мужского математического и женского гуманитарного. Знаете, если честно, если психолог приводит вам это утверждение в качестве аргумента, избейте его портретом Марии Склодовской-Кюри и сожгите его диплом. Различия в физиологии в целом, и в мышлении, в частности, между мужчинами и женщинами, несомненно, есть, однако лежат они не в гуманитарно-математической плоскости вообще. Вообще, чем больше НМ занимается этим вопросом, тем больше убеждается, что не существует математического и гуманитарного склада ума, а существует просто разный набор навыков. Но это тема совсем другой дискуссии. В рамках данной дискуссии достаточно знать, что влияние физиологии на так называемый, гуманитарно-математический склад ума не доказано. Зато доказано влияние общественных институтов.
Иными словами, девушки плохи в математике, потому что растут в обществе, где считается, что они плохи в математике, их достижения обесцениваются, а желание развиваться – пропадает. Аналогично и с мужчинами в гуманитарных сферах.
Да что там? Из всех людей, которых встречал НМ на своём пути, именно женщины были самыми крутыми математиками. Одна из них в СССР писала программное обеспечение для советских ракет. Эта старушка способна забыть, что было пять минут назад, но при этом её страдающий от возрастных изменений мозг без труда решит математическую задачу любой сложности. По крайней мере, в рамках институтской программы и олимпиадных задач.
На самом деле, причинами учебных неудач у детей, не имеющих диагностируемых отклонений в физиологическом развитии мозга, являются не наличие-отсутствие кого-то из родителей, а недостаток мотивации и плохие педагоги. Определить качество педагога не очень сложно. Для этого даже не обязательно разбираться в его предмете. Надо просто сравнить среднюю успеваемость учеников у этого педагога и у других. А затем сравнить средние показатели конкретного ученика с другими учениками.
Недостаток мотивации не имеет прямой связи с полнотой семьи. Скажем, упорный зубрила может оказаться из неполной семьи. Он учится, потому что ему внушили, что учёба – это его будущее, а его настоящее – это нищета и лишения. А двоечник с последней парты из полной семьи, но он оказался в ситуации, когда его учёба ничего для него не значит. Например, родителям на него просто плевать. Или он итак всё имеет. Так зачем ему учиться?
Второй не менее частой пугалкой является отсутствие примера для подражания у мальчиков. Считается, что если в семье не будет отца, то мальчик, непременно вырастет рохлей, перенявшей женскую манеру поведения. Так как так получилось, что самый тестостероновый качок и дамский угодник из тех, кого я знаю, вырос в семье без отца, а самый убеждённый и карикатурно-манерный гей – в полной семье с мамой и папой? И я даже не шучу и не преувеличиваю. Гей именно манерный, а качок именно что качок, увлекающийся борьбой и тяжёлой атлетикой, и сейчас работающий в силовых структурах.
Всё дело в том, что ребёнок не обязательно берёт отца в качестве примера мужественности. Мы, чай, не в XIX веке, когда дети росли в деревне без доступа к книгам и фильмам. Хотя, даже там всегда был шанс, что примером мужественности для ребёнка станет не ленивый папа, а староста из числа бывших царских солдат. В наше время одним из самых немаловажных источников мужественности (и женственности, кстати, тоже) является медийная сфера. В меньшей степени книги, потерявшие былую популярность, а в большей степени фильмы, сериалы и видеоигры. Скажем, НМу было проще брать пример не со своего отца, а с Корвина Амберского и Ричарда Сайфера-Рала, главных героев книжных серий “Хроники Амбера” и “Меч Истины”. Ибо их мужественность, совмещающая интеллектуальность, брутальность и отзывчивость была НМу куда ближе той отстранённой и ограниченной грубой мужественности его отца.
Я, кстати, хороший пример. Пока у меня в семье был отец, моя мужественность не развивалась вовсе. Мой родной отец был простым советским работягой, чей потенциал был откровенно загублен неправильным воспитанием. Я же был ребёнком, которого с самого детства пытались развивать, а потому я был, скорее, личинкой интеллигента. Умный и добрый мальчик, любящий книги. Я просто не мог брать в качестве примера мужественности человека, который отрицал пользу книг. В итоге, моё развитие, как мужчины, стагнировало. Развод родителей дал моему подсознанию понимание, что мужественность моего отца – неправильная, в результате чего я смог в полной мере копировать книжных героев и смог развиться настолько, что сам смог решить проблему школьной травли. Серьёзно, развод моих родителей занимает второе место в списке лучших вещей в моём детстве. Первое место занимает лицо моего школьного обидчика, прижатого к стене стулом без возможности блокировать мои удары.
Именно так, наличие отца может не только помочь в развитии ребёнка, но и, напротив, помешать. Давайте попросту представим ситуацию, когда муж и жена постоянно ссорятся, но сохраняют семью, “ради ребёнка”. Ни одной недели без ссор. Если вы думаете, что закрытая дверь хоть как-то защищает вашего ребёнка от ссоры, то вы сильно ошибаетесь. Дети, эти мелкие сволочи, всё слышат. Вжимаются в свои кроватки и боятся за своих родителей. Каждый раз боятся ровно до тех пор, пока им не станет на родителей плевать. Вы хотите такой пример взаимоотношений мужчины и женщины подать детям? Поздравляю, вы идёте верной дорогой по пути взращивания кухонного боксёра. Но будьте осторожны, ибо точно такая же ситуация была в семье манерного гея. Мальчик антагонизировал мужественность своего отца, но вместо того, чтобы найти ей замену в лице другого мужчины, решил к этой проблеме “подойти с чёрного хода”.
Кроме того, не стоит забывать о том, что дети из неполных семей не существуют в вакууме. Очень многие, прочитанные мной исследования, не понимают, что для того, чтобы исследовать сферического коня, надо сначала его поместить в вакуум. В нашей ситуации: отделить факт неполноты семьи от неадекватности родителей. На самом деле, эти два фактора – вещи совершенно различные, но, частично, взаимосвязанные и пересекающиеся. Дело в том, что, зачастую, оставшиеся в разводе женщины, вынужденные тянуть разом лямку и добытчика и хранительницы очага, приходят к выводу, что “все мужики козлы” и спешат поделиться этой ценной информацией со своими детьми.
НМу и его другу-качку повезло. Их матери были достаточно адекватны, чтобы не скатываться в абсолютизм. В результате чего, развитию нашей мужественности ничего не мешало. Надо было просто найти другой, удовлетворяющий нас пример, что в нашем мире информационного изобилия даже проще, чем написать “Мария – куртизанка” на стене подъезда. Однако, очень часто детишки оказываются в ситуации, когда, с одной стороны, мама им моет мозг на тему того, что все мужики козлы, а зажимающий алименты папа только ещё больше подтверждает слова мамы.
Будучи совершенно не нужным родному отцу, ребёнок формирует дополнительную привязанность к матери и пытается получить её одобрение. Два классических и самых распространённых в такой ситуации сценария таковы: “принятие на условиях”, и “полное непринятие”. Полное непринятие мальчику даже полезней, так как даёт ему шанс найти свой путь, не ориентируясь на неадекватные мамкины требования. А вот принятие на условиях губительно. Ведь в ситуации, когда все мужики козлы, единственной моделью поведения, которая удовлетворит мать, будет именно что женская модель поведения. Любое проявление маскулинности будет порицаться, что и приведёт к тому, что мальчик вырастет рохлей и подкаблучником. Но чья это вина? Неполной семьи или же конгломерата из неадекватной мамаши и эгоистичного папаши? Вы думаете, будь эти двое вместе, они бы смогли воспитать нормального пацана?
В случае с девочками картина складывается не менее интересная. Давайте взглянем на то, что говорит самая популярная на данный момент принятая в России психологическая теория про девочек из неполных семей. Думаете, если согласно ей мальчики перенимают женскую модель поведения, то у девочек всё будет зачипись? Как бы не так! Теория утверждает, что из-за отсутствия примера мужчины перед носом девочка непременно вырастет закомплексованным синим чулком, опасающимся отношений. Ага, именно поэтому, а не потому что мамаша её настраивает на козлиность всех мужиков, а папа изо всех сил издаёт козлиные звуки при каждой попытке напомнить ему о существовании ребёнка.
Иными словами, текущая теория напрямую оценивает высокую роль отца в формировании сексуальности у девочек. Я думаю, по аналогии с ситуацией у мальчиков, вы уже поняли, насколько эта роль переоценена. Я без труда приведу примеры из реальной жизни, где девочка, выросшая в полной семье, панически боится мужчин, опасаясь, что они после свадьбы превратятся в подобие её папочки. И без труда приведу примеры, где девочка, выросшая без отца, является офигенно популярной у мужчин, да и вообще, имеет модель поведения пацанки. А всё потому, что из её жизни был вовремя устранён фактор, ведущий к неприятию мужественности.
Мышление шаблонами – это само по себе неплохо. Это базовый механизм, позволяющий экономить ресурсы мозга. Вся проблема в неправильных шаблонах. Но хуже и оскорбительней всего – неправильные шаблоны в научных статьях. Это оскорбительно, когда человек, который хочет научить нас хотя бы чему-нибудь, не пытается хотя бы на секунду включить мозг и игнорирует основы научного метода. Таково моё непопулярное мнение.
Источник
Воспитание в неполной семье не может не сказываться на характере ребенка. Хотя мать (а в некоторых случаях и отец) стремятся заменить собой и другого родителя, существуют определенные функции, которые восполнить они никак не могут – просто по той причине, что их носителями является человек другого пола, и для полноценного развития малышу нужны двое родителей.
Однако не всегда ситуация складывается так, что семья может быть сохранена. Например, справедливым и рациональным решением жены является уход от мужа-тирана, присутствие которого вредит и ей, и ребенку. Какой бы ни была обстановка, воспитание в неполной семье всегда сказывается на психике детей определенным образом. Даже будучи взрослыми, такие люди могут все еще проявлять черты характера, которые намеренно или ненамеренно прививались им дома. Об этих личностных качествах и проблемах в поведении тех, кто рос в неполных ячейках общества, сегодня мы и поговорим.
Немного статистики (согласно данным по российским семьям)
Но для начала уделим внимание цифрам. Согласно статистике, только на территории Российской Федерации 5 из 17 млн семей являются неполными, то есть воспитываются матерями-одиночками. Именно такие данные предоставляет уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. А также в 600 тысячах семей дети воспитываются отцами-одиночками. Еще одна, не менее горькая, цифра – в домах ребенка сейчас находятся порядка 60 тыс. детей.
Как видно, количество достаточно внушительное. Но неполные семьи, дети-сироты и малыши без попечения – проблема, существовавшая на постсоветском пространстве во все времена. Учитывая этот факт, можно не удивляться, сколько уже взрослых людей вырастают с набором психологических качеств, отличающих их от тех, кто вырос в полноценных семьях.
Неполных ячеек общества становится больше не только на постсоветском пространстве, но и по всему миру. К примеру, в Великобритании 1 из 5 детей воспитывается только матерью (в редких случаях – одним отцом).
Взгляд отечественных специалистов на проблему
Однако социологи обеспокоены не только самим фактом распространенности неполных ячеек общества, но и тем, каким образом данный феномен воспринимается в социуме. Считалось, что если ребенок (в особенности мальчик) растет без отца – это крайне негативно сказывается на его воспитании, мешает его полноценной адаптации в обществе, так как у ребенка отсутствует модель мужского поведения. Если раньше феномен неполной семьи считался исключением, то теперь преобладает точка зрения, что совершенно нормально для женщины растить ребенка одной.
Сейчас ученые не столь обеспокоены количеством таких ячеек общества. Анализ данных показывает, что для малышей важно не фактическое присутствие отца, а то, каким образом родитель включен в процесс воспитания. Иными словами, отец может посещать ребенка, встречаться с ним, принимать участие в его жизни. При этом психологи подчеркивают: малыши больше страдают не в неполных семьях, а в тех, где они постоянно становятся свидетелями родительских ссор.
Теперь рассмотрим, с какими трудностями, по мнению зарубежных ученых, могут столкнуться уже взрослые дети, которые воспитывались в неполных семьях.
1. Безответственность или гиперответственность
Западные исследователи считают, что такой человек определенно имеет сложности с таким качеством характера, как ответственность. Когда ребенок воспитывается в неполной семье, он нередко сам стремится заменить отсутствующего родителя. Нередко наблюдается ситуация, когда сын пытается стать опорой для матери. Или дочь берет на себя ответственность за младших братьев и сестер.
Ситуация подобного плана только поощряется родителем. Взрослого можно понять – ведь без поддержки супруга ему необходимо зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить ребенка. Однако это не может на влиять на развитие малыша. Иногда случается так, что чадо, наоборот, своим поведением бунтует против сложившегося положения вещей, становится слишком избалованным. Особенно часто это происходит, когда мать все силы и внимание бросает на то, чтобы угодить чаду, делает его центром своей жизни.
“Ребенок-помощник” — враг самому себе
В итоге ребенок вырастает или гиперответственным человеком, или же, наоборот, совершенно халатным. Можно подумать, что высокий уровень надежности – хорошее качество. Да, но не для самого человека. Уже будучи взрослой, такая личность будет “удобной” для кого угодно – для собственной семьи, начальства, друзей. Этот человек всегда останется работать сверхурочно, посидит с ребенком подруги или заберет огромного мастифа у знакомого на время отпуска. И не беда, что четвероногий гость занимает полквартиры. Ведь ответственности у такого человека – хоть отбавляй, и поэтому никому отказать он не может.
2. Агрессивность
Многие западные психологи полагают, что еще одна из отличительных черт тех, кто вырос в неполной семье, – это повышенная конфликтность, раздражительность. Вызывается агрессия не чем иным, как недостатком любви. Особенно часто от данного качества страдают дети, воспитываемые матерью и имеющие еще нескольких братьев или сестер. В таких семьях всегда наблюдается дефицит внимания и любви. Один родитель не только не может дать им всего этого, так как малышей слишком много, а он – один. Взрослый также нередко проводит все время на работе, и поэтому уделять внимание у него не получается даже тем детям, которых в глубине души он считает своими любимчиками. Итог печален: чадо вырастает замкнутым, агрессивным.
3. Недостаток дисциплины
Нередко те дети, которые воспитываются одной лишь матерью, страдают от неумения контролировать себя, свой повседневный график. Жизнь в неполной семье часто бывает нестабильной. Мать приходит с работы поздно. Иногда вместо того, чтобы получить помощь с уроками, ребенок должен сам помогать взрослому с выполнением домашних дел. В результате, как уже говорилось, он вырастает хорошим исполнителем, гиперответственным сотрудником – однако вовсе не тем человеком, который может дисциплинировать себя самого. Как бы парадоксально это ни казалось, ребенок из неполной семьи нередко бывает крайне недисциплинированным.
У него нет внутреннего чутья, которое указывало бы ему, что необходимо делать ради личного блага в каждый отдельный момент времени. Поэтому можно только поражаться, как исполнительность на работе у таких взрослых сосуществует с полнейшим безразличием к собственной жизни. Такой человек может, к примеру, не покупать себе новых вещей или же редко посещать стоматолога. Иногда юноши и девушки из неполных семей желают начать обучение в вузе по определенной специальности. Но у них не хватает целеустремленности, чтобы достичь поставленной цели, довести задачу до ума. Получить диплом таким молодым людям нередко так и не удается.
4. Склонность к психологическим манипуляциям
Также исследователи убеждены, что дети, выросшие в неполных семьях, нередко имеют трудности с построением здоровых отношений. Они или стремятся управлять партнером, или же вступают в такие связи, где сами становятся объектами для манипуляций. Чтобы избавиться от такого деструктивного поведения, этим людям зачастую требуется длительный курс психотерапии. В противном случае личная жизнь становится для них неиссякаемым источником проблем.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Чтобы воспитать малыша в неполной семье и уменьшить его сердечные раны, нужно сформировать правильную тенденцию воспитания. Сейчас очень много молодых женщин, которые уже в разводе или не вышли замуж, по определенным причинам, но с ребенком на руках.
Холостых отцов с детьми, которые воспитывают своих детей без участия нянь. В обыкновенной семье, где присутствуют и отец, и мать, воспитывать детей тяжело, а когда в этом процессе участвует только один родитель – вдвойне тяжело. Как воспитать малыша и заработать деньги родителю-одиночке?
Основания и факторы возникновения неполной семьи
Основания могут быть разные и они существенно оказывают влияние на дитя. Отец с матерью развелись по обоюдному желанию, либо же мама бросила папу, оставив ребенка с отцом? По какой причине мама вдова? Папа или скоропостижно умер от болезни или же его убили, а может совершил суицид? Отец ушел к другой семье? Тогда почему? И так далее.
Каждый случай ребенок воспринимает по-разному. Но каждая такая ситуация наносит ему душевную рану.
Неодинаково воздействуют и факторы, присутствующие в неполной семье. Существенно для ребенка значимо кого нет из родителей, на сколько долго, в каком возрасте семья у ребенка распалась, каков отсутствующий, а каков присутствующий родитель и какой сам ребенок?
Конечно же роль играет и общество, в котором он растет, и материальное положение семьи, ее культурная среда, а также присутствие бабушек и дедушек.
Особенности в воспитании детей в такой семье
В детские годы для ребенка очень важно чувствовать любовь мамы, нежность, ее ласку, заботу. Благодаря таким ее качествам у малыша формируется уверенность в себе и чувственность к окружающим людям. В стандартной семье каждый выполняет свои обязанности, мама с папой находят «золотую середину» и развивают свое чадо.
Когда же мама одна, ей свойственно бросать в крайности, ведь она хочет, чтобы ее ребенок не чувствовал отсутствие отца, а значит превратиться в строгую, требовательную, жесткую и грозную. В итоге дитя теряет и отца, и мать. Брать на себя такую задачу не стоит – не решаема, ведь развал семьи наносит удар малышу, это неминуемо.
А ведь это происходит тогда, когда ему так необходима любовь и забота родителей. Воспитание в неполной семье отличается более трудными условиями. И многое зависит от человека, который воспитывает ребенка, от его личных качеств, его воспитания и развития.
Решит ли проблему повторный брак?
О повторном браке нельзя с точностью сказать хорошо это или плохо, ведь все будет зависит от исхода. Если эти отношения приносят пользу родителю и ребенку, повышают их внутреннюю жизненную позицию, то такой брак не навредит ребенку. А если существует вероятность в противоположном, возникновение конфликтов, рукоприкладство и так далее, то такой брак нежелателен.
Формирование правильного развития детей в неполной семье
Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо воспитанным нужно приложить немало усилий. Как правило, есть 4 круга потребностей у детей:
Обоюдный диалог с ребенком
Незачем слишком опекать его своей заботой и любовью, но также и недостаток этих факторов вреден. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным и не стал равнодушным должно быть обоюдное общение между ребенком и родителем.
Социальная адаптация
Ребенку необходимо уметь целенаправленно управлять своими влечениями и желаниями, самореализовываться, заинтересовываться вокруг происходящим, осваиваться в разных средах.
Потребность в эмоциях
Ребенка нужно поощрять, давать советы, когда он спрашивает, содействовать, когда он в этом нуждается. Для этого не нужно постоянно быть с ребенком, необходимо всего лишь создать предпосылки, с помощью которых у него начнет развиваться интерес к чему-либо. В основном, дети в неполноценных семьях сами по себе довольно темпераментны, конечно же и матери должны демонстрировать свою заинтересованность к их начинаниям и открытиям.
Социальные роли в обществе
Ребенку из неполной семьи, близка только одна социальная роль – его матери. Это одна из тех причин, из-за которой дети из неполных семей оказываются не в очень благоприятном положении, когда включаются в социальную жизнь. Существуют определенные социальные нормы, которые диктует, чем должны заниматься представители каждого пола.
Об этом детям должны рассказывать еще в дошкольном возрасте, поэтому девочки играют с куклами, а мальчики с машинками. Иначе в дальнейшем возможны отклонения в развитии. Чтобы не возникало проблем с самооценкой и не возникало дискомфорта, каждый должен выполнять свою семейную и общественную функции.
Для ребенка хоть и важно вырасти в полной семье, но важнее качество этих отношений. Он может расти с одним родителем, но понимать, насколько он важен для него, как они уважают друг друга, такое не часто бывает и в полных семьях. Не нужно забывать, что вырастить счастливого ребенка, сможет только счастливый родитель!
Источник