Развитие ребенка в младенческом возрасте по выготскому

Развитие ребенка в младенческом возрасте по выготскому thumbnail

Характеристику развития ребенка периода младенчества Л. С. Выготский начинает с анализа социальной ситуации развития. Он отмечает, что может показаться, будто младенец исключительно биологическое существо. Такая точка зрения принципиально неправильна. Ребенок этого возраста является глубоко социальным существом. Все его потребности удовлетворяются исключительно взрослым. Более того, все предметы появляются и исчезают благодаря взрослому: он либо дает эти предметы младенцу, либо подносит младенца к предметам. Вообще все отношение ребенка к действительности опосредовано взрослым. Ребенок оказывается в ситуации необходимости взаимодействия со взрослым, причем взаимодействия социального. Другими словами, ребенок фактически вынужден общаться со взрослым. Однако основное средство социального общения – человеческая речь – у ребенка отсутствует. В этом состоит одно из ключевых противоречий, которое определяет развитие младенца.

Ученый выделяет две стадии в периоде младенчества. К началу периода у ребенка появляется пассивный интерес к окружающему миру. Увеличивается время бодрствования, при кормлении ребенок может открыть глаза и на какое-то мгновение прерваться. Появляется лепет. Ребенок начинает активно реагировать на положение, в которое его помещает взрослый. У младенца начинает устанавливаться координация органов восприятия (например, зрения и слуха). Наличие выразительных движений, обращенных к взрослому и появляющихся в его присутствии, говорит о появлении социальных реакций. У ребенка формируется внимание к собственным движениям, звуку, к другому человеку. Младенец начинает тянуться к предметам, трогает их руками, прикасается губами и языком. Подобные формы активности правильно ориентированы но отношению к интересующим ребенка предметам. Вторая стадия младенческого возраста начинается в возрасте пяти-шести месяцев. Она характеризуется изменением отношения ребенка к внешнему миру. Сон и бодрствование начинают занимать примерно одинаковое время. Изменяется двигательная активность ребенка: развивается хватание. У него обнаруживаются оборонительные реакции. Младенец может демонстрировать порывы радости. Если ему не удается то или иное движение, он может кричать. Появляются социальные реакции на сверстников, дети могут поворачивать голову в сторону друг друга, смотреть. Социальная активность ребенка начинается в конце первого месяца с появления улыбки на голос взрослого. В это же время крик одного ребенка может вызвать крик другого младенца. В два месяца крик младенца стихает, если появляется взрослый. В два-три месяца малыш улыбается в ответ на взгляд взрослого. В три месяца ребенок звуками приветствует того, кто к нему подходит, что свидетельствует о его готовности к общению со взрослым.

На развитие общения младенца, по мнению Л. С. Выготского, влияют два фактора. Главная роль отводится активности взрослого по отношению к ребенку. В качестве второго обстоятельства он отмечает умение малыша владеть своим телом. Если ребенок не владеет своим телом, т.е. находится в неудобном для него положении, он вынужден сосредоточить свои усилия не на общении, а на том, чтобы занять удобное положение. В пять-шесть месяцев ребенок уже справляется с этой задачей: он может сидеть, поворачивать голову, искать глазами не только взрослого, но и сверстника.

В развитии социального общения Л. С. Выготский выделяет две фазы. Первая фаза определяется общей пассивностью общения ребенка. Ребенок реагирует только в ответ на действия взрослого, при этом преобладают отрицательные эмоции. Ребенок плачет или проявляет неудовольствие при уходе взрослого. На второй стадии ребенок начинает активно искать контакты со взрослым и сверстником. Все социальные отношения младенца слиты с ситуацией. Центром ситуации для ребенка выступает взрослый. Приближение или удаление взрослого от младенца является существенной характеристикой всей ситуации. Приближение взрослого увеличивает активность ребенка как по отношению к самому взрослому, так и по отношению к предметам, окружающим ребенка. Если предметы находятся рядом с ребенком, то он будет проявлять к ним интерес, если же они находятся на расстоянии, то интерес к ним угаснет. Однако если взрослый будет находиться рядом с предметом, то предмет будет продолжать привлекать внимание ребенка. На второй стадии активность младенца начинает характеризоваться выходом за пределы реагирования на внешние воздействия. Он начинает сам проявлять интерес к окружающему. Впервые появляется подражание. Таким образом, Л. С. Выготский в периоде младенчества различает две стадии: стадию пассивного интереса и стадию активного интереса к миру.

На 10-м месяце обнаруживаются первые случаи употребления ребенком простейших орудий и появляются первые слова. Данные формы детской активности указывают на начало критического периода развития. Изменения, которые происходят в психике младенца, состоят в следующем. Как уж отмечалось, начальная форма детской активности носит инстинктивный характер, что обусловливает связь восприятия, поведения и аффекта. Инстинктивная активность в дальнейшем начинает дифференцироваться. Если первоначально движения охватывают все тело ребенка, то со временем из них начинают выделяться отдельные, более направленные формы активности. Развитие восприятия идет по этому же пути. Если сначала восприятие носит целостный характер, где ребенок отражает структурные, комплексные характеристики ситуации, ярко окрашенные аффективно, то впоследствии восприятие начинает развиваться в направлении от отражения целого к отражению его частей. При этом двигательные и сенсорные процессы имеют не только общую логику развития от целого к части, но они оказываются и структурно связаны. Восприятие и действие выступают как единый нерасчлененный, структурный процесс, в котором движение оказывается продолжением восприятия. Восприятие и движение связаны в единую структуру побуждением, потребностью или аффектом. Данное обстоятельство отчетливо проявляется в опытах с младенцами по распознаванию формы соски (треугольной, круглой и т.п.), надетой на бутылочку с молоком. Ребенку предлагается несколько бутылочек с разными сосками, но только в одной из них проделано отверстие для сосания молока. Оказалось, что если дать младенцам возможность попробовать пить молоко из бутылок, то они достаточно быстро устанавливают, из какой бутылочки поступает пища. В дальнейшем дети легко опознают эту бутылку среди других. При этом опознание основывается на сложном слитном переживании своего рода сосания “треугольного или круглого молока”.

Читайте также:  Физическая культура и развитие здорового ребенка

Если описать психическую жизнь младенца в целом, то можно сказать, что сначала она характеризуется полной недифференцированностью отдельных психических функций, преобладанием примитивных целостных переживаний, системой инстинктивного сознания, развивающегося под господством аффектов и влечений. На протяжении периода младенчества аффект развивается. Сначала он ограничен пределами сна, питания и крика. Затем он приобретает форму пассивного интереса к миру, позднее – активного интереса к окружающей ребенка действительности. Когда же наступает кризис одного года, аффект приобретает личную окраску, т.е. становится аффектом личности.

Раскрывая развитие младенца, Л. С. Выготский учитывал подход К. Бюлера, который выделял три стадии в этом процессе: инстинктивную, стадию дрессуры и стадию интеллекта. Однако Л. С. Выготский не рассматривал эти стадии только как результат действия естественных факторов. Решающую роль он отводил социальной ситуации развития. Вместе с тем Л. С. Выготский писал, что к концу младенческого возраста у ребенка возникают простейшие проявления практического интеллекта. Малыш способен целесообразно действовать в новых ситуациях подобно тому, как это делали шимпанзе в опытах В. Келера. Практический интеллект позволяет младенцам выполнять простейшие орудийные действия. Развитие орудийных действий начинается с того, что ребенок манипулирует различными предметами. Позднее он оказывается способен ударить одним предметом по другому, изменять форму предмета путем надавливания или его сжатия. Кроме того, младенец начинает пытаться всовывать предметы друг в друга. Эти действия позволяют провести параллель с интеллектуальным поведением человекообразных обезьян. Конечно, выполнение подобных действий уже предполагает более детализированное восприятие ситуации, чем оно было на первой стадии пассивного интереса к реальности.

Хотя ребенок и способен к самостоятельному выполнению простейших целесообразных действий, однако взрослый человек продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Более того, смысл самой ситуации целиком определяется через взрослого. Все отношение ребенка к миру оказывается зависимым и производным от его отношения к взрослому. Вне взрослого младенец как социальная единица не существует. Младенец оказывается как бы слитым со взрослым. Как было сказано ранее, младенец не осознает своего Я. Фактически он живет в другом, т.е. во взрослом. Такая слитность со взрослым знаменует собой основное новообразование младенческого возраста, которое господствует в сознании ребенка и называется “пра-мы”. Это особое переживание, которое Л. С. Выготский сравнивает с состоянием, когда человек играет в спортивную командную игру, где на первый план выступают задачи команды, а участник игры подчинен команде как целому.

Наличие переживаемого в сознании “пра-мы” определяет ряд характерных черт младенца. Во-первых, как говорилось ранее, младенец не осознает своего Я. Он слит со взрослым. Однако благодаря этому обстоятельству возникает еще одна особенность в поведении младенца. Аффективность ребенка начинает распространяться на отдаленные предметы, если рядом с ними находится взрослый. Таким образом, если отдаленный мир ранее для младенца не существовал, то благодаря “пра-мы” он начинает обладать побудительной силой. И наконец, в качестве третьего следствия, вытекающего из основного новообразования, выступает проявляющееся в младенчестве подражание. Малыш подражает не неживым предметам, а тому, с кем он сливается. Подражание ребенка принципиально отличается от подражания животных тем, что в подражании ребенок далеко выходит за пределы тех форм активности, которые он может выполнить самостоятельно, в то время как животное остается в пределах своего актуального поведения.

Младенчество заканчивается кризисом одного года. Всякий критический период, по Л. С. Выготскому, характеризуется двумя особенностями. Во-первых, он является переходным от одного этапа развития к другому. Во-вторых, в ходе кризиса возникает новообразование, которое преодолевается в ходе дальнейшего развития. Поэтому Л. С. Выготский показывает переходный характер тех свойств, которые обнаруживаются у младенца критического периода. В связи с этим он останавливается на трех моментах детского поведения. Прежде всего, обращает на себя внимание ходьба ребенка.

Она явно носит переходный характер, поскольку ребенок уже ходит, но делает это с большим трудом. Процесс становления ходьбы и есть одно из содержаний кризиса. Второй момент связан с особенностями детской речи. Речь ребенка периода кризиса одного года носит переходный характер. Бывает трудно понять, говорит ли уже ребенок или еще нет. Третий момент связан с особенностями аффективной жизни ребенка. Впервые у ребенка появляются аффективные акты протеста. Они возникают в тех случаях, когда взрослый отказывает ему в чем-либо. В этот момент ребенок как бы возвращается в своем поведении назад: бросается на пол, барахтается, отказывается ходить. Особенность подобных проявлений состоит в том, что они по своему виду представляют более ранние формы поведения, а по смыслу – более поздние, что и указывает на их двойственный, переходный характер.

Читайте также:  Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Как уже говорилось, основное противоречие социальной ситуации развития в младенчестве состоит в несоответствии между предельной социальностью ребенка и отсутствием соответствующего способа общения – т.е. речевого общения с помощью слов родного языка. Одним из способов преодоления этого несоответствия является появление указательного жеста, который включается в систему общения ребенка и взрослого. Однако общение младенца с помощью жестов и выразительных движений весьма ограничено в сравнении с речевым общением.

Переход от безъязычного общения к языковому совершается с помощью так называемой автономной речи. Л. С. Выготский так формулирует закон речевого развития ребенка: “Прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь”. Автономная речь возникает при активном участии ребенка и обладает рядом особенностей. Во-первых, внешний, звуковой состав слов автономной речи не совпадает с речью взрослого. Звучание слов автономной речи может быть похоже на фрагменты слов, произносимых взрослыми, но чаще оно отличается. Во-вторых, как отмечает психолог, что более существенно, слова автономной речи весьма отличаются от слов взрослых по значению. Одно и то же слово может иметь разные значения, охватывая целый комплекс совершенно разных вещей. Значение слова будет зависеть от контекста той ситуации, в которой находятся ребенок и взрослый. В-третьих, с помощью автономной речи ребенок может контактировать только с ближайшими взрослыми, которые понимают значения его слов. Наконец, в-четвертых, связь между словами автономной речи также отличается от речи взрослых. Если слова взрослых могут замещать ситуацию, то слова автономной речи не имеют сигнификативной функции, они только указывают на что-то существенное в конкретной ситуации. Поэтому автономная речь носит скорее аффективно окрашенный характер. В ней отсутствуют грамматические, иерархические отношения между словами (например, отсутствуют обобщающие слова). Слова могут соединяться только в соответствии с тем, как предметы соединены перед глазами ребенка.

Автономная детская речь определяет и особенности мышления малыша. Он не может мыслить вне наглядной ситуации, так как слово приобретает свое значение через нее. Поэтому мышление ребенка подчинено восприятию. Более того, поскольку автономная речь передает аффективное содержание и не отделена от восприятия, то и само детское мышление скорее констатирует, чем умозаключает.

Ученый подчеркивает, что возникновение и окончание автономной речи определяет границы кризиса одного года. Автономная речь в этом случае выступает как новообразование кризиса одного года, а значит, оно будет преобразовано и не сохранится в дальнейшем развитии ребенка. Если этого не произойдет, то развитие ребенка станет ненормальным.

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Читайте также:  Основные направления развития ребенка в первый год жизни

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник