Развитие ребенка в младенческом возрасте курсовая

Развитие ребенка в младенческом возрасте курсовая thumbnail

(Назад) (Cкачать работу)

Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Курсовая работа

Название дисциплины:

Психология развития и возрастная психология

Тема:

Младенческий возраст

СодержаниеВведение

1. Психическое развитие новорожденного, младенца

1.1 Психическое развитие ребенка в период новорожденности

1.2 Ведущий вид деятельности

1.3 Новообразование младенческого возраста

2. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

психомоторное развитие ребенок младенец

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение с взрослым.

Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л. А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых – Эриксон Э.

Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.

1. Психическое развитие новорожденного, младенца

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от

Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы

Источник

Выявление особенностей и характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Изучение социальной ситуации развития и особенностей общения с взрослыми в младенческом возрасте. Новообразования младенческого возраста и кризис одного года.

  • Закономерности психического развития. Возраст как системообразующее понятие возрастной психологии. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Структура, динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте, кризис одного года.

    реферат, добавлен 19.07.2015

  • Психическое развитие ребенка первого года жизни. Значение общения в младенческом возрасте для формирования психики. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л. Выготского и М. Лисиной. Вклад младенца и родителей в коммуникации.

    курсовая работа, добавлен 02.05.2019

  • Особенности психического развития ребенка в подростковом и младенческом возрасте. Характеристика основных факторы риска в психическом развитии, история изучения этой отрасли в психологии. Развитие психологии младенческого, подросткового возрастов.

    реферат, добавлен 30.05.2018

  • Проблема возрастной периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Особенности развития и основные теории младенческого возраста. Кризис первого года жизни. Новообразования раннего детства, кризис трех лет. Особенности кризиса семи лет.

    книга, добавлен 22.01.2016

  • Исследование особенностей общения детей раннего возраста в ходе совместных игр. Изучение воздействия коммуникации на психическое созревание детей. Уровень развития общения со сверстниками у детей среднего возраста. Задачи исследования речи у детей.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2016

  • Рассмотрение основных характеристик психического развития ребенка в младенчестве. Ознакомление с процессом развития познавательной сферы младенца: предметного восприятия, речи, деятельности, разных видов внимания. Исследование развития образа “себя”.

    курсовая работа, добавлен 15.05.2014

  • Методологические основы психодиагностической деятельности возрастных групп. Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста. Стадии психосексуального развития личности по Фрейду. Сфера общения дошкольников с взрослыми и сверстниками.

    шпаргалка, добавлен 10.02.2016

  • Условия личностного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Зарождение первых социальных контактов ребенка при ситуативно-личностном общении в первые шесть месяцев жизни. Организация режимных процессов детей раннего возраста в детском саду.

    контрольная работа, добавлен 24.04.2017

  • Образование рефлексов у ребенка (1-3 месяца). Новообразования младенческого возраста. Критерии психического развития младенца. Физические особенности доношенного ребенка. Точки зрения о сроках окончания новорожденности. Формирование защитных механизмов.

    статья, добавлен 31.12.2019

  • Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Содержание совместной деятельности со взрослым на правах сотрудничества. Значение ходьбы для психического развития ребенка. Предметная деятельность – ведущая деятельность детей раннего возраста.

    реферат, добавлен 17.10.2016

  • Источник

    Психическое развитие младенца. Эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Хватание, ходьба и первое слово. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет.

    Подобные документы

    • Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте. Сущность кризиса новорожденности. Особенности эмоционально-личностного общения в первом и втором полугодии жизни. Поведенческие симптомы кризиса одного года.

      контрольная работа, добавлен 02.03.2010

    • Психическое развитие ребенка. Основные особенности младенческого возраста. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

      реферат, добавлен 13.11.2008

    • Основные этапы психосексуального развития ребенка. Главные особенности психосексуального развития в младенческом возрасте. Процесс формирования пола ребенка. События от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации.

      реферат, добавлен 12.03.2016

    • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

      контрольная работа, добавлен 26.01.2014

    • Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.

      дипломная работа, добавлен 26.07.2012

    • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

      курсовая работа, добавлен 06.05.2011

    • Исследования ведущих отечественных психологов проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми. Врожденные формы психики, особенности общения и поведения младенца. Моторика младенца, значение развития движений ребенка в первые месяцы жизни.

      реферат, добавлен 12.07.2010

    • Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

      курсовая работа, добавлен 12.02.2009

    • Комплекс оживления. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрасте. Развитие самопознания, самооценки и чувства взрослости в юношеском возрасте. Правила, регулирующие распространение психодиагностических методик.

      контрольная работа, добавлен 09.07.2007

    • Факторы, определяющие отношения детей к взрослым. Общение ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения. Ситуативно-деловое общение. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Негативное влияние конфликтов в семье.

      курсовая работа, добавлен 28.10.2007

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник

    Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Развитие эмоциональной сферы, комплекс оживления. Роль общения со взрослым в развитии ребенка. Формирование предпосылок усвоения речи.

    Подобные документы

    • Значение общения для формирования речи ребенка. Особенности речевого развития ребенка на разных возрастных этапах жизни. Сущность развития словаря ребенка. Понятие и развитие пассивного словаря ребенка. Основные этапы становления у детей функции речи.

      курсовая работа, добавлен 04.12.2008

    • Ранний возраст ребенка как период его интенсивного психического развития. Развитие наглядно-образного мышления в предметной деятельности ребенка. Роль речи в психической жизни ребенка и ее возникновение. Развитие произвольности поведения ребенка.

      реферат, добавлен 18.03.2009

    • Сложные сенсорные и двигательные способности младенца при рождении. Стадии развития детей первого года жизни по Ж. Пиаже. Этапы развития речи у детей в младенческом возрасте. Первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

      реферат, добавлен 22.05.2015

    • Характеристика психического развития ребенка раннего возраста, значение формирования сенсорного восприятия. Методика определения уровня импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Роль общения с взрослыми для речевого развития ребенка в раннем детстве.

      курсовая работа, добавлен 26.12.2014

    • Характеристика специфики развития эмоциональной сферы ребенка в младенчестве, а также в раннем детстве и в дошкольном возрасте. Изучение эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте. Анализ факторов, влияющих на здоровое развитие эмоций ребенка.

      контрольная работа, добавлен 12.11.2016

    • Сущность понятия «дефицит общения» и его влияние на развитие ребенка. Особенности депривации психического развития в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Теплые и близкие отношения с матерью как условие сохранения психического здоровья ребенка.

      реферат, добавлен 06.11.2008

    • Особенности эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста. Эмоционально-сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры, их роль и значение для эмоциональной сферы ребенка. Обязанности родителей, воспитывающих ребенка в домашних условиях.

      статья, добавлен 01.05.2013

    • Исследование особенностей и этапов развития речи ребенка в процессе общения. Характеристика довербального развития общения. Факторы, влияющие на развитие речи: слуховое внимание, моторное развитие, интеллектуальный рост, эмоциональное развитие, общение.

      курсовая работа, добавлен 24.11.2010

    • Психологическая характеристика периода новорожденности. Причины кризиса новорожденности. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца. Основные линии психического развития ребенка. Время появления движений и развитие моторики.

      лекция, добавлен 05.06.2010

    • Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Двигательная активность ребенка. Восприятие, память, речь и мышление у младенцев.

      курсовая работа, добавлен 29.07.2009

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник

    Министерство 
    образования и науки Российской
    Федерации

    ФГБОУ ВПО 
    «Нижнетагильская государственная 
    социально-педагогическая академия»

    Институт 
    психолого-педагогического образования 

    Кафедра
    возрастной педагогики и психологии

    Развитие 
    ребенка в младенческий
    период

    реферат
    по предмету детская психология

                  Исполнитель:

                  студентка 
                  3 курса

                  431
                  группы ОЗО ИППО

                  Сидорова 
                  Татьяна Владимировна

                  Проверил:

                                                                        
    Скоробогатова Ю.В.

    Нижний 
    Тагил

    2012

    Содержание

    Введение3
           
    1
    Основные психологические 
    особенности младенческого периода
    4
      2
    Научные подходы 
    к изучению младенческого периода в

     зарубежной 
    и отечественной психологии  

    5
      3
    Этапы развития
    ребенка в младенческий период
    8
      4
    Основные новообразования 
    младенческого возраста. Кризис одного
    года.
    15
    Заключение 17
    Список 
    литературы
    18

         Введение

         Детская
    психология, наряду с другими науками
    (педагогикой, физиологией, педиатрией
    и т.д.), изучает ребенка, но имеет
    свой особый предмет, в качестве которого
    выступает развитие психики на протяжении
    детства, т.е. первых семи лет жизни.

         Детская
    психология показывает механизмы перехода
    от одной возрастной стадии к другой,
    отличительные признаки каждого 
    периода и их психологическое содержание.

         Психическое
    развитие нельзя рассматривать как уменьшение
    или увеличение каких-либо показателей,
    как простое повторение того, что было
    раньше. Психическое развитие предполагает
    появление новых качеств и функций и в
    тоже время изменение уже существующих
    форм психики. То есть психическое развитие
    выступает как процесс не только количественных,
    но прежде всего качественных изменений,
    взаимосвязано происходящих в сфере деятельности,
    личности и познания.

         Психологическое
    развитие предполагает не только рост,
    но и преобразования, при которых количественные
    усложнения переходят в качественные.
    А новое качество создает основу для дальнейших
    количественных изменений.

         Психическое
    развитие ребенка протекает по образцам,
    существующим в обществе, определяясь
    теми формами деятельности, которые характерны
    для данного уровня развития общества.
    Формы и уровни психического развития
    заданны не биологически, а социально.
    Но биологический фактор играет определенную
    роль в психическом развитии, он включает
    наследственные и врожденные особенности.
    Социальная среда выступает не как обстановка,
    не как условие развития, а как его источник,
    поскольку в ней заранее есть все, чем
    должен овладеть ребенок, как положительное,
    так и отрицательное.

             
    Цель
    данной реферативной работы рассмотреть
    основные закономерности развития ребенка
    в младенческий период.

         1. 
    Основные психологические
    особенности младенческого
    возраста

         Младенческий 
    возраст начинается с периода 
    новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается
    в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного
    наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные
    формы поведения – безусловные рефлексы,
    которые важны для его выживания. По мере
    роста и развития младенца инстинктивные
    формы поведения теряются, что дает возможность
    для практически безграничного формирования
    новых, социальных форм поведения, которые
    вырабатываются в течение всей жизни.

         Условные 
    рефлексы формируются на основе зрительного 
    и слухового сосредоточения на лице
    и голосе взрослого, которое возникает
    во время кормления и ухода за ребенком.
    Такое сосредоточение способствует тому,
    что бодрствование приобретает активный
    характер, а двигательная активность ребенка
    перестраивается. Фиксирование глазами
    предмета, поворот головы в сторону звука,
    торможение хаотических движений связывают
    ребенка с внешним миром, выступают первыми
    двигательными актами, имеющими характер
    поведения. Взрослый стимулирует становление
    у ребенка новых эмоций, социальных потребностей
    в познании и общении. В ответ на доброжелательное
    внимание, любовь и заботу взрослого у
    малыша возникают положительные социальные
    переживания. Первой социальной эмоцией,
    первым социальным жестом выступает улыбка
    ребенка в ответ на разговор с ним взрослого.
    Она говорит о том, что малыш выделил первый
    объект, на который направил свою активность.
    Таким объектом является взрослый. Улыбка
    свидетельствует о том, что заканчивается
    период новорожденности и начинается
    новая стадия развития – период младенчества.
    Особенностью психического развития младенца
    является тот факт, что развитие органов
    чувств опережает развитие телесных движений
    и создает предпосылки для их формирования.

    2.
    Научные подходы 
    к изучению младенческого 
    периода в

         зарубежной 
    и отечественной 
    психологии

         Бихевиоризм.
    В центре теории социального научения
    находится социальная среда, воздействия
    которой формируют человека и являются
    источником его психического развития.
    Предметом исследования является не внутренний
    мир человека (не его эмоции, переживания
    и умственные действия), а внешне наблюдаемое
    поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание
    должно основываться на научных исследованиях
    детей, а психологический уход за ребенком
    важнее, чем физический, поскольку первый
    формирует характер. Изучая поведение
    младенцев, Уотсон рассматривал психическое
    развитие как приобретение новых форм
    поведения, образование новых связей между
    стимулами и реакциями, приобретение любых
    знаний, умений, навыков. Плюсы теории:
    в психологию были внесены четкость, объективность,
    измеряемость. Метод измерения поведенческих
    реакций стал одним из главных в психологии.

         Минусы:
    не учитывается сознание человека,
    его воля и собственная активность.

         Психоанализ.
    Ребенок появляется на свет с врожденными 
    инстинктивными влечениями (Фрейд называл 
    их «либидо» или «оно»). Данная теория
    содержит идею развития, т.е. качественно
    своеобразных и закономерных этапов становления
    психики. Главным мотивом поведения ребенка
    является удовлетворение инстинктивных
    желаний (в концепции Фрейда – «принцип
    удовольствия»). В младенчестве самые
    важные потребности связаны с сосанием
    и питанием, главным источником удовольствия
    для ребенка становится область рта (оральная
    стадия развития). Эриксон рассматривает
    не только процедуру грудного кормления,
    которая приносит ребенку непосредственно
    оральное удовольствие, но и общий контекст
    отношения ребенка с матерью. Нежность,
    чуткость и заботливость матери рождают
    в младенце чувство доверия к миру, которое
    становится основой дальнейшего развития.
    Отсутствие необходимых для младенца
    отношений порождает чувство недоверия,
    которое накладывает отпечаток на следующие
    этапы развития.

         Гештальтпсихология.
    Изучая психические процессы младенцев,
    ученые утверждали, что основные свойства
    психических процессов формируются 
    постепенно, с вызреванием гештальтов.
    Так появляются константность и
    правильность того или иного психического
    процесса, а также его осмысленность. Так,
    при рождении у детей есть смутный образ
    человека, в гештальт которого входит
    и его голос, и лицо, и волосы, и характерные
    движения. Поэтому младенец может не узнать
    даже близкого взрослого, если он резко
    сменит прическу или сменит привычную
    одежду. К концу первого полугодия этот
    смутный образ дробится, превращаясь в
    ряд четких образов: образ лица, в котором
    выделяются отдельные гештальты (глаза,
    рот, волосы), появляются образы голоса,
    тела и т.п. Осознав влияние бессознательного
    на поведение, психологи пришли к выводу
    о необходимости провести границу между
    человеком и другими живыми существами,
    понять не только причины его агрессивности,
    жестокости, удовлетворения потребностей
    (психоанализ), но и основы его нравственности,
    доброты, культуры. Исследования детского
    развития позволили понять многие закономерности
    развития восприятия, мышления и личности
    детей, хотя для современной детской психологии
    гораздо более интересны эксперименты
    и открытые факты, чем многие объяснения
    полученных результатов.¹

         Психогенетика.
    Ж. Пиаже полагал, что основу психического
    развития составляет развитие интеллекта.
    Умственное развитие – это процесс 
    адаптации к окружающему миру.
    При этом не учитывается развитие личности,
    мотивы, потребности, чувства и переживания.
    Для выяснения относительной роли среды
    и наследственности используется близнецовый
    метод, основанный на сравнении развития
    детей, начиная с младенческого возраста,
    с идентичной и различной наследственностью,
    живущих в одинаковых и разных условиях.

         Культурно-историческая
    теория. Л.С. Выготский рассматривал
    младенца как максимально социальное
    существо, поскольку с момента 
    рождения все его отношения с 
    миром опосредованы близкими взрослыми.
    На первом году жизни вся психическая
    жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии
    со взрослыми. Младенец не пассивное существо,
    реагирующее на внешние сигналы. Он не
    только принимает воздействия взрослого,
    но и сам активно влияет на его поведение.
    Д.Б. Эльконин предложил понимание психического
    развития, исходя из которого ребенок
    изначально включен в общество. Система
    «ребенок и общество» заменяется системой
    «ребенок в обществе». При изменении союза
    между ребенком и обществом радикально
    меняется характер связи систем «ребенок
    – предмет» и «ребенок – взрослый». Из
    двух самостоятельных и изолированных
    они превращаются в единую систему, вследствие
    чего качественно меняется содержание
    каждой из них.

    3.
    Этапы развития 
    ребенка в младенческий 
    период

            
    Условно в младенческом   периоде различают
    два этапы развития ребенка: новорожденность
    и собственно младенческий возраст.

             
    Новорожденность
    .  Ребенок рождается
    и первым криком оповещает этот мир о своем
    появлении.

       Рождаясь,
    ребенок физически отделяется от матери.
    Он попадает в совершенно иные

    условия:
    холод, яркая освещенность, воздушная 
    среда, требующая другого типа дыхания,
    необходимость смены типа питания.Приспособиться
    к этим новым, чуждым для него условиям
    ребенку помогают наследственно закрепленные
    механизмы – безусловные
    рефлексы
    . Какие же безусловные рефлексы
    имеет новорожденный?

    Безусловные
    рефлексы новорожденного

    РаздражителиРефлексы
    Действие 
    яркого света
     

    Шлепок 
    по переносице

     

    Хлопок 
    руками возле головы ребенка

     

    Поворот
    головы ребенка направо

     
     

    Разведение 
    локтей в стороны

     

    Нажатие
    пальцем на ладонь ребенка

     

    Нажатие
    пальцем на подошву ребенка

     

    Царапающим 
    движением проводим пальцем по подошве 
    от пальцев к пятке

     

    Укол 
    булавкой подошвы

     

    Поднимаем
    лежащего животом вниз ребенка

    Глаза закрываются
     

    Глаза
    закрываются

     

    Глаза
    закрываются

     

    Подбородок 
    поднимается, правая рука вытягивается,
    левая сгибается

     

    Руки 
    быстро сгибаются

     

    Пальца 
    ребенка сжимаются и разжимаются

     

    Пальцы 
    ног сжимаются

     

    Большой
    палец ноги поднимается, остальные 
    – вытягиваются

     

    Колено 
    и стопа сгибаются

     

    Ребенок
    пытается поднять голову, вытягивает
    ноги

    Источник