Развитие ребенка в круге

Развитие ребенка в круге thumbnail

Каждый ребёнок изначально талантлив и  

                                                                        даже гениален, но его надо научить 

                                                                        ориентироваться в современном мире,  

                                                                        чтобы   при минимуме затрат достичь  

                                                                        максимум    эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Аннотация статьи: Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. В статье представлен опыт работы по данному игровому методу обучения, способствующему созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимающей психологическую и физическую напряженность, обеспечивающую восприятие нового материала, обобщение и закрепление пройденного.

        Ключевые слова: технология ТРИЗ, круги Луллия, интеллект, творчество, речь, дети.

        Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

        Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

   На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

          Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких ориентиров является овладение ребенком основными культурными способами деятельности. Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

       «Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям. Во-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: 

– социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

– речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

– художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;

– физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.

Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.

В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги.   В работе использую четыре типа заданий.

1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяю картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.                                                                                              

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.                                                                                                  

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.                                                                                         

4-й тип: «Реши проблему».   В фантастических сказках с героями происходят разные истории.  Учу ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.                                                                                                                 

Инструктаж о последовательности работы в группе.

–   Перед началом работы повторяю этапы совместной работы в группе. 

– При решении задач в играх, воспитанники, должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные их предложения.

        Для детей 3-4 лет использую только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.                                                                     

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:                                                       

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, при помощи игры «Детки потерялись» (3-4 г). На сектор малого круга прикрепляются изображения детенышей домашних животных. На столе лежат картинки с изображением взрослых домашних животных. Воспитатель при помощи стрелки выбирает первую картинку с детенышем животного, дети должны найти его маму (взрослые животные выкладываются на большом круге). Потом происходит усложнение игры, воспитатель прокручивает круги, картинки перемешиваются, и дети опять соединяют мам и детенышей.

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок (4-5 л.) самостоятельно выбирает, какую чашку для мамы он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы чашек, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.     

        В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.

Читайте также:  Особенности развития умственно отсталого ребенка

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2009.

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ).

Источник

Морозкина Вера
Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей

Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра.Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Я хочу познакомить вас с одним из современных, интереснейшихи эффективным методом: игры на основе кругов Луллия. (Дидактическое пособие «Волшебные круги»)

Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду.

Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.

В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются мной для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки. В своей работе я использую пособие по типу пирамиды.

Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, вырезанных из фанеры, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов.

В своей практике я использую пособие с тремя кругами по 8 секторов на каждом с кармашками для сменных картинок, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.

Для детей 3-4 лет целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний

2. На развитие воображения, фантазии и творчества

Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Для работы с кругами Луллия мной были изготовлены разнообразные игры, некоторые из них я представлю вам сегодня. Так как сейчас я работаю на младшей группе, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми вариантами игр с детьми 3-4 лет.

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом – их детенышей.

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком – их хвосты.

Реальное Задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост,например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий)

Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.

Источник

«Круги Луллия как средство формирования

познавательного интереса детей дошкольного возраста»

Читайте также:  Виды и причины отклонений в развитии ребенка

cтарший воспитатель МАОУ «СОШ № 10»

групп дошкольного образования корпуса № 5,

Гайского городского округа Оренбургской области

Андреянова И.В.,

высшая квалификационная категория

     В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

     Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

     Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте.

     На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

    В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.hello_html_2eaa2b9d.jpg

     А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

     В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

     На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

     Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др.), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

Технологическая цепочка проведения на примере

использования трех кругов:

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего – плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

Задача: Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.

Ожидаемые результаты:

     Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: “Подберите карточки с изображением домашних животных”.

Варианты игр с использованием Кругов Луллия

Младший возраст (3-4 года)

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом – их детенышей.hello_html_m25f56104.jpg

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

Читайте также:  Недоношенный ребенок после года развитие

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком – их хвосты.

Реальное Задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…)

Средний возраст (4-5 лет)

Дидактическая игра « В гостях у сказки».

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (б.Яга, Буратино и т.д.), на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

Реальное Задание: Подбери нужный предмет

Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.

Литература:

3 Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд. «Аркти», М, 2011

4. Интернет – ресурсы https://dsdlf.com/index.php/metodist/16-konsultatsii/45-igry-po-triz-krugi-lulliya

Приложение №1

Картотека игр с использованием Кругов Луллия

Варианты колец:

Для игры с экологическим содержанием:

  • №1. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.

  • №2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.

  • №3. Листья вышеперечисленных деревьев.

  • №4. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.

  • №5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.

  • №6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.

  • №7. разные формы птичьих клювов.

  • №8. Разные виды птичьих ног.

  • №9. разные виды птичьих крыльев.

  • №10.Город, деревня, лес, море, горы, болото.

  • №11. Любые животные.

  • №12. детеныши животных.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа: 

Игры на подбор пары

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца№1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца №2

Игры экологического содержания: «Найди где живет?» – кольца №4,5 «Назови детеныша?»- кольца №11,12 «С чьей ветки детки?» – кольца№1 и 2, №2 и 3, №1 и3. «Крылья, ноги, клювы» – кольца №№6 и 9,№№6 и 8, №№6 и 7. «Подбери место обитания» – кольца №№6 и 10.

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!.

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?» – кольца №№17 и 11 «Назови сколько?» – кольца №№16 и 6, 16 и 1, 16 и 4,16 и 18. «Уменьшаем, увеличиваем» – №№ 15 и 17.

Игры на развитие творческого воображения.

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например совпали картинки колец №№ 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. Кольца №№ 4 и 10.

Комбинации: Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? Лиса в болоте. Погналась за добычей и вот бедная завязла. Лиса в деревне. Опять кур крадет. Лиса в городе. …….?

Игры на развитие связной речи. «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»

Цель игр: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания, развитие речевого творчества, формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.), с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии активизации речевого общения.

Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».

Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один – много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования и словоизменения, расширение и активизация словаря, развитие связной речи.

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела ( хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»

Цель игр: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте, расширение и активизация словаря

Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики:
«Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Источник