Развитие ребенка в конструктивной деятельности старший возраст

Развитие ребенка в конструктивной деятельности старший возраст thumbnail

Библиографическое описание:

Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 14 (118). – С. 536-537. – URL: https://moluch.ru//118/32529/ (дата обращения: 13.06.2021).



В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что конструктивная деятельность способствует решению образовательных задач, так как в процессе конструирования детьми приобретаются умения и навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие, как восприятие, ощущение, воображение, мышление.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования.

Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, поскольку цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом.

Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка – один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха).

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др.

Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» – построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. [1, c. 4].

Конструктивное творчество, по мнению А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации.

На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла.

Также А. Н. Давидчук, используя в своих исследованиях идею Н. Н. Поддьякова, а ещё ранее З. В. Лиштван, выделяет два основных вида конструирования. Это конструирование по образцу и «по условиям». В конструировании по образцу ребёнок отображает реальный предмет или его изображение. Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца детской постройки ребёнку необходимо обследовать свойства предмета, его формы, пропорции, пространственное положение. В результате аналитико-синтетического восприятия образца у ребёнка формируется замысел.

В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями, которым должна отвечать постройка. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является развитие представлений детей о пространственных свойствах и отношениях предметов (форма, величина, протяжённости).

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у детей конструктивных умений и навыков.

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать умение у детей создавать собственные конструктивные замыслы в представлении.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. [2, с. 24].

В ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. И направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте способствует развитию произвольного внимания. Формируется умение планировать и прогнозировать.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка золотая рыбка

Также по ФГОС ДО необходимо организация специального пространства для детской конструктивной деятельности. Необходимы материалы, такие как бумага, картон, дерево, кубики и др.

В современной действительности, благодаря развитию ИКТ, одним из приоритетных средств обучения является детское компьютерное конструирование.

Использование компьютера включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений. Решению компьютерных задач предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины.

Литература:

  1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
  2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, детское конструирование, задача, конструирование, детское конструктивное творчество, конструктивная деятельность, конструктивное творчество, практическая реализация, целенаправленное рассмотрение.

Источник

Библиографическое описание:

Юрченко, Е. А. Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Юрченко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 12 (302). – С. 246-247. – URL: https://moluch.ru//302/67733/ (дата обращения: 13.06.2021).



В дошкольном возрасте дети овладевают различными видами деятельности, одним из которых является конструктивная деятельность.

В контексте ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение детей к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения, формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует развитию произвольного внимания, в процессе конструктивной деятельности у детей формируется умение планировать и прогнозировать [1].

Проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание, как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создаётся определённый, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нём также отражается окружающая действительность.

Ряд зарубежных исследователей склонны трактовать конструирование более широко, рассматривая его как конструктивный праксис – способность выполнять целесообразные действия по инструкции, или же причисляют к конструированию те изменения, которые вносятся ребёнком в эти действия под влиянием зрительного поля.

Так, В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [6].

По мнению Н. В. Дятловой, конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [3].

Исследования З. В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [4].

При правильно организованной конструктивной деятельности дети приобретают:

  1. конструктивно-технические умения:

– сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т. д.;

– делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики и т. д.;

  1. обобщённые умения:

– целенаправленно рассматривать предметы;

– сравнивать их между собой и расчленять на части;

– видеть в них общее и различное;

– находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;

– делать умозаключения и обобщения.

  1. навыки самостоятельности.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.

Основными типами конструктивной деятельности являются:

  1. Конструирование по образцу: суть этого типа конструирования заключается в воссоздании в конструкции предложенного образца предмета. Самый простой способ такого конструирования – создание образца на глазах у детей, где дети имеют возможность наблюдать особенности, последовательность процесса.

Значительно более сложным является конструирование по готовым образцам, поскольку ребёнку необходимо выделить в нём отдельные детали. В этом процессе ребёнок производит точное представление о предмете, который необходимо будет сконструировать. Основное правило при обследовании образца – проанализировать большие основные его части и их взаиморасположение [2].

Использование расчленённого на элементы образца оправдано лишь в начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребёнок приобретает первые навыки обследования, умение выделять его основные части.

Деятельность, которая состоит только из точного воспроизведения образца, не развивает умение творчески решать конструктивные задачи. Этой цели подчинено конструирование по целостным образцам, когда ребёнок в ходе обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести предмет [5].

  1. Конструирование по данным условиям – его особенность заключается в необходимости построить конструкцию на основе сформулированных педагогом условий, требований, задач, игры (например, сконструировать пароход, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры; построить мост через реку, чтобы по нему могли проехать машины). Для этого необходимо видеть зависимость конструкции предмета от его назначения.
Читайте также:  Единство законов развития нормального и аномального ребенка

В процессе такого конструирования согласно заданию ребёнок учится по-разному решать его. Это создаёт важные предпосылки для развития творчества: детям становится интересно построить различные здания, различными способами оградить их, построить мост через реку т. п.Часто ребёнок создаёт много зданий, которые последовательно усложняются. Сооружение высоких и низких, широких и узких, длинных и коротких домиков формирует у детей гибкое представление о различных их типах, обобщённое умение их строить, развивает самостоятельность. Это составляет основу творческого конструирования.

  1. Конструирование по замыслу: таких умений требует от ребёнка игровая деятельность, для которой нужны строения не только из специального материала (например, кубиков), но и окружающих ребёнка предметов – мебели, досок, палок, кусков бумаги, ткани и т. п. Игра часто требует создания конструкций, которыми ребёнок мог бы пользоваться лично. Дети строят сооружения, которые хотят использовать в различных целях (например, корабли и баржи, на которых отправились бы в плавание).

Использование строений в игре предоставляет конструированию детей большой практический смысл, меняет его характер. Конструируя, они заботятся, чтобы устройство было подобно определённому предмету, чтобы можно было поиграть с ним. Такая установка меняет отношение детей к процессу конструирования: они пытаются создать конструкцию, которая бы максимально соответствовала задуманной ими идее [7].

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Гарант [Офиц. сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70512244/#friends
  2. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А. С. Гучанова// Молодой учёный. – 2018. – № 40. – С. 184-187.
  3. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дятлова // Молодой учёный. – 2016. – № 14. – С. 536-537.
  4. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ З. В. Лиштван. – М.: Просвещение, 2011. – 179 с.
  5. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Р. Лурия. – М.: 1948. – 34-64 с.
  6. Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду / под ред. В. Г. Нечаева, В. В. Богуславского. – М.: Просвещение, 2016. – 158 с.
  7. Стругаева, В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Стругаева// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XLI международной студенческой научно-практической конференции № 1(40). – М., 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): конструктивная деятельность, конструирование, ребенок, предмет, процесс, процесс конструирования, строительный материал, умение, часть.

Источник

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Конструктивное творчество

Не всегда изначальный замысел удерживается в фокусе внимания «конструктора». Может иссякнуть интерес или могут измениться планы: « Пусть это будет не машина, а ракета», «Не хочу строить, буду рисовать!».

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Постройки для игры – дело ответственное. Дети конструируют их, чтобы они выполняли нужные функции. Если это мост, то он должен быть устойчив, чтобы по нему можно было катать машинки. Если «автобус», то в нем должно хватить места для всех игроков и нужно отдельно обустроить кабину для водителя.

Виды конструктивной деятельности дошкольников

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

Конструирование

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность. Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры. В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Читайте также:  Ребенок 2года 1 месяц развитие

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

С образца малыши начинают первые шаги в данном виде деятельности. Родители, играя с ребенком, сооружают то башенки, то домики, и побуждают: «А теперь ты сделай такую башню». Малыш наблюдает, как взрослый собирает конструкцию, видит завершенный объект и стремится повторить те же действия.

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции. Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа. Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Приступаем к реализации замысла

Приступаем к реализации замысла

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу. То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет. Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Конструирование по условиям можно сравнить с замыслом, но чужим. Когда взрослый ставит условия дошкольнику построить дом для кукол из деталей «Лего», но так, чтобы у каждой куклы была своя комната и общий для всех зал, – это замысел взрослого. Ребенку предстоит внимательно отнестись к условиям и придумать, как эту задачу выполнить.

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий пространственное мышление.

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Деревянные конструкции

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций – широкое поле для творческой деятельности и развития творческих способностей дошкольника.

Источник