Развитие ребенка в коммуникативно речевой деятельности
олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.
Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
К началу дошкольного возраста (3 года):
– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;
– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
К завершению дошкольного возраста (7 лет):
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.
Общение включает в себя:
1. Коммуникация (обмен информацией):
информационно-коммуникативные умения.
– умение услышать и понять обращенную информацию;
– умение передать информацию;
– умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;
– умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.
2. Интеракция (обмен действиями):
регуляционно-коммуникативные умения.
– умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;
– умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
– умение совместно решать бытовые и учебные задачи;
– умение регулировать поведение партнера;
– умение оценивать результаты совместного общения.
3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):
аффективно-коммуникативные умения.
– умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
– умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
– умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Этапы развития общения.
Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).
Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).
Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).
Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).
Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Технологии проектной деятельности.
2. Технологии развития детского речевого творчества.
3. Интерактивные технологии.
4. Технологии коллекционирования.
5. Технологии исследовательской деятельности.
6. Информационно-коммуникативные технологии.
7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.
Формы работы по развитию свободного общения детей.
1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):
-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):
–реально-практические: чтение литературного произведения,
рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.
–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».
2.Образовательная деятельность в режимных моментах:
-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;
-решение бытовых проблемных ситуаций;
-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;
-беседы;
-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)
–планируется воспитателем или возникает спонтанно;
–является формой для упражнения детей в использовании освоенного
речевого содержания;
–возникает в разных видах детской деятельности;
–требует организации развивающей среды.
3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:
-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;
-игры на общение;
-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)
4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.
Организация развивающей среды.
Литературный центр
(условия для литературного развития ребенка)
Задачи: -обогащать литературный опыт детей;
-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению
художественных произведений;
-развивать умение обращаться с книгами;
-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения
деятельности;
-развитие выразительности речи.
детей;
-воспитывать желание делиться литературным опытом,
развивать речевые умения.
Центр творческой художественно-речевой деятельности
(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)
Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;
-развитие разных сторон речи детей;
-стимулирование речевого взаимодействия детей;
-развитие умения отражать литературный опыт в
творческой
РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!
Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Задачи развития речи.
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.
Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.
Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).
Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).
Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).
2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).
-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);
-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;
-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;
-воспитание правильного словопроизношения;
-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.
4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).
-освоение звукового анализа слов;
-составление предложений;
-обучение процессу чтения;
-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.
Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.
Виды этикета для дошкольника – это:
-этикет приветствия
-этикет знакомства
-гостевой этикет
-этикет телефонного общения
-этикет убеждения и спора
-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.
Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.
Источник
Наталья Казакова
«Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников».
Организация работы по развитию коммуникативно – речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной деятельности педагога с детьми, в свободных играх.В ходе режимных моментов имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.
Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу.
В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: речевой уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок природы, коммуникативно-сюжетные игры. («Ателье», «парикмахерская», «аптека» и др.)
Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлен лэпбук по развитию речи, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.
В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игры «закончи пословицу», «закончи предложение», «составь рассказ», «доскажи сказку» и др.
Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.
Широко использую в работе пальчиковые игры.
В группе имеется картотека пальчиковых игр.
Дети учат стихи, Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.
Заучивание стихов – это утомительный процесс,поэтому можно использовать такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.
Зарисовка стихов – это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Есть в группе лэпбуки по музыкальному, экологическому и патриотическому развитию, о космосе. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, музыкальных инструментов, растительный и животный мир родной и других стран.
Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».
Параллельно с этой работой обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для активизации общения и сотрудничества детей в процессе коммуникативной деятельности поощряются любые виды детского взаимодействия, речевая активность, обращения за помощью,разные виды помощи детей друг другу: «Что надо сделать?», «Подскажи ему, как поступить», «Объясни, в чем его ошибка», «Сделайте вместе».Очень эффективен и такой прием: предложить удачно справившемуся с заданием ребенку объяснить способы выполнения работы: «Она сделала так, а ты тоже так? Расскажи…».
Для того чтобы совместная деятельность способствовала развитию активных коммуникативных контактов между детьми, важен вклад каждого участника общения. Для реализации этого используется работа парами и группами из 3-4 детей. С детьми проводятся игры-упражнения, имеющие разные дидактические цели. Успешное выполнение заданий становится возможным при условии доброжелательного отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности, активного обсуждения последовательности выполнения работы, четкого распределения обязанностей между детьми.Для формирования умений общаться в паре используются речевые ситуации следующего типа:«Вы увидели, что возле подъезда стоит малыш и плачет. Это мальчик из младшей группы. Расспросите его. Узнайте, что случилось? Помогите мальчику». Данные умения формируются с помощью специального картинного материала
Наиболее успешное развитие коммуникативной функции речи происходит в ведущем виде детской деятельности, таковой для детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому детей старшего возраста активно включаем в игры с правилами. В этой игре формируется способность поступать не импульсивно, а согласно принятым условиям, способность устойчиво удерживать контекст общения, что составляет важнейшую сторону психологической готовности детей к школе. В играх с правилами ребенок учится содержательному общению со взрослыми и сверстниками, т. е. учебному сотрудничеству.
Несмотря на старший дошкольный возраст, у детей наблюдалось неумение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. В связи с этим при обучении дошкольников применялись дидактические игры, обогащающие словарь, помогающие наладить общение детей друг с другом.
Важно заметить,что функции взрослого на всем протяжении игрового обучения меняются: на начальном этапе он – организатор игр, задает правильные образцы речевого и коммуникативного поведения. Постепенно он переходит к исполнению в играх вспомогательных ролей, координирует деятельность детей, ненавязчиво подсказывает при речевых затруднениях.
В своей работе используем игры, формирующие коммуникативные навыки:
Игры на развитие невербальных средств общения; знакомство с эмоциями человека, умение выражать различные эмоции в общении со сверстниками.
Игры и упражнения, предусматривающие продуктивное взаимодействие детей – коллективное рисование, лепка, конструирование. Использование конструкторов «лего» помогает решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности. На занятиях дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности, сочинять творческие рассказы, придумывать загадки (с использованием схем и алгоритмов).
Таким образом, в результате использования разнообразных видов деятельности у воспитанников дошкольного учреждения постепенно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения детей, способствует возникновению психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности, порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, неумение поддержать беседу, вслушиваться в звучащую речь, приводит к снижению коммуникативной активности. Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность не обеспечивают процесс свободного общения, и в свою очередь, не способствуют познавательной деятельности детей.
Ребенок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Необходимо искать способы заинтересовать ребенка, а не пытаться силой заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению.
Наблюдения за детьми старшего дошкольноговозраста показывают следующее:
Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее.
Можно сказать, что детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение интересного дела.
Дети не любят:
описание картин;
призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам;
рассказы о достопримечательностях, художниках и писателях.
Стоит отметить возможные варианты создания благоприятных условий для общения детей друг с другом и со взрослыми.
Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.
Соблюдение определенной системы правил детьми,которые необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс:
– любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
– знаешь сам, скажи другому;
– делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;
– останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом;
– если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;
– умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;
– сначала подумай, потом говори;
– выслушивай собеседника внимательно до конца;
– слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;
– реагируй на высказывания собеседника, покажи, что понял его;
– будь доброжелательным;
– нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказываться по очереди;
– речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие;
– если необходимо, вежливо исправь ошибку,применяй выражения: «я думаю», «мне кажется» и т. д. ;
– умей вежливо и корректно возразить собеседнику,применяя выражения: «я хочу возразить», «я не согласен с тобой (вами)»;
– используй выражения: «я согласен», «я поддерживаю», если поддерживаешь точку зрения другого человека;
– если хочешь что-то уточнить,следует применять выражения: «пожалуйста, уточните это», «не повторите ли вы (ты) это еще раз?» и т. д.
– Организация работы с родителями, направленная на формирование речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям. В раздевалке группы оформлен уголок для родителей, где вывешиваются консультации по речевому развитию детей, с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
– Также выпускается ежемесячная газета, в которой даются рекомендации, всевозможные консультации родителям по речевому развитию, автоматизации звуков, печатаются скороговорки и другие речевые задания для детей.
– Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей.Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.
Источник