Развитие ребенка в ясельной группе

Воспитание КНГ (умения мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи), а также создание положительного образа коллектива сверстников (малыши привыкают взаимодействовать в коллективе, даже несмотря на то, что ведущий вид деятельности – игра – пока происходит рядом, а не вместе, как это будет, начиная со второй младшей или средней группы.

Виды образовательной деятельности

Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности:

  • развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов);
  • речевое развитие (дети 1,5-2 лет должны произносить слоги, имитирующие звуки, которые издают животные, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг, в пассивном словаре содержать около 200-300 слов; в 2-3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству – плохой или хороший);
  • социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
  • физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять);
  • художественно-творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться).

Среди педагогов детского сада бытует мнение, что самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников – это ясельная (дети 1,5-2 лет) и первая младшая (2-3 года) группы. Эта точка зрения не лишена оснований, ведь образовательная деятельность с малышами такого возраста вплетается в режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной в течение дня: один вид деятельности трансформируется в другой. Поэтому занятия с детьми раннего возраста носят название общеобразовательных.

Суть понятия

Общеобразовательное занятие в детском саду – это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.

Это интересно. В методической литературе общеобразовательные занятия ещё называют комплексными, что связано с использованием именно этого термина в образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране.

Занятия в ясельной и первой младшей группах строятся на комбинациях целей и задач разных направлений познания, развития и воспитания

Цели и задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Миссия проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом аспекты каждой практически идентичны для работы с детьми и 1,5-2 лет, и 2-3 лет. Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения. Итак, целями общеобразовательных занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

  • дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей;
  • стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики – развивающее направление;
  • воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг – воспитательный элемент.

Таблица: задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

В любом виде деятельности дети раннего и младшего школьного возраста учатся работать параллельно друг с другом

Виды образовательной деятельности

Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности:

  • развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов);
  • речевое развитие (дети 1,5-2 лет должны произносить слоги, имитирующие звуки, которые издают животные, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг, в пассивном словаре содержать около 200-300 слов; в 2-3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству – плохой или хороший);
  • социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
  • физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять);
  • художественно-творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться).

Если говорить о приоритетном виде активности, то и в яслях, и в первой младшей группе это познание и речь.

Дополнительные методики на занятиях в яслях и первой младшей группе

Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики:

  • артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
  • игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», в которой малыши достают из ёмкости с фасолью игрушки, а в первой младшей «Золушка» – малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам);
  • элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки);
Читайте также:  Как заниматься развитием ребенка в год

Источник

Автор: Щепихина Екатерина Михайловна

Организация: МБДОУ Д/С№45 «Сказка»

Населенный пункт: Московская область, Ленинский р-н, п. Развилка

Автор: Патрикеева Марина Владимировна

Организация: МБДОУ Д/С№45 «Сказка»

Населенный пункт: Московская область, Ленинский р-н, п. Развилка

Прежде чем приступить к раскрытию темы статьи «Идеи проведения занятий», хочу рассказать немного о нашем детском саде. Наш детский сад находится в живописном месте в Московской области Ленинского района поселка Развилка. Открытие Детского сада состоялось в 1978 г. Его территория составляет 10,630 га. Цель открытия сада была воспитание детей сотрудников ВНИИГАЗа, находящегося в на Развилке.

В нашем саду до сих пор работают те сотрудники что стояли у истоков нашего детского сада. Это Бондарева Тамара Александровна, Никонорова Наталья Михайловна, Антипова Галина Николаевна и наша любимая медсестра Меньшова Любовь Михайловна. Много можно хороших слов сказать про этих сотрудников, которые самоотверженно работают в нашем саду.

Следуя примеру этих Воспитателей более молодое поколение старается не отставать. Все педагоги имеют высшее образование, 87% сотрудников имеют первую и высшую квалификационную категорию. Педагогическая жизнь нашего сада тоже не стоит на месте. Воспитатели вместе с детьми стараются учувствовать не только в районах конкурсах, но и в международных. В своей работе с детьми мы стараемся использовать инновационные и развивающие технологии. В нашем саду имеется 12 групп. Две из них логопедические и одна ясельная. Имеется современный музыкальный и спортивный зал.

В настоящее время учредителем детского сада является Администрация Ленинского муниципального района.

На территории нашего поселения располагается 3 детских сада. Детский сад №45 «Сказка» (мы), детский сад № 18 «Кораблик» и детский сад №15 «Золотая рыбка». Только в нашем садике имеется ясельная группа.

Бытует мнение среди воспитателей, что самый сложный возраст в обучении – это ясельный. Ведь 90% у детей, приходящих в ясли , отсутствует полное самообслуживание . А в последнее время воспитатели стали замечать, что есть дети, которые не приучены к твердой пище. (Родителям проще дать пюре образную еду, чем готовить). Все это очень влияет на развитие детей. Да, процесс обучения в этот период детей сложен, но и при этом очень интересен. Необходимо помнить об особенностях этого возраста. В 2-3 года ребенок очень возбудим, настроение очень переменчиво. Но в этом и есть свой плюс, его легко переключить с одного действия на другое.

Если ребенок чем-то заинтересован его можно обучить чему-то новому, поэтому занятия проводятся в виде игры. Для лучшего результата необходимо убедиться, что ребенка ничего не беспокоит (хочет он есть, пить и.т.д). Общение с людьми носит интуитивный личностный характер. На это стоит обратить внимание воспитателям, т.к в этом возрасте на занятиях необходимо индивидуальных подход к ребенку. Общение он строит на подражание взрослым. Сверстников он особо не воспринимает, а относится к ним как не кому объекту. Играет он один, старается подражать сверстникам очень любит нравится другим. Главная черта в этом возрасте – это открытость. Он не умеет скрывать свое отношение к окружающему миру.

Речь в этом возрасте продолжает свое формирование. Воспринимает небольшие рассказы. Может односложно отвечать на вопросы. Физически не до конца развит. Продолжает учиться бегать, ловить мяч, ходить на носочках.

Для того чтобы процесс обучения был эффективен необходима комплексная образовательная деятельность.

В нашей группе образовательная деятельность вплетена в режимные моменты (В процессе каждого действия идет обучение).

Образовательная деятельность – это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей дошкольного образования.

Основная цель образовательной деятельности триедина:

1Воспитательная: формирует ребенка как личность, его отношение к окружающему миру.

2 Развивающая: прежде всего стимулирует у детей память и речь. Формирует у детей воображение, творческие способности.

3 Обучающая: Всесторонние развивает ребенка.

Ясельный возраст является ключевым в жизни ребенка, и от того насколько он будет развит, (какие занятия с ним будут проводится) зависит интеллектуальное развитие ребенка. Необходимо особое внимание уделять речевому развитию. Процесс развития речи на прямую связан с развитием мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику рук, мы оказываем влияние на головной мозг. Здесь можно перефразировать народную мудрость «Все проблемы из головы» «Весь успех ребенка в голове». Поэтому на наших занятиях обязательно присутствует элемент пальчиковой гимнастики

Читайте также:  Центр развития ребенка на ленинском проспекте

( независимо от вида деятельности).

Когда ребенок приходит в детский сад (как правило, это начало сентября), мы даем детям освоиться, к новому коллективу, новому месту, поэтому в этот периуд мы не проводим занятия. Только в середине сентября мы постепенно водим занятия. Занятия у нас проводятся строго по подгруппам 5-7 человек. Как правило это утром или сразу после сна.

Каждое наше занятие мы стараемся разнообразить , чтобы занятие не было похожим на предыдущее. Стараясь использовать разные методы обучения.

1Метод наглядности(наблюдение) Благодаря этому методу ребенок видит зависимость между предметами и явлениями.

Например на это недели у нас показывается кукольный театр (на следущей недели показываем диафильмы). Сюжет для него берется из сказок (Сутеева В. Чуковского К., Михалкова С. т.д.). Затем на каждом занятие мы упоминаем эту сказку т.е. проводим параллель. Например сказка Репка. В понедельник показывается спектакль Репка. На окружающим мире в эту неделю мы проходим овощи (упоминая репку). На физкультуре преподаватель дает игру «тащим репку», на творческой деятельности мы рисуем и лепим «Репку». В конце недели мы повторяем спектакль. Стараясь уже немного порассуждать, отвечать на вопросы.

(Хочу отдельно упомянуть про реквизит нашего театра. Весь реквизит мы делаем вместе с детьми старших групп, на дополнительных кружках. Мы считаем, что самые лучшие игрушки, это те что сделаны ребенком.)

Также в своей работе мы используем куклу Би-ба-бо. Би-ба-бо это живая кукла на руке ребенка или взрослого. Как уже ранее говорилось в этом возрасте ребенок имеет свойство подражать, и он смотря на этих героев учится не боятся, он получает представление о добре и зле, о правилах поведениях за столом, на улице, на празднике. В нашей группе есть 3 категории кукол.

1 Куклы «Помогайки» (мы их так называем). Цель этих кукол помочь ребенку.

в трудных ситуация. Эти куклы используются у нас каждый день. Каждый ребенок заходя в группу здоровается с куклой Солнышком (Это большая кукла в виде солнышка имеющая 4 луча, два луча руки и две ноги). Солнышко его обнимает вытирает слезки ( тк дети чужую тетю воспринимают не очень хорошо), тем самым создает первый мост между воспитателем и ребенком. Следящая кукла «Малышь». Это наш первый помощник в приучении детей к горшку и когда надо укладывать на сон. В первом случае мы сажаем «куклу Малыша» на горшок (показываем ребенку как сидеть на горшке), во втором мы «не пугаем малыша» а ведем себя тихо и закрываем глазки. Кот «Обжора», с помощью этой куклы мы приучаем детей кушать самостоятельно (показываем коту как надо брать ложку в руки и аккуратно кушать). Кукла Таня эта кукла помогает нам в приучении самостоятельности одевания одежды. Также кукле Тане мы рассказываем стишки на праздник (кукла присутствует на всех праздниках, видя ее ребенок меньше стесняется)

2 Пальчиковые куклы. Эти куклы у нас используются для разучивания пальчиковых игр. Смотря на них дети повторяю движения за воспитателем.

3 Рабочие куклы. Эти куклы для игры детей. Они находятся в коробке. Ребенок может в любое время подойти и играть в них.

Показ мультфильмов, кукольных спектаклей, диафильмов, повышает их эмоциональное восприятие, расширяет их кругозор и развивает речь.

Следующий метод это практический. После просмотра спектакля или мультфильма мы стараемся погрузить ребенка в тему недели. Это происходит благодаря играм (игры присутствуют как в группе так и на улице, с использованием не только современные игры но и старые русские игры, например классики в эту игру могут играть даже малыши , поэтому напротив каждой площадки на асфальте нарисованы классики), упражнениям ( включают в себя пальчиковые игры и веселые танцы под музыку тоже как в группе так и на улице).

Последний метод словесный. Этот метод представляет общение воспитателя и ребенка, посредством рассказов, чтение художественной литературы, беседы. Рассказы помогают развить детское воображение. Чтение художественной литературы обогащает словарный запас детей, расширяет знание об окружающем мире. После занятия задаются вопросы (если ребенок может ответить на вопросы, если нет то показывает пальчиком) Каждое рассказ или чтение сопровождается наглядным пособием.

Для того чтобы этот метод был эффективным сам воспитатель должен развиваться, читать не только методическую литературу, но и детскую современную литературу (говорить с ребенком на одном языке.)В нашем детском саду есть замечательная традиция мы ее называем « В гостях у книги».

Читайте также:  Игры для эмоционального развития ребенка и его нарушений

Дети старших групп ходят в нашу местную библиотеку. Где для них проводятся тематические встречи. (Иногда приглашают настоящих авторов книг).

Хочется упомянуть об атмосфере занятий. В ясельном возрасте ярко видно что каждый ребенок особенный(индивидуальный). Все дети включаются в процесс занятия по-разному. Мы стараемся не давить на ребенка. Если допустим Соня не хочет читать книжку она тихо играет в куклу. Придет время и Соня будет с интересом сидеть читать книжку. Наша задача постепенное вливание детей в учебный процесс. Чтобы процесс обучения не был для ребенка принудительным, а был его естественной средой.

Свою статью хочу закончить девизом нашего Детского сада «Если ты хочешь научить ребенка, проживи с ним его детство!!!»

Список Литературы:

  1. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника».2004
  2. Егорова Н. «Учитесь фантазировать».2016
  3. Инновационная программа «От рождения до школы».2020
  4. Голубева Л.Г. «Гимнастика и массаж для маленьких».2016
  5. Теплюк С.Н. «Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех».2002
  6. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»2004

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,2 КБ
Опубликовано: 26.10.2020

Источник

Занятия в ясельной группе – чему учат в яслях?

Чему научат ребенка в яслях – этот вопрос волнует родителей ничуть не меньше, чем питание, здоровье и безопасность крохи. Современные ясельные группы открывают свои двери для малышей от года до трех лет (также существуют ясельные группы и для грудничков, но таких учреждений крайне мало) – именно в этом возрасте дети обучаются первостепенным навыкам, развиваются основные движения, внимание и память ребенка, малыш начинает ориентироваться в окружающем пространстве, учится правилам поведения и гигиены. Дома на помощь крохе приходят любящие родители и другие члены семьи, но как обстоит дело с развитием ребенка в ясельной группе?

Занятия в яслях зависят от возраста малышей. Как правило, ясельная группа включает три возрастные категории: младшую – для детей до года, среднюю – от года до двух лет, старшую группу посещают двух-трехлетние малыши.

Развитию детей в яслях уделяется особое внимание – с малышами занимаются до трех раз в день. Утренние занятия начинаются после зарядки и завтрака, развивающие игры занимают время перед прогулкой, а после сна и полдника крохи продолжают свое занимательное обучение в игре.

Учимся играя

День малышей в яслях расписан по минутам, а детские развлечения направлены на обучение и общее развитие. Согласитесь, что такое по силам не каждой семье. Лепка и рисование, танцы,физкультура и даже музыка – это далеко не весь перечень предметов общей развивающей программы для маленьких детей. Спешим предупредить вопросы о том, как заставить капризных непосед заниматься, – опытные воспитатели знают, что игра и веселая атмосфера творят чудеса.

Главное правило развивающих игр по «взрослым» правилам – они должны быть интересны ребенку. Непринужденная обстановка и неподдельный интерес взрослого облегчают обучение и развитие малыша. Значительная часть занятий уделяется развитию сенсорных способностей, ребенок учится определять цвет, форму и размеры окружающих его предметов. Эти знания используются в дальнейших занятиях.

Еще одна важная составляющая занятий в ясельной группе – кроха учится объединять предметы по отдельным их свойствам. Такие упражнения развивают не только умственные способности, но и мелкую моторику малыша. Аналогичные цели преследует и популярная в яслях игра с мозаикой- дети вкладывают и вынимают предметы, развивая движения рук.

Лепим, рисуем и говорим

В ясли приходят малыши младше трех лет с различным уровнем подготовки и развития. Поэтому прежде чем приступить к занятиям, опытный воспитатель должен помочь отстающим детям подтянуться до общего уровня. Если ребенок не держал в руке карандаш, задача воспитателя обучить его базовым навыкам пользования фломастером или ручкой. Только после этого малыша можно учить пользоваться гуашью, на уроках рисования дети учатся выводить вертикальные и горизонтальные линии, рисуют овал и круг.

Занятия с пластилином давно стали классикой в яслях и детских садах – такое развлечение по душе почти всем детям. В современных яслях пошли дальше – наши малыши смело орудуют глиной и тестом. Таким образом дети знакомятся со свойствами различных предметов, во время лепки развивается наблюдательность, внимание и мелкая моторика крохи.

Самое трудоемкое занятие – это развитие речи у малышей. Дети учатся составлять предложения, воспроизводить звуки и даже стихотворные ритмы. Сделать упражнения веселыми, интересными и живыми помогают детские книги и иллюстрации. Такие занятия не должны быть утомительными, поэтому они чередуются с подвижными играми, физическими упражнениями и танцами.

Источник