Развитие ребенка в израиле

Развитие ребенка в израиле thumbnail

О том, как в Израиле устроен институт детства, рассказывает Наталья Сандлер, представитель Женской лиги Российского еврейского конгресса и мама троих детей. Наталья прожила в Израиле почти 10 лет.

Израиль, безусловно, является страной, культивирующей и пропагандирующей семейные ценности. И это не пустые слова. Государство с большой заботой относится к вопросам детства и образования, заботе о стариках, здравоохранению и социальной защите населения. Семьи в Израиле – довольно большие и очень дружные. В среднем в семье – трое детей, а в религиозных – до десяти и более.

С самого раннего возраста детям предоставляют полную свободу выбора, впрочем, как и ответственность в принятии решений. Эта особенность воспитания формирует уверенных, независимых и очень самостоятельных личностей. Детям дают полную свободу, но с младенчества прививают семейные ценности и заботу о близких, внимание и любовь к родителям. С детьми разговаривают на равных, объясняют, а не запрещают. Со строгой дисциплиной человек сталкивается только в армии, уже будучи достаточно сформировавшимся для осознания необходимости запретов и безоговорочного подчинения приказам.

Дети в Израиле – не по годам взрослые. Для них является обычным делом взять на себя ответственность за младших братьев и сестер: забрать их из сада, покормить, помочь одеться, выполнить поручения родителей. Если сравнивать британскую и израильскую образовательные системы, то складывается ощущение, что в Израиле нет порядка, нет структурированного формального образования. На самом деле это большое заблуждение! Израильтяне ставят первостепенной задачей дать детям возможность прожить этап детства, больше уделяя время игре, творчеству, креативности и социальной адаптации. Никаких таблиц умножения в 4 года, никаких прописей! Дети большую часть времени постигают мир визуально, на уровне всех рецепторов, все трогают, ломают и снова собирают, изучают и созерцают мир вокруг себя.

Воспитатели и учителя заботятся не об объёмах выученных правил и формул, а о том, чтобы ребёнку понравился сам процесс обучения, познания нового.

Детей искренне любят не только родители, но и преподаватели, и воспитатели – поэтому дети растут в атмосфере поддержки и уважения их личности.

В Израиле, как и в любой стране, есть семьи с нянями, но особенность и уникальность состоит в том, что даже при наличии няни, детьми все равно стараются занимаются родители. Няни выполняют в основном очень утилитарную функцию – накормить, погулять… Все свободное от работы время родители проводят с детьми сами.

В израильской семье совершенно отсутствуют разделение обязанностей: папы наравне с мамами выполняют домашнюю работу и проводят очень много времени с детьми: отвозят в школу, гуляют на площадке, водят на дополнительные занятия, кормят. В Израиле довольно поздно выходят на пенсию поэтому зачастую бабушки и дедушки работают и могут помочь лишь в субботу. В выходные дни, в праздники все едут в гости к родственникам и стараются проводить вместе как можно больше времени. Не удивительно, что для израильтян родственные узы имеют огромное значение.

Раньше декретный отпуск в Израиле длился 3 месяца. Сегодня женщинам предоставили возможность оставаться дома до полугода. Многие с недоумением подумают, как это можно доверить трёхмесячного ребёнка посторонним?! Всё очень просто. В Израиле отличные ясли для малышей. Забота о детях предоставлена профессионалам. В таких яслях кормят малышей, играют с ними, нередко можно увидеть в парках большие манежи с малышами на прогулке.

Государственные бесплатные детские садики работают до 12-13 часов, и в таком случае мама либо работает полдня, либо находит няню. Частные сады открыты до 18:00, есть и такие, которые открыты до 20:00 (например, сад для детей сотрудников компании Intel). Их стоимость варьируется, как и на любом открытом конкурентном рынке.

В любом детском садике, государственном или частном – непринуждённая и тёплая обстановка, много места для игр и творчества, дети постоянно вовлечены в проекты, подготовку к концертам и праздникам.

Начальная школа является логическим продолжением дошкольного воспитания и уделяет много времени игре, социализации и познанию мира. Все отличие состоит лишь в том, что появляется системность: расписание занятий (чтение, письмо, математика, физическая подготовка, иностранные языки и еврейская традиция), домашнее задание и различные творческие проекты. В жизни ребенка появляется авторитетное лицо в лице преподавателя-наставника.

Главная задача старшей школы — подготовка к выпускным экзаменам (т.н. «багрут»), результаты которого очень влияют на поступление в университеты и колледжи. Количество и сложность материала стремительно растут и требуют большой сосредоточенности и серьезной работы со стороны учащихся. Иногда родители даже вынуждены взять репетитора.

Это похоже на американскую систему, где экзамены в старшей школе (IB Diploma) сопоставимы по своей сложности с университетскими.

Поэтому тем, кто успешно сдаёт выпускные экзамены, поступить в ВУЗ несложно, необходимо досдать только «психометрический» экзамен — математику, логику, английский и иврит – сумма «багрута» и «психометрии» и составляет проходной балл.

Читайте также:  Уровень потенциального развития ребенка это

Кроме обязательной программы в любой школе есть множество дополнительных занятий, спортивных секций, кружков, студий, языковых программ. Общественные музеи, выставки и лектории с удовольствием приглашают детей. В каникулярное летнее время открываются лагеря: один из самых популярных при Тель-Авивском Университете, где можно найти любое занятие по душе – от робототехники до археологии.

Израильтяне очень серьезно относятся к образованию. Подобный эффективный опыт давно вышел за пределы еврейского государства – на тех же принципах работают образовательные проекты еврейских организаций по всему миру, в том числе и в России. Вот, например, один из поддерживаемые Российским еврейским конгрессом проектов – Jewish AdSchool на базе Московского музея современного искусства. Проект ставит своей задачей с помощью самых современных медиа и IT-технологий рассказать подросткам 12-14 лет о еврейской культуре, истории и традициях, создаёт уникальное творческое пространство для знакомства с реалиями еврейского мира, традициями и ценностями еврейского народа.

Источник

«Любовь, которую ребенок испытывает к себе и своим родителям, позднее определит его отношение к человечеству, к Богу и прежде всего к его собственной семье» заявляет доктор психологических наук и мать четверых детей Мирьям Адахан в своей книге «Семейные связи». Но на чем строится эта любовь? Как правильно воспитать достойного человека и гражданина с точки зрения израильтян? Каковы основные принципы общения с ребенком? В этих вопросах мы попробуем разобраться в данной статье.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Дети евреи в Израиле

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

  • Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

  • Любовь и похвала
Читайте также:  Влияние среды на развитие здоровья ребенка

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

Еврейская школа

  • Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

  • Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение».

  • Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Как евреи наказывают своих детей — законы в Израиле

Среди принципов воспитания в израильских семьях нет ни слова о порицании и отцовском ремне (ох уж это советское детство!). Давайте разберемся в том, есть ли наказания у этих детей, и насколько суровыми они являются.

Первое, что должен сделать родитель, если видит неверное и оскорбительное отношение со стороны ребенка, — объяснить ошибочность действий и посоветовать, как правильнее поступить в подобном положении в следующий раз.

Говорить при этом нужно ласково и мягко. На языке Торы этот метод называется увещеванием. Считается, что разговор должен происходить в тот момент, когда чадо будет готово услышать и осознать, поэтому беседы о некоторых проступках откладываются на часы или даже дни. При повторении проступка старший обязан снова прибегнуть к силе красноречия.

Телесные наказания применяются в самых крайних случаях для предостережения от дурного поведения в дальнейшем. Согласно Талмуду, они используются при нарушении определенного запрета, и о возможности такой «кары» сообщается заранее.

Считается, что бить детей запрещено – за это лишают родительских прав. На улицах часто можно встретить плачущего малыша и бездействующую мамашу – поверьте, ей не все равно, она просто не имеет права физического и морального воздействия на разбушевавшегося сорванца. Но это можно сделать в воспитательных целях в порядке исключения дома.

Притом отец или мать должны исходить не из чувства мести, а из необходимости. Рекомендуется показывать провинившемуся, что для «карателей» процедура тоже является не особо приятной, скорее необходимой.

Среди распространенных наказаний в израильских семьях можно выделить лишение удовольствий и привилегий, отсылка в комнату или прекращение любой коммуникации на несколько часов.

Читайте также:  Развития ребенка г нижнекамск

Еврейская семья

Еще один вид наказания приводит автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях», опубликованной на сайте Israelrus: в случае с разбушевавшимся дитем отлично помогает фраза «сядь на пол», в переводе на язык малыша означающая «не двигайся и стань неактивным», что по-настоящему страшно.

Отношения между детьми в Израиле

В Израиле принято любить и поощрять начинания маленьких членов коллектива. Как строятся у них отношения между собой? В школе, например, всегда царит дружелюбная атмосфера, здесь не может быть и речи о рукоприкладстве и дружественных бодрых пинках на перемене, как в русском классе.

Пример из жизни: Одна белорусская семья, эмигрировавшая в Израиль так рассказывает о случае с русским мальчиком, который давал сдачи своим одноклассникам. Руководство учреждения перевело его в другую школу после нескольких предупреждений ученику и его родителям. Интервьюируемые утверждают, что к новичкам часто приставляется волонтер, который помогает адаптироваться и подтянуть язык. Одноклассникам учитель обязан объяснить, что нового человека в коллективе следует поддержать.

Пример из жизни: Что удивительно, Илья Франк в блоге Шакшука.ru повествует о совершенно противоположной ситуации: его дочка столкнулась со случаем не то что буллинга, но некоторой агрессии со стороны израильских детей. После первых дней в школе ребенок заметил негативное к себе отношение – его толкали и шлепали по лицу во время перемен. Автор предположил, что подобные инциденты могли быть вызваны языковым барьером. В первом же случае ивритом школьник владел, пусть и не на уровне своих сверстников.

Ранее упоминалось, что основными нациями, проживающими на территории страны, являются евреи и арабы. В ходе интервью сайту БЕЛСАТ репатрианты из Беларуси признаются, что дети этих двух национальностей проводят свое детство обособлено – у них разные садики и учебные заведения. Утверждается, что шанс встретиться и пройти совместное обучение им выпадает только в институте. Вероятно, поэтому существует некоторое противостояние между этими двумя нациями.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

  • Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства половОбъясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими. Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов.
  • Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения, что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака. Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).
  • По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности, из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Отец с детьми

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Выводы

Принципы воспитания, описанные выше, формируют свободную личность, не зацикленную на своих комплексах и недостатках, а стремящуюся жить счастливой жизнью и заниматься любимым делом. Такой подход формирует настоящих гениев.

Вот несколько фактов из истории:

  • Среди обладателей Нобелевской премии самой многочисленной нацией являются евреи – 38% за все время.
  • У них самые высокие показатели IQ – людей со значением теста 140 среди представителей Израиля больше в 6 раз, чем в остальных национальностях.
  • Именно евреи породили монотеизм и христианство, существенно повлияв на развитие западной цивилизации.

Впечатляет?

Приведенные доводы доказывают, что отношение к малышу закладывает основы свободного мировосприятия и интерес к научным открытиям и изысканиям. Высокая рождаемость и обилие многодетных семей говорит о преемственности родительского опыта и умении привить истинные ценности.

Хотите поделиться своими примерами и мнением? Будем рады вашим комментариям!

Поделитесь с друзьями:

Источник