Развитие ребенка в германии
В сегодняшней заметке я расскажу про детей в Германии. Начну с того: что быть мамой в Германии проще и легче. И это совсем не из-за того, что ребенок получает пособие целых 18 лет (а иногда и дольше), мать – декретные (даже если она ни дня до этого не работала). На мам в Германии никто не наседает и не давит. Хочет, чтобы ее сынок – ходил в памперсе до 3 лет – пусть ходит. Чтобы соску сосал до 4? Пожалуйста! В коляске катался до такого же возраста? – Без проблем. Никто не тычет и не говорит – ленивая, дети – недоразвитые, семья- асоциальная. И даже если кто-то и заикнется вдруг об этом, немецкой маме – до фени. Ребенок еще не сидит самостоятельно и не ползает в свои полные 10 месяцев , не ходит в полтора года, не разговаривает в 2,5??? Все ок, в Германии никто не скажет: О ужас! Беги по врачам, сдавай анализы, делай рентгены – что же такое, какое несчастье, почему это случилось, что за кара небесная. В Германии скажут – подожди, значит – не время, каждый развивается по своему личному сценарию.
Мимо прходящие бабульки и тетеньки уж точно не будут стыдить маму трехлетки, который идет с соской, и не будут называть невоспитанным ребенка – не здоровающего со старшими. Можно спокойно дать ребенку развиваться, не думая, что скажет соседка Машка, у которой ребенок в 10 месяцев заговорил, а в год рассказывал стихи.
Родители в Германии не гонятся за ранним развитием и не подсовывают своим двухлеткам буквари и кубики с цифрами. Большая часть дошкольников не умеет читать до школьной скамьи. Даже дети докторов наук. Детей развивают другими путями, а не заставляют зубрить то, что они и так скоро узнают и будут знать всю оставшуюся жизнь. В Германии больше естественности, больше свободы как для малыша так и для его мамы.
Читайте также: Про немецких мам.
Наверное, поэтому немецкая мама более терпелива к своему чаду, да что уж мелочиться – само «мисс спокойствие». Нет прессинга извне – нет прессинга внутри семьи.
От немецких родителей вряд ли услышишь что-то типа: «не плачь, ты же не девчонка» или же: «все дети как дети, а тыыыыы».
Дети в Германии: а теперь немного про факты…
Всем известно, что Германия – одна из самых малорождающих стран. Согласно подсчетам немецких специалистов – каждая немецкая семья имеет 1,5 детей. Грубо говоря, 4 ребенка на 6 семей. Причины, по которым некоторые женщины не хотят иметь детей – разные. Только 4% в принципе не любят детей, и поэтому не стремятся стать матерями. Другие приводит различные причины: по медицинским показаниям, не нашли нужного партнера, собираются заводить ребенка позже, дети – слишком дорогое удовольствие.
Принято, что до трех лет ребенок в Германии остается дома, с мамой. Хотя за последние 2 года число семей, которые предпочитают отдавать ребенка в ясли выросло, около 80 % мам стремятся найти место для своего двухлетнего ребенка в саду. Хотя не все получают такую возможноть. Приходится пользоваться услугами «дневной мамы». А вот с 3 лет ребенок имеет право на место в детском саду.
В полных 4 года ребенок в Германии проверяется на готовность к школе специальным школьным ведомством. Раньше это делали позже, но так как при обнаружении каких-то проблем времени до школы и соотвественно времени, чтобы подтянуть ребенка – остается меньше, перенесли на год вперед. Ничего страшного в этой проверке нет. Ребенок не должен обладать какими-то сверхспособностями: он должен уметь концетрироваться согласно возрасту, иметь достаточную память, хорошее зрение (либо носить очки), слух, правильно выговаривать большую часть букв, быть физически развитым.
.
Дети в Германии – воспитание
Считается, что у детей Германии очень много свободы действий. Да что и говорить: их учат в школе, что родители не имеют права их прессинговать.
Детей в Германии не учат пропускать старших или хотя бы беременных в дверь… Уступать место в общественном транспорте – это тоже совсем не по-немецки. В послеобеденное время все сидячие места в автобусах и электричках заняты школьниками и студентами, и даже если им нужно проехать всего одну остановку, они не поднимутся и не предложат место маме с малышом или старушке. Их этому просто не учат. Когда автобус останавливается, они стеной становятся у дверей, не замечая под ногами малышей, которых легко могут раздавить. Я даже не знаю, правильно ли поступаю я – ведь учу сына подержать калитку детского сада открытой чужим мамам с колясками, или пропустить девочку. Может и не надо а – в стране, где девочки сами всё могут. А-то как достанется от девчонок с другим воспитанием.
На родительском собрании в школе учительница с 30-летним стажем работы пожаловалась – что чем дальше, тем дети меньше уважают взрослых. Нынешнее воспитание – где каждый родитель хочет быть прежде всего другом и стирает границы «взрослый-ребенок» плохо влияет на дисциплину в школе. Дети не считают нужным бесприкословно слушать учителя, потому что родители не подали правильный пример, а как следствие – отсутствие дисциплины. И отсюда же: на сам урок и знания остается меньше времени. Наша учительница – которая умеет держать класс – и та жалуется, что 5-10 минут от каждого урока уходит на то, чтобы дети успокоились.
Немецкие родители очень любят хвалить своих деток. В начале меня это умиляло и я считала – вот оно: самое правильное воспитание заключается в похвале. Но. Больше я так не думаю. Похвала – это обязательный пункт в общении с ребенком. Но то как это делают немецкие родители считаю перебором. На площадках то и дело слышится со всех сторон: Gut gemacht! Prima! Toll! (=Хорошо сделано! Превосходно! Отлично) Я не спорю, что это очень хорошие слова. Но когда это говорится пятилетней девочке, которая уже пятнадцатый раз просто съехала с горки, или трехлетке, который далеко не впервый раз всего лишь наполнил ведерко песком – считаю это перебором. Лишается весь смысл похвалы. А что же потом будет с мотивацией сделать что-то лучше, сделать что-то более сложное. Я хвалю своих детей, и делаю это часто. Но не за каждую нарисованную палочку. Зачем?
Недавно на площадке девочка лет четырех просто залазила на скамейку и оттуда прыгала, а потом каждый раз спрашивала папу: Papa, habe ich das gut gemacht? – Папа, я это хорошо сделала?
То есть она привыкла уже, чтобы за каждое её действие ей говорили: молодец, молодец, молодец….. И родители это делают уже на автомате. Похвала перестает быть похвалой. А становится пустым звуком.
Дети в Германии: взросление
Дети в Германии не задерживаются жить с родителями. Обычно, жизнь под маминой опекой заканчивается с окончанием школы/гимназии. Особенно для тех, кто решил обзавестись высшим образованием: ведь, как правило, высшее учебное заведение выбирается за пределами родного села. И даже если подросший ребенок не улетел из родного гнезда, родители перестают обеспечивать ВСЕ его нужды, как это было прежде. А некоторые из родителей даже требуют вносить лепту в семейную общую кассу. Немецкие родители не будут финансово обеспечивать своих выросших отпрысков. И уж тем более оплачивать какие-то баловства.
Если «малыш» задерживается жить у родителей, то в Германии принято говорить, что он неплохо устроился в гостинице под названием «Отель «МАМА». Причем, статистика утверждает, что молодые девушки охотнее и быстрее покидают родительское гнездо, нежели мальчишки.
Читайте также: Сколько стоит ребенок в Германии?
Источник
Воспитание детей в Германии имеет свои особенности и очень отличается от нашего. Самое главное для них это защищённость детей, даже от их родителей! Начиная с детского сада маленьких немцев, приучают знать свои права, рассказывают о том, что никто не имеет права обижать их. Это касается не только запрета бить кроху, но также повышать на него голос и даже наказывать. Вообще немцы очень выделяются среди других народов своей бережливостью, пунктуальностью, именно эти качества с самого детства они закладывают своим малышам. Очень часто они создают семью до 30 лет, но не спешат заводить отпрысков, потому что осознают всю серьезность процесса, строят изначально материальную базу. Именно поэтому прежде чем забеременеть, родить, и лишь затем приступить к воспитанию своих детей в Германии долго к этому готовятся, ведь все дело обстоит в скрупулёзности родителей и подготовке к такому важному жизненному этапу.
Как правило тут уже медлят женщины. Причин на это у них более, чем достаточно. Потому что к 30 годам большинство женщин только начинают делать первые шаги по карьерной лестнице, у них нет таких понятий, как материальная помощь родителей или бабушек с дедушками. У них редко возникает вопрос: «Что делать если воспитанник не слушается?». Немецкие садики работают неполный рабочий день, да и вообще их очень мало, а услуги няни очень дорогие. В Германии самый низкий уровень рождаемости, если сравнивать с другими европейскими странами, хотя аборты у них вообще запрещены, лишь только по особым медицинским показаниям разрешается прервать беременность. Они очень серьезно относятся к прибавлению в семье, поэтому тщательно все продумывают, обязательно меняют жилье на более просторное, чтобы была комната для карапуза, заранее подыскивают хороших няню, педиатра. У них начинается воспитание крохи еще в утробе матери.
Немецкое воспитание детей: хорошо или плохо?
Немецкое воспитание детей строится на строгом режиме, спать они ложатся не позже 20.00, так как немцы все встают очень рано. Телевизор малыши у них вообще не смотрят, его либо дома нет, либо взрослые включает его тогда, когда чадо уже спит. Хотя существует множество каналов для малышей, не большое количество родителей дают возможность их посмотреть всего 15 – 30 минут за весь день. В кинотеатры их также не берут, обычно карапузы сидят дома, занимаются саморазвитием – музыкой, рисованием или просто играют. Родители учат сыновей и дочерей вести собственный дневник, планировать свой день, также записывать важные даты, как день рождения всех родственников, друзей. С раннего детства их учат планировать свой бюджет, они заводят копилку, затем получают карманные деньги.
Для них малыш становится готовым к детскому саду тогда, когда уже легко может общаться со своими ровесниками. Для развития коммуникабельности мамы водят их в так называемые «игровые группы». Во время посещения сада женщины делятся своим опытом, угощают друг друга своей выпечкой. На праздничных улицах Германии для малышей всегда стоят различные бесплатные горки, лазательные стенки, батуты, различные гончарские, цветочные, художественные, швейные мастерские, мастер классы по плетению корзин с которого он унесет свою домой. Подобно нашим, детские сады Германии еще не обучают письму или чтению, а приучают к коллективу, совместной деятельности, дисциплине, чтобы они играли по правилам, концентрируют их внимания.
Им даётся широкий выбор занятий по душе, всегда, когда пожелает ребенок может побыть один в комнате с мягкими матами, подушками, где целый день играет спокойная музыка, здесь он может отдохнуть от шумных игр, порисовать или почитать. Также есть у них спортивные комнаты с детскими тренажёрами, мячами, на улице можно даже покататься на велосипеде, поиграть в песочнице, а летом покупаться в бассейне.
В чем разница между нашими странами? Ответ прост: у нас дети всё делают по желанию нянечки, а немецкие карапузы занимаются тем, что сами считают нужным. Учить читать, писать начинают с начальных классов, также им прививают любовь, уважение к своей школе, для них учеба должна быть приятной, приносить удовольствие. Начальные классы обучают воспитанников с помощью игровой формы, все уроки там построены интересно, так что там скучать не приходится. Никто не может затронуть достоинства сына или дочки, поэтому учеба каждого ученика остаются тайной, даже оценки за контрольные работы не озвучиваются при всем классе.
Ученики никогда не сидят долго с одними и теми же, их пересаживают, чтобы они не привязывались только к кому-то одному и легко могли наладить контакт со всей своей группой. Для них школьная учеба является обязательным условием, каждый школьник должен окончить минимум 9 классов. Лишь достигнув своего совершеннолетия ему даётся выбор – учиться ли дальше или нет.
Если не по известней причине был пропущен учебный день, полиция сразу занимается этим вопросом. Служитель закона может прийти к ним домой, потребовать, чтобы ребенка немедленно собрали в школу и даже оштрафовать за это.
Одним из главных лозунгов немецкого уникального воспитания детей: «Давайте крохам больше отдыхать!», «Лучше чаще, но покороче» – так строиться система каникул, они учатся 3 – 5 недель, а потом неделю отдыхают, летние же каникулы длятся 2 месяца. Законом Германии запрещается оставлять сына или дочь, не достигших 9летного возраста, одних дома, поэтому родителям приходится оставаться дома, работать на пол ставки или нанимать няню. Малыши с физическими проблемами учатся в простых школах, а вот тех, кто имеет проблемы с умственным развитием обучают в специализированные заведения. Оплачивают это социальные службы, а не родители. Общественные школы у них всегда бесплатны. В школы принимают по основанию оценок, у них система оценивая совершенно отличается от нашей.
Их 6 бальная система следующая: 1 – самый высокий бал, но ставиться он очень редко, начинают ставить оценки только с 3 класса. Именно во время учебы в 3 классе начинают появляться первые контрольные. Немцы считают, если начать оценивание раньше – это может помешать ученику успешно развиваться, без всяких комплексов. Если у школьника четвёртого класса из оценок стоят только 2 или 1, то он может учиться в гимназии. А там уже учатся до 12 – 13 класса. Последние два года у них считается вместо учёбы в колледже, где могут выбирать свою специализацию, предметы по интересам. Больше всего вызывает дискуссий Германское образование из-за того, что уже достигнув 10 лет, ученику нужно определяться с какой профессией он свяжет свою жизнь.
Итак, можно сделать вывод: процесс воспитания детей в немeцкой семье относится к новым методикам, аналогов которых, наверное, нет во всем мире. Будучи осведомленными с самого раннего возраста о своих правах, как они сильно защищены законом, нередко прикрывают свое непослушание, становятся очень капризными, избалованными и чересчур самоуверенными, требуя к себе исключительно уважительного отношения. Из-за этого часто родители становятся жертвами судебных исков, поэтому не горят желанием проводить много времени с чадом, устанавливать тесный контакт, именно поэтому они часто перекладывают свою ответственность на нянечек.
Пройдите тест
Есть ли СДВГ у ребенка?
1/10
Кто вас обычно будит по утрам?
Источник
Благодаря популярной книге “Французские дети не плюются едой” родители всего мира мечтают сделать из своих детей маленьких вежливых гурманов, умеющих с младенчества поддерживать светскую беседу и засыпать самостоятельно. А вот репутация классического немецкого воспитания изрядно подмочена: суровая муштра, идеальное послушание, отсутствие воображения и смертная скука. Между тем именно немцы сегодня упрекают французов за излишнюю строгость и авторитаризм по отношению к детям. И если ещё 50 лет назад в Германии идеальными считались дети, которых “видно, но никогда не слышно”, сегодняшних “Гензеля” и “Гретель” растят куда более мягко и деликатно.
Бабушки и дедушки современных немецких родителей воспитывали своих детей в строгости, говоря: “А если плач ребёнка стал громче, нужно просто закрыть плотнее дверь”. Их внуки, сами став родителями, относятся к своим детям с большим вниманием и уважением: даже в разгар непослушания их не отправляют в чулан, а продолжают спокойно объяснять, как нужно себя вести. Основная причина такой резкой смены педагогического концепта в Германии – это, конечно, история XX века, которая наложила свой отпечаток не только на государственное устройство, но и на семейное. С другой стороны, и особенностей культуры никто не отменял, а значит, порядку – быть в любой отдельно взятой немецкой семье. Поэтому основу воспитания по-немецки составляет сложный сплав из толерантности (отношение родителей к детям) с послушанием (желаемая модель поведения детей).
Главный запрет в Германии в вопросах воспитания детей наложен на авторитаризм, причём запрет этот обоюдоострый: строгость родителей должна иметь границы, но и малыш не должен стать маленьким царьком в семье.
Второй важный запрет в воспитании – насилие, к которому причисляется не только любое рукоприкладство (включая шлепок по попе), но и крик. Если французские и итальянские родители могут с лёгкостью отвесить ребёнку подзатыльник или оттаскать за уши, а русские – отругать на публике, руки и голос немецких родителей в этом вопросе связаны на законодательном уровне.
В детских садах и школах самим детям разъясняют политику партии: кричать (не говоря уже о рукоприкладстве) недопустимо. То есть у каждого ребёнка с более-менее осознанного возраста появляется возможность подать жалобу на жестокое обращение из-за родительского крика. А это очень быстро отучает родителей от демонстрации силы. Во-вторых, оказывается, что добиваться желаемого можно и не включая сирену повышенной громкости.
К детям любого возраста в Германии относятся с уважением и вниманием, ожидая от них в ответ разумного и адекватного поведения. Разумеется, нельзя сказать, что немецким детям можно всё, но ответственность за их поведение ложится в первую очередь на родителя. Поэтому немцы не обижаются на своих детей за непослушание, не костерят их за промахи, а берут вину на себя, делают выводы и продолжают воспитывать до достижения нужного результата. Как ни странно, этот метод оказывается достаточно эффективен: американские исследователи отмечают, что маленькие немцы гораздо более послушны, чем их сверстники в Штатах.
В отношении младенцев до года немцы очень либеральны. Мне не попадались немцы, которые сердились бы на орущих малышей в метро, просили бы “выключить” ребёнка в ресторане или срочно прикрыть кормящую мать. Классическая реакция на детский шум в общественном месте может быть двух видов: деликатно не заметить или дать полезный совет. Второй тип реакции сами немцы, разумеется, осуждают, но удержаться могут не всегда. Вообще в Германии воспитание – это дело внутрисемейное (опять же в законодательных рамках), а значит, каждая семья занимается своими детьми самостоятельно. Бабушки, няни и бебиситтеры играют третьестепенную роль и приглашаются в дом на родительских условиях и на ограниченное время.
Тем не менее не надо думать, что либерализм и толерантность в воспитании бесконечны. Всё-таки генетическая любовь к порядку берёт своё, а потому немецкие родители усердно устанавливают границы допустимого детского поведения. При этом от самих родителей требуется в свою очередь последовательно соблюдать установленные рамки и не менять правила игры без предупреждения.
Такие границы, как утверждают психологи, помогают детям чувствовать себя защищёнными, учат ориентироваться в системе ценностей и дают уверенность в завтрашнем дне. В идеальной немецкой модели слово мамы или папы приравнивается к сигналу светофора, и рефлекс правильной реакции на него вырабатывают с младенчества. При этом, когда немецкий родитель о чём-то вежливо просит, он настолько убеждён, что его просьба будет выполнена, что эта убеждённость передаётся ребёнку, который постепенно усваивает, что иначе и быть не может. Если же малыш нашалил или не послушался, то он должен извиниться, без этого дальнейшие игры и развлечения исключены.
Так как крик и рукоприкладство категорически исключены из обращения, навык терпения у родителей в Германии натренирован до совершенства. Практически в любой ситуации немецкий родитель со своим нордическим характером остаётся стоически выдержан и терпелив, удерживая свои голосовые модуляции и темперамент в рамках разумного. Он не только не кричит, но и не шипит, не орёт, не вращает свирепо глазами и не пользуется другими заменителями крика в тех ситуациях, когда кричать почему-то вдруг неудобно.
Если немецкий ребёнок вдруг кидается на пол в магазине, сучит ножками и заходится криком, то его родитель любого пола не нависает над ним с грозным видом и не шипит “немедленно прекрати истерику, чудовище!”, и не тащит его за руку к выходу. Вместо этого он терпеливо находится неподалёку и либо продолжает спокойно что-то объяснять, либо философски пережидает в ожидании тишины. Бонус такой стратегии заключается в том, что истерика, не подкреплённая никакой реакцией, случается в жизни родителя от силы пару – тройку раз и пропадает навсегда.
Поскольку тиранию тут в последние примерно 70 лет принято искоренять на всех уровнях, немецкие родители не торопятся класть всю жизнь на алтарь вновь прибывшего младенца и забывать на ближайшие 18 лет про свои увлечения. С грудными детьми тут и беспокойнейшие из матерей ездят на общественном транспорте, ходят в рестораны и биргартены, отправляются на выходные в горы, посещают аквапарки, совершают длительные путешествия на автомобиле, едут в отпуск. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что здесь это и организовано таким образом, что спуск в метро с коляской не превращается в покорение Эвереста. К наличию грудного ребёнка тут везде отнесутся с пониманием и создадут для молодой мамы все условия: в магазине, кабинете врача, даже в парикмахерской.
А вот методику раннего развития младенцев немецкие родители и педиатры не очень-то поощряют. Поэтому, в то время как русская мать читает растущему животу сказки Пушкина, а после рождения развешивает над кроваткой малыша чёрно-белые картинки и беспрестанно показывает карточки Домана, немецкая мать отправляется на организованные государством курсы по восстановлению после родов, складывает свой кулёк с новорождённым на час к другим таким же свёрткам под присмотр бебиситтера и знакомится с другими рядом живущими матерями с общими интересами.
Развивать детей и отводить на первые кружки тут начинают ближе к школе, и на первых порах не больше одного вида занятий в неделю. Да и сами занятия очень отличаются от привычных нам: детей не перегружают, максимальная нагрузка – один-два часа в неделю, при этом упор делается, скорее, на удовольствие и игровую форму обучения.
Немецкие родители вообще не навешивают на детей такого количества ожиданий, кружков, развивающих и дополнительных материалов и хобби, как русские. Нас, русских за границей, это крайне огорчает. Но немцы убеждены, что всему свой черёд, и в первые годы жизни малыша отдают предпочтение физическому развитию, которым готовы заниматься почти с рождения.
Первые занятия по плаванию можно посетить уже с трёхмесячным ребенком и дальше ходить на регулярной основе как на специальные курсы, так и самостоятельно в детские зоны общественных бассейнов. Рано приучают детей и к другим видам спорта, а также к длительным прогулкам на природе. В программу детских садов часто включают день спортивных занятий на неделе и день долгой прогулки, когда вся группа детей от 3 до 6 лет на один-два часа отправляется в поход в ближайший лес.
Прогулки показаны детям практически при любой погоде, пусть и ненадолго. При этом непременная униформа, которую каждый ребёнок должен иметь в нескольких комплектах, – для дома и сада, на тёплую погоду и холодную – это непромокаемые штаны и куртка, для того чтобы попрыгать в луже или поползать в песочнице. Один только этот наряд способен раз и навсегда снять половину всех традиционных скандалов на прогулке: ребёнок может и должен испачкаться, но дополнительных неудобств маме или папе это не доставит.
Ещё один полезный лайфхак от немецких родителей и воспитателей: как можно больше движения и свежего воздуха, тем более что в подходящей экипировке промокнуть, замёрзнуть практически невозможно. За день немецкий ребёнок успевает вдоволь набегаться и напрыгаться на улице, прокатиться в детский сад или магазин и обратно на велосипеде, самокате или беговеле, а значит, выплеснуть свою энергию, и на скандалы сил практически не останется.
Словом, в соответствии с обновлёнными принципами воспитания, сегодняшние немецкие дети не сидят на месте, их не только видно, но и слышно, они много двигаются, охотно занимаются спортом, как правило, слушаются родителей, хотя иногда и бунтуют, охотно играют со сверстниками, растут здоровыми. А их родители, пожалуй, увереннее в себе, самостоятельнее и расслабленнее, а главное, на порядок спокойнее, чем в России. И несмотря на то, что судить о результатах современного немецкого воспитания можно будет через десяток – другой лет, одно можно сказать со всей определённостью уже сегодня: родители в Германии воспитаны очень неплохо.
Источник