Развитие ребенка в два и два сына
5 ноября, 2015
Liliya Gershenbaum
No Comments
Сегодня я бы хотела затронуть очень важную для многих родителей тему – как успевать заниматься с двумя детьми одновременно.
У моих детей разница в возрасте составляет 2,5 года, это довольно маленькая разница, но, мой старший сын уже был довольно самостоятельным к этому возрасту. В садик он не ходил, поэтому, я, как и все мамы, имеющие двух и более детей, встала перед дилеммой, как мне управиться с двумя детьми и при этом ничего не упустить в их развитии, да и домашнее хозяйство никто не отменял.
Первый 2-3 месяца выбор был сделан, безусловно, в пользу старшего сына. Малыш, по сути ел и спал и это время было очень важным для того, чтобы сын не обозлился на наличие малыша в доме, не стал проявлять ревность. Поэтому практически все свободное время я старалась посвящать старшему сыну. На протяжении всего первого года меня очень выручал слинг – это специальная, безопасная, переноска для малышей и именно он – главный мой секрет всеуспевания с ребенком на руках. Малыш телом прижимается к телу матери, и надежно удерживается там, с помощью переноски, при этом руки мамы – освобождаются. С привязанным малышом вместе мы готовили, убирались, катались с горок, играли в мяч, в любые спокойные игры , гуляли и укладывались спать.
Если говорить о младшем сыне, то в первый год я решила сделать ставку на его физическое развитие. При каждом удобном случае делала малышу массаж. Укладывала рядом старшего и младшего. Старшему скоро наскучивала процедура, он отправлялся поиграть в более интересные игры самостоятельно. Кроме массажа, а вернее, после него, мы с детьми непременно, занимались на фитболе. Со старшим сыном мы обговаривали очередность игр на фитболе и их продолжительность (пока я не досчитаю до 10), после чего очередь переходила к братику.Фитбол – простой и эффективный способ физического развития ребенка (способствуетукреплению вестибулярного аппарата, мышц спины, координации движений). При этом, занятия на фитболе по- настоящему интересны детям, потому что, по сути, являются игрой. Большой плюс таких совместных занятий в том, то малыши начинают взаимодействовать, расставляют границы, учатся сосуществовать. Массаж и фитбол сразу обоим детям – это второй секрет одновременного и эффективного развития двоих детей одновременно.
Постепенно малыш стал подрастать, он уже не был согласен просто лежать рядом с нами и пытаться достать висящие над ним игрушки, ему хотелось большего. Тогда мы стали привлекать малыша к нашим творческим занятиям. Я брала лист ватмана и просто расстилала его на полу. Малыша клала на пол и просто разливала у него под ручками разные краски. С другой стороны пристраивался старший и рисовал свои художества. Также, на полу, мы лепили, занимались аппликацией и играли с крупами. Все эти занятия полезны детям, но если опуститься со стола на пол, то они становятся доступными даже самым маленьким. Мой младший сын начал рисовать в 2,5 месяца. Итак, мы подобрались к моему третьему секрету совместных занятий с двумя детьми одновременно – перебираемся на пол! И пусть кто-то считает, что для старшего ребенка это некая деградация, ведь он уже за столом хорошо сидит. Я думаю, то именно вот так наши дети учатся понимать возможности и потребности друг друга и уважать их.
Малыш становится еще старше и уже начинает ползать, ходить. Он еще не созидатель, а скорее разрушитель. И это не плохо, просто ребенок в возрасте от года и старше анализирует наш мир. Видит башенку – ой, а что будет, если толкну, а если качну… а если… и в маленькой головке появляется целый рой таких если. И каждую «если» надо проверить! Старший ребенок уже прошел этот этап, ему интереснее созидать и, конечно, бывает очень обидно видеть, когда результат его созидания оказывается разобранным на части. В этот период важно выделить старшему ребенку «свой уголок», где он сможет в любое время уединиться и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, что созидательный труд останется нетронутым. «Свой уголок» для старшего ребенка – это еще один секрет взращивания малышей с небольшой разницей в возрасте.
Ну а играть-то как вместе? Для того, чтобы весело и с пользой занять детей я частенько прибегала к Монтессори-играм. В частности, особое внимание мы уделяли играм с водой. Мы со старшим сыном поставили очень много опытов с водой в этот период. Потому что, играть с водой наш младший может по 30-40 минут без остановки. Мы ставили тазик с водой в комнате, накидывали в него всякой всячины, вооружали малыша ложкой-вилкой, пинцетом, стаканом (по ситуации) и просили вытащить предметы из воды. Иногда старший сын присоединялся к его «детским играм» и мы просто веселились, иногда, мы с ним ставили опыты со льдом, с чернилами, со шприцами или целлофановыми пакетами… в общем с тем, что я придумывала. Младшенький тоже присоединялся к нам с удовольствием в такие моменты, но и не отвлекал нас, потому что тоже занимался любимым делом. Таким образом – игры с водой стали еще одним секретом, позволяющим мне легко и весело развивать и обучать двоих детей одновременно.
Отдельно хочется отметить музыкальные занятия и пальчиковые игры. Наверняка, многие мамы уже слышали про методику Екатерины Железновой. Любая мама может воспользоваться ее методикой для своих занятий с детьми. Мы испробовали эффективность этой методики, применяя ее к детям разного возраста – двум моим детям с разницей в возрасте 2,5 лет. Невозможно описать словами детский восторг от каждого занятия. Еще бы, ведь его проводила не строгая учительница, а мама Хочу особо отметить тот факт, что младший сын, очевидно, подтягиваясь за старшим довольно быстро осваивал даже сложные для его возраста элементы. Также было и с пальчиковыми играми , которые я предлагала детям. Изначально я решила для себя, что ориентиром в таких уроках — забавах должен быть старший сын, а не младший. Малыш должен тянуться за успехами старшего, а вовсе не старший должен вновь и вновь прокручивать скучные и не интересные ему движения. Эффективность такого подхода подтвердилась со временем. Конечно, при случае, мы с малышом играли и его, детские игры, но в совместных занятиях со старшим сыном мы ориентировались на последнего. И это очередной секрет развития и обучения погодок – ориентиры задает более старший ребенок.
Чтение книг. Все мамы знают, насколько важно чтение книг для детского развития. Но, как же их читать имея двух детей разного возраста, у которых разные потребности? Сложно, честно. Решением для меня стали книги Ричарда Скэрри «Город Добрых дел» и Сюзанны Бернер из серии времена года. Эти книги не нужно читать по строкам. Эти книги можно просто рассматривать, отыскивая в них персонажей, описывая их, придумывая свои истории. Таким образом, Книги без слов – это еще один секрет совместного развития детей разного возраста. Очень хочется отметить, что, безусловно, я читала и старшему и младшему отдельно книги, рассчитанные именно на их возраст, но именно для совместного чтения, когда разница между детьми небольшая, а младший еще не способен слушать длинные истории, предназначенные для старшего – книги без слов это просто шикарное решение.
Конечно, в одной статье сложно рассказать обо всем, что каждая мама вырабатывает с годами, растя двух и более детей, но мне очень хотелось рассказать, хотя бы поверхностно, о наиболее важных, с моей точки зрения, вещах. Надеюсь, мой опыт окажется кому-то полезен и сможет хоть на самую капельку сделать Вашу жизнь радостнее и приятнее!
Самых добрых и теплых Вам семейных игр!
Category: Играем с мамой
Tags: как развивать двух детей одновременно, от года, от двух лет, от трех до пяти, раннее развитие, раннее развитие тренды, раннее развитие через игру
Источник
От автора: При планировании второго ребенка в семье, многие родители задаются вопросом: какая же возрастная разница между детьми оптимальна?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как нет двух одинаковых семей или характеров. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, сложности и радости. С точки зрения возрастной психологии оптимальной является разница 3- 4 года, но и здесь не всегда все гладко. Какие же именно факторы зависят от разницы в возрасте? В основном это развитие детей и их эмоциональное благополучие, а также близость и теплота отношений.
При планировании второго ребенка в семье, многие родители задаются вопросом: какая же возрастная разница между детьми оптимальна?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как нет двух одинаковых семей или характеров. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, сложности и радости. С точки зрения возрастной психологии оптимальной является разница 3- 4 года, но и здесь не всегда все гладко. Какие же именно факторы зависят от разницы в возрасте? В основном это развитие детей и их эмоциональное благополучие, а также близость и теплота отношений.
Погодки: Тяжело в учении – легко в бою.
Плановое рождение малышей с разницей 1-2 года выбирают мамы, которые не бояться сложностей, имеют положительный опыт рождения и воспитания первенца. Мамы погодок говорят о том, что им психологически было легче родить одного ребенка за другим, чем возвращаться к этому снова, когда старший уже подрос и нужно снова привыкать к быстрому ритму жизни и второй раз уходить в декрет. А так дети погодки практически одновременно идут в детский сад, а затем и в школу. Знание того, что дети всегда вдвоем снимает часть родительских переживаний, многие мамы выходят на работу через 3-4 года, и практически не прерывают карьеру.
Мама Татьяна 26 лет. «У моих малышей разница 1 год и 3 месяца. Сейчас старшему сыну 2 года, а дочке девять месяцев. Могу сказать, что даже и не тяжело особенно и детям вместе в будущем будет интересно вместе. Один минус – беременность – будет непросто, особенно если совсем нет помощи. Сейчас гораздо легче с двумя, чем с одним и с животом. Через год сын еще ходил недостаточно хорошо, приходилось поднимать, наклоняться, подсаживать, а это середина срока… Нелегко было одеть и вывести на прогулку, а потом увести его с площадки: капризничал и следовал исключительно в другом направлении или усаживался посреди улицы. Теперь сын настоящий помощник – развлекает сестричку, а она от него в восторге. У них есть общая игра: дочка бросает из кроватки погремушки и игрушки, а сын с удовольствием возвращает их обратно. Думаю у них есть все шансы вырасти настоящими друзьями».
Мама Алина, 34 года. «У меня сыновья-погодки, разница всего то 1,5 года и это замечательно! Получается, словно не двух растишь, а одного. В моей семье родители нас планировали, поэтому с сестричками у меня разница 4,5 и 7 лет. В детстве мне приходилось с ними возиться, а теперь разницы не чувствуется – взрослые мы теперь».
Особенности взаимоотношений.
Воспитание детей-погодок родители сравнивают с воспитанием близнецов. Основная трудность такой маленькой разницы в возрасте это эмоциональная и физическая усталость мамы. Старший требует к себе максимального внимания, а мама сосредоточена на грудничке. Усталость и новые заботы абсолютно вычеркивают из материнской памяти то, что происходит в этот период со старшим. Недостаток внимания и разрыв тесной эмоциональной связи с мамой может повлиять на становление базового доверия к миру.
Первенец не понимает еще того вреда, который он может причинить не только грудничку, но и себе в результате бурной исследовательской активности. Первый год самый непростой, поэтому маме требуется помощь бабушки или няни. Зато через 2-3 года все встает на свои места, становиться гораздо легче и дети живут в едином режиме.
Малыши проводят много времени вместе, растут общительными, часто идут на компромисс в коллективе сверстников, много общих увлечений, интересов, игр. Они гораздо успешнее в ситуации соперничества, умеют постоять за себя, эмоционально привязаны друг к другу.
Советы:
- Разногласие, соперничество и конфликты практически неизбежны и возникают в основном за раздел территории или внимания мамы, игрушек и личных вещей. Поэтому учитывайте это: покупки и подарки дети должны получать одновременно, но пусть каждый выберет что-то свое.
- В конфликтах родители должны быть объективно настроены, обязательно учите детей делиться, искать компромисс, помогайте мириться и просить прощения.
- Мамы советуют после рождения второго ребенка приобрести вариант коляски – трансформера для двойни – это облегчает прогулку с двумя крохами.
- Естественный регресс в развитии первенца может происходить из-за большого количества времени, проводимого вместе и т.к. дети очень близки по возрасту, причем зачастую уравниваются их интересы в пользу младшего. На помощь придут индивидуальные занятия с каждым малышом, четко соответствующие их возрасту.
Оптимальный вариант: 3-4 года.
С психологической точки зрения это наиболее удачная и для детей и для родителей разница в возрасте. Мама в полной мере может насладиться материнством, посвятить свое внимание только одному единственному крохе первые 3 года. Организм уже успел отдохнуть и восстановить свой ресурс для рождения еще одного малыша, также вторые роды обычно проходят быстрее и легче. Немаловажную роль играет и экономия – вещи и одежда переходят от одного ребенка к другому.
Особенности взаимоотношений.
В 3-4 года малыши очень ждут рождения братика или сестрички, с удовольствием принимают посильное участие в уходе за новорожденным. Мамы рассказывают, что у первенцев впервые они наблюдают проявление материнского (отцовского) инстинкта, большой интерес к младенцу, появляется желание заботиться и само отношение сопровождается особой нежностью.
Мама Ольга, 29 лет, дети Света 8 лет и Степан 5 лет.
«Самым большим плюсом в отношениях считаю, что дети растут дружными, у них совместные игры и общий мир. Последнее время, когда предлагаю заняться с ними, дети говорят: «Мама ты иди, мы сами будем играть». Когда Свете было 3 года, и Степан только родился, она хотела лечь в его кроватку, просила соску, но и с радостью откликалась на мои просьбы о помощи. Между детьми есть чувство родства и плеча. Помню, как дочка докармливала годовалого Степу из ложечки, а в два года Степка изнывал и просил забрать Свету из садика пораньше».
И все же любые чувства двояки. Ревность всегда присутствует, но ее удается избежать родителям, которые правильно реагируют на ее проявления и подготавливают первенца к изменениям в семье.
Наиболее сложным во взаимодействии может оказаться период, когда старший ребенок идет в школу (7-8 лет), а младший еще дошкольник (3-5 лет). И это вполне объяснимо: у старшего основой вид деятельности теперь – учебный, а младший еще сохраняет игровой мотив. Старшие дети любят играть с младшими в школу, это в некоторой степени смягчает обстановку и сближает интересы детей.
Советы:
- Во время ожидания второго ребенка постепенно подготавливайте первенца к роли старшего брата или сестры. Сформируйте правильное представление о новорожденном, посмотрите вместе с ним его первый альбом с фотографиями, чтобы избежать разочарования. Многие дети думают, что брат или сестра сразу смогут стать для него товарищем по играм.
- Разлука с мамой даже на 5 дней для детей 3-4 лет значительна. Поэтому во время отъезда мамы в роддом старший ребенок должен остаться с близким человеком, с которым он и раньше оставался один и чувствовал себя комфортно. Можно занять его в это время подготовкой своими руками подарка для мамы и новорожденного.
- По наблюдениям, старший ребенок с появлением новорожденного больше нуждается в тактильном контакте с мамой. Сохраняйте традиции, когда ваше время было посвящено только первенцу. Например, вечерняя сказка и любимые игры.
Разница 5-8 лет. Отстаиваем свое мнение.
Безусловно, 5-8 лет разница, которая планируется родителями осознанно, они становятся старше и опытнее. Многие мамы детей с такой разницей, опасаются из-за возраста рожать позднее, но чаще выходят на работу когда младшему исполняется три. Они уже состоялись как профессионалы, успешны и поэтому востребованы.
Мама Наталья, 27 лет. Разница между сыновьями 5 лет. «Артему сейчас 8 лет, особо дела до младшего нет, у него свои занятия. Общие игры – подвижные, часто дерутся. Младший (Саша 3 года) обычно оказывается сверху, и дело заканчивается чаще слезами старшего. Все равно любят друг друга, особенно Саша Артема, и в то же время сильно ревнует меня к нему».
Папа Андрей, 35 лет. Дочка Анна 3 года, сын Георгий 11 лет. «Считаю, что 8 лет – замечательная разница. Старший еще не совсем взрослый и может найти общие интересы с сестричкой… Анечка же в свою очередь тянется к старшему, т.к. тот больше знает и многому может научить. Оба тяжело переносят разлуку. Мы с женой стараемся никогда не заставлять Гошу что-то делать для Ани. Иногда конечно просим его – если не захочет, то делаем сами. Но помощь просто огромная от старшего сына: он может забрать сестренку из д/с, когда мы не успеваем, накормит и займет ее до нашего прихода».
Особенности взаимоотношений.
Первенец чаще готов пойти на компромисс, уступить младшему. Роли четко определены и уже не возникает вопросов кто старше. За счет помощи по уходу за младшим у мамы и старшего ребенка выстраиваются доверительные отношения. Обычно дети осознано относятся к роли старшего брата или сестры. С рождением младшего снимается часть внимания и ожиданий от старшего, родители становятся менее критичными к нему.
На рисунке семьи старшие дети 5-8 лет почти всегда изображают младенцев, они хорошо прорисованы и расположены в непосредственной близости или на руках у мамы. Можно говорить, что младшие дети не отвергаются старшими, между ними есть эмоциональная связь. При этом на рисунках множество деталей, предметов, что говорит о недостатке эмоционального тепла и общения с родителями. К сожалению, игровые интересы у детей не совпадают, игра с младшим ребенком нравиться не всем старшим детям, чаще она вынуждена. Со временем общими точками соприкосновения становиться чтение книг, рисование, просмотр фильмов. Причинами конфликтов выступают расхождения во мнениях. Кризисным в отношениях может стать период, когда старший входит в подростковый возраст. В 7-8 лет младшие считают, что у них много общих интересов со старшими, подростки наоборот отдаляются, живут интересами сверстников, могут быть настроены агрессивно в отношении младших, особенно когда родители требуют взять с собой младшего брата или сестру. Мнение старшего подростка младшие школьники считают важным, поддерживают его. Держат в секрете общие тайны от родителей.
Советы:
- Помните, старший ребенок не нянька, он не обязан постоянно присматривать за малышом, и имеет право на свое собственное детство. Настойчивость родителей в этом вопросе может привести к негативным последствиям для отношений между детьми.
- Оставайтесь таким же внимательным, как и раньше, к успехам и сложностям в жизни старшего, старайтесь уделять время лично ему.
- Так как разница в возрасте достаточно выражена, наказания достаются старшему ребенку, хотя зачинщиком чаще бывает младший. В конфликтах старайтесь понять позицию первенца, попросите рассказать что произошло. При разборе ситуации многие родители видят, что старший действительно не виноват, а младший ловко пользуется привилегией слабого и маленького.
Более 9 лет. Два разных поколения.
Нередко родители сталкиваются с открытым протестом 9-10 летнего первенца против рождения еще одного ребенка в семье. Дети, которые были единственными в семье до 9 лет, тяжело воспринимают, что кто-то другой может занять их место в жизни родителей. Часто второй ребенок с такой разницей рождается во вновь созданной семье. В любом случае дети с разницей более 9 лет вырастают такими, как если бы они были единственными детьми в семье. До 9 лет ребенок получает максимум родительского внимания и любви. У него отлично развиты познавательные процессы и интеллект, высокие творческие способности, т.к. была возможность общаться с взрослыми один на один. Первенцы открыто говорят о ревности. Но иногда она переходит в скрытую форму и выражается в негативном поведении, проблемах с учебой, если родители не хотят услышать старшего сына или дочь.
Мама Даша, сыновья 11,5 и 2,5 года. Разница 9 лет. Старший привык быть один и не сразу смирился с появлением младшего, уж как бы мы ни старались подготовить его. Зато сейчас старший занимается с младшим развивающими играми и рассказывает мне обо всех его достижениях. Я вижу – ему интересно учить младшего. Кроме того, я могу надеяться на старшего, он хорошо за младшим присматривает.
Галина, 29 лет. У меня с моей сестрой разница ровно 10 лет. Это то, что доктор прописал! Я закончила школу и упорхнула в большую жизнь. Родители остались с Машенькой – ещё 10 лет полноценной семейной жизни с заботами о ребёнке. А уж как мы любим друг друга! Время на любовь не влияет, только раньше я к ней относилась как мама, а сейчас – на равных.
Особенности взаимоотношений.
Общая деятельность у старшего и младшего – это разговоры, прогулки. При теплых отношениях, младший обращается за помощью к старшему с проблемами в отношениях со сверстниками или учителями, сложностях в учебе. Для младших детей старшие являются эталоном для подражания, они испытывают гордость за их достижения. Младший ребенок получает в лице старшего еще одного родителя, отношения строятся по принципу учитель-ученик. Они становятся по-настоящему близки, став взрослыми состоявшимися людьми.
Советы:
- В разговоре как можно мягче и деликатнее подойдите к новости о скором появлении у первенца брата или сестры, говорить об этом должны оба родителя. Для старшего гораздо важнее то, что с его мнением считаются. Постепенно и ненастойчиво приводите его к мысли о том, что он не в чем не будет ущемлен. Не считайте его чрезмерно большим и понятливым, ведь взрослым он является только на первый взгляд – подростку также нужна подготовка к этому событию.
- То, что старший говорит о ревности не должно Вас пугать. Наоборот, нужно стимулировать его выговариваться, признавать его право на подобные чувства и выражать уверенность в том, что вместе Вы одна семья и это скоро пройдет. Важно чтобы подросток не выпадал из жизни семьи на период, когда младенцу нужен максимальный уход и внимание.
- Впервые опубликовано в журнале для родителей “Мой кроха и Я” : https://www.krokha.ru/family/child_psihology/110-rozhdenie-vtorogo-rebenka-osobennosti-vospitaniya-detey-raznogo-vozrasta.html#/
Источник