Развитие ребенка в доме ребенка

Развитие ребенка в доме ребенка thumbnail

Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Развитие и воспитание детей в домах ребенка

Введение

Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».

Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.

Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.

В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.

В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.

В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.

Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.

В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.

Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.

Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.

Словарь медицинских терминов

Антенатальный период- период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.

Геморрагия- кровотечение, кровоизлияние.

Гестационный возраст(лат. geio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.

Гиперкератоз- чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.

Депривация- лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Дерматит- воспаление кожи.

Дизонтогенез- нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.

Дизонтогенетические факторы- факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).

Донозологические отклонения- отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).

Интранатальный период- период от начала родов до рождения ребенка.

Койлонихия- изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.

Конъюнктива- наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.

Латентный период- интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.

Манифестация болезни- развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.

Мацерация- размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.

Метаболическая терапия- лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.

Неонатальный период- период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.

Нистагм- непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.

Нозологическая форма- определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.

Нозология- учение о болезнях и их классификации.

Онтогенез(греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Парестезия- спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.

Полиморфизм- различные формы, резко отличающиеся друг от друга.

Полиорганные нарушения- нарушения в работе сразу нескольких органов.

Постнатальный период- период, охватывающий весь период после рождения ребенка.

Резистентность- устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.

Сублингвальное введение препарата- препарат вводится подъязычно.

Трансбукальное введение препарата- помещение препарата за щеку пациента.

Тремор- дрожание.

Раздел I

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка

1. Физиологическая характеристика процесса развития детей

Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.

Источник

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Для ребенка общение с близким взрослым является одним из важнейших факторов его психического развития (в сфере эмоциональных переживаний, овладения речью, развития самосознания). С общением связано становление его внутреннего мира. Когда говорят о детях, воспитывающихся в доме ребенка, часто звучит проблемы госпитализма, который связывают с разрывом отношений ребенка его биологической матерью. Но после различных исследований и на практике в доме ребенка «Семейного типа» доказалось, что ребенку его биологическую маму может заменить не родной для него человек. Главное, чтобы у ребенка с первых дней жизни, рядом был близкий человек, и не было недостатка в контакте с ним, который понимал его потребности.

Читайте также:  История развития методов диагностики ребенка

В каждой группе живут 6 детей разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Постоянно с детьми в группе находятся воспитатель и медсестра. График воспитателя составлен так, чтобы он стал близким для ребенка человеком, сформировать у детей привязанность. Воспитатель работает 5 дней в неделю: в первую смену приходит к подъему детей, а после второй сены уходят, когда дети ложатся спать на ночь. На двоих взрослых шесть детей – это и так маленькое количество. Если ещё учесть, что дети в группе разного возраста, значит они на разных режимах и все вместе в течении дня проводят редко. Этим создается условие для индивидуального общения взрослого и ребенка, в диалоге взаимопонимания. Дети сначала поступления и до конца пребывания в доме ребенка живут в одной группе. Близкий взрослый на протяжении нескольких лет – это значит единство требований, методов, приемов в общении с ребенком. И от этого жизнь малыша становится менее тревожным. У ребенка, который имеет возможность тесно общаться с постоянными близкими людьми, появляется стремление подражать ему, действовать по образцу. У детей после такого общения обогащается личный опыт, лучше развивается речь, формируется инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей. Ребенок от такого общения получает особенное удовлетворение – ощущения своей важности от окружающих, своего значения для них. Он ощущает, что кому – то нужен, его услышат и выслушают.

Для развития ребенка важно кроме удовлетворения социальных потребностей конечно же и удовлетворение его биологических потребностей. Прежде всего это полноценный уход за ним, его безопасность, охрана жизни и здоровья, физическое развитие. Условие жизни в семейном доме ребенка позволяют оптимально – комфортно осуществлять уход за детьми. Во время проведения служебных моментов, воспитатель имеет возможность, не спеша, не волнуя ребенка, ждать проявления готовности к контакту с его стороны. Давать малышу возможность проявлять самому инициативу, самостоятельность. Под воздействием стабильности, благожелательности со стороны взрослого у ребенка быстрее формируется навыки и умения. Такой уход за ребенком можно назвать сотрудничеством взрослого и ребенка. В группе живут дети не только разного возраста, но и разного уровня развития, с разным медицинским диагнозом. Эти дети отличаются особой ранимостью. Взрослые стараются создать все условия, чтобы в групповом коллективе они ощущали себя полноправными членами, были социально – адаптированы. Воспитатели так строят общение в группе, чтобы дети с ограниченными возможностями не замечали, что они другие. Эти дети по возможности вовлекаются в совместные игры и в любой дугой вид деятельности доступный для них

Дети в семейном доме ребенка живут в большую часть дня в своей группе, но это не значит, что они ведут обособленный образ жизни. Они ходят на занятия к разным специалистам. У них также есть возможность встречаться и общаться с другими детьми на прогулка, на различных выездных мероприятиях (прогулки в парке, экскурсии, посещение театра).

В связи с тем, что в группе живут дети разного возраста, воспитатели вместе с дефектологом создают окружающую среду с учетом всех видов возрастной деятельности детей. В группе созданы условия для свободного «безбарьерного» передвижения. На стеллажах игрушки, дидактический материал взрослый располагает так, чтобы они были доступны для детей определенного возраста. Высота полок, где лежат пособия, зависит от возраста детей, которым предназначен. На нижних полках стоят пособия для детей, которые не смогут вставать по возрасту или по специфике своего заболевания. Этим соблюдается один из принципов построения окружающей среды – доступность для ребенка того материала, который бы стимулировал его развитие. Позволял закреплять уже полученные знания в самостоятельной деятельности, создавал для ребенка эмоциональную комфортность.

Совместную работу на группе о воспитателя и медсестры нет особых разделений по уходу за детьми. В организации всех видов деятельности главное помогать и дополнять друг друга. Хотя, конечно, функциональные обязанности есть у каждой категории персонала. Воспитатель: уход за ребенком, осуществление воспитательно – образовательного процесса. Медсестра: уход за ребенком, медицинское обслуживание и ответственность за организацию питания ребенка.

Командная работа ведется не только в группах, но и во всем доме ребенка. Воспитатель участвует поддержанию программ по корректировке развития ребенка, предложенных специалистами. В повседневной работе с детьми ему помогает рекомендации дефектолога, психолога, врачей и педагогов дополнительного образования. Они, в свою очередь, тоже всегда прислушиваются к мнению персонала группы.

Растя ребенка проблем всегда много. Главное, чтобы взрослые (близкое окружение) работали для индивидуального подхода к каждому малышу, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь, как психическую, так и физическую.

Источник

Особенности детей проживающих в детских домах и домах ребёнка.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, – это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,

отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен.

Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Все дети из детских домов обнаруживают задержку психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средней тяжести и тяжелая), отклонения в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведения. Задержка речи имеет место в 95% случаев. Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех детей ниже возрастной нормы, некоторые из них не различают цвет и форму, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)

Отставание в познавательном развитии у воспитанников детских домов – это характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как собственно психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произвольной саморегуляции; однако эти дети обучаемы, что говорит о правомерности благоприятного прогноза.

Читайте также:  Отставание в речевом развитии ребенка 3 года

В области внимания наблюдается отставание, прежде всего, в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.

В области речевого развития наблюдается обычное косноязычие, особенно заметное у младших дошкольников, имеет место запаздывание в области синтаксиса и содержания высказывания. Еще одной областью, в которой проявляется отставание речевого развития, является социальная. Дети комментируют конкретные бытовые события, но не всегда могут сформулировать свои мысли по поводу будущего.

Общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные (по данным проектных методик), одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержанию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).

Для большинства воспитанников учреждений, подобных нашему характерны следующие специфические особенности:

* неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

* нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

* низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

* слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

* потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

* неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

* несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

* несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

* низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

* склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. (Нечаева А.М., 1994 г.)

Почему же так происходит?

Психическая жизнь ребёнка начинается задолго до рождения. Она отличается от жизни взрослого. У ребёнка постепенно формируются структуры мозга, которые также постепенно достигают зрелости и учатся анализировать поток сигналов, который непрерывно воздействует изнутри организма и снаружи.

Всем своим телом,(а не ушами, как это делает взрослый), в утробе матери малыш ощущает уже на 3-4 месяце биение сердца матери, шум лёгких, которые вздымаются примерно 18 раз в минуту. Именно поэтому после рождения ребёнок с таким удовольствием лежит на животе матери и легко успокаивается, каждый раз когда его берут на руки и прижимают к груди. К 9 неделям эмбрион может шевелиться. Он делает более 50 движений в час, т.е. фактически каждую минуту можно отметить то или иное движение. К концу третьего месяца внутриутробного развития плод зевает и глотает, чувствует запах и прикосновения. Рано формируется вкус. Внутреннее ухо формируется в 8 недель, наружное ухо и слуховой анализатор развиваются к 5 месяцам.

Слышать звуки вне тела матери ребёнок начинает после 7 месяцев. Звук, проходя через оболочки и амниотическую жидкость, меняется. Тем не менее, уже в конце пребывания в утробе матери ребёнок становится полноценным участником всех коллизий, которые происходят в семье его родителей. Кроме звука на него воздействует изменение состава крови, зависящее от переживаемых ею эмоций. Сначала ребёнок узнает мать изнутри, реагируя вместе с ней на все неприятные моменты её жизни, участвуя в её тревогах и переживаниях. Это не значит, что малыш понимает или сочувствует, он лишь их пассивный участник, поскольку частота его сердцебиения напрямую связана с химическим составом крови матери, который меняется, когда ей спокойно, хорошо или плохо.

Развитие мозга ребёнка имеет определённые особенности, обусловленные эволюционным происхождением человека как вида. Дело в том, что при рождении его многие структуры слишком незрелы.(женщина не может родить физически сформированную голову, со сзрелым мозгом)поэтому ещё долго после рождения продолжается процесс развития мозга. Биологическая, глубинная суть работы мозга состоит в том, что бы нейроны в период времени, который предопределён генетически начали обучаться перерабатывать свойственную им информацию. Все особенности раннего состояния мозга можно представить в виде следующих принципов:

Первый принцип гласит, что максимальная гибкость присуща мозгу на самых ранних этапах его развития.

Согласно второму принципу, степень гибкости нервной системы, зависит от участка головного мозга.(тот что развивается позже, более гибкий, лобные доли-речь).

Третий принцип состоит в том, что организм не может нормально развиваться, если не испытывает внешнего воздействия. Ж. Пиаже называет интеллект ребёнка сенсомоторным, т.е. его развитие опосредуется сенсорным стимулами из среды и возможностью движения, поэтому сейчас практикуют свободное пеленание. Нейроны соответствующих областей для формирования связей друг с другом должны активироваться.это происходит либо под воздействием сенсорных стимулов, либо благодаря стимулам от мышц ребёнка. В том случае, когда отсутствует необходимая информация нейроны гибнут, как неэффективные. Следовательно, пребывание ребёнка в обогащённой среде, то есть там, где есть разнообразная стимуляция, обеспечивающая необходимую активность мозга, создаст необходимые условия для его полноценного развития.

Пятый принцип состоит в том, что ранние травмы отделов коры, отвечающих за сложное поведение, могут быть незаметны вначале, и проявятся лишь тогда, когда будет формироваться соответствующая функция.

Шестой принцип гласит о наличии критических периодов в процессе развития мозга. В критический период(генетически предопределённый момент формирования той или иной ф-ции) клетки мозга обучаются обрабатывать информацию. К которой они генетически преформированы. Это означает, что нейроны под воздействием внешних специфических для них стимулов интенсивно образуют множественные связи друг с другом. Мозг ребёнка при рождении содержит около 10 в 14 степени нейронов. Нейроны не делятся, но могут погибать, если не создадут нужное кол-во связей. Когда ребёнок бодрствует, он нуждается в насыщенной среде – такой среде, в которой есть необходимые стимулы, позволяющие нейронам создать связи. Следовательно, интеллект ребёнка зависит не только от того, как будет обучаться ребёнок в 10 лет, но от того, сколько нейронов сохранится в мозге к этому времени. А потому общение близкого человека с ребёнком в первый год жизни в дальнейшем скажется на его интеллекте. Общение должно включать в себя возможность физической активности.

Формирование эмоциональной сферы происходит в первые 5 лет жизни. Ребёнок обучается, подражая родителям, зеркально повторяя их мимику. Новорождённые способны исследовать эмоции, переживаемые родителями до того, как точно повторят их. Развитие эмоциональной сферы требует непосредственного общения ребёнка со взрослыми. А милосердие, сочувствие, эмпатия – результат обучения в критический период онтогенеза.

Читайте также:  Диагностика по компетентностям развития ребенка

Затем, ребёнок, всматриваясь во взрослого, как в зеркало, познает себя. Именно поэтому во внутренней рабочей модели представление о себе является дополнительным от представления о фигуре первичной привязанности. Следовательно, если нет фигуры первичной привязанности и отсутствует идентичность с ней, ослабевают кризисные ситуации развития и идёт более медленное и упрощённое формирование личности. Именно поэтому лучшее поведение родителей – предсказуемое поведение, позволяющее ребёнку прогнозировать и описывать мир как имеющий законы, которые подаются его осмыслению. Это не значит, что ребёнок осознать это. Всё это происходит на неосознанном уровне, но позволяет ребёнку воспринимать мир либо как безопасный, предсказуемый, либо как непредсказуемый, а потому полный опасностей. Следствием этого будет недоразвитие исследовательского поведения у такого ребёнка, у которого не сформирована безопасная среда.

Формирование личности ребёнка происходит с первых мгновений жизни. Мать может обучить справляться с разными ситуациями, находясь с ним рядом и показывая, как решаются проблемы. (а в нашей работе встречаются дети и из «Дома малютки» и холодные матери-агрессивная среда).

Что происходит с ребёнком, который сразу же после рождения оказывается в равнодушной или враждебной к нему среде, поскольку единственное существо, которому он должен быть нужен отказывается или отворачивается от него?

Мозг требует постоянной работы. У новорожденного, к которому подходят лишь изредко, а сам он не может двигаться настолько, чтобы менять поток информации, нехватка стимуляции, возможно, приводит к массовой гибели нейронов, которые не смогли образовать связи. Тем не менее, мозг также пытается создать условия для получения стимуляции, ребёнок совершает стереотипные движения(поскольку не обучен другим), может в старшем дошкольном возрасте заниматься онанизмом, проявлять агрессию и самоагрессию, сам научился, а мозг готов на любые стимулы, лишь бы они меняли поток информации.

Взрослые, обобщая и анализируя информацию, пользуются понятиями. Понятия описывают отдельные стороны, позволяя размышлять об объектах мира. У детей нет понятий , т.к. пока нет слов, но они мыслят и изучают объекты. Чтобы понять, как ребёнок мыслит, пиаже ввел понятие «Схема»-перцептивная (воспринимающая) схема у ребёнка-это набор сенсорных и моторных ощущений, относящихся к объекту одного класса.

Например, мать даёт утром ребёнку яблоко в виде фруктового пюре и говорит :

«Яблоко». Затем она достаёт ему натуральное большое красное яблоко, произнося то же слово, а позднее показывает на картинке круглый зелёный объект и говорит «Это яблоко». Все три испытанных ребёнком ребёнком порции ощущений крайне различны. Кашица жёлтого сладкого яблочного пюре не похожа на кислое красное натуральное яблоко пахнущее соответствующим образом и обдающего ладонь прохладой, и всё это совсем не напоминает плоскую зелёную окружность без запаха и вкуса и тактильных ощущений. Таким образом, каждый из этих объектов формирует свой комплекс ощущений (зрительных, вкусовых, двигательных, тактильных и запаха).

Понятие у взрослых является обобщённым представлением, облечённым в словесную форму. Ребёнок ещё не знает слов, поэтому у него нет понятий. Но, принимая от взрослого конкретное яблоко, он формирует его сенсомоторный эквивалент: комплекс ощущений из полости рта (вкус), глаз, рук. Результаты восприятия всех яблок встраиваются в эту схему, поэтому при виде нового яблока ребёнок, не умея называть его, воссоздаст комплекс возможных ощущений, обнаруживая в поведении знание о нём. ,Подобные сенсомоторные схемы создаются для всех объектов, с которыми встречается ребёнок. Взрослея, он просто связывает эти схемы с соответствующими словами. Депривированный ребёнок не имеет таких схем, более того н умет создавать подобных схем, т.к. есть критический период для обучения формированию подобных схем. За его пределами их формирование существенно замедляется. Таким детям нужно помогать выстраивать перцептивные схемы, предлагая, несмотря на их уже большой возраст, каждый предмет понюхать, пощупать, полизать, и т.д.

Особенностью формирования привязанности, явл. формирование внутренней рабочей модели, в центре которой находится представление о себе-модель психического. Модель психического- это способность понимать, как и почему действуют другие люди, которая базируется на основе рабочей модели. Более того, её формирование требует общения с различными людьми, прежде всего со взрослыми, которые могли бы давать ребёнку качественную обратную связь, сообщая о собственных чувствах и собственном видении ситуации. Ребёнок из дет.дома или живущий в семье, где родители пренебрегают им, имеет существенно более ограниченный опыт для формирования модели психического, а потому будет отставать в понимании причин поступков других людей.

А как же дело обстоит с эмоциями? Известно, что эмоции у человека врождённы. Однако врождённы не все эмоции, а так называемые базовые. Это преимущественно негативные эмоции-те, от наличия которых зависит выживание организма: страх, гнев, плач, отвращение и печаль. Положительные эмоции, особенно тонкие переливы нежных переживаний, воспитываются во взаимодействии со взрослыми в семье. Именно взрослые обращают внимание на то, как чувствует себя тот или иной член семьи как и что чувствуют они сами. Комментируя эмоциональную сторону ситуации, они помогают ребёнку связать состояние с конкретным словом. У ребёнка у которого нет совместного со взрослым проживания, нет такого членения эмоций. Именно поэтому у большинства детей проживающих не в семьях эмоции грубы и относятся преимущественно к негативной сфере. При ограниченном опыте переживания эти эмоции могут быть крайне интенсивными и менее подверженными сознательному контролю. (Они не не благодарные, они не умеют благодарит, их этому не научили)

Для детей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учреждений отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе. (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, 1990 г.)

Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.

Поэтому в работе с таким контингентом детей как можно чаще использовать арт-терапевтические методы, которые помогут вылиться эмоциям на лист бумаги или в игре, тогда у специалиста будет возможность обучить самоконтролю на своём примере, занятия всегда заканчивать рефлексией и выражать свои мысли и чувства по окончании занятия, чтоб воспитанник мог зеркалить взрослого и конечно же организовывать поездки и экскурсии. И если специалисту не нравится, то чем он занимается и кем работает, дети это очень быстро считают и никакого положительного воспитательного процесса не построится!

Спасибо за внимание!

Подготовил: педагог-психолог Исаева Иса-Заде К.Ю.

Источник