Развитие ребенка в детском коллективе

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Читайте также:  Развитие придатков кожи ребенка

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Отно­ше­ния в дет­ском кол­лек­тиве – упро­щён­ная модель взрос­лого обще­ства. Как помочь ребёнку адап­ти­ро­ваться в нём и занять ком­форт­ную нишу? Из-за чего чаще всего воз­ни­кают кон­фликты в дет­ских «сооб­ще­ствах» и почему неко­то­рые дети ока­зы­ва­ются в ситу­а­ции, когда с ними никто не хочет дружить?

Соци­аль­ная лесенка

Кол­лек­тивы дошколь­ни­ков и школь­ни­ков имеют неко­то­рые раз­ли­чия, свя­зан­ные с непо­хо­жими пред­став­ле­ни­ями о дружбе, о том, что «круто», «хорошо» или «плохо». Если дошколь­ники 3-4 лет играют, как гово­рится, не вме­сте, а рядом друг с дру­гом, то с 5 лет у них начи­нают воз­ни­кать стой­кие при­вя­зан­но­сти, и дети стре­мятся обра­зо­вы­вать группы по инте­ре­сам. Тем не менее, «луч­ший друг» в пони­ма­нии дошколь­ника – это ребё­нок, с кото­рым он чаще всего ока­зы­ва­ется в паре на заня­тиях, и с кото­рым больше всего обща­ется по времени.

В млад­шем школь­ном воз­расте пред­став­ле­ния о дружбе меня­ются. Друг – это тот, кто не пре­даст, не выдаст сек­рет, не посме­ётся над неле­пым поступ­ком и т.д. Важ­ным фак­то­ром ста­но­вятся успехи в учёбе. Они не обя­за­тельно должны быть зафик­си­ро­ваны в виде «пятё­рок». В этом воз­расте дети ори­ен­ти­ру­ются на уст­ную оценку учи­теля. Кого похва­лили – тот и «хоро­ший» и дру­жить с ним не зазорно. Спо­соб­ность к «насто­я­щей» дружбе раз­ви­ва­ется ближе к под­рост­ко­вому воз­расту, однако на рубеже 6-7 лет ребё­нок обре­тает спо­соб­ность к объ­ек­тив­ной оценке себя и дру­гих. Полез­ным при­об­ре­те­нием после всем извест­ного кри­зиса седь­мого года жизни явля­ется стрем­ле­ние при­ме­рять на себя раз­ные соци­аль­ные роли, делая попытки ана­лиза отно­ше­ний между людьми. Конечно, в млад­ших клас­сах у детей могут сохра­няться черты дошколь­ных, упро­щён­ных, пред­став­ле­ний о дружбе, но начало каче­ствен­ных изме­не­ний про­ис­хо­дит уже у пер­во­класс­ни­ков. На этом этапе роди­те­лям уже жела­тельно вла­деть зна­ни­ями о том, как устро­ена пси­хо­ло­гия дет­ских кол­лек­ти­вов и по воз­мож­но­сти обес­пе­чить сво­его ребенка инстру­мен­тами для успеш­ной социализации.

Как и любая дру­гая группа людей, дет­ский кол­лек­тив имеет свою иерархию.

Лидер. У дошколь­ни­ков в этой роли чаще всего ока­зы­ва­ется самый актив­ный и несколько агрес­сив­ный ребё­нок. Он мани­пу­ли­рует дру­гими, чтобы окру­жа­ю­щий мир соот­вет­ство­вал его жела­ниям. Кроме того, лидер явля­ется посред­ни­ком между дет­ской груп­пой и взрос­лыми. Осу­ществ­ляя «пред­ста­ви­тель­ские» функ­ции, он часто пола­га­ется исклю­чи­тельно на своё мне­ние. За это лидера могут не любить, но, тем не менее, ему под­чи­ня­ются из-за страха ока­заться внизу иерар­хии. По этой же при­чине дети частенько забы­вают о дружбе, если лидер накла­ды­вает запрет на обще­ние с кем-либо.

В млад­шем школь­ном воз­расте лиде­ром ста­но­вится ребё­нок, кото­рого ува­жают за какие-то дости­же­ния. Он дол­жен хорошо учиться, но не быть отлич­ни­ком, чтобы не про­слыть «бота­ни­ком». У ребенка про­ис­хо­дит осо­зна­ние своей роли и появ­ля­ется ответ­ствен­ность за дру­гих детей. Они могут казаться ему недо­ста­точно ини­ци­а­тив­ными, «скуч­ными», и тогда лидер испы­ты­вает чув­ство одиночества.

«Мас­совка». Навер­ное, не всем роди­те­лям это при­ятно, но боль­шин­ство детей в кол­лек­тиве отно­сятся к этой кате­го­рии. Несмотря на малую зна­чи­мость, эта роль имеет два замет­ных плюса. Во-пер­вых, ребё­нок явля­ется рав­ным среди рав­ных, и, поссо­рив­шись с кем-то, может легко найти замену сво­ему при­я­телю. Во-вто­рых, ему про­ща­ются мно­гие пре­гре­ше­ния, в отли­чие от двух дру­гих кате­го­рий детей, опи­сан­ных ниже.

«Белая ворона». В эту кате­го­рию попа­дают очень раз­ные дети: отлич­ники, рас­се­ян­ные меч­та­тели, люби­тели мор­ских сви­нок или фила­те­ли­сты. Их объ­еди­няет край­няя изби­ра­тель­ность в выборе дру­зей, само­до­ста­точ­ность и увле­чён­ность соб­ствен­ным внут­рен­ним миром. Дру­гие дети отно­сятся к «белым воро­нам» насто­ро­женно, но до гру­бых издё­вок или травли дело не дохо­дит. Сверст­ники пони­мают, что «вороны» могут быть полезны (напри­мер, они ино­гда дают спи­сать). Кроме того, их само­до­ста­точ­ность и погру­жён­ность в хобби вызы­вает у окру­жа­ю­щих любопытство.

«Изгой». Эта неза­вид­ная роль доста­ётся детям, с кото­рыми объ­ек­тивно трудно общаться. В дошколь­ном воз­расте ими чаще всего ока­зы­ва­ются застен­чи­вые и плак­си­вые дети, или, наобо­рот, слиш­ком агрес­сив­ные, а также жадины. В млад­шей школе эта тен­ден­ция сохра­ня­ется. Однако, поскольку дети начи­нают оце­ни­вать друг друга по боль­шему числу пара­мет­ров, изго­ями ста­но­вятся те, кто, с дет­ской точки зре­ния, сам не хочет дру­жить с осталь­ными. Если тща­тельно про­ана­ли­зи­ро­вать исто­рию отно­ше­ний ребёнка с одно­класс­ни­ками, то можно найти кон­крет­ную ситу­а­цию, за кото­рую дру­гие дети «нака­зы­вают» изгоя. Давайте оста­но­вимся подроб­нее на наи­бо­лее частых ситуациях.

Читайте также:  Центр развития мамы и ребенка

«Со мной никто не дру­жит!» Надо при­знать, что роди­те­лям детей-изгоев при­хо­дится так же тяжко, как и их чадам. В подоб­ных слу­чаях, как и во мно­гих дру­гих непри­ят­ных ситу­а­циях, сра­ба­ты­вает защит­ная реак­ция: «Ровес­ники моего ребёнка такие агрес­сив­ные, и поэтому «тра­вят» его!» Однако агрес­сив­ность дру­гих детей сильно пре­уве­ли­чена. Малыши про­сто ведут себя по прин­ципу: «О чём вижу, о том пою!» Если они видят пол­ного ребёнка, то обзы­вают его тол­стым, если кто-то не желает делиться игруш­ками – «жади­ной-говя­ди­ной» и т. д. На этом этапе к кон­фликту должны под­клю­чаться роди­тели обеих сто­рон, но не с целью предъ­яв­ле­ния пре­тен­зий друг другу, а для того, чтобы обсу­дить со сво­ими детьми воз­ник­шую про­блему. Мягко попро­сите маму или папу «обид­чика» помочь ему выбрать более кор­рект­ные фор­му­ли­ровки для выра­же­ния своих мыс­лей. Ведь даже про­яв­ле­ние заботы может выгля­деть, как оскорб­ле­ние, если, напри­мер, ребё­нок гово­рит: «Очки возьми – ты же очка­рик!», хотя смысл его посла­ния совсем дру­гой: «Не забудь взять очки на кон­церт – мы сидим в деся­том ряду!». Также попро­сите их рас­ска­зать ребёнку о том, что чем меньше он напо­ми­нает дру­гим об их отли­чи­тель­ных осо­бен­но­стях, тем лучше. Что каса­ется роди­те­лей «жертвы», то им важно объ­яс­нить мотивы пове­де­ния сверст­ни­ков. Так ребё­нок смо­жет понять, как его слова и дей­ствия выгля­дит со стороны.

Тихоня. Когда дру­гие дети смот­рят на застен­чи­вого ребёнка, они видят ровно столько, сколько он им пока­зы­вает. Если он мол­чит, ровес­ники пола­гают, что он не умеет гово­рить, если стоит стол­би­ком на празд­нике – зна­чит, не умеет тан­це­вать. Необ­хо­димо объ­яс­нить ребёнку, что недо­ста­точно быть без­опас­ным для дру­гих и робко улы­баться. Дети дру­жат с тем, кто им поня­тен и инте­ре­сен, поэтому теряют своё рас­по­ло­же­ние к тому ребёнку, кото­рый не даёт ника­кого отклика в общении.

Чтобы помочь малышу спра­виться с застен­чи­во­стью, пере­станьте огра­ни­чи­вать его дома и в гостях: «не вер­тись, не топай, не тро­гай!». Ребё­нок дол­жен узнать экс­пе­ри­мен­таль­ным путём, какие шумо­вые эффекты он может про­из­во­дить сво­ими дей­стви­ями, чтобы затем не бояться про­яв­лять себя на пуб­лике. Отре­пе­ти­руйте дома несколько диа­ло­гов, кото­рые чаще всего воз­ни­кают у детей при пер­вом зна­ком­стве и во время сов­мест­ных игр.

Плакса. Как пра­вило, ребё­нок скло­нен пре­да­ваться упад­ни­че­скому настро­е­нию, если не может оце­нить послед­ствия того или иного собы­тия. Напри­мер, он не знает, насколько опасна ранка на пальце. Вдруг она нико­гда не зажи­вёт и палец отва­лится? Чем больше вы ему рас­ска­жете и объ­яс­ните, тем спо­кой­нее ребё­нок будет отно­ситься к раз­лич­ным неуря­ди­цам. Урав­но­ве­шен­ность – каче­ство, кото­рое дети очень ценят друг в друге. Дошколь­ники склонны к эмо­ци­о­наль­ному зара­же­нию: запла­кал один – хочется пла­кать всем, кто-то засме­ялся – все хохо­чут. Поэтому сверст­ники сто­ро­нятся плаксы, не желая пор­тить себе настроение.

Очень часто дети пла­чут, потому что при­выкли к тому, что это самый эффек­тив­ный спо­соб при­влечь вни­ма­ние взрос­лых. При­чём, вни­ма­ние участ­ли­вое, забот­ли­вое. Конечно, бывает, что взрос­лые раз­дра­жа­ются, но если запла­кать навзрыд, то и те быстро про­ни­ка­ются сочув­ствием. Реак­ция ровес­ни­ков, как было ска­зано выше, совсем иная. Поэтому попро­буйте пока­зать ребёнку дру­гие спо­собы при­вле­че­ния вни­ма­ния к своей про­блеме: он может веж­ливо попро­сить, подойти и дотро­нуться до руки собе­сед­ника, выска­зать пре­тен­зию, недо­вольно вскрик­нуть и т. д.

Дра­чун. Как пра­вило, ребё­нок ведёт себя агрес­сивно до тех пор, пока уве­рен, что физи­че­ская сила – самый эффек­тив­ный спо­соб реше­ния про­блем. Необ­хо­димо пока­зать ему пре­иму­ще­ства дру­гих мето­дов. Легче всего их «отра­бо­тать» в сюжетно-роле­вой игре или в про­цессе рисо­ва­ния. Попро­буйте пред­ло­жить ребёнку игру, повто­ря­ю­щую недав­нюю кон­фликт­ную ситу­а­цию со сверст­ни­ками. Пусть в ней фигу­ри­руют пер­со­нажи, похо­жие на его зна­ко­мых. Если подоб­ные игры ста­нут регу­ляр­ными, ребё­нок посте­пенно будет пере­но­сить полу­чен­ные навыки на обще­ние с ровесниками.

Жадина. Неже­ла­ние делиться вос­при­ни­ма­ется дру­гими детьми как отвер­же­ние: полу­ча­ется, что кон­фета дороже ребёнку, чем отно­ше­ния с дру­гом. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство совре­мен­ных детей испы­ты­вают пре­сы­ще­ние из-за избытка игру­щек, сла­до­стей и т.д. Это отда­ляет их от реаль­но­сти, где суще­ствуют про­блемы, реше­ние кото­рых невоз­можно без вза­и­мо­вы­ручки. При­ве­дите ребёнку при­меры, демон­стри­ру­ю­щие, почему дружба важ­нее всех кон­фет и игру­шек на свете. Для этого хорошо подой­дут рас­сказы о войне и сти­хий­ных бед­ствиях, когда люди дели­лись друг с дру­гом послед­ним, помо­гая выжить. Поста­рай­тесь, чтобы у ребёнка не сло­жи­лось такого впе­чат­ле­ния, будто дру­зья нужны лишь на тот слу­чай, если про­изой­дёт что-то пло­хое. В при­во­ди­мых при­ме­рах делайте акценты на чув­ствах, вза­им­ной привязанности.

Читайте также:  Ступени развития сознания ребенка

Ябеда. Выучив назу­бок, что такое хорошо, и что такое плохо, ребё­нок вни­ма­тельно сле­дит за тем, чтобы все всё делали пра­вильно. Выпол­не­ние тре­бо­ва­ний дис­ци­плины выхо­дят для него на пер­вый план, и нужно помочь ему вспом­нить о более важ­ных поня­тиях: дове­рии и дружбе. Спро­сите у малыша, хотел бы он, чтобы мама рас­ска­зала всем зна­ко­мым о том, как он забыл свои слова на утрен­нике или допу­стил глу­пей­шую ошибку в задаче? Объ­яс­ните, что дру­гим людям тоже хочется, чтобы их недо­статки и оплош­но­сти оста­ва­лись в тени.

Если ребёнку хочется вос­ста­но­вить поря­док и спра­вед­ли­вость, посо­ве­туйте ему объ­яс­няться с дру­зьям наедине, не при­вле­кая вни­ма­ние дру­гих людей.

Сноб. Стрем­ле­ние роди­те­лей вос­пи­тать в ребёнке чув­ство соб­ствен­ной непо­вто­ри­мо­сти часто обо­ра­чи­ва­ется неже­ла­нием при­зна­вать чужую цен­ность и право на само­вы­ра­же­ние. Рас­ска­жите малышу о том, что бес­смыс­ленно пытаться стать самым кра­си­вым, самым умным или самым сме­лым, потому что все эти кате­го­рии слиш­ком субъ­ек­тивны и отно­си­тельны. Пусть он поста­ра­ется про­яв­лять себя там, где резуль­таты сорев­но­ва­ния можно зафик­си­ро­вать: напри­мер, он может быст­рее всех бегать или на удив­ле­ние акку­ратно закра­ши­вать кар­тинки. Реаль­ные дости­же­ния вос­при­ни­ма­ются как про­яв­ле­ния лидер­ства и поль­зу­ются ува­же­нием. Также стоит научить ребёнка про­иг­ры­вать с досто­ин­ством. Поста­рай­тесь объ­яс­нить ему, что умные люди не оби­жа­ются на неудачи, а накап­ли­вают полу­чен­ный опыт, чтобы потом избе­жать подоб­ных ошибок.

Помощь зала

Вме­ши­ваться ли роди­те­лям в кон­фликты детей? Довольно часто взрос­лые пыта­ются сами разо­браться с дру­гими детьми или, защи­щая сво­его ребёнка, обви­няют дру­гих роди­те­лей в «дур­ном вос­пи­та­нии». Неко­то­рые тре­буют от вос­пи­та­теля или учи­теля, чтобы тот разо­брался, или настра­и­вают сво­его ребёнка на агрес­сию, раз­ре­шая «дать сдачи». Довольно редко роди­тели искренне стре­мятся помочь сво­ему малышу изме­нить то пове­де­ние, кото­рое раз­дра­жает дру­гих детей. Как вме­шаться в кон­фликт, чтобы не навре­дить ни сво­ему чаду, ни его ровес­ни­кам? Если кон­фликт зашёл далеко, лучше всего всту­пить в диа­лог с роди­те­лями «про­тив­ни­ков», избе­гая беседы с ними самими, а также с вос­пи­та­те­лями и учи­те­лями. Вот несколько наи­бо­лее опти­маль­ных стратегий.

1. Отста­и­ва­ние своих инте­ре­сов. Этот путь пред­по­ла­гает откры­тое выска­зы­ва­ние соб­ствен­ной пози­ции с при­ве­де­нием аргу­мен­тов для пере­убеж­де­ния оппо­нента. Ста­рай­тесь удер­жи­ваться в рам­ках доб­ро­же­ла­тель­ной дис­кус­сии, не пере­би­вать и не оскорб­лять собе­сед­ника. Не уста­вайте объ­яс­нять, почему для вас важно именно такое реше­ние про­блемы, напри­мер: «Я не могу поз­во­лить сво­ему сыну меняться наклей­ками, потому что они при­над­ле­жат не только ему, но и его млад­шей сестре».

2. Сотруд­ни­че­ство. Дан­ный спо­соб заклю­ча­ется в поиске реше­ния, удо­вле­тво­ря­ю­щего инте­ресы двух сто­рон. Во время спора полезно время от вре­мени сни­жать накал стра­стей такими фра­зами как: «Давайте посмот­рим, что можно сде­лать в этой ситу­а­ции» или «Я искренне вам сочув­ствую и хочу найти ком­про­мисс». Не бой­тесь делиться сво­ими пере­жи­ва­ни­ями и спра­ши­вать оппо­нента о его чув­ствах. Видя вашу искрен­нюю заин­те­ре­со­ван­ность в реше­нии про­блемы, недав­ний «враг» смягчится.

3. Ком­про­мисс. Это путь вза­им­ных усту­пок. Он наи­бо­лее при­ем­лем в том слу­чае, если вам важно полу­чить хотя бы часть того, что вы хотите. Допу­стим, вам важно, чтобы вашего ребёнка не тол­кали на переменах.

Пони­мая, что невоз­можно заста­вить роди­те­лей задир свя­зать им руки за спи­ной, зару­чи­тесь хотя бы их обе­ща­нием серьёзно пого­во­рить со своим чадом. Даже не слиш­ком выгод­ный ком­про­мисс поз­во­ляет перейти из ста­дии острого кон­фликта в состо­я­ние холод­ной войны и выга­дать время, необ­хо­ди­мое для поиска более удач­ного решения.

Начало обу­че­ния в школе – важ­ное время для фор­ми­ро­ва­ния сво­его ста­туса в новом кол­лек­тиве и исправ­ле­ния оши­бок, если в дет­ском саду сей ста­тус был весьма низок. Зна­ком­ство со сле­ду­ю­щими про­стыми пра­ви­лами помо­жет ребёнку в этом:

1. Посо­ве­туйте малышу чаще при­бе­гать к чув­ству юмора. Без­злоб­ные шут­ли­вые заме­ча­ния сни­жают накал стра­стей и вызы­вают сим­па­тию к собеседнику.

2. Убе­дите ребёнка не идти на откры­тый кон­фликт до тех пор, пока не будут исполь­зо­ваны все име­ю­щи­еся вари­анты мир­ного реше­ния проблемы.

3. Пред­ло­жите ребёнку про­яв­лять больше ини­ци­а­тивы в обще­нии с ровес­ни­ками. Мно­гие дети стес­ня­ются начи­нать раз­го­вор пер­вым и бывают бла­го­дарны за то, что их изба­вили от этой муки.

4. Посо­ве­туйте пер­во­класс­нику быть осто­рож­нее при обще­нии с лиде­ром класса, поскольку тот может совер­шать не слиш­ком кра­си­вые поступки ради под­ня­тия соб­ствен­ной популярности.

5. Напом­ните ребёнку о том, что в любой, даже самой слож­ной ситу­а­ции, нужно думать соб­ствен­ной голо­вой, не под­да­ва­ясь на провокации.

Как бы тяжело ни про­те­кали дет­ские кон­фликты, очень важно, чтобы у ребёнка не оста­ва­лось ощу­ще­ния соб­ствен­ного фиа­ско. Не уста­вайте повто­рять ему о том, что чело­век не может нра­виться абсо­лютно всем, что недо­по­ни­ма­ние между людьми встре­ча­ется повсе­местно. Глав­ное – не бояться всту­пать в диа­лог и быть гото­вым к компромиссам.

Пси­хо­лог Мария Баулина

Источ­ник: https://letidor.ru/

Источник