Развитие ребенка в благополучной семье

Одним из главных факторов психического здоровья ребенка и эмоциональной уравновешенности является стабильность психологического климата семейной среды. Большое значение имеет воспитательная способность близкого окружения и родителей.

От взрослых зависит развитие личности ребенка, все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Процесс воспитания можно считать вполне сознательным, если родители контролируют манеру отношения к другим людям, свое поведение, внимательны к организации семейной жизни.

Все это позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их гармоничному и всестороннему развитию.

На примере родителей ребенок находит нужные ему методы взаимодействия между партнерами по общению, учится договариваться.

Американский психотерапевт К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:

· сотрудничество и преданность;

· общение, предполагающее открытое самовыражение;

· гибкость отношений;

· самостоятельность.

В семьях с благоприятным психологическим климатом складываются коммуникативные навыки, малыш открыт для общения, приучается к ответственности, учится контролировать свою деятельность и анализировать.

Благоприятный психологический климат ведет к снижению остроты возникающих конфликтов, гармонии, снижению стрессовых состояний, реализации личностного потенциала каждого члена семьи, повышению оценки собственной социальной значимости.

В благополучных семьях присутствует атмосфера честности, естественности, любви. На основе этого ребенок учится принимать и отдавать свою любовь. В зрелой семье всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого. Члены семьи умеют считаться друг с другом.

В семьях с благополучным климатом можно открыто выражать свою радость и боль, а рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь высмеян, так как все в этой семье понимают, что вместе с риском, с желанием попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые говорят, что человек растет и развивается.

Члены благополучной семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, нужными, высоко ценимыми, от каждого ждут признания, любви и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно.

В благополучных семьях можно услышать и увидеть проявления особой жизненной силы. Люди, которые счастливо живут друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения грациозны и свободны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они естественны и искренни в поведении и разговорах друг с другом.

Начало школьного обучения – важнейшая веха в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6-7 годам проявляют интерес к статусу ученика и готовность примерить на себя эту роль. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные малышом со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Перемена условий жизни, режима дня, типа ведущей деятельности требует колоссального напряжения всех ресурсов организма. В помощь детям, впервые переступившим школьный порог, приходят специальные программы адаптации первоклассников, создаваемые и совершенствуемые педагогами и психологами. Но для наиболее успешной и быстрой адаптации важно и активное участие в ней родителей, которые могут оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в этот переломный для него момент. Что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация первоклассников к школе длится от 2 до 6 месяцев и состоит из трех основных компонентов: Психологическая адаптация первоклассников. В школьном коллективе ребенок более отчетливо начинает ощущать себя, как личность. У него формируется самооценка, уровень притязаний относительно успехов в учебе, нормы поведения с окружающими. Также важным моментом является переход от игровой деятельности, как ведущей, к учебной. У всех детей разный уровень начальной академической подготовки, поэтому во избежание возникновения психологического дискомфорта, от отметок на период адаптации первоклассников лучше воздержаться. Социальные особенности адаптации первоклассников к школе. Ребенок приспосабливается к новому коллективу, учиться общаться, решать возникающие межличностные проблемы и конфликты. Нужно помочь ребенку правильно реагировать на сложности в общении и преодолевать их. Физиологическая адаптация первоклассников. Учеба влечет за собой кардинальные изменения образа жизни ребенка, в том числе и его физической составляющей. Малышу непривычно высиживать подолгу на одном месте, ему не хватает привычной физической активности и свободы действий. Важно правильно организовать режим дня, чередуя нагрузки с отдыхом. Рекомендации по адаптации первоклассников для родителей Для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов. не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое-то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год; по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором; ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов; хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой; внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем-то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания; внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко; создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.

Читайте также:  Создание среды для речевого развития ребенка

Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря – это знак какой-то очень важной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть понятым. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело не в недостатке любви, а именно в недостатке времени [25, с.107].

Вывод:Климат в семье имеет большое значение для развития детской психики. В семьях с благоприятным психологическим климатом формируются коммуникативные навыки, он открыт для общения, ребенок приучается к ответственности, учится анализировать и контролировать свою деятельность. Такой климат способствует гармонии, снятию стрессовых состояний, снижению остроты возникающих конфликтов, реализации личностного потенциала каждого члена семьи и повышению оценки собственной социальной значимости. Когда в семьях возникают ссоры, скандалы, возрастает число детей тревожных, испытывающих на себе трудности, которые возникают между родителями. Семьи, которые еще вчера считались благополучными, распадаются, меняется режим работы родителей и т.д., все это неблагоприятно влияет на детей.

Источник

Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети». Позитивное взаимодействие включает в себя обоюдную готовность слышать другую сторону и отзывать на ее несущие потребности.

Любые нарушения в этой области приводят к негативным последствиям. В ближайшей перспективе это негативно сказывается на процессе воспитания ребенка, поскольку он перестает слышать родительские наставления, реагировать на них. Так срабатывает механизм психологической защиты от излишнего вторжения в личное пространство. В долгосрочной перспективе такой характер отношений может вызвать стойкое отчуждение, которое ярко проявится в переходном возрасте.

К наиболее значимым психологическим аспектам воспитания детей в семье, безусловно, относится формирование коммуникативных навыков. Именно в семье ребенок учится общению, усваивает образцы реакции не те или иные обстоятельства, учится взаимодействовать с близкими и дальними людьми. При этом дети примеряют на себя самые разные социальные роли: младшего члена семьи, старшего ребенка по отношению к младшей сестре или брату, участника общественно значимой группы (будь то детский коллектив в детском саду или школьный класс ) и т. д.

Отметим, что в разных семьях эти процессы протекают совершенно по-разному. Наибольшие возможности для развития получают, как это ни странно звучит для современного человека, дети в больших семьях. Микросоциум, которым является каждая семья, в действительности максимально может быть воплощен лишь на примере семьи с двумя-тремя и более детьми. Здесь расширяется диапазон социальных ролей, которые выполняют дети в тех или иных обстоятельствах. Кроме того, коммуникативное взаимодействие в таких семьях гораздо более богатое и насыщенное, чем в семье с одним ребенком. Например, младшие дети в результате получают большие возможности для личного роста и совершенствования своих самых разных качеств.

Читайте также:  Результаты развития ребенка начальной школы

Исторический опыт только подтверждает эти наблюдения специалистов. Ведь известно, что знаменитый химик Д.И. Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, третьими детьми были такие знаменитости прошлого, как поэтесса А.А. Ахматова, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, английский писатель и математик Льюис Кэрролл, классики русской литературы А.П. Чехов, Н.А. Некрасов и многие другие. Вполне вероятно, что их таланты зарождались и оттачивались в процессе семейного воспитания и коммуникативного взаимодействия в больших семьях.

Конечно, психологические аспекты воспитания ребенка в социально благополучных и мало благополучных семьях имеют свои особенности. Например, если в семье имеют место постоянные конфликты между родителями или же родители разводятся, то ребенок находится в ситуации сильнейшего психологического стресса. В итоге нормальный процесс воспитания нарушается. Причем мы рассматриваем здесь вполне социально благополучные семьи. А ведь есть целый пласт семей, где родители – люди пьющие, и они вообще не подают своим детям позитивных примеров социального поведения.

Огромное число разводов сегодня побуждает нас говорить и об этой проблематике. Ведь в итоге целостность семейного очага нарушается, и процесс воспитания на определенный период, по сути, прерывается. А после восстановления от кризиса ребенок оказывается совсем в другой психологической обстановке, чем раньше. И ему приходиться подстраиваться под изменившиеся условия.

Воспитание ребенка в неполной семье осложняется обеднением его окружения. В такой ситуации дети не видят образца мужского поведения (а эти семьи, как правило, живут без отцов; гораздо реже бывает, когда детей воспитывает не мать, а отец). Воспитание в подобных условиях непрерывно должно учитывать обозначенные психологические аспекты. Для того чтобы воспитать полноценную личность, мама в такой семье должна, с одной стороны, сохранять свою природную женственность, выполнять традиционные социальные роли матери, хозяйки. Но с другой – она обязана временами демонстрировать истинно мужскую твердость характера и требовательность. Ведь дети в реальной жизни должны встретиться в родном доме и с той, и с другой моделью повседневного поведения.

Огромные дополнительные возможности полноценного воспитания детей в неполной семье дает наличие положительных образцов мужского поведения со стороны близких родственников и друзей семьи мужского пола. Дядя, например, может отчасти взять на себя роль отсутствующего отца, занимаясь с детьми, играя с ними, занимаясь спортом, общаясь и т. д.

Хорошо, если воспитание детей в семье основано на сотрудничестве и доверии. Мы часто забываем, что каждый ребенок с рождения настроен на полноценное сотрудничество со взрослым. В угоду сиюминутному спокойствию, удобству, тишине мы нередко осаждаем детские порывы к общению, к совместной деятельности. Стоит ли потом удивляться, что наше правильное внешне воспитание не дает ожидаемых результатов? Но не стоит забывать, что контакт с ребенком восстановить никогда не поздно. Просто в разные периоды это требует разных усилий. Полноценные гармоничные отношения в семье ( и лишь они!) создают крепкую почву для позитивного педагогического взаимодействия. И вот тогда результаты не замедлят себя ждать!

Источник

Здравствуйте всегда, дорогие мои читатели и подписчики!

В прошлой встрече мы говорили о том, что «семья – опора счастья» и на каких основах строится семья с добрыми и уважительными отношениями. Сегодня в продолжение этой темы разговор о том, как найти и построить эти самые основы – опоры семьи, в которой ребенок сможет вырасти счастливым и благополучным человеком.

Все в жизни начинается с детства. Желательно счастливого, благополучного. Для этого нужны благоприятные условия для развития ребенка. Какие это условия? И каковы их результаты?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, КОММЕНТИРУЙТЕ, ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсети

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, КОММЕНТИРУЙТЕ, ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсети

Давайте посмотрим на них поближе, не забывая, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

✔️ Родители должны быть образцом поведения, общения, речи. Ребенок будет говорить так, как говорят у него дома: теми же словами, с такой же интонацией. Часто мы слышим о ребенке: «Да он разговаривает, как его отец».

✔️ Ребенок успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают друг друга и его тоже, общаются с ним, рассказывают, направляют внимание, читают ему. И тогда «получаются» взрослые – уверенные в себе люди.

✔️ Родители обучают своего малыша умению думать и говорить, чувствовать и действовать, не ущемляя ребенка, а позволяя ему быть во всем активным. Выросшие в таких условиях люди активны в жизни, занимающиеся любимым делом и имеющие высокую самооценку.

Читайте также:  Развитие мышления современного ребенка

✔️ В семье обеспечиваются широкие возможности для использования всех пяти орга­нов чувств ребенка: он может свободно смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать руками, пробовать на вкус, двигаться. Это позволяет ему больше узнавать о доме и вне дома. Взрослые из таких семей анализируют и направляют все в своей жизни, а не плывут по течению.

✔️ Родители уделяют ребенку как можно больше времени, чтобы приобщить ребенка к жизни, заложить в него уверенность в себе и в любом общении, что будет помогать ему в школе, к компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе и в собственной семье. Выросшие дети – хорошие и надежные люди, друзья.

✔️ Родители при каждом удобном случае присоединяются к занятиям ребенка, внимательно наблюдают за ним и его действиями и стараются узнать больше о его интересах, увлечениях. Взрослый из такой семьи узнаваем по уверенному поведению.

✔️ В семье уважительно относятся к каждому ребенку, учитывая его темперамент, потребности, интересы, симпатии и антипатии. В такой семье каждому обеспечена поддержка семьи во всем и каждый может постоять за свои интересы.

✔️ Родители стараются, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений. Взрослый из такой семьи умеет любить.

✔️ Новый день в семье родители начинают со слов: «Доброе утро!» и продолжают его бодро, доброжелательно, а не с замечаний и ссор. Дети становятся отличными коммуникаторами, про которых говорят: «Прекрасно воспитанный и культурный человек».

✔️ В случае ссоры родители не уходят от ребенка, пока не помирятся. Вырастают бесконфликтные люди, которые умеют разрешить любой назревающий конфликт эффективно и рационально.

✔️ Родители внушают ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хороший, ты уникальный, но не лучше других». Взрослые дети – здоровые личности без комплексов неполноценности.

✔️ Когда родители раздражены, они начинают говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит. Взрослые дети тоже умеют управлять своими эмоциональными состояниями.

✔️ Когда сын или дочь возвращаются, родители встречают их у дверей. Ребенок должен знать, что родители рады его возвращению, даже если он и провинился. Родители любят безусловно.

✔️ Родители не спешат наказывать ребенка, не разобравшись в причинах проступка. Они знают, что когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но при наказании совесть замолкает, а это опасно и чревато появлением обид, лжи… Дети становятся справедливыми и честными людьми.

✔️ В одиннадцать лет, когда ребенка как будто подменили, родители не ищут виноватых, а понимают, что ребенок становится подрост­ком. Такие люди любят без всяких условий.

✔️ В благополучной семье родители умеют просить детей и не считают это зазорным. В спорах с сыном или дочерью родители иногда уступают, чтобы детям не казалось, будто они вечно не правы. Этим родители учат детей уступать, признавать ошибки и пораже­ния.

✔️ Родители стараются никого не критиковать при детях. Они знают: сегодня мы скажем дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о нас. Взрослые дети уважительно относятся к каждому человеку.

✔️ В доброй семье родители не избегают ласковых слов и прикосновений, они знают, что это смягчает душу ребенка и снимает напряжение. Взрослые дети – прекрасные супруги и заботливые родители.

✔️ Маленькие дети иногда мечтают уйти из дома и отправиться в дальние страны. Ребята по­старше уходят из дома от отчаяния. Когда подростка удается вернуть, любящие родители не попрекают его ни единым словом, они постараются даже не вспоминать о происшествии. Взрослые дети умеют любить по-настоящему.

В заключение НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ для молодых родителей

Подпиской и/или откликом Вы поможете развитию канала. СПАСИБО!

Подпиской и/или откликом Вы поможете развитию канала. СПАСИБО!

Уважаемые родители, давайте же помнить: мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.

Важное о воспитании детей в семье здесь: Как родители могут помочь формированию адекватной, здоровой самооценки ребенка, и здесь: “Почему они со мной так поступают? Разве я – не человек?” – 3 вещи, которые не может простить своим родителям подросток

Друзья, поделитесь своими мыслями по обсуждаемой теме. Задавайте вопросы. Поделитесь с друзьями в соцсети. Поставьте оценку. СПАСИБО!

Источник