Развитие ребенка в 9 месяцев родная тропинка

Автор: Ася Валасина
Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.
Здравствуйте, дорогие читатели «Родной тропинки». В этой статье я даю очень краткий схематичный календарь основных достижений в развитии малыша на первом году жизни. Подробнее об играх и упражнениях с ребенком, об основных направлениях его развития, о гимнастике, о помощи малышу в овладении ползанием, ходьбой, речью Вы найдете практическую информацию по месяцам и интересные советы специалистов в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года».
Календарь развития новорожденного по месяцам.
Первый месяц жизни.
10-15 дней
- Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).
20 дней
- Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.
1 месяц.
- Появляется первая улыбка.
- Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
- Он реагирует на звук колокольчика.
- Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
- Переводит взгляд с одного объекта на другой.
2 месяца
- Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
- Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
- Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.
3 месяца
- Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
- Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.
4 месяца
- Младенец по звуку может определить расположение предмета.
- Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
- Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
- Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
- Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
- Ребенок поворачивается на бок.
- Малыш начинает гулить.
5 месяцев
- Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
- Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
- Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
- Малыш поворачивается со спины на живот.
- Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
- Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
- Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
- Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.
6 месяцев
- Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
- Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
- Ребенок поворачивается с живота на спинку.
- Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
- Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.
7 месяцев
- Ребенок подолгу лепечет.
- Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
- Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.
8 месяцев
- Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
- По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
- Ползает много, быстро и в разных направлениях.
9 месяцев
- Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
- Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
- Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
- Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
- Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.
10 месяцев
- Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
- Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
- Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
- Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
- Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
- С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.
11 месяцев
- Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
- Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
- Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.
12 месяцев
- Малыш понимает несколько имен близких людей ( «Где Ваня?»),
- знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
- знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
- Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
- Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
- Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.
Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.
Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике «Развитие малыша от рождения до года». В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать :
Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для умывания, переодевания, кормления, пробуждения, игры, укладывания спать.
Тексты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье мамы и малыша.
Пестушки: русские традиции пестования младенцев.
Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Источник
Автор: Ася Валасина
Упражнения для новорожденных: как и когда проводить, пошаговое описание упражнений.
В предыдущей статье «Первый месяц жизни новорожденного» мы говорили об основных задачах развития ребенка и его достижениях за первый месяц жизни. Но эти задачи успешно решаются только в том случае, если мама проводит с малышом специальные «мини-занятия», включающие развивающие игры и упражнения.
Упражнения для новорожденных детей, о которых я расскажу сейчас, помогут решить перечисленные задачи, достичь нужных показателей, будут способствовать полноценному своевременному развитию младенца.
Когда можно проводить упражнения с ребенком?
Упражнения для новорожденных длятся не более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.
Описание развивающих упражнений для новорожденных детей
Упражнение 1. Погремушка
Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.
Как заниматься с малышом:
- Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
- Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
- Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
- Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.
Упражнение 2. Колокольчик
Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.
Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.
Как заниматься с малышом:
- Возраст – 10-20 дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
- Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.
Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития
Задача:побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.
Как заниматься с малышом:
Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.
- Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
- Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)
Упражнение 4. Выкладывание на животик
Задача: формировать умение удерживать головку.
Как заниматься с ребенком:
Выкладывать младенца на живот можно уже с первых недель жизни, когда заживет пупок. Делают это перед кормлением на 2-3 минуты, сначала один или два раза в день, потом три – четыре раза в сутки. Нельзя выкладывать на живот ребенка после кормления.
Положите ребенка на живот, освободите ему руки. Это побуждает малыша поднять голову и удерживать ее 1-2 секунды, затем до 5 секунд. После этого осторожно переверните ребенка на спинку. Пусть он отдохнет.
Все действия по уходу за новорожденным очень важно сопровождать беседой с ним, пестушками, стихами.
В этой статье мы говорили об основных развивающих упражнениях для новорожденных, закладывающих основу для успешного развития ребенка. Занятия с новорожденным стоит проводить ежедневно, когда малыш хорошо себя чувствует. Конечно, список упражнений и занятий для детей первого месяца жизни можно и продолжить, т.к. игр для малышей можно придумать очень много. А мама, внимательно наблюдающая за своим ребенком, всегда сможет и изменить – «подстроить» под своего малыша готовое упражнение, и придумать собственные новые полезные игры. Если у Вас есть интересный опыт в этой области – обязательно поделитесь им в комментариях.
О том, как заниматься с малышом, когда ему исполнится 1 месяц, Вы можете узнать в статье «Месячный ребенок» и «Развитие ребенка в 1 месяц: развивающие игры и упражнения»
О развитии ребенка на первом году жизни Вы можете почитать:
Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.
Когда ребенок начинает держать голову. Полезные упражнения и как их проводить с малышом.
Пестушки: уникальный народный опыт развития малышей.
Развитие новорожденного по месяцам: календарь развития ребенка для мамы.
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для укладывания спать, пробуждения, кормления, переодевания.
Колыбельные песни для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Источник
Многие молодые мамы часто задаются вопросом, какими должны быть игры с ребенком 9 месяцев, чтобы малыш получал максимум пользы от общения и познания мира?
Это действительно важный момент, так как девятимесячные дети становятся более независимыми и любознательными, чем прежде.
Соответственно, в таком возрасте они нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. По сути, основная задача родителей сводится к тому, чтобы развить навыки крохи, используя простые, но эффективные игры. Если хотите узнать, какие именно, дочитайте статью до конца!
Развитие слуха и зрения
Маленькие дети развиваются довольно интенсивно, поэтому 9 месяцев – подходящее время для усовершенствования сенсорных способностей крохи. Тратя на игры с ребенком 9 месяцев по несколько часов в день, можно легко поспособствовать формированию следующих навыков:
- Зрительная память;
- Воображение;
- Наблюдательность;
- Слуховая память.
При этом совсем необязательно смотреть современные мультфильмы, чтобы тренировать глазки малыша. По сути, такая мультимедийная продукция абсолютно бесполезна, а ее создатели нагло врут, когда рассказывают о каких-то положительных моментах. Лучшие «тренажеры» – это простые игры, о которых мы сейчас поговорим более детально.
«Веселые картинки на руках»
Используйте обычные пластиковые краски, чтобы нарисовать на ладошках ребенка часть человеческого лица (улыбчивого). Должна получиться своеобразная забавная картинка.
Если сводить руки малыша вместе, то он будет видеть целостный рисунок, который точно придется ему по душе. Это легкое упражнение можно повторять по несколько раз до тех пор, пока малыш не потеряет интерес.
«Где спрятался младенец?»
Попробуйте поднести малыша к зеркалу, а затем как-то привлечь его внимание к появившемуся изображению. Если это получилось сделать, моментально отходите от зеркала.
Как можно догадаться, изображение тут же пропадет, а вы спросите у ребенка, куда он спрятался? Подобные манипуляции следует повторять многократно.
Если у младенца есть любимая игрушка, с которой он проводит большую часть свободного времени, то ее можно также превратить в основной объект для развлечения. Как же это сделать?
Все достаточно просто: сначала покажите игрушку малышу, чтобы привлечь внимание, а затем положите ее на видное место и спросите, куда подевался объект (мишка, зайка, котик и т.д.)
По идее ребенок быстро обнаружит пропажу, поэтому будет доволен своим успехом, а значит, захочет продолжить увлекательную игру.
«Читаем книжку вместе»
Читайте ребенка сказки каждый день. При этом смысловое содержание не имеет никакого значения, а иллюстрациям следует уделить внимание. Оптимальный вариант – выбрать книгу с множеством ярких изображений.
Дело в том, что ребенок будет рассматривать интересные картинки, параллельно развивая свои глаза. Конечно, глупо мечтать о том, что младенец начнет уделять этому занятию много времени, однако лишние усилия и не требуются.
Еще один занимательный момент кроется в том, что девочки обычно более усидчивы, чем мальчики, даже в столь юном возрасте, поэтому маленьких «принцесс» заинтересовать книгами гораздо легче.
«Прятки»
Удивительно, но среди множества игр с ребенком 9 месяцев, рекомендованных опытными специалистами, прятки занимают далеко не последнее место. Казалось бы, в этом банальном развлечении, знакомом нам с детства, нет ничего такого, но, на самом деле, она чрезвычайно полезна.
В частности, помогает развивать слух малыша. По сути, вам даже делать особо ничего не надо: просто спрячьтесь за занавеской, а затем дайте ребенку себя обнаружить. Если он быстро справится с поставленной задачей – похвалите, в противном случае – повторите попытку.
Конечно, время от времени нужно менять укромные места, чтобы малыш тренировал не только слух, но и зрительную память.
Развиваем речь младенца
Приблизительно в девятимесячном возрасте ребенок начинает активно разговаривать. Точнее, он пытается это делать, произнося самые простые слоги, а также учится подрожать родителям.
«Как узнать любимую игрушку?»
Конечно, младенец не понимает значения многих слов, однако он с легкостью запомнит названия любимых предметов. Правда, нужно помочь ребенку постепенно усовершенствовать свои навыки. Для достижения этой цели идеально подойдут следующие игры.
Если ваш ребенок всегда проводит свободное время с любимыми игрушками, добавьте к ним новую. Дайте малышу ознакомиться с обновленной экспозицией, а затем попросите указать на знакомые вещи. Если малыш быстро выполнит задание, не лишайте его похвалы.
Подобное развлечение можно повторять многократно. Главное – периодически добавлять новые игрушки, чтобы слегка усложнить задачу ребенку.
«Катаем мяч»
На первый взгляд кажется, что игра с мячом максимально примитивна, так как она требует никаких серьезных усилий. Впрочем, если включить фантазию, что и нужно сделать родителям, то можно превратить простое перекатывание мяча в интеллектуальное занятие для малыша.
По крайней мере, в ходе подобного развлечения ребенок вполне способен выучить новые слова или слоги. Возникает логичный вопрос, как такое возможно. Удивительно, но все очень просто: достаточно перекатывать мяч, сидя напротив малыша.
Главное, в процессе игры не забывать о веселых стишках или песенках. Если ребенку понравится, он начнет за вами повторять, а чего-то большего нем и не нужно.
«Разложи игрушки»
Основная цель данной игры – сортировка предметов с учетом определенных параметров. Далеко не факт, что младенец сразу идеально справится с этой задачей, но регулярные тренировки рано или поздно принесут свои плоды.
Проще говоря, малыш научится складывать кубики в одну коробку, а книжки – в другую. Таким образом, простое занятие, которое легко превратить в различение, принесет крохе максимум пользы. В частности, положительно повлияет на внимательность малыша.
Увеличиваем двигательную активность
За физическим развитием маленького ребенка необходимо следить еще более пристально, чем за успехами любимого спортсмена. Дело в том, что у профессиональных спортсменов есть тренер, а у малыша его нет.
Следовательно, обязанности наставника ложатся на хрупкие плечи мамы. В такой ситуации многие молодые родители попросту не знают, как действовать, хотя правильное решение, по сути, лежит на поверхности. Конечно же, речь идет о разнообразных играх, в ходе которых можно привить младенцу любовь к спорту.
«Катание на лошадке»
Обычная лошадка, которая у многих из нас была в детстве, является хорошим тренажером для ребенка. Она помогает укрепить вестибулярный аппарат и развить навык равновесия. И пусть на начальном этапе малыш вряд ли сможет достичь колоссальных успехов, но зато через время сумеет самостоятельно кататься, даже без поддержки взрослых.
Главное, выбрать действительно подходящего коня. В частности, выбирая подобную игрушку, следует учитывать такой важный аспект, как рост ребенка. В противном случае есть риск, что, взобравшись на коня, младенец не дотянется ногами до пола, а значит, останется без опоры.
«Перетягиваем шарф»
На первый взгляд довольно странное развлечение, но довольно эффективное, что важно. В это трудно поверить, но эта игра отлично развивает плечевые мышцы. Ее суть банальна и проста: нужно лишь перетягивать длинный шарфик на себя.
Ребенок точно справится с подобной задачей, если поймет, что от него хотят. Конечно же, родители должны поддаваться малышу, чтобы придать ему уверенности в собственных силах. Можно даже упасть на пол, чтобы закрепить положительный эффект, особенно, если младенец действительно начнет стараться.
Как видите, все вышеперечисленные игры не отличаются сложностью, однако требуют от родителей времени и внимания. Точнее, внимания требует ребенок, ведь без него о полноценном развитии малыша и речи быть не может.
Помните, с малышом нужно постоянно взаимодействовать, а совместные развлечения помогают это сделать. Даже примитивные пальчиковые игры приносят пользу. Вы касаетесь ребенка, ждете ответной реакции, учите вместе новые слова и радуетесь.
Согласитесь, игры с ребенком 9 месяцев, такое времяпровождение в разы лучше, чем просмотр современных мультфильмов, которые порой и вовсе негативно влияют на психику ребенка.
Понравилась статья: поделись с друзьями, подписывайся на канал и комментируй.
Источник