Развитие ребенка в 7 лет внимания памяти мышления
Как меняется психика ребенка в 7-9 лет?
Как помочь развитию младшего школьника?
Ответы на вопросы — в нашей статье.
Содержание:
- Развитие психики в 7-9 лет
- Интеллектуальная сфера
- Внимание
- Память
- Мышление
- Восприятие
- Воображение
- Речевая сфера
- Эмоциональная сфера
- Учебная деятельность
- Коммуникативная сфера
- Интеллектуальная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 7-9 лет
В этом возрасте ребята учатся в начальной школе. А во время учебной деятельности активно развивается их психика.
У них появляется произвольность и осознанность познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и т.д).
Дети начинают планировать свои действия в уме и анализировать их. Также они учатся рефлексии.
У них появляется мировоззрение и самоощущение.
Интеллектуальная сфера
У ребенка 7-9 лет активно формируется личное сознание. Он стремится понять свое место в отношениях со взрослыми.
Через учебную деятельность школьник осознает свои способности. Они развиваются через устойчивый интерес к какому-либо делу и стойкую мотивацию к нему.
Ребенку нравится быть компетентным. Учеба расширяет его кругозор и улучшает мышление.
Младшему школьнику интересны общественные мотивы. Ему хочется быть культурным и развитым, хорошо учиться, а потом, во взрослой жизни — и хорошо работать.
У него появляются новые взаимоотношения с окружающими, права и обязанности.
Формируются его моральные качества личности, самосознание и мировоззрение.
Ребенок изобретает, придумывает свою концепцию окружающего мира. Ему нужно все упорядочить, понять закономерности и т.д.
Младший школьник разбирается в этических нормах (например, что такое “хорошо” и “плохо”) и учится эстетическим (например, считает, что красивое не может быть плохим).
Внимание
Ребенок становится намного внимательнее, чем в дошкольном детстве.
Он уже умеет концентрироваться на малоинтересных действиях и сосредоточенно заниматься 10-20 минут.
Ближе к 9 годам дети смогут работать довольно долгое время, не отвлекаясь и не делая ошибок. Но даже тогда они способны отвлечься на что-то более интересное.
В целом, у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Для него важны внешние впечатления, а из-за этого трудно сосредоточиться на непонятном и сложном материале.
В этом возрасте у конкретного ребенка заметны свои особенности внимания. Кому-то сложно быстро переключиться от старательно решаемой задачи. Кто-то легко переносит свое внимание на новое задание, но также запросто отвлекается. А у некоторых ребят хорошо организовано внимание, но его объем еще очень небольшой.
Память
У детей 7-9 лет продолжает развиваться произвольная память. Она тесно связана с мышлением.
У них хорошо сформирована механическая память, они могут легко “зазубрить”материал. Но, для того, чтобы текст остался в памяти надолго, ребятам необходимо понять его.
Школьники могут сознательно и осмысленно запомнить интересный материал через игру. Также они учатся запоминанию с помощью различных мнемотехнических приемов.
В целом, в этом возрасте память конкретно-образная. Ребенок может довольно легко воспроизвести учебный материал с опорой на текст или картинку, но самому что-то припомнить ему пока сложно.
Мышление
Мышление ребенка начинает переходить от наглядно-образного к словесно-логическому.
Он учится рассуждать, основываясь на конкретных наглядных предметах. Ребенок анализирует, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи.
Еще младший школьник начинает решать образные задачи, а также идти от конкретного к общему, и наоборот.
Теперь он анализирует знания, полученные от родителей, сверстников, телепередач, и делает свои выводы.
Он умеет использовать наглядно-схематическое мышление (то есть опирается на макеты, схемы и т.д.).
В 7-9 лет ребенок начинает усваивать научные понятия.
Кроме этого, развиваются особенности мышления ребенка. Можно заметить среди детей “мыслителей”, “практиков” и “художников”.
Восприятие
Ребята в этом возрасте обычно замечают не главный признак, а то, что первое бросилось в глаза.
Но они учатся целенаправленно изучать объект: рассматривать, исследовать, наблюдать.
На развитие восприятия сейчас влияет речь. При изучении чего-либо ребенок называет и выделяет качества предмета или явления.
Восприятие становится синтезирующим, школьник устанавливает связи между явлениями.
Воображение
Воображение становится более управляемым.
Ребенок теперь более правильно воображает действительность на основе своих знаний. Это возникает потому, что у него развивается критическое мышление.
Также младший школьник умеет “воспроизводить” образы-представления о предмете или явлении.
Речевая сфера
Речь школьника тесно связана с развитием мышления и других познавательных процессов. Ведь во время учебы словесные рассуждения помогают, например, решать задачу.
В его словарном запасе около 7000 слов. Этот объем зависит от кругозора, качества общения со взрослыми и т.д.
Ребенок овладевает звуковым анализом слова.
Он учится пересказывать, описывать и т.д. Так формируется связная монологическая речь — устная и письменная.
Эмоциональная сфера
После окончания кризиса 7 лет, у школьника появляется так называемое “обобщение переживаний”, возникает логика чувств. Эти переживания порождают внутреннюю жизнь ребенка, а она влияет на поведение.
Перед тем, как что-то выполнить, ребенок начинает размышлять и осознавать, какие эмоции он получит от этого действия. Он начинает скрывать свои переживания от окружающих. Так проявляется “утрата детской непосредственности”.
В 7-9 лет ребенок уже регулирует свое поведение и старается держать свои обещания.
Также по мере выхода из кризиса уходят манерничанье, кривляние и наигранность поведения.
Дети учатся саморегуляции, трудолюбию и самостоятельности.
Их эмоции теперь более устойчивые и глубокие. Возникают постоянные интересы и дружеские отношения.
У ребят начинают ярче проявляться особенности характера и поведения.
Учебная деятельность
Учебная деятельность становится ведущей в этом возрасте.
Для ребенка важно быть успешным в учебе. Он хочет, чтобы это замечали взрослые и сверстники. От этого зависит его самооценка и самоуважение.
Младший школьник начинает оценивать свои знания и анализировать их (раньше он это не умел, а теперь умеет и т.д.).
Успехи в учебе рождают у школьника чувство компетентности. А постоянные учебные неудачи приносят чувство неполноценности.
Учебная деятельность ребенка в 7-9 лет может быть основана на таких мотивах:
- высокая оценка, одобрение окружающих;
- стремление узнать новое;
- желание быть успешным;
- мотив избегания неудачи.
Коммуникативная сфера
Учебная деятельность касается и коммуникативной сферы.
Центром в социальной жизни ребенка становится его учитель. Он для школьника — большой авторитет.
Во время учебы и в играх дети начинают действовать вместе, вставать на точку зрения другого, видеть себя со стороны.
Трудности возраста
В этот период может продолжаться кризис 7 лет.
Но, в целом, возраст 7-9 лет — это “затишье”. Ребенок спокоен, дружелюбен, открыт знаниям и стремится быть успешным в учебе.
Но если в школе что-то не ладится, он может стать тревожным, вспыльчивым или
грубым. Это — сигналы того, что школьнику необходима помощь взрослых.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Ребенку важно быть успешным, компетентным и принятым в коллективе своего класса. Но иногда дети могут “закрываться”, переживая свои неудачи в одиночестве. Поэтому родителям надо искренне интересоваться его школьными делами (не только учебой). Вопросы могут быть примерно такими. Что больше всего нравится ему в школе? С кем он сегодня общался?
Нужно быть внимательным к чувствам ребенка и не преуменьшать их значение.
При совместном выполнении домашних заданий стоит сохранять терпение и помогать, опираясь на особенности школьника. Кому-то нужны схемы и изображения, кому-то — рассуждения вслух и т.д.
Необходимо ограничивать время, проведенное за компьютером или перед телевизором. Лучше активно и интересно проводить время всей семьей.
Нужно соблюдать четкий режим дня. При этом у ребенка обязательно должно быть время на свои любимые игры и активные прогулки на свежем воздухе. Разнообразные секции, кружки — это не досуг.
Ребенку 7-9 лет нужно уметь помогать по хозяйству взрослым и самостоятельно выполнять поручения. Конечно же, дела должны соответствовать его возрасту и умениям.
В этот период необходимо четко понимать азы самостоятельного и безопасного поведения дома и на улице. Например, правила дорожного движения, обращения с электричеством, газом, аптечкой и т.п.
Необходимо, чтобы ребенок знал, как контактировать с незнакомыми людьми. Он должен наизусть помнить экстренные номера телефонов и телефоны родителей. Важно, чтобы школьник понимал, к кому он может обратиться за помощью при необходимости.
Возраст 7-9 лет называется младшим школьным.
Все психические процессы становятся произвольными, ребенок учится получать знания и анализировать их. Он создает свою картину мировоззрения.
В его жизни появляется новый авторитет — школьный учитель, а его самоуважение основывается на успехах в школе. Родителям надо давать ребенку больше самостоятельности при принятии решений, а также оказывать ему легкую помощь при освоении учебного материала.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7 лет.
Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет
В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.
Малышу всё ещё важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.
Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.
В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.
Причины плохого запоминания
Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.
Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.
Как улучшить?
Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка. Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих вопросов.
Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.
Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5 минут для поиска отличий.
Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их. Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида памяти.
Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации. Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин», «карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».
Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением: цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба, искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами. Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для формирования навыка закрепления знаний.
Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка. Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из стихотворения.
Упражнения
С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка», «холодильник», «блюдце».
Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».
Обязательно обсудите с дошкольником, что получилось.
Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и пробуждения творческих способностей.
Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке – «табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные – чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.
Игры
Детям 6 лет необходима внешняя мотивация для закрепления знаний, поэтому обучение предпочтительно проводить в игровой форме. Разложите на столе несколько картинок. Через несколько минут предложите ребёнку отвернуться. За это время поменяйте местами две картинки. Попросите малыша ответить на вопрос, что изменилось. Затем пусть ещё раз отвернётся на несколько секунд. Спрячьте одну из картинок. Малыш должен назвать исчезнувшее изображение.
Эффективны групповые игры. Один из участников внимательно разглядывает товарища. Потом он должен отойти и отвернуться. Ему предлагают назвать всю цветовую гамму, имеющуюся в одежде ранее изучаемого им субъекта.
По принципу снежного кома образуют цепочки слов. Один ребёнок произносит фразу: «Клумба пестрит разноцветными георгинами». Следующий участник должен повторить это предложение и добавить ещё одно слово: «Клумба пестрит разноцветными георгинами, астрами». И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Отличным результатом считается добавление не менее 20 слов.
Заучивание стихов
Запоминание стихов приносит огромную пользу детской мыслительной деятельности, так как мозг находится в активном развитии. С 6-7 лет ребёнок способен осваивать сложные стихи. Он уже может проанализировать действия персонажей, представить себя на их месте, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения.
К этому возрасту формируется логическое мышление, поэтому дети могут изобразить на бумаге события сюжета. Помогите им почувствовать эмоции поэта. Глубокое яркое впечатление повышает восприятие и запоминание.
Образное оживление стихотворения способствует эффективному запоминанию рифмованных строк. Каждая строфа должна визуально превратиться в яркий образ. Все мысленно созданные картинки надо подчинить определённому ритму. Попробуем «оживить» стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка».
Сначала объединяем первые две строчки и создаём красочные образы. Представляем высокие сугробы, над которыми снежные вихри на человеческих ножках лихо пляшут. Дальше воображаем гигантских снегирей. В их клювах виднеются огромные судейские свистки, из которых доносится песня. Завершается стихотворение прорезающими снег коньками. Но их название «снегурки» даёт возможность дать волю фантазиям и представить Снегурочек с ножами в руках. Они разрезают ими лёд на частички, напоминающие коньки.
Не забудьте уделить внимание ритмике.
Советы психолога
Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.
Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.
Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.
Источник