Развитие ребенка в 5 месяцев по месяцам что умеет
В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?
Физиологические изменения
- Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
- Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
- У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
- Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
- Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.
Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.
Физическое развитие
За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.
У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.
Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Что малыш умеет?
- Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
- Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
- Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
- Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
- Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
- Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
- Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.
Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Занятия для развития
- Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
- Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
- Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
- Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
- Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
- Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
- Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
- Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
- Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
- Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
- Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
- Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
- Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
- Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
- Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
- На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.
При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.
О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.
Уход
В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.
В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.
Режим дня
Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.
Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.
Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.
У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.
Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.
Обычный день
С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:
Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.
Частые проблемы
- Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
- Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
- Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает запор, особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
- Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
- Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.
Источник
Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки. Особенности режима дня и питания.
В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.
Контрольные цифры
К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост – от 64 до 65,9 см.
Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.
Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:
- Наследственность – если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
- Состояние здоровья – часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
- Характер питания – сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.
С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми – интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.
Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,1 | 8,3 |
Вес девочек, кг | 5,9 | 7,7 |
Рост мальчиков, см | 61,1 | 67,0 |
Рост девочек, см | 60,8 | 66,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 41,2 | 44,6 |
Окружность головы девочек, см | 40,3 | 43,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 40,1 | 45,7 |
Окружность груди девочек, см | 40,3 | 44,5 |
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 6,0 | 9,3 |
Вес девочек, кг | 5,4 | 8,8 |
Рост мальчиков, см | 61,7 | 70,1 |
Рост девочек, см | 59,6 | 68,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,1 | 45,0 |
Окружность головы девочек, см | 38,9 | 44,0 |
Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.
Физическая активность и физиологическое развитие
Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.
Развивающие занятия
Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину – он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.
Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.
Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул – яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.
Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.
Первые попытки сесть
Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.
Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку – за другую мама слегка помогает – и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.
На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.
Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.
Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.
Психоэмоциональные изменения
Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.
Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:
- Захохотать;
- Потребовать;
- Рассердиться, обрадоваться;
- Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.
Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.
Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.
Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:
- Кошка говорит «мяу»;
- Собачка лает «гав»;
- Птичка поёт «чик-чирик».
Развитие и питание, вес и рост – по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50-60 дней позже, чем у мальчиков.
Пятый месяц – важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький – в том числе.
Источник